Мировая Авиация 203
-
Крупнейшие военные операторы Beaver - ВВС и Армия США, закупившие в общей сложности 982 самолета L-20A (U-6A).
Изображенный учебно-тренировочный Beaver принадлежал голландским ВВС и в сентябре 1966 года находился на авиабазе Состербург. Армия США также располагала учебно-тренировочными самолетами, TU-6A, имевшими двойное управление.
Военно-воздушные силы США, Аргентины, Австралии и Новой Зеландии использовали самолеты Beaver во время операций в Антарктике. Часто их оснащали комбинированным колесно-лыжным шасси.
Самолет Beaver AL.Mk 1 из авиакорпуса британской Армии запечатлен во время учений "Mirza" в Судане в марте 1974 года. Авиакорпус списал последний Beaver в мае 1990 года, приобретя взамен Islander.
De Havilland Canada L-20A Beaver, предназначенный для ВС Лаоса, авиабаза Кларк-Филд авиации Армии США, декабрь 1957 года.
С десяток U-6A были переоборудованы в самолеты радиотехнической разведки RU-6A. Часть самолетов ВС США передали затем Южному Вьетнаму (на снимке).
L-20A садится на деревенскую дорогу во время корейской войны. Во время посещения Корейского ТВД в 1952 году президент Эйзенхауэр использовал L-20A в качестве персонального самолета.
На палубе авианосца (вероятно, "Кирсарджа") стоят F8F-1 из состава истребительной эскадрильи 3A (позже переименована в 31-ю иаэ), чья эмблема - "Кот Феликс" - видна на капотах машин.
После прихода на флот реактивных самолетов все Bearcat быстро сняли с вооружения и передали в эскадрильи Резерва ВМС США. Хотя скорость и вооружение F8F в начале 1950-х годов уже не выглядели современными, самолеты оказались лучше других приспособлены для решения различных задач.
F8F-1s of a Naval Air Reserve Squadron from Glenview NAS.
Прототип XF8F-1 имел более длинный фюзеляж и меньший размах крыла, чем последующие машины, а также отсутствовал форкиль, имевшийся на серийных F8F-1.
F8F-1D таиландских ВВС в аэропорту Дон Муанга, декабрь 1955 года. Префикс "D" присвоен варианту, способному нести три подвесных топливных бака.
F8F-1D составлял основу парка французских ВВС в Индокитае - они активно участвовали в обороне Дьенбьенфу.
Bearcat дважды устанавливали мировой рекорд скорости для поршневых самолетов: 16 августа 1969 года Деррил Гринамайер разогнал "Conquest I" до 776,449 км/ч, а 21 августа 1989 года Лайл Шелтон на "Rare Bear" (на фотографии, с "обрезанными" законцовками крыла и двигателем Wright R-3350) достиг скорости 850,25 км/ч.
NH90 TTH может брать на борт до 20 полностью вооруженных военнослужащих или же 2500 кг груза.
Вариант NFH отличается смонтированной под фюзеляжем антенной поисковой РЛС кругового обзора.
NH90 NFH предназначен преимущественно для борьбы с надводными и подводными целями, но он может решать и другие задачи - загоризонтное целеуказание, поиск и спасание, перевозку грузов и личного состава.
Для посадки на воду NH90 может оснащаться надувными баллонетами. На фотографии - один из прототипов во время испытаний.
Австралия - один из первых экспортных заказчиков вертолета NH90, который является желанным выбором для стран, намеренных заменить свои UH-1 и UH-60.
Норвегия - один из последних заказчиков NH90, ее вертолеты должны также заменить собой Sea King в роли поисково-спасательного.
NH Industries NH90 NFH
Hs 123A-1. Этот Hs 123A принадлежал 5-й эскадрилье 2-й эскадры непосредственной поддержки войск, в 1941-1942 годах воевавшей на центральном участке Восточного фронта, под Москвой. Самолет окрашен в характерный зимний камуфляж, желтые полосы - опознавательные знаки самолетов на данном ТВД, а черный треугольник - обозначение подразделений непосредственной поддержки войск.
Hs 123A-1 из 1-й эскадры несет в носовой части фюзеляжа эмблему подразделений непосредственной поддержки войск, а под крылом видны четыре бомбы SC 50.
Hs 123 готовится спикировать на цель. На самом деле данные бипланы больше использовались в роли самолетов непосредственной поддержки войск.
До завершения выпуска самолетов были построены прототипы еще двух модификаций. На фотографии - Hs 123 V5 D-INRA, прототип Hs 123B, имевшего более мощный двигатель BMW 132K, трехлопастный воздушный винт с изменяемым шагом и доработанный капот.
The Henschel Hs.123 Single-seat Dive Bomber (870 h.p. B.M.W. 132 engine).
Hs 123 V1 сфотографирован в начале 1935 года - хорошо виден капот типа NACA, под которым спрятан девятицилиндровый звездообразный ПД BMW 132A-3 мощностью 650 л. с. (485 кВт).
Гражданская война в Испании и служба после 1945 года. Пять Hs 123A-1 были направлены в Испанию для опытной эксплуатации в боевых условиях и отработки тактики Люфтваффе по применению пикирующих бомбардировщиков. Однако в реальности машины использовались больше в роли штурмовиков. В последующем испанцы выкупили все эти пять самолетов и заказали еще 11 машин - все 16 поступили в 24-ю авиагруппу франкистских ВВС. Испанцы дали им обозначение Angelito, самолеты эксплуатировались в Испании до конца 1940-х годов.
Техники одного из подразделений Люфтваффе работают над Hs 123A-1. Серийные машины оснащались более мощным двигателем BMW 132Dc.
Польские ВВС получили с 1981 года 45 самолетов МиГ-23МФ. Данный самолет принадлежал 28-му авиаполку, дислоцированному на авиабазе Слупск и известному своими самыми "красочными" самолетами семейства МиГ-23, - в носовой части каждой машины наносились крупные эмблемы эскадрилий и другие отличительные знаки. На этот самолет подвешены под крылом две УР "воздух-воздух" Р-23, а также УР ближнего боя Р-60 под фюзеляжем.
Пилоты самолетов МиГ-23 хорошо отзывались о своих машинах. Даже при сравнении с более современными истребителями МиГ-29, они выглядели не слишком "отсталыми". В советских ВВС самолеты семейства МиГ-23 получали различные прозвища, такие как "Крокодил Гена", "Топор", "Стриж","Раскладушка" и другие. По некоторым данным, среди летчиков-испытателей он получил прозвище "Маленький Фантомас".
ВВС Индии стали одним из зарубежных заказчиков Caribou и эксплуатировали их в 1963-1987 годах.
Caribou оставались в эксплуатации австралийских ВВС до ноября 2009 года, когда был списан последний самолет (№A4-140). Австралийцам так и не удалось найти равноценную замену для работы с коротких ВПП.
Прототип Caribou, CF-KTK, был облетан 30 июля 1958 года. Компания получила богатый опыт проектирования многоцелевого самолета, способного работать с очень коротких ВПП, который и применила при создании своего первого двухмоторного самолета.
В конце вьетнамской войны, в 1975 году, северовьетнамские войска захватили несколько южновьетнамских Caribou - они находились в эксплуатации до конца 1970-х годов.
Еще в самом начале разработки МиГ-23 была определена необходимость создания двухместной учебно-боевой модификации, разработка которой должна была начаться в мае 1968 года. Самолет получил обозначение МиГ-23УБ и предназначался для подготовки экипажей, включая применение различных образцов вооружения. Отличительной особенностью МиГ-23УБ стало отсутствие РЛС "Сапфир-23" (использовалась на первых учебных машинах, но ввиду ненадежной ее работы была снята), не применялись теплопеленгатор и ракеты "воздух-воздух" средней дальности. Также была сокращена емкость внутренних топливных баков, а вместо однощелевых были применены двухщелевые закрылки.
Citation X. Высокоскоростной Citation X - самый крупный представитель в своем семействе и до сих пор отлично продается по всему миру. Ожидается появление удлиненной модификации и варианта TEN.
Citation Excel XLS/XLS+. Девятиместный вариант XLS имеет укороченный фюзеляж Citation X и модифицированное прямое крыло Citation V Ultra с суперкритическим профилем. Модель XLS также отличается новыми основными стойками шасси, интегрированным комплексом авионики Honeywell Primus 1000 и двигателями Pratt & Whitney Canada PW545A тягой по 16,84 кН, a XLS+ имеет характерную для семейства Citation носовую часть, усовершенствованные двигатели с FADEC, модернизированную авионику и более широкие кресла.
Citation TEN. Перспективная модель TEN - усовершенствованный вариант X, его особенности - приборное оборудование кабины нового поколения с тремя большими 14-дюймовыми многофункциональными LCD-индикаторами и сенсорными панелями, а также более вместительный салон. Специально для TEN созданы двигатели Rolls-Royce AE 3007C2.
Citation CJ2+. CJ2+ - усовершенствованный вариант CJ2 со стреловидным хвостовым оперением; оснащен модернизированной авионикой и двумя двигателями FJ44-3A-24 тягой по 11,08 кН, имеющими электронно-цифровую систему управления двигателем (FADEC).
Citation CJ3 - удлиненный вариант CJ2 с дополнительными окнами в салоне (по 7 окон с каждого борта). Хотя CJ3 имеет такую же вместимость, как и CJ2 в базовой модификации, он отличается более вместительным салоном и высоким уровнем комфорта. В качестве базовой опции самолет имеет туалет.
Citation CJ4. Новый CJ4 - дальнейшее развитие CJ3. При его создания "Cessna" использовала опыт эксплуатации семейства CJ. CJ4 отличается характерным для модели Sovereign крылом и Т-образным крылом, а в базовом варианте рассчитан на 8 пассажиров - на одного больше, чем у CJ3. Бизнес-джет имеет характеристики, схожие с EMBRAER Phenom 300.
Citation M2. Восьмиместный M2 - модификация уже снятого с производства CJ1 (Model 525). Самолет будет иметь максимальную крейсерскую скорость 400 узлов (741 км/ч) и перевозить на двух пассажиров больше, чем Mustang. Первый полет запланирован на 2012 год, ввод в эксплуатацию - на третий квартал 2013 года.
BAe 125-800. HB-VIK - один из двух BAe 125-800B, эксплуатировавшихся швейцарской авиамедицинской службой (Swiss Air Ambulance). Самолеты были заказаны в 1986 году на смену Learjet 35 и прекрасно себя проявили в качестве медико-эвакуационных самолетов, отличаясь, среди прочего, высокими скоростью и топливной экономичностью.
  
Базовый Hawker 800, на смену которому пришел 800XP, отличался выпуклыми панелями лобового остекления и крылом увеличенного размаха. Выпущено 275 самолетов, последний поставлен в 1995 году.
Военные 800-е. Кроме стандартных бизнес-джетов, выпускались специальные варианты самолетов Series 800/800XP: инспекционный 800FI (шесть поставлены ВВС США под обозначением C-29A, три - японским ВВС как U-125, и четыре - бразильским ВВС как EU-93); поисково-спасательный 800SM (поставлялся японским ВВС как U-125A - на снимке - и отличавшийся наличием поисковой РЛС в подфюзеляжной гондоле и ИК-системой переднего обзора внизу носовой части фюзеляжа), а также самолет наблюдения 800RA и самолет радиотехнической разведки 800SIG, которые в количестве четырех единиц каждый поставлялись Южной Корее в рамках программы "US Peace Pioneer".
Носилки можно грузить на самолет через обычную дверь, для чего применялась специальная гидравлическая лебедка разработки Swiss Air Ambulance.
Кабина BAe 125-800 удачно сочетала испытанные старые и новейшие технологии, включая как многофункциональные индикаторы, так и стрелочные приборы.
Citation Mustang. Mustang относится к классу сверхлегких бизнес-джетов. Самолет совершил первый полет 18 апреля 2005 года, оснащается двумя двигателями Pratt & Whitney Canada PW615F и имеет максимальную взлетную массу всего 3930 кг. Первый серийный самолет передан заказчику в 2006 году; собрано более 320 машин.
Citation Sovereign. Sovereign - второй по величине представитель семейства Citation и первый, поднявшийся в воздух (февраль 2002 года). Рассчитан на перевозку от 8-12 пассажиров, экипаж - два человека. Сертификат FAA был выдан машине в июне 2004 года, вскоре начались поставки, и на сегодня собрано 300 бизнес-джетов. Sovereign может совершать трансконтинентальные перелеты по территории США, а также отличается высокими скоростью и взлетно-посадочными характеристиками.
Citation Latitude. Создается на базе Sovereign в качестве конкурента бизнес-джету средней размерности EMBRAER Legacy 450 и находится в продуктовой линейке между моделями XLS+ и Sovereign. Первый полет он должен совершить в середине 2014 года, получить сертификат FAA в середине 2015 года, а во второй половине того же года - поступить в эксплуатацию. В первой половине 2016 года ожидается получение европейского сертификата EASA.
Суданские ВВС получили в 1978-1979 годах четыре DHC-5D, большинство разбились в авариях.
Канада в 1967-1968 годах получила 15 самолетов DHC-5A, обозначенных CC-115 Buffalo. Данная машина принадлежала 424-й транспортной и спасательной эскадрилье (Трентон, провинция Онтарио).
"De Havilland Canada" использовала самолет с регистрацией C-GCTC в качестве демонстратора гражданской транспортной модификации DHC-5E. Самолет был потерян во время полета на выставке в Фарнборо в 1984 году.
Канадский CC-115, приписанный к 442-й транспортной и спасательной эскадрилье, выполняет вылет в рамках учения поисково-спасательных сил в 2004 году.
Крыло изменяемой стреловидности на МиГ-23 имело не такую уж и простую конструкцию, как долгое время считали на Западе, и преподнесло немало неприятных сюрпризов во время эксплуатации. Крыло имело развитую механизацию - отклоняемый носок на передней части и трехсекционный закрылок на хвостовой части, плюс двухсекционные интерцепторы. Стреловидность крыла по передней кромке могла изменяться от 16° до 72°, но летчики обычно использовали три положения - со стреловидностью по передней кромке 16°, 45° и 72°. Этот болгарский МиГ-23 сфотографирован в момент, когда его крыло находится в положении с минимальной стреловидностью.
В 1976-1978 годах болгарские ВВС прошли крупномасштабную модернизацию, в рамках которой в строевые части поступили самолеты МиГ-23БН и МиГ-23МФ. Позже, в 1982 году, ВВС получили еще и МиГ-23МЛ (на фотографии), внешне отличимый по меньшему форкилю. Впервые болгарские летчики получили возможность применить в бою дальнобойные УР класса "воздух-воздух" Р-23, оснащенные тепловыми и радиолокационными ГСН. Интересно, что в ходе одного из учений болгарский МиГ-23МЛ успешно выполнил перехват советского МиГ-25Р, следовавшего на высоте 20 км со скоростью М=2,83.
МиГ-23МЛ. Появление такого самолета как МиГ-23 позволило советским ВВС получить в распоряжение машину, сравнимую по боевому потенциалу и кругу решаемых задач с F-4 Phantom II, пожалуй, лучшему на тот момент самолету на Западе. И хотя вскоре на смену МиГ-23 пришли более совершенные МиГ-29 и Су-27, значительное количество этих самолетов, находившихся на вооружении ВВС Советского Союза и его союзников, представляло серьезную угрозу для стран НАТО. Надежный и мощный МиГ-23 стал грозным противником. Изображенный самолет в 1980-е годы дислоцировался на авиабазе в Кубинке, Московская область.
МиГ-23МЛ
Летчики 615-й эскадрильи и их самолеты Gladiator Mk II запечатлены в период нахождения эскадрильи в составе Британских экспедиционных сил во Франции, 1939-1940 годы. Эскадрилья тогда понесла тяжелые потери - бипланы не могли противостоять новейшим истребителям Люфтваффе.
После того, как им на смену пришли более современные истребители, Gladiator были включены в состав двух эскадрилий метеоразведки. На фотографии - один из самолетов 521-й эскадрильи, летавший на разведку погоды над Англией вплоть до апреля 1945 года.
Этот замаскированный Gladiator Mk I принадлежал 263-й эскадрилье и сфотографирован во время неудачной Норвежской кампании 1940 года. Ни один из самолетов 263-й эскадрильи, отправленный в Норвегию, не вернулся домой - первые машины были потеряны на озере Лесьяског, а пришедшие им на замену в мае 1940 года утонули вместе с авианосцем "Глориес" в июне 1940 года.
После вступления в войну Италии дислоцированная в Египте 33-я эскадрилья приступила к патрулированию Ливийской пустыни. На фотографии - один из ее Gladiator Mk I (опознавательный код "NW"). Хорошо виден тропический фильтр на воздухозаборнике карбюратора под двигателем.
239-я эскадрилья дислоцировалась в Хэтфилде и летала на Gladiator Mk II и Westland Lysander до реорганизации в сентябре 1940 года. Камуфляж впервые появился на Gladiator во время Мюнхенского кризиса 1938 года, когда ВВС были приведены в состояние повышенной готовности.
Ki-46-III KAI из состава 17-й отдельной (опытной) эскадрильи (Япония, 1944-1945 годы). Хорошо видна 37-мм пушка, предназначенная для атаки снизу американских B-29.
Sea Gladiator. В конце 1938 года появился "морской" вариант Gladiator Mk II - Sea Gladiator. Отработку специфического флотского оборудования выполнили на Gladiator Mk I (K6129 и K8039), после чего под новый стандарт переоборудовали 38 Gladiator Mk II (№№2265-2302), обозначенных Sea Gladiators (Interim), а затем - еще 60, которые уже полностью соответствовали стандарту Sea Gladiator. Морские машины отличались от Gladiator Mk II, принадлежавших британским ВВС, наличием креплений для запуска с катапульты ("катушка" на фотографии), посадочного гака, спасательной лодки и двух дополнительных пулеметов Browning в верхнем крыле (по 300 патронов на каждый). В мае 1939 года первые Sea Gladiator поступили в 801-ю эскадрилью, приписанную к авианосцу "Корейджес". Самолет с № 5519/"R" - один из четырех из состава истребительного звена Мальты (июнь 1940 года).
Данный Ki-46-II принадлежал 51-й отдельной (опытной) эскадрилье (Докуритсу Дай Чутай), дислоцированной в Китае. Такая схема окраски применялась в конце 1941 года. Mitsubishi Ki-46 "Dinah" был очень сложной целью для перехватчиков.
Прототип Ki-46 был облетан в конце 1939 года, самолет оказался достаточно скоростным и произвел впечатление на заказчика.
Ki-46 оказался очень живучим самолетом - одним из самых живучих среди японских самолетов того периода. Машина продолжала полет даже с очень значительными повреждениями.
Трофейный Ki-46 испытывался ВВС Армии США, командование которых оказалось под сильным впечатлением от японского самолета-разведчика.
Внешне очень похожий на Piper Cub, самолет Paulistinha в люксовом варианте мог изначально оснащаться радиостанцией.
Компания "Hunting" предлагала самолет Turbo Firecracker на тендер британских ВВС на перспективный УТС начальной летной подготовки - для замены Jet Provost. Победителем стал Shorts Tucano, что привело к закрытию программы Turbo-Firecracker, не получившей других заказов.
Хотя NDN-1T проиграл в тендере британских ВВС на новый УТС, две машины были поставлены государственной школе подготовки летчиков-испытателей (NTPS) в США.
Стоявшие на вооружении N3N (на рисунке - вариант N3N-1) были известны под названиями "Canary" или "Yellow Peril". Небольшое количество гидросамолетов N3N-3 оставалось в Военно-морской академии США до 1959 года.
PN-7 совмещал корпус F-5L и новые крылья уменьшенного размаха.
В 1920-е годы популярным решением стало применение основного центрального и двух боковых стабилизирующих поплавков. NAF TG-2 применялся для подготовки стрелков - прицелы были установлены в обеих кабинах.
Этот A6301 - второй самолет TS-1, из построенных заводом NAF. Здесь он сфотографирован в варианте с поплавковым шасси.
Самолет Freelance создавался на базе более раннего Nymph и не смог конкурировать с проектами фирм "Cessna", "Piper" и SOCATA.
Neiva C-42 Regente - учебно-тренировочный самолет ВВС Бразилии. Заметна схожесть с Cessna 172.
L-42 отличался увеличенным форкилем для компенсации уменьшенной площади киля - последствие изменения хвостовой части фюзеляжа по сравнению с C-42.
Хотя Universal был приспособлен для контрпартизанской борьбы, оставшиеся экземпляры используются в академии ВВС Бразилии.
Universal разрабатывался на замену T-6 Texan и Fokker S-11/S-12 Instructor, он состоит на вооружении ВВС Бразилии и в 2012 году.
NHI Н-3 Kolibrie не подошел для выполнения сельскохозяйственных задач ввиду своей высокой стоимости эксплуатации.
ЛК-1 отличался необычным размещением кабины на одного пилота и трех пассажиров - в зализах крыла и фюзеляжа.
Отличительная особенность ЛК - концевые профилированные шайбы-элероны.