Douglas C-133 Cargomaster
Страна: США
Год: 1956


Тяжелый транспортный самолет с экипажем из 10 человек
Описание
Фотографии
Douglas C-133 Cargomaster

   Берлинский авиамост и война в Корее продемонстрировали важную роль тяжелых транспортных самолетов, и в начале 1950-х годов фирма "Douglas" получила от ВВС США заказ на две такие машины, C-132 и C-133, оснащенные турбовинтовыми двигателями. Программа создания гигантского C-132 не вышла из стадии постройки макета, а вот на меньший по размерам C-133 был получен стартовый заказ на 12 самолетов. От постройки прототипа отказались, а первый серийный C-133A, позднее названный Cargomaster, поднялся в воздух 23 апреля 1956 года.
   По конструкции C-133A значительно отличался от предшественников (C-74 и C-124) - это был высокоплан с трехстоечным шасси, основные стойки которого убирались в обтекатели по бортам фюзеляжа, чтобы не занимать пространства в грузовом отсеке. Последний имел круглое поперечное сечение и длину 27,43 м, был герметизирован и оборудован системой кондиционирования. Погрузка могла осуществляться через двухстворчатый хвостовой люк, нижняя секция которого служила рампой, или через грузовую дверь на левом борту фюзеляжа. Максимальная высота груза составляла 3,66 м, так что Cargomaster мог перевозить практически всю технику, состоявшую в то время на вооружении американских ВС.
   Первые C-133A были поставлены военно-транспортной авиации в августе 1957 года, а всего построили 35 таких самолетов. Машины раннего выпуска были оснащены ТВД Pratt & Whitney T34-P-3 мощностью 6000 э.л.с. (4474 кВт), а позднее - ТВД T34-P-7W со впрыском воды, развивавшие 7100 э.л.с. (5294 кВт). Три последних самолета получили грузовой люк с двумя вертикальными створками - это позволяло увеличить длину груза на 0,91 м и перевозить целиком МБР Titan. Затем построили 15 самолетов C-133B с аналогичной конструкцией грузовых люков, но более мощными ТВД T34-P-9W.
   Флот из 50 Cargomaster очень помог американцам во время войны во Вьетнаме, но из-за проблем с усталостной прочностью они были сняты с эксплуатации в 1971 году и отправлены на хранение. Позднее несколько машин были проданы на гражданском рынке.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas C-133B Cargomaster

   Тип: тяжелый транспортный самолет с экипажем из 10 человек
   Силовая установка: четыре ТВД Pratt & Whitney T34-P-9W мощностью по 7500 э.л.с. (5593 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2650 м - 578 км/ч; крейсерская скорость 520 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 390 м/мин; потолок 9130 м; дальность полета с полезной нагрузкой 23587 кг - более 6400 км
   Масса: пустого 54550 кг; максимальная взлетная 129727 кг
   Размеры: размах крыла 54,77 м; длина 48,02 м; высота 14,71 м; площадь крыла 248,32 м2
   Полезная нагрузка: до 49 896 кг
C-133A Cargomaster. В августе Cargomaster поступил в 39-ю авиатранспортную эскадрилью 1607-го авиатранспортного крыла восточной транспортной Воздушной армии (авиабаза Довер). Самолетами были оснащены три эскадрильи, в том числе одна - на западном побережье.
По компоновке Cargomaster (на снимке C-133A-35-DL) был очень похож на транспортный самолет Lockheed Hercules, но отличался большими размерами и грузоподъемностью.
Douglas C-133 Cargomaster
The last airworthy Douglas C-133A Cargomaster touched down at Travis AFB in northern California, on August 30, 2008, bringing an end to the flying career of the type. Until recently the aircraft (N199AB, ex 56-1999) was operated by Cargomaster Inc based at Anchorage in Alaska, on government contracts, but its use has been extremely sporadic in recent years because of fatigue worries. Rising insurance costs and a lack of spares eventually forced its retirement. The strategic transport departed Anchorage on August 28 for a stopover at McChord AFB, before flying on to Travis two days later. Prior to commencing its final journey the aircraft was repainted with stars and bars and a MATS tailband.
The Douglas C-133 Cargomaster bore the brunt of long-range transport in Vietnam: an example is shown at Ton Son Nhut in November 1969.
Транспортные самолеты ВВС США совершают полеты и в районы Северного полюса. Этот редко встречающийся C-133 Cargomaster отличается тем, что на нем отсутствуют характерные для полярной авиации яркие "вставки".
Cargomaster был востребован буквально по всему миру - даже в самых негостеприимных районах. Размеры машины можно определить по данной фотографии.
Successor to the giant C-124 Globemaster 2 is the new Douglas XC-133 (U.S.A.F. 54-135) which was rolled out of the final assembly shop at Long Beach, California, on 8th February. The XC-133, at 255,000 lb., is 70.000 lb. heavier in gross weight than the Globemaster 2. Powered by four 6.000-e.s.h.p. Pratt & Whitney T34-P-3 turboprops, the XC-133 has a span of 179 ft. 8 in. (C-124A, 173 ft. 3 in.) and length of 148 ft . 2 in. (130 ft.).
Douglas C-133B Cargomaster heavy transport (four Pratt & Whitney T34 turboprop engines)
Douglas C-133 Cargomaster.
DOUGLAS C-133A. Intended as an eventual replacement for the U.S.A.F.'s Globemasters, the Douglas C-133A prototype, 4135, flew for the first time in the last week in April, two months after leaving the factory for the first time. Parts for six further aircraft are in the factory. With more than twice the carrying capability of the C-124, it will operate from the same-size fields.
Salient features: The 16-ft. 2-in. diameter fuselage has rear-loading doors for the 90-ft. long cargo hold, and a pressurised and heated cockpit. The wing carries integral fuel tanks for most of its span, holding about 16,800 gallons. The position of the tailplane was selected in order to give stall warning: as it sinks into the wing wake near a stall, buffeting is felt. The undercarriage consists of twin nosewheels, and quadruple main units retracting vertically into pods. Small solid-rubber wheels are fitted in the rear-loading ramp to take care of a nose-high landing. Each tandem pair of mainwheels retracts separately if necessary, in order to enable wheels to be changed without jacking-up. In the port pod are auxiliary gas turbines for services, and in the starboard one is the single-point, 1,200-g.p.m. refuelling connection.
Второй C-133A в испытательном полете, его сопровождает T-33A из состава ВВС США.
Последние два C-133A получили двухстворчатые грузовые люки. Аналогичным образом оснащались и 15 самолетов C-133B - сфотографирован третий самолет данного варианта.
Заднюю грузовую дверь с рампой существенно упростили, что значительно ускорило загрузку Cargomaster.
Шесть Cargomaster получили гражданскую регистрацию, из них четыре приобретались для "Foundation for Airborne Relief" - как этот N136AR (бывший 54-136).
Макет Douglas C-132 с четырьмя ТВД P&W T57. Проекты C-132 в вариантах транспортного самолета и заправщика были представлены на рассмотрение в феврале 1954 года.
DOUGLAS C-133A. Data: Manufacturer: Douglas Aircraft Corporation, Santa Monica, Calif. Power: four Pratt & Whitney T34-P3 turboprops driving 18-ft. Curtiss Wright Turboelectric reversible-pitch airscrews; power for take-off 6,000 e.s.h.p. Accommodation: two pilots. navigator, systems engineer. Dimensions: span 179 ft. 8 in.; length 148 ft. 2 in .: height 48 ft. 3 in . Weights : design gross 255.000 lb .: empty 109.417 lb.: design useful 145.583 lb. Range : 3,500 miles with 25-ton payload; 1,000 miles with 50-ton payload. No other data released.