Поликарпов И-153
Варианты:
Поликарпов - И-153 - 1938 - Россия
Страна: Россия
Год: 1938


Одноместный истребитель
Описание:
И-153
И-153
Фотографии:

Боковые проекции (23)

И-153

Одноместный истребитель, биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Являлся дальнейшим развитием истребителя И-15бис. Спроектирован под руководством Н.Н.Поликарпова и А.Я.Щербакова в 1937 - 1938 гг. Прошел Государственные испытания в октябре 1938 г. Серийное производство на заводе #1 в Москве с начала 1939 г. Войсковые испытания самолетов первой серии проводились в марте-апреле 1939 г. Всего выпущено 3437 экз. Состоял на вооружении в СССР с весны 1939 г., в Китае - с февраля 1940 г., в Финляндии - с лета 1940 г. Мотор М-25В (на установочной серии), М-62 (основная масса), М-62ТК (малая серия для ПВО в 1940 г.) или М-63 (с осени 1939 г. на части самолетов). Вооружение 4x7,62 или 2x12,7+2x7,62 (с осени 1940 г.) или 2x20 (малая серия в начале 1940 г.); 6 НУРС (со второй половины 1940 г., при усиленной обшивке нижних плоскостей), бомбы до 100 кг. Первое боевое применение - на Халхин-Голе в июле 1939 г. Зимой 1939/40 г. участвовал в войне с Финляндией. В июне 1941 г. занимал второе место по численности в парке советских истребителей. И-153 применялся на всех фронтах до конца 1942 г., в системе ПВО до конца 1943 г. как ночной истребитель, на Северном флоте и Дальнем Востоке сохранялся до 1945 г. В Китае использовался в боях с японцами в 1940-1943 гг. Финны имели небольшое количество трофейных И-153, как захваченных финскими войсками, так и закупленных в Германии. И-153 был снят с производства в феврале 1941 г. Снят с вооружения в СССР - в 1945 г., в Китае - в 1943 г., в Финляндии - законсервированы в феврале 1945 г. и пущены на слом в 1950 г.


И-153||
Размах:||10,0 м
Длина:||6,17 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1859 кг
Максимальная скорость:||415 км/ч
Практический потолок:||10700 м
Дальность:||740 км

И-153

Результаты воздушных боев в Испании были истолкованы в СССР как доказательство многих преимуществ истребителей-бипланов, дающих этому классу машин право на дальнейшее развитие.
  В результате Н.Н. Поликарпов получил задание создать на базе И-15бис более совершенный истребитель. Разработка началась весной 1937 года, и первый прототип поднялся в воздух в середине следующего года. Поставки серийных истребителей И-153 "Чайка" советским ВВС начались в мае 1939 года.
  И-153 сохранил базовую компоновку фюзеляжа и оперения И-15бис (хотя и доработанных и усиленных), но получил одностоечную бипланную коробку с верхним крылом типа "чайка", по образцу И-15.

  Стойки шасси стали убираться назад, разворачиваясь при этом на 90°, чтобы колеса могли разместиться в крыле.
  Самолеты первых серий, иногда называвшиеся И-15тер, сохранили винт АВ-1 и двигатель М-25В от И-15бис, обеспечивающие им максимальную скорость 415 км/ч. Более поздние варианты оснащались двигателем М-62 с двухскоростным нагнетателем, на некоторых машинах устанавливались четыре 12,7-мм пулемета БС вместо стандартных 7,62-мм ШКАС. Также самолет мог нести ракеты РС-82 или до 200 кг бомбовой нагрузки.
  Строевые самолеты иногда оснащались убираемым лыжным шасси и могли нести ПТБ. Высокие темпы выпуска позволили к моменту завершения серийного производства весной 1940 года построить 3437 самолетов И-153.
  Самолеты первых серий приняли участие в боях с японцами на Халхин-Голе летом 1939 года. Затем самолеты участвовали в войне с Финляндией. Ко времени нападения Германии на СССР в июне 1941 года И-153 составляли значительную часть парка советских истребителей и понесли тяжелые потери как в воздушных боях, так и на земле. По мере поступления на вооружение новых истребителей-монопланов И-153 передавались в штурмовые подразделения и продолжали нести службу до 1943 года.
  В начале 1940 года 93 самолета И-153 были поставлены правительству Китая для борьбы с японцами. Вторым и последним зарубежным владельцем И-153 была Финляндия, располагавшая 22 самолетами (11 захвачены у СССР и еще 11 трофейных машин куплены у Германии).
  Обладавшие отличной маневренностью, И-153 были грозным оружием в руках опытных пилотов. Но им часто приходилось противостоять превосходящим по численности более скоростным монопланам, и, кроме того, большинство советских и китайских пилотов были относительно неопытными, что приводило к печальным последствиям.


Варианты

  И-153БС: вариант с четырьмя 12,7-мм пулеметами 6С вместо ШКАС
  И-153ДМ: один самолете дополнительными прямоточными двигателями; испытывался в 1940 году
  И-153Р: вооружен двумя 20-мм синхронизированными пушками ШВАК вместо пулеметов; как и И-153БС, был построен относительно небольшой серией
  И-153В: экспериментальный самолет с гермокабиной А. Я. Щербакова; другим экспериментальным высотным самолетом был И-153ТКГК с гермокабиной, разработанной Н. Н. Поликарповым, и ПД М-63 с двумя турбокомпрессорами ТК-3
  И-190: вариант с экспериментальным радиальным ПД М-88В мощностью 1100 л. с. (820 кВт); ряд доработок по сравнению с И-153; максимальная скорость 490 км/ч, после катастрофы прототипа разработка прекращена


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-153

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД М-62 в 1000 л. с. (746 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 444 км/ч; потолок 10 700 м; дальность полета 470 км
  Масса: пустого снаряженного 1452 кг; максимальная взлетная 2110 кг
  Размеры: размах крыла 10,00 м; длина 6,17 м; высота 2,80 м; площадь крыла 22,14 м2
  Вооружение: четыре синхронизированных 7,62-мм пулемета ШКАС в носовой части фюзеляжа и шесть ракет РС-82 или до 200 кг бомб
И-153 71-го ИАП КБФ, весна-лето 1942г.
"Чайка" с белым бортовым номером "24" из 71-го ИАП авиации КБФ командира эскадрильи капитана К. В. Соловьева. 23 октября 1942 года Соловьев стал Героем Советского Союза, сбив пять германских самолетов; он погиб 27 декабря того же года, имея на личном счету семь побед в воздушных боях.
И-153 из 72-го САП.
И-153 самолет 4-й эскадрильи 61-го ШАП, разбитый в аварии лейтенантом Афанасенко 23 июня 1941 г. на аэродроме Кеданяй
И-153 замполита 2-й эскадрильи 61-го ШАП старшего политрука Лагутина, совершившего вынужденную посадку на аэродроме Ковно
И-153 из 3-й эскадрильи 62-го ШАП, разбитый в аварии лейтенантом Песоцким еще до войны, в мае 1941 года
Предположительный внешний вид И-153 младшего лейтенанта Григория Речкалова. Согласно его воспоминаниям, он летал на серебристой "чайке" с синим тактическим номером "13"
И-153 одного из авиаполков ВВС ЗапОВО, захваченный немцами на аэродроме в первые дни войны.
И-153 из 160-го ИАП
И-153. Прибалтика, июнь 1941г.
И-153 советских ВВС зимой 1940-1941 годов.
И-153 м-ра П.И. Бискупа из 71 -го ИАП ВВС КБФ. Лавенсаари, август 1942 г.
Два истребителя И-153 "Чайка" летчика И.В.Филимонова, входившие в состав 32-го иап Черноморского флота, лето 1941г.
И-153 с белыми тактическими номерами "1", "2" и "3" - самолеты из 4-й эскадрильи 61-го ШАП, захваченные немцами на аэродроме Кеданяй
И-153 из состава 92-го ИАП.
И-153 комиссара 22-го ИАП B.H. Качалова. Халхин-Гол, сентябрь 1939 г.
Самолет И-153 46-го ИАП, базирующийся на аэродроме Млынув.
И-153 (борт P-7261) к-на Oy Яндина из 21-й АЭ ВВС Китая, сбившего в групповом бою японский бомбардировщик над Ланьчжоу 21 мая 1941 г.
И-153 из LeLv6 ВВС Финляндии. Нумелла, осень 1941 г.
И-153 из LeLv6 ВВС Финляндии по состоянию на осень 1943 г.
Трофейные И-153 использовались ВВС Финляндии. 4 октября 1942 года летчик Пури на IT-18 сбил советскую "Чайку", а 12 ноября - бомбардировщик Пе-2. В апреле 1943 года его перевели в эскадрилью, вооруженную Brewster 239. Всего за войну ас одержал в воздушных боях 36 побед, последние - на Bf109G.
Этот И-153 был захвачен на Восточном фронте и сначала использовался I авиагруппой 1-й транспортно-десантной эскадры (I/Luftlandegeschwader 1) Люфтваффе. В 1942 году самолет был передан ВВС Финляндии.
И-153 из 3-й истребительной авиашколы люфтваффе. Вена-Швахайт, 1942 г.