Петляков Пе-8 / ТБ-7
Страна: Россия
Год: 1936


Дальний тяжелый бомбардировщик
Описание:
Пе-8 / ТБ-7
Пе-8
Фотографии:

Ч/б фото (103)

Пе-8 / ТБ-7

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 11 человек. Создан в АГОС ЦАГИ под руководством В.М.Петлякова. Опытный образец АНТ-42 совершил первый полет 27 декабря 1936 г. Серийное производство начато в июне 1940 г. Велось на заводах # 22 (Москва) и # 124 (Казань). Всего построено 79 экз.
Самолет состоял на вооружении советских ВВС с весны 1941 г. Моторы: четыре АМ-34ФРНВ + один М-103А(сер. 1, летом 1941 г. все переоборудованы под четыре АМ-35А), АЧ-30Б, М-30, М-40Ф, М-82 или М-82ФН на самолетах различных серий. Вооружение 2x20+2x12,7+2x7,62 (первые серии) или 3x20+2x12,7+2x7,62 (последующие серии), бомбы до 4000 - 5000 кг.
С 1943 г. новая носовая часть, с серии 9 - увеличенное хвостовое колесо.
Использовался полками авиации дальнего действия (АДД) на протяжении всей войны как дальний бомбардировщик и транспортный самолет. Пе-8 наносили удары как по целям у линии фронта, так и в глубине территории противника (первый налет на Берлин - в августе 1941 г.). С конца 1943 г. - единственный четырехмоторный бомбардировщик советских ВВС.
Снят с производства в 1944 г., снят с вооружения ВВС в начале 1946 г. Некоторое время эксплуатировался в Полярной авиации.


Пе-8||
Размах:||39,1 м
Длина:||23,59
Моторы, количество х мощность:||4x1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||27200 кг
Максимальная скорость:||450 км/ч
Практический потолок:||8500 м
Дальность:||6000 км

Пе-8

В период Второй мировой войны Пе-8 был единственным современным советским тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком. Исходный проект разрабатывался под руководством А. Н. Туполева согласно техническому заданию от 1934 года. Получивший первоначально обозначение АНТ-42, самолет представлял собой среднеплан с консольным крылом цельнометаллической конструкции, за исключением полотняной обшивки поверхностей управления. Убираемыми были только основные опоры шасси. Силовую установку планировали сделать пятимоторной: четыре основных двигателя в крыльевых мотогондолах и пятый, агрегат централизованного наддува воздухом, в фюзеляже. Первый полет АНТ-42 выполнил с четырьмя моторами А. А. Микулина М-100 мощностью по 1100 л. с. 27 декабря 1936 года, агрегат централизованного наддува (АЦН) к этому времени еще не был готов. В ходе испытаний самолет получил тяжелые повреждения при аварийной посадке, но испытания все-таки завершили в 1937 году с положительными результатами, к этому времени на самолете установили и АЦН. Второй опытный АНТ-42 выполнил первый полет 26 июля 1938 года, от первого прототипа он отличался многочисленными изменениями в конструкции и агрегатом АЦН-2. Экипаж бомбардировщика состоял из 11 человек. На втором прототипе установили все штатное вооружение, в том числе фюзеляжные турели с электроприводами; на каждой турели стояло по одному 7,62-мм пулемету ШКАС. В хвостовых оконечностях внутренних мотогондол разместили турели с одним 12,7-мм пулеметом на каждой. Стандартная бомбовая нагрузка состояла из шести 100-кг или четырех 250-кг бомб, но в перегрузку при полете на небольшую дальность самолет мог поднять 4000 кг бомб.
  В апреле 1937 года приняли решение о постройке малой серии из пяти самолетов, но затем программу едва не закрыли. Окончательное решение о серийном производстве тяжелых бомбардировщиков под обозначением ТБ-7 приняли в 1939 году. В отличие от прототипов на первых пяти ТБ-7 АЦН не устанавливался, силовая установка состояла из четырех моторов АМ-35 с турбонаддувом. В конструкцию планера внесли ряд изменений. Сборка ТБ-7 началась в мае 1940 года. Поскольку характеристики моторов АМ-35 не обеспечивали требуемые летные данные, то на самолет пробовали устанавливать другие двигатели и даже других типов. В октябре 1940 года в качестве основного мотора выбрали дизель АЧ-40 мощностью 1400 л. с. Дизели оказались очень ненадежными, из-за чего пришлось вернуться к обычным моторам, на этот раз в виде АМ-35А мощностью 1350 л. с, но затем, уже в частях, самолеты «ремоторизировали» дизелями АЧ-30Б мощностью 1500 л. с. В ночь с 7 на 8 августа 1941 года 18 самолетов ТБ-7 должны были бомбить Берлин, но у одного бомбардировщика на взлете отказали двигатели, и самолет разбился. Еще восемь ТБ-7 выполнили вынужденные посадки из-за отказа моторов; как раз после этого случая было принято решение об отказе от дизелей. К этому времени обозначение самолета изменили с ТБ-7 на Пе-8. Серийное производство Пе-8 на протяжении войны то прекращали (первый раз в октябре 1941 года), то возобновляли. Всего построено 79 самолетов, 48 из которых к концу 1942 года переоснастили моторами воздушного охлаждения АШ-82ФН. В период с 19 мая по 13 июня 1942 года один Пе-8 с моторами АМ-35А выполнил перелет из Москвы в Вашингтон и обратно с министром иностранных дел В. М. Молотовым на борту. Показательно, что участок маршрута от Москвы до Лондона пролегал над территорией оккупированной немцами Европы, германская ПВО самолет не обнаружила. Уцелевшие самолеты интенсивно использовались в боевых действиях 1942-1943 годов. В феврале 1943 года с Пе-8 впервые была сброшена 5000-кг бомба ФАБ-5000. Весной 1945 года Пе-8 наносили удары бомбами особо крупного калибра по мощным фортификационным сооружениям Кенигсберга (ныне Калининград).
  Войну пережило примерно 30 Пе-8, которые использовались для выполнения самых разных заданий, в том числе и в Полярной авиации. В 1952 году два Пе-8 привлекались к организации дрейфующей станции «Северный Полюс», на обратном пути в Москву самолеты выполнили беспосадочный перелет длиной 5000 км.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Пе-8

  Тип: дальний тяжелый бомбардировщик
  Силовая установка: четыре 14-цилиндровых мотора воздушного охлаждения АШ-82ФН мощностью по 1700 л. с. (1268 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 9000 м - 450 км/ч; дальность с максимальной бомбовой нагрузкой 4700 км
  Масса: пустого 18420 кг; максимальная взлетная 36 000 кг
  Размеры: размах крыла 39,10 м; длина 23,59 м; высота 6,20 м; площадь крыла 188,68 м2
  Вооружение: два 7,62-мм пулемета на носовой турели, по одной 20-мм пушки ШВАК на фюзеляжной и хвостовой турелях и по одному 12,7-мм пулемету в хвостовых частях внутренних мотогондол, максимальная бомбовая нагрузка 4000 кг
Первый опытный АНТ-42 во время заводских испытаний. Февраль 1937г.
Прототип АНТ-42 имел места для установки вспомогательного двигателя, приводившего нагнетатель основных моторов, и пушек для стрельбы назад во внутренних мотогондолах. Оба этих решения были использованы лишь на ограниченном числе серийных Пе-8.
АНТ-42 - заводские испытания, 1937г.
Хотя самолет обозначался Пе-8, проектировался он как АНТ-42 под руководством А. Н. Туполева. На фотографии - первый опытный самолет.
Пе-8 N 4202 ("358Д", "Дублер"). Самолет в 1943г. был подвергнут модернизации для использования в боевых действиях, в результате чего его внешний вид несколько изменился по сравнению с первоначальным. Для участия в Параде Победы бомбардировщик перекрасили (на фото). Лето 1945г.
"Борода" также проходил подготовку к московскому авиационному параду 1945 года
Второй экземпляр АНТ-42 "дублер" по прозвищу "борода" в 1943-44гг. входил в состав 890-го ДБАП
Щиток второго опытного АНТ-42 в посадочном положении
ТБ-7 (сер. N 42015) в ходе Государственных испытаний. Весна 1941г.
ТБ-7 с двумя подвешенными выливными приборами ВАП-1000
Пе-8 с моторами АМ-35 и новой носовой частью фюзеляжа на заводском аэродроме в Казани, 1943 г. (Аэродром завода N 124, 1945г.???)
Пе-8 являлся единственным советским тяжелым бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны. Эффективность его применения ограничивалась ненадежностью силовой установки.
Современные бомбардировщики - Пе-2 и Пе-8 к 1941г. только начали поступать в боевые части и фатически еще не были освоены личным составом
Бомбардировщики ТБ-7 из 14-го ТБАП (81-я авиадивизия?). Аэродром Борисполь, июнь 1941г.
Пе-8, доставивший делегацию СССР во главе с В.М.Молотовым в США. Вашингтон, май 1942г.
Персонал британских ВВС и советские официальные лица встречают министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. Он прибыл на Пе-8 на авиабазу Лейчерс по пути на встречу с руководством союзников, проходившей в мае-июне 1942 года. Самолет без помех пролетел над территориями, занятыми Германией.
A close-up view of the nose and power-units of the TB-7 Heavy Bomber.
Еще один снимок самолета, перевозившего Молотова в 1942 году. Машина сделала остановку на авиабазе Лейчерс в Шотландии по пути в Вашингтон.
ТБ-7 зав. N 42015.
Перед вылетом. Пе-8 N 42015.
С.С.Сугак (справа) и К.П.Иконников у своего самолета (зав. N 42028). Кратово, начало 1943г.
Летный экипаж вместе с техниками - отдельное боевое подразделение
Любимый сюжет советской пропаганды: командир ставит боевую задачу
Командир корабля Л.В.Сумцов готовится к вылету.
Подготовка ТБ-7 к боевому вылету в зимних условиях
Командир А.С.Додонов и штурман С.Ф.Ушаков после полета, Кратово, 1943г.
Вариант входного люка кабины штурмана
Пе-8 выруливает на старт.
Тяжелые бомбардировщики (семейство ТБ). В 1920-1930 годы в СССР были созданы одни из лучших бомбардировщиков в мире, включая ТБ-3 (АНТ-6), первым поступивший на вооружение ВВС РККА, а также скоростной высотный бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8, АНТ-42; фото), прошедший через всю Вторую мировую войну.
Несмотря на большие потери, налет Пе-8 на Берлин в 1941 году принес лишь незначительный ущерб противнику. Тем не менее он показал уязвимость Германии и поднял боевой дух советского народа.
ТБ-7 взлетает с аэродрома НИИ ВВС
Пе-8 с моторами АМ-35А из 890-го ДБАП в полете, 1943г.
Бомбардировщик м-ра С.Сугака из 25-й авиадивизии
В небе - Пе-8 майора С.С.Сугака из 25-го ГвАПДД
ТБ-7 в полете
Пе-8 - основной самолет 203-го полка в течение всей войны
В полете.
Тяжелые бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8) в боевом вылете
Задачи по созданию в СССР стратегической бомбардировочной авиации имели гораздо более низкий приоритет, чем развитие тактической авиации. Тем не менее выпуск Пе-8 продолжался практически на всем протяжении войны.
Звено Пе-8 из 203-го ДБАП во время подготовки к московскому авиационному параду 1945 года (предположительно)
Командир 1 АЭ 25 Гв.АП Николай Ищенко.
Экипаж п-ка А.Д.Алексеева после полета на Кенигсберг. На заднем плане - ТБ-7 сер. N 42015. Монино, 13 ноября 1941г.
Экипажи 25 Гвардейского полка после возвращения из вылета.
Экипаж Пе-8 командира эскадрильи В.Т.Лавровского из 890-го ДБАП.
Члены экипажа Пе-8 из 890-го ДБАП после возвращения из боевого вылета. Слева-направо: штурман Н.Турковский, командир корабля А.Я.Шамрай, летчик А.Сукоркин, штурман И.Гончаров
Любимый сюжет советской пропаганды: комиссар проводит политбеседу
Пе-8 с моторами АМ-35
Тяжелый бомбардировщик ТБ-7 с двигателями АМ-35А
Техники обслуживают двигатель АМ-35
Осмотр мотора АМ-35А перед вылетом.
Осмотр мотора АМ-35А.
Техники осматривают мотор АМ-35А на Пе-8, Кратово, зима 1943-44гг.
Раскапотированный двигатель АМ-35А. Верхняя створка снята, боковые - откинуты и используются в качестве трапов
В полете ТБ-7 с двигателями М-30
Мотогондолы дизелей М-30Б.
Мотоустановки с дизельными двигателями М-40
Подготовка к вылету Пе-8 с моторами М-82. Перед самолетом боевая нагрузка - пара бомб ФАБ-2000
Боевой актив 203-го полка во главе с гв. подполковником Абрамовым
С.С.Сугак. Кратово, лето 1943г. На заднем плане Пе-8 (зав. N 42058).
Пе-8 АШ-82РН с установленными трубами подогрева двигателей.
Этот Пе-8 (вариант с моторами АШ-82) совершил вынужденную посадку в казахской степи. Заводская бригада, прибывшая к самолету, вернула его в строй
Пе-8 с установленными пламегасителями "рыбий хвост". Возле самолета - С.Я.Лемешев с представителями 45 ТБАД и администрации Большого театра.
Руководящий состав 45 ТБАД на аэродроме Кратово. Осень 1943г.
Техники обслуживают двигатель М-82
16Х под фюзеляжем Пе-8
Пе-8 (сер. N 42412) - носитель опытного ракетного самолета "5-1"
Испытания "5-2" после его модификации.
Техническое обслуживание Пе-8
Воентехник 1 ранга Граминицкий осматривает шасси самолета перед вылетом. 1942г.
Подготовка к подогреву двигателей перед запуском
Подготовка ТБ-7 к боевому вылету
Подготовка Пе-8 к боевому вылету. Под фюзеляжем два десятка бомб ФАБ-100
250-килограммовые бомбы ФАБ-250 в заводских упаковках перед подвеской на Пе-8. Относительно небольшой калибр бомб говорит о том, что этому бомбардировщику предстоит полет к ближней прифронтовой цели
Подготовка к подвеске 500-кг бомб
Бомбы ФАБ-500 в бомбоотсеке ТБ-7
Подвеска ФАБ-1000 (ФАБ-500?) на внешние бомбодержатели, февраль 1942г.
Трофейная бомба (советское обозначение - ФАБ-2500) перед подвеской на самолет.
5-тонная бомба и артисты Большого театра. Второй справа - знаменитый тенор С.Я.Лемешев
Ввинчивание взрывателей в пятитонную бомбу "Мария Александровна". Этот боеприпас мог поднять только Пе-8 с моторами АШ-82. Одну из таких машин видно на заднем плане
ФАБ-5000 перед подвеской в бомбоотсеке.
Ротативно-рассеивающие авиабомбы
Подвеска РРАБ. 1943г.
Пе-8 с надписью "Полярная авиация" под кабиной - один из нескольких самолетов, до 1950-х годов использовавшихся для изучения Арктики. С этих машин, оснащенных радиальными ПД А. Д. Швецова АШ-82ФН или АШ-73, было демонтировано военное оборудование.
Полярный Пе-8 СССР-Н396 (сер. N 42511) после замены двигателей, 1947г.
Пе-8 СССР-Н396 на службе "Полярной авиации", 1950г.
Полярный Пе-8 СССР-Н396 (сер. N 42511) после замены двигателей, 1947г.
Пе-8 СССР-Н562 (сер. N 42311) Полярной авиации с подвешенным под фюзеляжем вертолетом Ми-1
Ми-1, подвешенный под Пе-8 с целью воздушной транспортировки.
Пассажирский вариант Пе-8 "ОН" (N 42712) на государственных испытаниях в НИИ ВВС, апрель 1945г.
Внутренний вид пассажирской кабины Пе-8 "ОН"
Пассажирский салон и вход в пассажирскую кабину самолета.
Летающая лаборатория Пе-8 (сер. N 4218) для испытаний двигателя АШ-82ФН
Летающая лаборатория Пе-8 (сер. N 4218) для испытаний двигателя АШ-82ФН
Сверху вниз: Пламегаситель НИИ ГВФ. Пламегаситель НИИ ВВС. Пламегаситель "рыбий хвост".
Выдвижной патрубок для аварийного слива топлива
Сборка первого опытного экземпляра АНТ-42 на заводе опытных конструкций ЦАГИ. Июнь 1936г.