SOCATA TBM
Варианты:
SOCATA - TBM - 1988 - Франция
Страна: Франция
Год: 1988


Четырех-/семиместный турбовинтовой транспортный самолет
Школа дизайна Летний интенсив с 5 июля!
Описание:
SOCATA TBM series
DAHER-SOCATA TBM 850
Фотографии

SOCATA TBM series

12 июня 1987 года компании SOCATA и "Mooney Aircraft Corporation" объявили о совместной разработке шести-/восьмиместного делового самолета с ТВД. На заводе компании "Mooney" в Колумбусе, штат Огайо, США, Рой Лопрести уже разработал проект самолета MX, впоследствии известного как M.30 Моопеу 301 и оснащенного двигателем Lycoming TIO-540-X27. Прототип совершил первый полет в апреле 1983 года, но дальнейшие работы были заморожены из-за финансовых проблем, и предпочтение отдали совместной разработке с французской SOCATA.
  Французское правительство согласилось оплатить треть расходов на разработку самолета. В июне 1988 года к проекту присоединилась финская фирма "Valmet". SOCATA играла в проекте ведущую роль, отвечая за сборку и сертификацию прототипа. На "Mooney" была возложена разработка задней части фюзеляжа и крыла, на SOCATA - создание носовой части, а на "Valmet" - разработка хвостового оперения. Окончательная сборка должна была производиться на предприятии SOCATA в городе Тарб. Новый самолет получил обозначение TBM 700 - сокращение от "Tarbes" и "Mooney".
  Построили три самолета первой серии, один из которых взлетел 14 июля 1988 года. К этому времени финская "Valmet" вышла из программы, а компания "Mooney" окончательно покинула проект в 1991 году.
  Внутреннюю компоновку TBM 700 несколько изменили - теперь он мог перевозить от четырех до семи пассажиров при двух членах экипажа. Силовая установка состояла из надежного ТВД PT6A, оснащенного металлическим винтом McCauley с постоянной скоростью вращения и четырьмя полностью флюгируемыми лопастями. Закрылки, выполненные из сотового материала Nomex, были разработаны компанией ATR.
  Французский сертификат DGAC был получен в январе 1990 года, а американский FAA FAR Pt 23 - в августе. Первый самолет был поставлен заказчику 21 декабря 1990 года. С тех пор судьба TBM 700 складывалась весьма успешно, и к 2010 году было построено свыше 530 самолетов этого семейства.
  Среди модификаций самолета были первый вариант TBM 700A, TBM 700B с увеличенной дверью кабины, грузовой вариант TBM 700C с грузовым люком и отдельной посадочной дверью по левому борту, выпускавшийся в модификациях C1 и C2 (имела увеличенную взлетную массу).
  В 2000 году SOCATA вошла в состав концерна EADS, и ее продукция стала продаваться под маркой EADS Socata. В 2009 году большая доля в SOCATA была продана французской компании DAHER. Выпуск TBM 700 завершился в 2006 году, когда на смену ему пришел вариант TBM 850, оснащенный ТВД PT6A-66D мощностью 850 э.л.с. (634 кВт).
  Самолеты TBM 700 используются французскими военными. В 2011 году Daher-SOCATA передала первую из 27 модернизированных машин, оснащенных комплектом авионики Garmin G1000 с цифровым автопилотом, новой метео-РЛС, системой предупреждения столкновений и системой регистрации параметров полета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  SOCATA TBM 700

  Тип: четырех-/семиместный турбовинтовой транспортный самолет
  Силовая установка: один ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-64 мощностью 700 э.л.с. (552 кВт)
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 555 км/ч; потолок 9150 м; максимальная дальность полета 2985 км
  Масса: пустого снаряженного 1826 кг; максимальная взлетная 2992 кг
  Размеры: размах крыла 12,16 м; высота 3,99 м; длина 10,43 м; площадь крыла 18,00 м2

DAHER-SOCATA TBM 850

Расположенная во французском городе Тарб, компания "DAHER-SOCATA" (ранее - "EADS SOCATA") занимается выпуском поршневых и турбовинтовых легких самолетов, предназначенных для личного использования и для обучения пилотированию, а также для использования в качестве корпоративных самолетов.
  27 июня 2008 года компания "EADS" объявила о намерении продать принадлежащей ей контрольный пакет акций в "EADS SOCATA" французскому промышленному конгломерату "DAHER", и 3 ноября 2008 года "EADS" и "DAHER" объявили о том, что они достигли соглашения по данному вопросу. Процесс купли-продажи был завершен 7 января 2009 года, после чего новая компания получила название "DAHER-SOCATA".
  Сегодня компания предлагает легкий частный и корпоративный самолет DAHER-SOCATA TBM 850, созданный на базе модели TBM 700 (первый полет - июль 1988 года). Новая машина получила более мощный двигатель, совершила первый полет в феврале 2005 года под обозначением TBM 700N и фактически являлась вторым прототипом TBM 700, у которого изначально ставившийся двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-64 мощностью 700 л.с. (522 кВт) был заменен на PT6A-66D. Последний имел номинальную мощность 1825 л.с. (1361 кВт), после установки на самолет она была понижена до 850 л.с. (634 кВт), однако для упрощения сертификации мощность на взлетном режиме понизили до 700 л.с. (522 кВт). Новая машина получила от предшественника четырехлопастный воздушный винт и запас топлива в объеме 1100л.
  TBM 850 - это серийная модификация TBM 700N, самолет предназначен преимущественно для североамериканского рынка - там его главными конкурентами являются новые сверхлегкие реактивные самолеты. На крейсерском режиме полета мощность двигателя может быть увеличена до 850 л.с. (634 кВт), таким образом, крейсерская скорость у TBM 850 существенно больше, чем у модификаций TBM 700, особенно на больших высотах, но при этом будет незначительно снижена дальность полета.
  Поставки TBM 850 начаты в 2006 году, при этом, начиная с 2008 года, TBM 850 взамен достаточно обширного и "пестрого" набора различного оборудования оснащается интегрированной "стеклянной" кабиной Garmin G1000, которая с 2009 года стала предлагаться в улучшенном варианте, с использованием технологии "искусственного зрения" (Synthetic Vision Technology, синтезированное отображение на дисплее трехмерного изображения земной поверхности). Стоимость базового варианта TBM 850 по состоянию на 2010 год составляла немногим больше 3 млн долларов. Самолет может пилотироваться одним или двумя пилотами и перевозить четыре - пять пассажиров.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  DAHER-SOCATA TBM 850

  Тип: легкий деловой самолет
  Силовая установка: один турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-66D номинальной мощностью 1825 л.с. (1361 кВт), пониженной до 700 л.с. (522 кВт) на взлетном режиме и до 850 л.с. (634 кВт) на режиме крейсерского полета
  Летные характеристики: макс, крейсерская скорость на высоте 7925 м - 593 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 9450 м - 467 км/ч; набор высоты 7925 м-за 15 мин; практич. потолок 9450 м; дальность на экономической крейсерской скорости 2935 км
  Масса: пустого 2081 кг; максимальная взлетная 3353 кг
  Размеры: размах крыла 12,68 м; длина 10,645 м; высота 4,355 м; площадь крыла 18,00 м2
  Вместимость: два члена экипажа и до пяти пассажиров
TBM-700
14 июля 1988г.: первый полет TBM 700, самолета бизнес-класса с герметизированной кабиной и вместимостью 6-8 человек; разработан совместно "Моопеу" (США) и SOCATA (Франция).
Военные TBM 700 используются французской Армией и ВВС в качестве штабных транспортных машин. На снимке - один из 11 самолетов, несущих службу в армейской авиации.
TBM-850
По экономичности TBM 700 превосходит двухдвигательные турбовинтовые машины, такие как самолеты семейства C90 King Air. На снимке - последний серийный вариант TBM 850, который с 2008 года стандартно оснащается комплектом авионики Garmin G1000.
TBM-900
This pair of Daher-Socata TBM 900s are understood to be F-WWRE and F-WWRJ.
The five-blade prop is new and the engine intake has been redesigned from previous TBMs. When viewed from the front the spinner is angled down and to the right.
To keep the stalling speed down very large Fowler flaps are fitted, so upper-surface slotted spoilerons augment the ailerons for control around the lateral axis.
The cabin door is large enough to enable even quite large freight to be loaded.
The large winglets, a new addition for this aircraft, distinguish the TBM 900 from its predecessors.
TBM-700
TBM 700
Единственным иноземцем на демстоянке был TBM 700
TBM-900
There is an electronic standby AI above the pilot’s primary flight display.