CANT Z.501 Gabbiano
Страна: Италия
Год: 1934
Летающая лодка

Летающая лодка - разведчик-бомбардировщик с экипажем из четырех-пяти человек
Описание:
Z.501 Gabbiano
CANT Z.501 Gabbiano
Фотографии

Z.501 Gabbiano

Летающая лодка, одномоторный деревянный моноплан-парасоль. Спроектирован в КБ фирмы "Кантьери риунити дель Адриатике" (CRDA) под руководством Ф. Цаппаты. Опытный образец Z.501 впервые поднялся в воздух 7 февраля 1934 г. Серийное производство этой лодки развернули в 1936 г. Самолеты строили два завода - CRDA в Монфальконе и "Аэронаутика Сикула" в Палермо. Всего изготовлено 455 экз.
Экипаж - 5 чел. Двигатель на первых сериях - Asso 750R, позднее - Asso XI RC.15 или Asso XI R2C.15. Вооружение 3x7,69 (поздние серии 2x7,69), бомбы до 500 кг (в войну доведено до 640 кг).
Самолет состоял на вооружении в Италии и Румынии с конца 1937 г.
На поздних сериях Z.501 штурманская кабина была сделана закрытой, передняя стрелковая точка ликвидирована, две другие турели - частично экранированы, позднее введена фюзеляжная турель с гидроприводом.
Впервые были применены в гражданской войне в Испании как разведчики и бомбардировщики. Действовали по целям на юге страны и вели разведку у побережья. Летали с о. Майорка.
С июня 1940 г., после вступления Италии в войну на стороне Германии эти самолеты использовались в Средиземноморье как разведчики и самолеты ПЛО. Хотя уже с июля 1940 г. их постепенно заменяли более новые Z.506, старые лодки эксплуатировались еще долго. После раскола Италии в сентябре 1943 г. они служили как на стороне союзников, так и на стороне немцев.
Румынские лодки в начале войны вели разведку на Черном море и действовали против катеров и мелких судов. В 1943 г. были окончательно вытеснены из частей самолетами немецкого производства и пущены на слом.
Производство Z.501 прекратили в марте 1943 г. Последний самолет этого типа списали в Италии в 1950 г.


Z.501||
Размах:||22,5 м
Длина:||14,3 м
Моторы, количество х мощность:||1х 900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7065 кг
Максимальная скорость:||280 км/ч
Практический потолок:||4000 м
Дальность:||2400 км

CANT Z.501 Gabbiano

В 1931 году фирму "Cantiere Navale Triestino" переименовали в "Cantieri Riuniti dell'Adriatico" (CRDA), а министр авиации Италии маршал Бальбо убедил инженера Филиппо Цаппата вернуться домой из Франции, где он работал на фирме "Bleriot", и стать главным инженером обновленной компании.
  Первой конструкцией Цаппаты стала большая летающая лодка - разведчик-бомбардировщик CANT Z.501 Gabbiano деревянной конструкции, с полотняной обшивкой несущих поверхностей. Крыло типа парасоль было установлено на стойках и крепилось подкосами и расчалками. К килю также с помощью подкосов и расчалок крепилось горизонтальное оперение. Силовая установка - один V-образный мотор Isotta-Fraschini Asso XI R2C мощностью 900 л.с. (671 кВт) с двухлопастным деревянным или трехлопастным металлическим винтом. Мотор крепился к центроплану в удлиненной мотогондоле, включавшей кабину для бортинженера, который мог вести защитный огонь из 7,7-мм пулемета. Два таких же пулемета стояли в открытых носовой и хвостовой турельных стрелковых установках. К подкосам крыла с внутренней стороны от вспомогательных поплавков крепились узлы для подвески бомб максимальной массой 640 кг.
  Прототип Z.501 впервые взлетел 7 февраля 1934 года. В октябре того же года шеф-пилот фирмы CANT Марио Стоппани на этой лодке пролетел 4120 км от базы компании в Монфальконе у Триеста на севере Адриатического моря до Массауа в Эритрее, южная часть Красного моря, установив рекорд дальности в классе гидросамолетов. В июле 1935 года, после того как Франция побила этот рекорд, Стоппани восстановил статус-кво, совершив полет на 4957 км до Берберы в Британском Сомали.
  В 1937 году лодки Z.501 встали в строй итальянских ВВС. К моменту вступления Италии в войну 10 июня 1940 года более 200 таких лодок состояли на вооружении, по крайней мере, 17 эскадрилий. К этому времени Z.501 получил боевое крещение на гражданской войне в Испании в составе итальянского легиона, воевавшего на стороне франкистов. Эскадрилья этих гидропланов действовала с Майорки. Несколько лодок Z.501 служило в частях береговой обороны Румынии. К моменту завершения производства в 1943 году собрали 454 такие машины.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  CANT Z.501 Gabbiano

  Тип: летающая лодка - разведчик-бомбардировщик с экипажем из четырех-пяти человек
  Силовая установка: V-образный двигатель Isotta-Fraschini Asso XI R2C.15 мощностью 900 л.с. (671 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 275 км/ч на высоте 2500 м; крейсерская скорость 240 км/ч на высоте 2000 м; скороподъемность на 4000 м за 18 мин; практический потолок 7000 м; радиус действия до 2400 км
  Масса: пустого 3840 кг; максимальная взлетная 7035 кг
  Размеры: размах крыла 22,50 м; длина 14,30 м; высота 4,42 м; площадь крыла 62,00 №'
  Вооружение: по одному подвижному пулемету 7,7-мм Breda-SAFAT в трех стрелковых установках и до 640 кг бомб
"Кант" Z.501 6-й производственной серии из состава 184-й эскадрильи истальянских ВВС, 1937г.
"Кант" Z-501 из авиагруппы 2-G-62, в которой служил лейтенант Жузе Каэтану Сепульведа Вельозу
Этот Z.501 использовался во 2-й эскадрилье 62-й группы авиации франкистской Испании. В 1939 году он базировался на Майорке.
Cant 501Z из 101-й АЭ авиации ВМФ Румынии. Сбит в бою с МБР-2 29.08.1941г.
"Кант" Z.501 из авиагруппы "Добруджа" румынских ВВС, Мамайя, лето 1941г.
"Кант" Z.501 более позднего выпуска из 184-й эскадрильи истальянских ВВС, 1940г.
"Кант" Z.501 23-й производственной серии из состава итальянской 197-й эскадрильи , 1942г.
Первый экземпляр "Кант" Z.501, 1934г.
A RECORD HOLDER. The Italian Cant. 501 flying boat which, as already recorded in Flight, flew from Montfalconeto Berbera, a distance of 3,104 miles in 24 hr. 55 min. thus setting up a new world's non-stop record for seaplanes. The engine is a 750 h.p. Isotta Fraschini.
The Cant Z.501 Four-seat Reconnaissance Flying-boat (840 h.p. Isotta-Fraschini "Asso" XI R.C.15 engine).
Серийные "чайки" с разными вариантами носовых кабин.
A NEW WORLD'S RECORD: Flying the Cant Z501 flying, boat (Isotta-Fraschini Asso 750) on Oct. 18-19, the Italian pilot, Mario Stoppani, flew from Trieste to Massana, Eritrea, a distance of 4,122 km. (2,561 miles) in 26 hours 35 minutes, thus establishing a new long-distance non-stop record for seaplanes, subject to homologation.
Лодку Кант Z.501 поздней серии поднимают краном
Z.501, действовавший на стороне союзников, 1944 г.
Z.501 с опознавательными знаками "новых" (антифашистских) итальянских ВВС, конец 1943г.
Летающие лодки "Кант" Z.501 и SM.55 на гидроавиабазе в Триесте.
Большая дальность полета Beaufighter Mk X позволила 201-й группе Ближневосточного авиакомандования проникать вглубь Балкан и Греции. На фотографии - пара таких машин, вылетевшая на дальнюю штурмовку, проносится над гидропланом Cant Z.501 со снятыми моторами на базе гидросамолетов Превеза.
A fine view of a Do 24 being towed to shore by a motor launch. Visible in the background is an Italian Cant Z 501 seaplane. The Z 501 was used mainly as a reconnaissance aircraft and she sports a white fuselage and engine nacelle with red-orange wings for high visibility when forced down at sea. A close look will reveal gun turrets on the engine pod and on the fuselage behind the wing.
RECORD BREAKERS ON SHOW: Among the exhibits at the Milan International Aircraft Exhibition, which opened on October 12, are the Macchi-Castoldi which did 440.67 m.p.h., the Cant. 501 seaplane which recently flew 3,104 miles non-stop, and what appears to be a two-seater version of the Caproni biplane which holds the altitude record. The monoplane in the background is the new Potez light transport.
Двигатель "Ассо" 750 R.
Аварийная посадка "Габбиано" из-за отказа двигателя.
Фюзеляжи списанных "чаек".
Cant Z.501 Gabbiano