Описание
Страна : Италия
Год : 1934
Летающая лодка
Летающая лодка - разведчик-бомбардировщик с экипажем из четырех-пяти человек
Z.501 Gabbiano
Летающая лодка, одномоторный деревянный моноплан-парасоль. Спроектирован в КБ фирмы "Кантьери риунити дель Адриатике" (CRDA) под руководством Ф. Цаппаты. Опытный образец Z.501 впервые поднялся в воздух 7 февраля 1934 г. Серийное производство этой лодки развернули в 1936 г. Самолеты строили два завода - CRDA в Монфальконе и "Аэронаутика Сикула" в Палермо. Всего изготовлено 455 экз.
Экипаж - 5 чел. Двигатель на первых сериях - Asso 750R, позднее - Asso XI RC.15 или Asso XI R2C.15. Вооружение 3x7,69 (поздние серии 2x7,69), бомбы до 500 кг (в войну доведено до 640 кг).
Самолет состоял на вооружении в Италии и Румынии с конца 1937 г.
На поздних сериях Z.501 штурманская кабина была сделана закрытой, передняя стрелковая точка ликвидирована, две другие турели - частично экранированы, позднее введена фюзеляжная турель с гидроприводом.
Впервые были применены в гражданской войне в Испании как разведчики и бомбардировщики. Действовали по целям на юге страны и вели разведку у побережья. Летали с о. Майорка.
С июня 1940 г., после вступления Италии в войну на стороне Германии эти самолеты использовались в Средиземноморье как разведчики и самолеты ПЛО. Хотя уже с июля 1940 г. их постепенно заменяли более новые Z.506, старые лодки эксплуатировались еще долго. После раскола Италии в сентябре 1943 г. они служили как на стороне союзников, так и на стороне немцев.
Румынские лодки в начале войны вели разведку на Черном море и действовали против катеров и мелких судов. В 1943 г. были окончательно вытеснены из частей самолетами немецкого производства и пущены на слом.
Производство Z.501 прекратили в марте 1943 г. Последний самолет этого типа списали в Италии в 1950 г.
Z.501||
Размах:||22,5 м
Длина:||14,3 м
Моторы, количество х мощность:||1х 900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7065 кг
Максимальная скорость:||280 км/ч
Практический потолок:||4000 м
Дальность:||2400 км
Описание:
- Z.501 Gabbiano
- CANT Z.501 Gabbiano
- Z.501 Gabbiano
Фотографии
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
"Кант" Z.501 6-й производственной серии из состава 184-й эскадрильи истальянских ВВС, 1937г.
-
АвиаМастер 2006-05 / М.Жирохов - Помощь по-соседски /Малоизвестные страницы истории/
"Кант" Z-501 из авиагруппы 2-G-62, в которой служил лейтенант Жузе Каэтану Сепульведа Вельозу
-
Мировая Авиация 82
Этот Z.501 использовался во 2-й эскадрилье 62-й группы авиации франкистской Испании. В 1939 году он базировался на Майорке.
-
Авиация и Время 1998-05 / С.Богатырев - Советская авиация над морем. Рейды на Констанцу /Аэроархив/
Cant 501Z из 101-й АЭ авиации ВМФ Румынии. Сбит в бою с МБР-2 29.08.1941г.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
"Кант" Z.501 из авиагруппы "Добруджа" румынских ВВС, Мамайя, лето 1941г.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
"Кант" Z.501 более позднего выпуска из 184-й эскадрильи истальянских ВВС, 1940г.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
"Кант" Z.501 23-й производственной серии из состава итальянской 197-й эскадрильи , 1942г.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
Первый экземпляр "Кант" Z.501, 1934г.
-
Flight 1935-08 / Flight
A RECORD HOLDER. The Italian Cant. 501 flying boat which, as already recorded in Flight, flew from Montfalconeto Berbera, a distance of 3,104 miles in 24 hr. 55 min. thus setting up a new world's non-stop record for seaplanes. The engine is a 750 h.p. Isotta Fraschini.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Cant Z.501 Four-seat Reconnaissance Flying-boat (840 h.p. Isotta-Fraschini "Asso" XI R.C.15 engine).
-
Flight 1940-07 / Flight
A. Cant Z.501 touching down near the makers' seaplane station. The guns seen are of Lewis type but have been replaced by weapons of Breda manufacture. It will be seen that the machine resembles the Do 18.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
Серийные "чайки" с разными вариантами носовых кабин.
-
Flight 1940-04 / Flight
The single-engined flying boat the Cant Z.501. The Z.501 (Isotta Fraschini Asso XI R2C15) is used for long-range scouting and light bombing.
The head of the upper gunner can be seen protruding from the nacelle of the Cant Z.501. -
Flight 1934-10 / Flight
A NEW WORLD'S RECORD: Flying the Cant Z501 flying, boat (Isotta-Fraschini Asso 750) on Oct. 18-19, the Italian pilot, Mario Stoppani, flew from Trieste to Massana, Eritrea, a distance of 4,122 km. (2,561 miles) in 26 hours 35 minutes, thus establishing a new long-distance non-stop record for seaplanes, subject to homologation.
-
Air Enthusiast 1996-09 / M.Axworthy - Flank Guard. Romania's Aerial Advance on Stalingrad (2)
Romania ordered twelve Cant Z.501s (1 to 12) in 1939, all of which were delivered the following year. They went to ‘Escadrila’ 102, whilst the surviving older Italian flying-boats were concentrated in ‘Escadrila’ 101. The Cant Z.501 bore the main burden of Romanian operations over the Black Sea in 1941-1942, before being withdrawn in 1943. The mottled camouflage scheme and yellow Axis recognition ring around the rear fuselage were applied after the outbreak of war. It is not clear if the older flying-boats also received mottled camouflage.
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Лодку Кант Z.501 поздней серии поднимают краном
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Z.501, действовавший на стороне союзников, 1944 г.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
Z.501 с опознавательными знаками "новых" (антифашистских) итальянских ВВС, конец 1943г.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
Летающие лодки "Кант" Z.501 и SM.55 на гидроавиабазе в Триесте.
Другие самолёты на фотографии: Savoia-Marchetti / SIAI S.55 - Италия - 1924
-
Aeroplane Monthly 1998-12 / R.Nesbit - Beaufighter sideshow /World War Two/
Большая дальность полета Beaufighter Mk X позволила 201-й группе Ближневосточного авиакомандования проникать вглубь Балкан и Греции. На фотографии - пара таких машин, вылетевшая на дальнюю штурмовку, проносится над гидропланом Cant Z.501 со снятыми моторами на базе гидросамолетов Превеза.
A CRDA Cant Z.501 Gabbione (Seagull) flyingboat at the Italian seaplane base of Prevesa on the west coast of Greece, during one of the attacks by Beaufighters of 252 Sqn.Другие самолёты на фотографии: Bristol Beaufighter - Великобритания - 1939
-
In Action 1008 / Luftwaffe in Action 4 (4)
A fine view of a Do 24 being towed to shore by a motor launch. Visible in the background is an Italian Cant Z 501 seaplane. The Z 501 was used mainly as a reconnaissance aircraft and she sports a white fuselage and engine nacelle with red-orange wings for high visibility when forced down at sea. A close look will reveal gun turrets on the engine pod and on the fuselage behind the wing.
Другие самолёты на фотографии: Dornier Do.24 - Германия - 1937
-
Flight 1935-10 / Flight
RECORD BREAKERS ON SHOW: Among the exhibits at the Milan International Aircraft Exhibition, which opened on October 12, are the Macchi-Castoldi which did 440.67 m.p.h., the Cant. 501 seaplane which recently flew 3,104 miles non-stop, and what appears to be a two-seater version of the Caproni biplane which holds the altitude record. The monoplane in the background is the new Potez light transport.
Другие самолёты на фотографии: Caproni Ca.161 - Италия - 1936Macchi MC.72 - Италия - 1931Potez Potez 56 - Франция - 1934
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
Двигатель "Ассо" 750 R.
-
Flight 1940-06 / Flight
An installation of a 12.7 mm. Breda SAFAT gun on a Cant Z.501.
-
Flight 1940-07 / Flight
The bow gun installation on the Cant Z.501 flying boat. The screening and feeding arrangements are interesting.
-
Flight 1940-07 / Flight
A Breda SAFAT gun is carried in the engine nacelle of the Cant Z.501 as shown on the left. It has an excellent field of fire. On the right is the amidships gun position, showing the guard rail.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
Аварийная посадка "Габбиано" из-за отказа двигателя.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Харук - Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501 /Монография/
Фюзеляжи списанных "чаек".
-
Aeroplane Monthly 1978-01 / Personal album
A Cant Z501 flying boat, the victim of a vicious storm which turned it over while it was moored at its base in the bay of Polensa, Majorca, in February 1938. This storm destroyed or damaged more aircraft than the Republican forces.
-
Flight 1939-08 / Flight
Cant Z.501 reconnaissance flying-boat (Italy).
-
Моделист-Конструктор Гидросамолеты Второй мировой войны
Cant Z.501 Gabbiano
- Фотографии