Fairey Rotodyne
Страна: Великобритания
Год: 1957
Вертолет
Единственный экземпляр
Экспериментальный винтокрыл с экипажем из двух человек
Смотрите информацию банкротство и ликвидация фирмы у нас.
Описание
Фотографии
Fairey Rotodyne

  Концепция винтокрыла была проверена на Jet Gyrodyne. Дальнейшим шагом вперед послужило начало в 1947 году доктором Дж. Беннетом и капитаном Э. Г. Форсайтом работ по большим винтокрылам. В декабре 1951 года "British European Airways" выдала спецификацию на 30-40-местный пассажирский самолет для линий малой и средней дальности. "Fairey" в числе других фирм откликнулась на данное предложение. Идеи "Fairey" в целом соответствовали Спецификации, и в 1953 году Министерство снабжения заключило контракт на постройку одного прототипа.
  Испытательные стенды организовали в Уайт-Уолтхэме и Боскомб-Дауне. На них предстояло отработать несущий винт, оба двигателя, крыло и т.п. Интенсивные испытания систем шли параллельно постройке прототипа. Первый полет Rotodyne выполнил 6 ноября 1957 года, но первый переход от режима висения к горизонтальному полету состоялся лишь в апреле 1958 года.
  Фюзеляж имел сечение, близкое к прямоугольному; на крыле были установлены ТВД Eland, создававшие пропульсивную тягу. Основные опоры трехопорного шасси убирались поворотом вперед в мотогондолы, носовая опора убиралась в фюзеляж прямо под кабиной. Двухкилевое хвостовое оперение позже дополнили третьим, центральным, килем. Кили смонтированы на концах стабилизатора. Большой четырехлопастный несущий винт, необходимый для выполнения вертикальных взлета и посадки, приводился во вращение установленными на законцовках лопастей "мини-двигателями" с соплами. Сжатый воздух для них подавался компрессорами и двигателями Eland: от каждого двигателя воздух шел на две противоположно расположенные лопасти винта, чтобы в случае выхода из строя одного двигателя, у второго хватало мощности для обеспечения работой сопел на двух из четырех лопастей.
  Вдохновленные успехами экспериментального Gyrodyne, специалисты "Fairey" решили использовать Rotodyne для установления нового рекорда скорости. Рекорд в классе винтокрылов был установлен 5 января 1959 года - 307,20 км/ч на 100-км замкнутом маршруте. Рекорд продержался до октября 1961 года, когда его побил созданный в СССР Н.И. Камовым винтокрыл Ка-22.
  На этой стадии программы будущее Rotodyne выглядело безоблачным: в 1958 году американская "Kaman Aircraft Corporation" заключила соглашение о лицензионном производстве, продаже и техническом сопровождении при эксплуатации винтокрыла в США. "Okanagan Вертолеты" из Ванкувера рассчитывала купить три аппарата, "Japan Air Lines" предполагала использовать винтокрыл на местных линиях; а самым важным потенциальным заказчиком виделась "New York Airways", которая вместе с "Kaman" выразила намерение закупить 5 машин в твердом заказе и плюс опцион на 10 машин в варианте на 54/65 пассажиров и турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Tyne, с началом поставок в 1964 году.
  Для разработки нового варианта "Fairey" требовалось 10 млн фунтов стерлингов, половину этой суммы согласилось выделить правительство в случае подтверждения твердого заказа со стороны фирмы BEA - правительственное финансирование было бы в виде займа, который надлежало вернуть с продаж винтокрылов. В 1960 году "Fairey" объединилась с "Westland", а работы по Rotodyne замедлились. В апреле 1960 года свой заказ аннулировала "Okanagan" - по причине затягивания с началом поставок готовых изделий, через пять месяцев аналогичный шаг предприняла "New York Airways". Компания "Westland" тем временем втянулась в вертолетные программы фирмы "Bristol", в ряд других ресурсоемких программ. Все вышеперечисленные факторы в сочетании с ростом массы Rotodyne, для которого уже не хватало мощности двигателей Eland (не подходили и двигатели Tyne), заставили правительство отказаться от поддержки программы. Окончательно все работы по теме Rotodyne прекратили в феврале 1962 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fairey Rotodyne

  Тип: экспериментальный винтокрыл с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТВД Napier Eland NEI.7 мощностью по 2800 л. с. (2088 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 298 км/ч; дальность 724 км
  Масса: макс, взлетная 14969 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 27,43 м; размах крыла 14,17 м; длина 17,88 м; высота 6,76 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 591,00 м2
  Полезная нагрузка: до 40 пассажиров
Идея разработки большого винтокрыла, способного найти спрос на коммерческом рынке, появилась в 1947 году. В 1953-м фирма запросила у министерства снабжения разрешение на постройку опытного образца. Первый полет 30-40 местный винтокрыл Fairey Rotodyne выполнил в ноябре 1957 года, а первый переход из режима висения в режим поступательного полета - в апреле 1958-го. Винтокрыл Rotodyne, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями Napier Eland, вызвал большой интерес в военных и гражданских кругах, но медленные темпы доводки машины привели к аннулированию программы в 1962 году.
The Fairey Rotodyne will once again be one of the star turns at Farnborough.
The sole Fairey Rotodyne prototype, XE 521, first flew on 6 November 1957, following a period of exhaustive ground testing that dated back to September 1955. The culmination of a Fairey Aviation programme of convertiplane research initiated at the end of 1945, the Rotodyne was built to meet a 1951 British European Airways specification for a 30 to 40 passenger, vertical take-off and landing 'Bealine Bus'. Powered by two 3.000shp Napier Eland N.EI.3 turboprops with modified auxiliary compressor stages at the rear of the engines from which to draw the rotor system air supply. Just forward of this were clutches that enabled switching the engines from the gas generator mode for take-off and landing, to driving the propellers in cruise. Always destined as a technology demonstrator for a larger 65 passenger, or 75 troop carrying production aircraft, the Rotodyne proved its alacrity on 5 January 1959, when it set a new convertiplane 100 kilometre, or 62 mile closed circuit speed record of 190,897mph in the hands of Fairey's Sqn. Ldr. W.R. Gellatly. Two months after this, New York Airways placed a tentative order for 5, but the takeover of Fairey by Westland, inadequate funding and signs of acoustic fatigue over the next year or two saw interest in the Rotodyne evaporate.
Fairey Rotodyne shown with undercarriage retracted.
Пассажирский винтокрыл "Ротодайн"
6 ноября 1957г.: экипаж в составе У. Р. Геллатли и Дж. Г. П. Мортона выполнил в Уайт-Уолтхэме первый полет на прототипе винтокрыла Fairey Rotodyne.
The Fairey Rotodyne has successfully achieved transition from vertical to horizontal flight. The upper stabilising fins have been fitted since the Rotodyne made its first flight last year.
The world's first vertical take-off airliner, the Fairey Rotodyne, made its first flight on Wednesday, 6th November. It takes off like a normal helicopter and once airborne, power is gradually transferred to the propellers. For landing, the process is reversed.
Adding achievement to achievement, Fairey Aviation have now built - and flown - potentially the most important transport aeroplane in the world, the Fairey Rotodyne. Carrying 48 passengers or 4 1/2 tons of freight it takes off vertically as a helicopter and having gained height flies forward as a normal twin-engined airliner. It is the most adaptable rotary-wing aircraft in the world and the first to offer operating economy directly comparable to that of fixed wing aircraft over ranges of up to 400 miles. The arrangement within the Rotodyne's capacious fuselage can readily be adapted to suit civil or military applications. Powered by two Napier Eland propeller-turbines with Fairey Pressure-Jets at the flies the first vertical take-off Airliner rotor-tips for take-off and landing.
Fairey Rotodyne which is nearly complete;
FAIREY ROTODYNE World's First Vertical Take-Off Airliner
FAIREY ROTODYNE: Now having its wings set at a new angle of incidence and fitted with ailerons, the Rotodyne is powered by two 3,000-e.h.p. Napier Eland turboprops, and its overall dimensions include a rotor diameter of 104 ft., a fuselage length of 64 ft. 6 in., and an overall height of 23 ft. 2 in.