Douglas TBD-1 Devastator
Страна: США
Год: 1935


Бомбардировщик-торпедоносец с экипажем три человека
Описание:
TBD-1 Devastator
Douglas TBD Devastator
Фотографии

TBD-1 Devastator

Палубный торпедоносец, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ "Дуглас эйркрафт" под руководством Э. Хейнемана на основе проекта бомбардировщика, выполненного ранее в поглощенной "Дуглас" фирме "Нортроп". Опытный образец торпедоносца, XTBD-1, совершил свой первый полет 15 апреля 1935 г. Серийный выпуск на заводе "Дуглас" в Санта-Монике начался в июне 1937 г. Всего построено 127 экз. (по другим данным - 130 экз.).
Экипаж - 3 чел. Мотор R-1830-64. Вооружение 2x7,62, позднее 1x12,7+1x7,62 (в 1942 г. часть самолетов переделана под 1x12,7+2x7,62), бомбы до 550 кг или одна торпеда (908 кг) в полуутопленном положении под фюзеляжем.
TBD-1 состоял на вооружении только в США - с октября 1937 г.
Применялся на Тихом океане с начала войны. Первый боевой вылет состоялся 10 января 1942 г.- самолеты с авианосца "Лексингтон" бомбили японскую подводную лодку. До середины 1942 г. "Девастэйтор" являлся единственным палубным торпедоносцем американского флота. В феврале 1942 г. TBD-1 совершили налеты на японские базы на Маршалловых и Гилбертовых островах. В марте они были впервые использованы как торпедоносцы у берегов Новой Гвинеи. В мае 1942 г. участвовали в сражении в Коралловом море (в ходе которого погиб авианосец "Сехо"), в июне - в битве у Мидуэя. 6 июня самолеты с "Энтерпрайза" атаковали крейсер "Микума". Совместными усилиями бомбардировщиков и торпедоносцев он был потоплен.
В марте - апреле 1942 г. "девастэйторы" недолго базировались в Англии, ведя с сухопутных аэродромов поиск подводных лодок на пути конвоев, следовавших в Мурманск.
Производство TBD-1 было прекращено в ноябре 1939 г. Боевые эскадрильи флота сдали последние машины этого типа в августе 1942 г., но как учебные и вспомогательные они находились в строю до июня 1944 г.


TBD-1||
Размах:||15,24 м
Длина:||10,67 м
Моторы, количество х мощность:||1x900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4951 кг
Максимальная скорость:||332 км/ч
Практический потолок:||6005 м
Дальность:||1140 км

Douglas TBD Devastator

В начале 1934 года ВМС США объявили конкурс на постройку нового бомбардировщика-торпедоносца для службы на борту авианосцев, в частности, авианосца "Рейнджер", ввод в строй которого был запланирован на этот год. После рассмотрения предложений, постройка прототипов была заказана фирмам "Douglas" и "Great Lakes Aircraft Corporation". Douglas XTBD-1 стал первым палубным монопланом ВМС США. В свою очередь, построенный в единственном экземпляре Great Lakes XTBG-1 был последним торпедоносцем-бипланом, заказанным флотом.
  Прототип XTBD-1, взлетевший 15 апреля 1935 года, имел классические схему и конструкцию. Низкорасположенное свободнонесущее крыло имело узел складывания примерно на середине размаха. Конструкция планера была цельнометаллической, за исключением полотняной обшивки на рулях высоты и направления. В высоком фюзеляже имелся бомбоотсек, в котором могла разместиться торпеда или крупнокалиберная бронебойная бомба. Убирающимися были только основные стойки шасси; перед хвостовым колесом был установлен посадочный крюк.
  В качестве силовой установки на прототипе TBD использовался радиальный двигатель XR-1830-60 Twin Wasp мощностью 800 л. с. (597 кВт). Экипаж самолета состоял из трех человек (пилота, штурмана-бомбардира и стрелка), размещавшихся в кабине под длинным фонарем с мощным переплетом. Испытания прототипа шли настолько успешно, что уже через девять дней после первого полета "Douglas" смогла передать его ВМС для войсковых испытаний, продолжавшихся девять месяцев. По их результатам был выдан заказ на 129 серийных самолетов TBD-1 Devastator. Когда 25 июня 1937 года начались поставки этих машин, ВМС США получили в свое распоряжение один из лучших на тот момент торпедоносцев в мире. Первой получила TBD-1 5 октября 1937 года эскадрилья VT-3, а эскадрильи VT-2, VT-5 и VT-6 пересели на новую машину в следующем году. TBD-1 оставались в боевых подразделениях вплоть до завершения сражения за Мидуэй, в главной схватке которого, 4 июня 1942 года, 35 TBD-1 были сбиты, попав в "клещи" между огнем зениток и палубными истребителями A6M. Уже не способные противостоять современным видам вооружения, TBD-1 были выведены в тыловые части, где некоторое время использовались для обучения и в качестве связных.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas TBD-1 Devastator

  Тип: бомбардировщик-торпедоносец с зкипажем три человека
  Силовая установка: один радиальный двигатель Pratt & Whitney R-1830-64 Twin Wasp мощностью 900 л. с. (671 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2440 м - 332 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 206 км/ч; начальная скороподъемность 219 м/мин; потолок 6005 м; дальность полета с 454-кг бомбой или торпедой - 669 км
  Масса: пустого 2804 кг; максимальная взлетная 4624 кг
  Размеры: размах крыла 15,24 м; длина 10,67 м; высота 4,60 м; площадь крыла 39,20 м2
  Вооружение: один неподвижный 7,62-мм пулемет Browning по правому борту фюзеляжа и один 7,62-мм Browning на турели в задней кабине; торпеда или 454-кг бронебойная бомба в бомбоотсеке
Этот TBD-1 летал в эскадрильи VT-6 ВМФ. Самолет показан в довоенной окраске, в дальнейшем ее поменяли на боевую.
Торпедоносец TBD-1 "Девастэйтор" из эскадрильи VT-2 с авианосца "Лексингтон".
Devastator на палубе авианосца "Энтерпрайз" в ходе сражения у Мидуэя. Этот авианосец стал самым заслуженным кораблем ВМС США во Второй мировой войне и получил прозвище "Big Е" ("Большой Э"),
На момент поступления на вооружение в 1937 году Devastator был хорошим торпедоносцем-бомбардировщиком, но к моменту нападения на Перл-Харбор уже устарел.
The Douglas TBD-1 Torpedo-Bomber Monoplane (850 h.p. Pratt & Whitney "Twin-Wasp" engine).
Торпедоносец TBD-1 с авианосца "Рейнджер", 1941 г.
История Devastator прочно связана со сражением у Мидуэя, на фотографии - TBD над островом, 1942 год. Это сражение стало началом заката империалистической Японии.
В полете - TBD-1 из эскадрильи VT-3 с авианосца "Саратога"
Основным оружием Devastator была торпеда - на фотографии самолет сбрасывает торпеду типа Mk 13. Оптимальным был сброс торпеды с высоты не более 12 м. На боевом курсе, строго выдерживая высоту, торпедоносец был наиболее уязвим.
В 1938 году, когда были запечатлены эти машины из 6-й торпедоносной эскадрильи (VT-6), летчики высоко ценили TBD, однако их боевое применение оказалось малоудачным и самолеты отправили "во второй эшелон".
Офицер-сигнальщик авианосца "Йорктаун" встречает "Девастэйтор", вернувшийся из боевого вылета.
Экипаж Devastator состоял из трех человек - пилот, штурман-бомбардир и стрелок-радист, сидевших друг за другом в общей кабине, закрытой длинным фонарем со сдвижными секциями.
Запуск двигателя "Девастэйтора" перед вылетом: механик с помощью заводной рукоятки раскручивает маховик инерционного стартера.
Экипажи эскадрильи VT-6 осматривают свои торпедоносцы Douglas TBD-1 Devastator перед началом битвы за атолл Мидуэй, июнь 1942 г. После тяжелого боя на свой авианосец "Энтерпрайз" вернулись только четыре самолета этого подразделения.
До принятия на вооружение Grumman TBF Avenger основным американским бомбардировщиком-торпедоносцем был Douglas TBD Devastator. Эти самолеты из эскадрильи VT-6 сфотографированы перед очередным вылетом на палубе авианосца "Энтерпрайз". На переднем плане видны истребители Wildcat из эскадрильи VF-6.
Первый серийный TBD в 1939-1943 годах испытывался на Род-Айленде с поплавками "Edo" (самолет обозначался TBD-1A), впрочем - без особых успехов.
The American naval machine: Douglas XTBD-1 torpedo-bomber;
Douglas TBD-1 Devastator