Curtiss SBC Helldiver
Варианты:
Curtiss - SBC Helldiver - 1934 - США
Страна: США
Год: 1934


Двухместный палубный и сухопутный бомбардировщик-разведчик
Описание
Фотографии
Curtiss Model 77 Helldiver (SBC)

  В 1932 году ВМС США заказали компании "Curtiss" новый двухместный истребитель, получивший обозначение XF12C-1. Прототип Model 73 - моноплан с крылом типа парасоль, убирающимся шасси и двигателем Wright R-1510-92 Whirlwind 14 мощностью 625 л.с. (466 кВт) - поднялся в воздух в 1933 году. Когда в конце года было решено, что самолет станет разведчиком, а не истребителем, обозначение сменили на XS4C-1. Следующее изменение произошло в январе 1934 года - новая машина стала бомбардировщиком-разведчиком, и на нее установили двигатель повышенной мощности Wright R-1820 Cyclone. Затем последовали интенсивные испытания, но в сентябре 1934 года при пикировании произошло разрушение крыла, и прототип, теперь уже обозначенный XSBC-1, получил серьезные повреждения.
  Крылу парасоль недоставало прочности для пикирующего бомбардировщика. Новый заказанный флотом прототип, XSBC-2, в компании "Curtiss" обозначили Model 77 Helldiver. Он имел смешанную конструкцию с убирающимся основным шасси и хвостовым колесом и уже являлся бипланом со смещенными крыльями и двигателем R-1510-12 мощностью 700 л.с. (522 кВт). В марте 1936 года двигатель заменили на Pratt & Whitney R-1535-82 Twin Wasp Junior такой же мощности, а обозначение самолета изменили на XSBC-3. Серийный вариант получил в компании название Model 77А, 29 августа 1936 года ВМС заказали 89 таких машин под обозначением SBC-3. Первые поставки были осуществлены 17 июля 1937 года в 5-ю противолодочную эскадрилью.
  Один SBC-3 поздней серии использовался как основа для создания улучшенного прототипа XSBC-4 (Model 77В), оснащенного более мощным двигателем Wright R-1820-22 Cyclone. 5 января 1938 года был заключен контракт на 174 самолета, первый SBC-4 для ВМС поступил в марте 1939 года. Вследствие тяжелой ситуации в Европе в начале 1940 года ВМС США передали 50 своих SBC-4 французам, но машины поступили слишком поздно, чтобы принять участие в боях. В итоге пять отдали британским ВВС - их использовали на авиабазе Литтл-Риссингтон как наземные учебные тренажеры под обозначением Cleveland Mk I. Для возмещения недостающих в ВМС США пятидесяти машин флоту передали 50 самолетов из партии в 90 машин, предназначавшихся для Франции. Самолеты получили прежнее обозначение SBC-4 и отличались протектированными топливными баками. К моменту вступления США в войну SBC-3 уже был устаревшим, но SBC-4 по-прежнему стоял на вооружении 8-й бомбардировочной и 8-й противолодочной эскадрилий, а также 151-й разведывательно-корректировочной эскадрильи морской пехоты (VMO-151). Последний самолет списали в 1943 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 77А Helldiver (SBC-4)

  Тип: двухместный палубный и сухопутный бомбардировщик-разведчик
  Силовая установка: звездообразный ПД Wright R-1820-34 Cyclone 9 мощностью 900 л.с. (671 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4635 м - 377 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 282 км/ч; начальная скороподъемность 497 м/мин; практический потолок 7315 м; дальность полета с одной 227-кг бомбой - 652 км
  Масса: пустого 2065 кг; максимальная взлетная 3211кг
  Размеры: размах крыла 10,36 м; длина 8,57 м; высота 3,17 м; площадь крыльев 29,45 mj
  Вооружение: фиксированный 12,7-мм пулемет Browning для стрельбы вперед в верхней передней части фюзеляжа и один наводимый 7,62-мм пулемет Browning для обороны задней полусферы в задней кабине, плюс до 680 кг сбрасываемых средств поражения на одном узле подвески под фюзеляжем и двух узлах под нижним крылом
Данный SBC-3 в 1937 году принадлежал 5-й противолодочной эскадрилье. Синие полосы на фюзеляже и красный киль говорят о том, что на нем летал командир 3-го отряда, базировавшегося на борту "Йорктауна".
The Curtiss SBC-3 (BuAer 0563) in ser­vice with Scouting Squadron VS-5 aboard USS "Yorktown" in 1937, as indicated by the tail colour. This unit was VS-7B until 1 July 1937, with the same "man-o-war bird” insignia.
Curtiss SBC-4 (BuAer 1287) of the First Marine Aviation Wing at San Diego in 1942, with small fuselage insignia and national markings applied only below the starboard and above the port wing.
Side view of one of the five Curtiss SBC-4s that reached the UK in 1940. Named Cleveland I, they found no useful role in the RAF.
Side view of an SBC-4 as painted for despatch to France in 1940.
The Curtiss SBC-3 Two-seat Scout-Bomber (Pratt & Whitney "Twin-Wasp" engine).
At least one of the RAF’s Clevelands continued to fly although assigned a technical training role, as indicated by the "M" (for Maintenance) serial number shown in the photograph.
One of the five Curtiss Clevelands taken on charge by the R.A.F. and used for ground instruction. The aircraft were delivered with serials AS467-AS471, as shown here.