
D.XXI
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Нидерландше влиегтуигенфабрик Фоккер" под руководством Э.Шацки. Первый полет опытный образец D.XXI совершил 27 марта 1936 г. Серийное производство начато в июне 1937 г. Строился заводами "Фоккер" в Амстердаме, "Валтион лентоконетехдас" (VL, Государственный авиазавод) в Тампере (Финляндия), мастерскими армейской авиации в Кловермаркене (Дания). Состоял на вооружении в Нидерландах с июня 1938 г., в Финляндии - с июля 1937 г., в Дании - с марта 1940 г.
Основные серийные модификации:
- экспортная в Финляндию с мотором "Меркьюри" VII, вооружение 4x7,9;
- для ВВС Нидерландов с мотором "Меркьюри" VIII, новым капотом, вооружение 4x7,9;
- датской постройки с мотором "Меркьюри" VII, но с капотом старого образца, вооружение 2x20+2x7,9;
- финского производства с мотором "Меркьюри" VII и увеличенным остеклением кабины, вооружение 4x7,9;
- финского производства с мотором R-1535-SB4-C/G, измененным вертикальным оперением и подкосами стабилизатора, вооружение 4x7,9.
Первое боевое применение - в советско-финской войне с ноября 1939г. Использовались финскими ВВС до конца боевых действий против СССР в 1944 г. Голландские самолеты участвовали в обороне страны от немецкого нападения в мае 1940г. Датские D.XXI в боевых операциях не применялись. Производство прекращено в Нидерландах в сентябре 1939 г., в Дании - весной 1940 г., в Финляндии - в 1944 г. Финские ВВС использовали D.XXI как учебный до 1948 г.
D.XXI||
Размах:||11,0 м
Длина:||8,2 м
Моторы, количество х мощность:||1x825 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2050 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||10100 м
Дальность:||930 км
Описание:
- D.XXI
- Fokker D.XXI
- Flight, January 1936
FOKKER'S NEWEST
Фотографии
-
Мир Авиации 1993-03 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (1)
Второй Fokker D.XXI (зав. номер 5486) принятый на вооружение голландских ВВС. Изображенные опознавательные знаки использовались до октября 1939г. Этот самолет входил в состав 2e JaVa, который базировался в Схифоле, но 11-14 мая 1940г. действовал с аэродрома Буйкслоот.
-
Air International 1989-01 / Model enthusiast
D XXI Nr 213 (c/n 5486), the second LVA (Luchtvaartafdeling) production aircraft. Illustrated in insignia used prior to October 1939, it was assigned to the 2e JaVa (Jachtvliegtuigafdeling) based at Schiphol and operating (11-14 May 1940) from an airstrip at Buiksloot.
-
Мир Авиации 1993-03 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (1)
С такими опознавательными знаками голландские D.XXI участвовали в майских боях. Этот "228" уцелел до капитуляции Голландии.
-
АвиаПарк 2010-03 / В.Кондратьев - Статистика Блицкрига /Дискуссия/
Голландский истребитель «Фоккер» D-XXI, уничтоженный немцами 10 мая 1940 г. при штурмовке аэродрома Ипенбург
-
Air International 1989-01 / Model enthusiast
D XXI Nr 237 (c/n 5510) of the 1e JaVa of the LVA operating from the naval air base at De Kooy, near Den Helder, in April 1940. Destroyed in a hangar on 10 May. Note "Three White Mice" emblem of the 1e JaVa on the engine cowling. The inverted black-edged orange triangle national marking was adopted October 1939.
-
Мировая Авиация 187
Голландские ВВС. Fokker D.XXI из 1-й истребительной эскадрильи истребительной авиагруппы 1-го авиаполка. На момент германского вторжения эскадрилья дислоцировалась в Де Кооу. Оранжевый треугольник - знак принадлежности к ВВС нейтральной Голландии, применялся в начале Второй мировой войны.
-
Мир Авиации 1993-03 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (1)
J-41 - Fokker D.XXI голландской постройки в окраске ВВС Дании.
-
Air International 1989-01 / Model enthusiast
A D XXI of the 2.Eskadrille of the Danish Haerens Flyvertropper based at Vaerlose, April 1940. Built by the Army Aviation Troops' Workshops, this D XXI saw no combat and was placed in storage at Klovermarken.
-
Мировая Авиация 19
Fokker D.XXI. Голландский истребитель D.XXI использовался датчанами под обозначением IIIJ. Этот экземпляр несет маркировку 2-й датской эскадрильи Haerens Flyverlrooper (авиация сухопутных войск), весна 1940 года. Было заказано 12 самолетов, два из них построила сама фирма "Fokker", остальные сделаны в Дании по лицензии. На 9 апреля 1940 года 2-я эскадрилья имела восемь боеспособных D.XXI,
-
История Авиации 36 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (5)
"Фоккер D.XXI" (борт. FR-80) датского добровольца лейтенанта Фрийза был сбит 19 февраля 1940 г. Датчанин попытался спастись с парашютом из горящей машины, но не смог покинуть кабину и погиб. Наибольшие шансы на эту победу имеют капитан Николаев и старший лейтенант Антонов из состава 25-го ИАП, каждый из которых заявил об одной победе по результатам преследования удиравших финских истребителей. На рисунке представлен вариант комплектации на колесном шасси.
-
Мир Авиации 1993-03 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (1)
FR-92 - десятый самолет финской постройки. С июля 1941 - во 2-м звене TLeLv 12.
-
История Авиации 2000-01 / М.Морозов - Загадка тройной "шестерки" или необыкновенная удача лейтенанта Сарванто /Раскрытые тайны/
"Фоккер" D.XXI лейтенанта Совелиуса из состава истребительной эскадрильи LeLv 24. Аэродром в районе Кэннэс, Финляндия, зима 1939-1940гг.
-
Air International 1989-01 / Model enthusiast
D XXI FR-97 of 4/LLv 24 (4.lentue/Lentolaivue 24) flown by Lt J Sarvanto and operating from Immola, winter 1939-40. Note temporary winter finish on upper surfaces. This aircraft was transferred to LLv 32 in April 1940, and, during the "Continuation War", flew from Hyvinkaa and Utti. Shot down on 25 July 1941.
-
Мировая Авиация 187
Финские ВВС. D.XXI FR-97 из 4-го звена 24-й истребительной эскадрильи принадлежал лейтенанту Сарванто и дислоцировался зимой 1939-1940 годов в Имоле. Верхние поверхности окрасили по временному зимнему камуфляжу. Данную машину в апреле 1940 года передали 32-й истребительной эскадрилье, а в 1941-1944 годах он дислоцировался в Хювинкяя и Утти.
-
Мир Авиации 1992-01 / А.Котлобовский - ВВС Финляндии в Зимней войне /Война в воздухе/
Fokker D-XXI финского аса Йормы К.Сарванто (13 побед в Зимней войне).
-
История Авиации 2000-01 / М.Морозов - Загадка тройной "шестерки" или необыкновенная удача лейтенанта Сарванто /Раскрытые тайны/
"Фоккер" D.XXI лейтенанта Сарванто из состава истребительной эскадрильи LeLv 24. Аэродром в районе Кэннэс, Финляндия, зима 1939-1940гг.
-
Авиация и Время 2003-06 / Р.Ларинцев, А.Заблотский, А.Котлобовский - На таран! (2)
Fokker D-XXI мл.л-та К.Метсайвайнио из LeLv 14 ВВС Финляндии. Предположительно таранет 10.03.1942г. л-том А.В.Сорокиным
-
АвиаМастер 2000-05 / С.Спичак - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (4)
"Фоккер" D.XXI прапорщика Виктора Пюотсия из LeLv 24, апрель 1941г.
-
АвиаМастер 2002-05 / М.Жирохов, М.Морозов - Волонтеры зимней войны /Малоизвестные страницы/
"Фоккер" D.XXI, на котором 30 января 1940г. датчанин Эрхард Фрийис из LeLv 24 сбил бомбардировщик СБ.
-
История Авиации 2000-05 / А.Андреев - Ойва Туоминен /Асы мира/
"Фоккер"D.XXI (третьей серии) сержанта Ойвы Туоминена из состава эскадрильи LeLv24. Карелия, декабрь 1939г. - январь 1940г.
-
Air International 1989-01 / Model enthusiast
D XXI FR-124 of 2./LLv 30 flown by Lt V Sauru from Hyvinkaa and subsequently Utti during summer 1941. Transferred to 1./LLv 30 in May 1942 and operated from Suur-Merijoki and Suulajarvi, crashing on 1 October 1942. Note Twin Wasp Junior engine and accompanying enlarged vertical tail surfaces.
-
Мировая Авиация 135
Капитан Веикко Карру, командир подразделения 2/LeLv 30 финских ВВС, одержал пять побед, летая на этом D.XXI. Помимо воздушных боев его часть привлекалась для борьбы с судоходством, причем сообщалось, что D.XXI действовали весьма успешно.
-
АвиаМастер 2000-05 / С.Спичак - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (4)
"Фоккер" D.XXI 2-го лейтенанта Марти Калима из LeLv 30, весна 1942г.
-
История Авиации 2003-01 / С.Павлов - Не только "мессеры" и "фоккеры"... /Матчасть/
"Фоккер" D.XXI лейтенанта Иарти Калема из состава LeLv30. Карельский перешеек, весна 1942г.
-
Мир Авиации 1993-03 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (1)
FR-157 - D.XXI с мотором Wasp из 1-го звена TLeLv 30 в конце 1942г.
-
Aeroplane Monthly 1988-06 / B.Fischer - Fokker fighter handover
FOKKER'S FASTEST FIGHTER. In Flight of January 9, 1936, an artist's conception of the Fokker D.21 single-seater fighter appeared. The machine made its first flight a few days ago in the hands of Mr. E. Meinecke. With the Bristol Mercury VIs of 605/645 h.p. about 250 m.p.h. is expected from the machine. The Hispano Y (860 h.p.) should improve this speed to nearly 280 m.p.h. The range, of course, will be much shorter.
FD-322, the prototype D.XXI, which first flew on February 27, 1936. -
Air Enthusiast 1971-08 / ??? - The "Halfway-House" Fokker /Warbirds/
The prototype Fokker D XXI
-
Мир Авиации 1993-03 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (1)
Прототип, совершивший первый полет 27 марта 1936г.
-
Flight 1938-09 / Flight
Mr. Leegstra, the pilot who recently made a Dutch altitude record of 37,250ft. with the Fokker D.21 (Bristol Mercury VIII).
-
Flight 1938-09 / Flight
The Fokker D.21 Single-seat Fighter Monoplane (Bristol "Mercury" engine).
-
Flight 1938-10 / Flight Advertisements
THE FOKKER D21: "Bristol" Mercury engine. A single-seat fighter low-wing cantilever monoplane, of steel tube framework covered with light alloy, bakelite-plywood and fabric. With balanced ailerons and tabs, split trailing-edge flaps, fixed cantilever-type divided undercarriage and brakes. Enclosed heated cockpit equipped with oxygen apparatus. Span 36 ft., length 27 1/2 ft., height 9 ft., weight loaded 4,290 lbs., max. speed at 14,500 ft., 277 m.p.h. This machine gained the Dutch altitude record at 11,353 m. (37,250 ft.) with a standard "Bristol" Mercury VIII engine. Constructed Fokker.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
A front view of the Fokker D.21 Single-seat Fighter Monoplane (Bristol "Mercury" engine).
-
Air Enthusiast 1971-08 / ??? - The "Halfway-House" Fokker /Warbirds/
Хотя D.XXI сохранил архаичное неубирающееся шасси, он неплохо зарекомендовал себя в качестве истребителя.
D XXIs of the 5e Jachtvliegtuigafdeling in the national insignia used prior to October 1939. Note lack of rod-mounting for ring-and-bead sight. -
АвиаПарк 2008-03 / А.Харук - Короткий путь голландского "крейсера" /Монография/
T.V (все еще без пушки) в демонстрационном полете с эскортом из двух истребителей "Фоккер" D.XXI
Другие самолёты на фотографии: Fokker T.V - Нидерланды - 1937
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 02 - The progress of the world in military aviation during the year 1937-38
The third Fokker T V seen immediately prior to WWII being escorted by two Fokker D XXI fighters of the Army Air Force of the Netherlands.
Другие самолёты на фотографии: Fokker T.V - Нидерланды - 1937
-
Мир Авиации 1993-03 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (1)
Середина сентября 1939г. Боевая служба для голландских "Фоккеров" уже началась...
-
Мир Авиации 1993-03 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (1)
23 сентября, после ряда инцидентов, четырехцветные голландские знаки, имевшие некоторое сходство с английскими или французскими, было решено заменить так называемыми "знаками нейтралитета", хорошо различимыми даже с большого расстояния. На фюзеляже и крыльях появились оранжевые треугольники с черной окантовкой, в эти же цвета окрасили руль поворота.
-
Aeroplane Monthly 1988-06 / B.Fischer - Fokker fighter handover
The Fokker D.XXI replica wears the colours of 221, the aircraft flown by Doppenberg against the Luftwaffe in May 1940.
-
Air International 1986-11 / B.van der Klaauw - Frustrated Fokker /Warbirds/
T Vs and D XXI fighters at Schiphol during the mobilisation period in September 1939. It is noteworthy that the aircraft were lined up along the edge of the perimeter track, presenting an ideal target for any intruder with malicious intent.
Другие самолёты на фотографии: Fokker T.V - Нидерланды - 1937
-
Мировая Авиация 187
D.XXI стал последним в линейке истребителей компании, которая в свое время построила лучший в мире D.VII. Впрочем, простота и надежность конструкции оказались как нельзя кстати для финских летчиков.
-
История Авиации 2000-03 / А.Степанов - Пиррова победа Люфтваффе на Западе /Большая стратегия/
Утром 10 мая 1940г. пилоты немногочисленных голландских истребителей "Фоккер" D.XXI устроили над Ипенбургом (район Гааги) настоящее избиение немецким транспортным Ju52, уничтожив 39 трехмоторников.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 02 - The progress of the world in military aviation during the year 1937-38
A Fokker DXXI (Fighter) of the Danish Army Air Force.
-
Air Enthusiast 1971-08 / ??? - The "Halfway-House" Fokker /Warbirds/
One of the 10 D XXI fighters manufactured under licence in Denmark seen prior to the mounting of 20-mm Madsen cannon under the wings
-
Air Enthusiast 1971-08 / ??? - The "Halfway-House" Fokker /Warbirds/
The 20-mm Madsen cannon standardised on Danish D XXI fighters.
-
Мир Авиации 1993-03 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (1)
Один захваченный немцами D.XXI использовался в летной школе в Бранденбурге.
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Фоккер D.XXI (борт. FR-80) финского производства с мотором "Меркьюри" VII, 1939 г., датского добровольца лейтенанта Фрийза был сбит 19 февраля 1940 г. Датчанин попытался спастись с парашютом из горящей машины, но не смог покинуть кабину и погиб. Наибольшие шансы на эту победу имеют капитан Николаев и старший лейтенант Антонов из состава 25-го ИАП, каждый из которых заявил об одной победе по результатам преследования удиравших финских истребителей.
-
Мир Авиации 1993-04 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (2)
FR-92, принадлежавший TLeLv 12, лето 1941г.
-
Авиация и Время 2003-05 / Р.Ларинцев, А.Заблотский, А.Котлобовский - На таран! (1)
Этот финский "Фоккер" D-XXI из авиагруппы LeLv 14 был сфотографирован летом 1940г. Весьма вероятно, что именно его таранил 10 марта 1942г. л-т А.В.Сорокин
-
История Авиации 32 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (1)
"Fokker D.XXI" - основной истребитель финских ВВС в ходе "Зимней войны". Хотя к началу войны он несколько уступал "ишачкам", особенно последних типов, в опытных руках "Фоккер" продолжал оставаться очень серьезным противником. На снимке: D.XXI сержанта Киннунена из состава 5/LLv 24. Весна 1940г.
-
Aeroplane Monthly 1990-03 / E.Ritaranta - Fokker D.XXI unveiled
The fully restored aircraft ready for display in the Air Museum of Central Finland.
-
История Авиации 2000-05 / А.Андреев - Ойва Туоминен /Асы мира/
На этом "Фоккере" Ойва сражался зимой 1939-1940гг.
-
Air Enthusiast 1971-08 / ??? - The "Halfway-House" Fokker /Warbirds/
The sole example of the D XXI to be completed with retractable main undercarriage members.
-
Мир Авиации 1993-04 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (2)
Убирающееся шасси испытывалось на D.XXI с номером FR-117.
-
Мир Авиации 1993-04 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (2)
Один из первых D.XXI (FR-121), построенных в Финляндии и оснащенных двигателем Pratt & Whitney.
-
Мировая Авиация 187
Истребители D.XXI оказались весьма мощным оружием в руках финских летчиков во время военных действий между Финляндией и СССР. Залогом успеха были надежность машины и уровень индивидуальной подготовки финских пилотов.
A late-production Twin Wasp Junior-powered D XXI with glazed panelling extended along the rear decking to improve view for the tactical reconnaissance role, D XXI (FR-129) with ski undercarriage. -
Air Enthusiast 1971-08 / ??? - The "Halfway-House" Fokker /Warbirds/
A late-production Twin Wasp Junior-powered D XXI (FR-150) with glazed panelling extended along the rear decking to improve view for the tactical reconnaissance role
-
Мир Авиации 1993-04 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (2)
Один из последних D.XXI (FR-160), построенных в Финляндии и оснащенных двигателем Pratt & Whitney.
-
Air Enthusiast 1971-08 / ??? - The "Halfway-House" Fokker /Warbirds/
Twin Wasp Junior-powered D XXIs with decoratively-painted undercarriage fairings in Finnish service in 1942
-
Мир Авиации 1992-01 / А.Котлобовский - ВВС Финляндии в Зимней войне /Война в воздухе/
Истребитель Фоккер D-XXI.
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Воздушная мощь маленькой страны
Основные самолеты финских ВВС периода советско-финского конфликта 1940г. - Фоккер D-21
-
АвиаМастер 2002-05 / М.Жирохов, М.Морозов - Волонтеры зимней войны /Малоизвестные страницы/
"Фоккер" D.XXI, на котором 19 февраля 1940г. был сбит и погиб датский доброволец Эрхард Фрийис
-
Air Enthusiast 1971-12 / Talkback
The so-called E-wing fitted on one of the Finnish Fokker D XXIs.
-
Мир Авиации 1993-04 / В.Котельников - Фоккер D.XXI /Авиадосье/ (2)
Лыжное шасси на финском D.XXI.
-
История Авиации 34 / О.Киселев - Истребители И-16 в Зимней войне 1939-1940гг. /Страницы боевой карьеры/ (3)
Летно-технический состав отряда Луукканена вскоре после прибытия в Вяртсиля. Пятеро пилотов группы стоят впереди в летных шлемах, первый справа будущий финский ас N 1 сержант И.Юутилайнен, четвертый - сам Луукканен. Из этой пятерки все отметятся победами в Зимней войне, но двое до ее конца не доживут
-
Aeroplane Monthly 1990-03 / E.Ritaranta - Fokker D.XXI unveiled
A group of Winter War pilots in front of FR-110. Viktor Pyotsia, the aircraft's pilot during the conflict, is in the middle of the back row.
-
АвиаПарк 2010-04 / О.Киселев - По следам Йормы Сарванто /Дискуссия/
Летчики 24-й эскадрильи финских ВВС, зима 1939-41 годов
-
АвиаПарк 2009-04 / М.Иммельманов - Четыре минуты Йормы Сарванто /Дискуссия/
Лейтенант Совелиус у своего истребителя во время "зимней войны"
-
Aeroplane Monthly 1990-03 / E.Ritaranta - Fokker D.XXI unveiled
FR-110's rear fuselage during restoration.
-
Air Enthusiast 1972-02 / Talkback
Emil Meinecke, the Fokker test pilot, in the cockpit of a D XXI.
-
АвиаПарк 2009-04 / М.Иммельманов - Четыре минуты Йормы Сарванто /Дискуссия/
Йорма Сарванто в кабине своего "Фоккера" с белым тактическим номером "2". На нем он участвовал в бою 6 января 1940 года, сделавшем этого финского летчика всемирно знаменитым
-
АвиаМастер 2003-05 / Д.Хазанов - Прав ли Виктор Суворов? /Дискуссия/
Финский истребитель "Фоккер" D-XXI, поврежденный осколками авиабомбы в ходе налета советской авиации.
-
Aeroplane Monthly 1990-03 / E.Ritaranta - Fokker D.XXI unveiled
FR-110 in April 1940, when it was damaged on landing at Joroinen after the port ski came adrift in the air.
-
АвиаМастер 2000-04 / В.Кондратьев - Сказки финского леса или "несвоевременные мысли" о зимней войне /Дискуссия/
Финские "Фоккеры", подбитые в боях с советскими истребителями, стали экспонатами выставки трофейного вооружения, открытой в Ленинграде летом 1940г. Подобные снимки никогда не публиковались в западной литературе о Зимней войне. Вот в таком виде встретил конец войны первый из финских "Фоккеров".
-
Aeroplane Monthly 1990-03 / E.Ritaranta - Fokker D.XXI unveiled
Pyotsia 50yr on, being presented with a model of his aircraft, which he recalled with affection as his "good old clumsy pal" during its post-restoration rollout ceremony at Utti AFB.
-
Flight 1936-01 / Flight
The Fokker D.XXI fighter seen in this Flight sketch has a radial engine, but the liquid-cooled type, such as the 860 h.p. Hispano Suiza Ycrs canon engine may be fitted. With that power plant a speed of 273 m.p.h. is attained.
-
Air Enthusiast 2001-09 / F.Gerdessen - Fokker's 'Paper' Fighters
Fokker Ont.150, Bristol Hercules, dated September 9, 1937.
-
Air Enthusiast 2001-09 / F.Gerdessen - Fokker's 'Paper' Fighters
Fokker Ont.151, Rolls-Royce Merlin II, dated January 7, 1938.
-
Мировая Авиация 135
Fokker D.XXI
-
Air Enthusiast 1971-08 / ??? - The "Halfway-House" Fokker /Warbirds/
A Fokker D XXI of the 2e Jachtvliegtuigafdeling at Schiphol, Spring 1940. Upper surfaces finished in irregular pattern of green, beige and olive, and engine cowling (apart from cowling ring) and under surface finished in dark reddish brown. Orange inverted triangles outlined in black on fuselage sides and upper and lower wing surface, orange rudder outlined in black, and white fuselage numerals.
- Фотографии