PZL W-3 Sokol
Варианты:
PZL - W-3 Sokol - 1979 - Польша
Страна: Польша
Год: 1979
Вертолет

Многоцелевой средний вертолет с экипажем один или два человека
P.Z.L. Swidnik W-3 Sokol
Фотографии

P.Z.L. Swidnik W-3 Sokol

Средний многоцелевой вертолет W-3 Sokol создавался на базе советского Ми-2, но считается, что это новая конструкция, хотя и сохранившая компоновку своего предшественника. Вертолет более крупный и отличается рядом аэродинамических и конструктивных доработок, а также новым четырехлопастным несущим винтом.
   Первый из пяти прототипов поднялся в воздух 16 ноября 1979 года, а второй, отличавшийся рядом доработок, 6 мая 1982 года.
   Производство было начато в 1985 году. Выпуск первой партии из 50 вертолетов был завершен в 1991 году, а к началу 2002 года компания "P.Z.L." уже выпустила 143 машины. В 2010 году польское предприятие было куплено фирмой "AgustaWestland".
   Вертолет W-3 стал базой для создания многочисленных гражданских и военных вариантов. Модификациями базового гражданского варианта W-3 Sokol стали W-3A (сертифицирован по требованиям FAR Part 29), W-3AS (конверсия W-3 в W-3A), W-3A2 с двухканальным автопилотом и W-3AM с поплавковым шасси.
   Военный транспортный вертолет W-3T также строился в вариантах W-3P для польских ВМС и W-3S для ВВС (для перевозки VIP-пассажиров). Вариант W-3W вооружен двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23 по правому борту фюзеляжа и имеет пилоны для подвески бомбовых кассет ZR-8, или системы минирования Platan, или блоков НАР С-5 (55-мм) или С-8 (80-мм). Из окон кабины можно вести стрельбу из автоматов или пулеметов. Близкий по конструкции вариант W-3WA сертифицирован по требованиям FAR 29.
   Вертолет W-3 также стал базой для создания большого числа специализированных военных вариантов, выпущенных малыми партиями. Специальные санитарный и спасательный варианты были разработаны для сухопутных и морских сил. К их числу относятся W-3R, используемые Польшей и Чехией, поисково-спасательный W-3RL для польских ВВС и W-3RM для ВМС. Последний имеет водонепроницаемую кабину, воздушные мешки, дополнительные окна в нижней части дверей кабины, спасательную лебедку и другое специализированное оборудование, включая спасательные плоты на шесть человек. Близкий по конструкции вариант W-3WARM Anakonda сертифицирован по нормам FAR 29.
   Вертолет W-3PPD был создан как воздушный командный пункт для польской армии. Получив возможность нести вооружение и новое электронное оборудование, он стал называться W-3PSOT. К числу специализированных армейских вариантов относятся также W-3/S-1RR и W-3RR/SRR-10, приспособленные для ведения радиотехнической разведки.
   В настоящее время компания "P.Z.L." предлагает доработать военные W-3 до стандарта W-3PL Gluszec, что предусматривает установку современного приборного оборудования кабины. Также был разработан ряд вариантов, построенных в единственном числе или не вышедших из стадии прототипов. К их числу относятся противотанковые W-3K/W-3WB Huzar, ганшипы W-3MS/W-3WS Sokol и W-3U Salamandra с комплектом вооружения и бортового оборудования от Ми-24В.
   Военные W-3 используются Сухопутными силами, ВВС и ВМС Польши, а также ВВС Чехии, Мьянмы и Филиппин. Кроме того, такие вертолеты приобрели полиции Саксонии (Германия), Польши и Индонезии, польская Пограничная охрана, пожарный департамент Южной Кореи и полиция ОАЭ.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   P.Z.L. Swidnik W-3A Sokol

   Тип: многоцелевой средний вертолет с экипажем один или два человека
   Силовая установка: два ТВаД WSK-P.Z.L Rzeszow P.Z.L.-10W мощностью по 900 э. л. с. (671 кВт)
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 500 м - 243 км/ч; начальная скороподъемность 612 м/мин; потолок 6000 м; дальность полета с максимальной нагрузкой 200 км
   Масса: пустого 3850 кг; максимальная взлетная 6400 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 15,70 м; длина с вращающимся винтом 18,79 м; высота 5,14 м; площадь ометания 193,59м2
   Полезная нагрузка: до 2100 кг; 13 пассажиров, или восемь человек и три спасателя, или четверо носилок при одном сопровождающем
W-3WARM Anakonda. Польские вертолеты Anakonda, хорошо оснащенные радионавигационным и спасательным оборудованием, часто используются в поисково-спасательных операциях на Балтийском море. W-3WARM Anakonda аналогична оригинальной версии W-3RM Anakonda, модернизированной для морского применения, но создана на основе более поздней модификации W-3A.
W-3WA. Этот W-3WA состоит на вооружении в 66-м авиаполку 25-й аэромобильной бригады и имеет типичную коричнево-зеленую камуфляжную окраску. Вертолеты полка были в составе польского военного контингента в Ираке.
W-3A Sokol
The PZL-Swidnik W-3 Sokol (Falcon), despite being a relatively new helicopter, has already been produced in a wide variety of mainly military versions but interest is also increasing in the civil market with Aeroflot already having taken delivery of five examples while 18 have been operated on lease in Spain for firefighting missions. Av at early 1994, total production, excluding prototypes, stood at about 80.
Этот вертолет SP-SXW, эксплуатируемый горноспасательной службой в Татрах, оборудован лыжными шасси. Другой ее вертолет W-3A - SP-SXZ - разбился при аварийной посадке.
The Spanish company Hispanica de Aviacion (HASA) has received three new PZL W-3A Sokols. The helicopters, finished in a distinctive livery, are being operated for the Grupo de Emergencias y Salvamento (GES, Emergency and Rescue Group) of the Canary Islands Government. The three helicopters made the ferry flight from PZL’s factory at Swidnik, Poland, to the Canaries via 11 fuel stops - the trip being made more difficult by severe snow storms in Poland, Germany and France. The three helicopters, registered EC-MJH (c/n 371010), EC-MJI (c/n 371011) and EC- MJJ (c/n 371012), are seen here on January 23, 2016 at Casarrubios del Monte near Madrid during one of the refuelling stops
W-3WARM Anakonda несет окраску польской военно-морской авиации. В носовой части вертолета расположена система наблюдения Safire IIIR, объединенная с прожектором SX-16. Специальный водостойкий фюзеляж оборудован шестью надувными поплавками, а над грузовой дверью установлена лебедка Lucas.
Польские ВМС используют пять поисково-спасательных вертолетов W-3RM и три W-3ARM. На снимке - вариант W-3WARM, оснащенный американской ИК-системой FSI Ultra 4000.
Anakonda 0815 was delivered to the Polish Navy on March 15, 1999 and served as its SAR helicopter until recent modernisation. This image shows the helicopter at Gdynia-Babie Doly circa 2011
Anakondas 0511 and 0506 are operated by the 44th Naval Air Base in Darlowo, where there are two Mi-14PLR (Mi-14PL modified to SAR duties) and seven MI-14PL ASW helicopters
This modernised Anakonda at its home base Gdynia Babie Doly belongs to 43rd Naval Air Base, which operates six out of the eight upgraded helicopters. It received a new grey camouflage colour scheme with DayGlo orange features to distinguish them as SAR helicopters
W-3 Sokol helicopter used by the 36th Special Air Transport Wing. The aircraft seen here is dedicated to VIP duties.
Борт "0209" представляет собой W-3T из второй серийной партии и несет окраску польских ВМС. Этот вертолет в июле 1989 году стал первым W-3 в польских ВМС и в основном использовался для фельдъегерской связи штабом ВМС.
Этот W-3RM имеет окраску 103-го авиационного полка Министерства внутренних дел. Позднее он был перекрашен в серый цвет, на борт были нанесены номер "0510" и обозначения государственной принадлежности. Вертолет был передан антитеррористическому подразделению GROM, но разбился во время тренировочных занятий в 1998 году.
Although it is controlled from Powidz, the 2.gpr flies from Minsk Mazowiecki with its Mi-2, W-3R and W-3RL (as here) helicopters. The unit bases its operations in this lightweight hangar.
Вертолет W-3WA вооружен пусковыми установками Platan, НУРС УБ-16 и пушкой ГШ-23Л. Машина имеет камуфляжную окраску цвета хаки, разработанную в 2002 году командованием сухопутных войск.
PZL-Swidnik W-3W '0602' (360602) is the second example from the second batch of five delivered in June to Poland's 47th Szkolny Pulk Siglowcow (Helicopter School Regiment) at Nowe Miasto. This new armed version can carry a wide range of weapons, those visible here including an S- 5 Mars 57mm unguided rocket launching pod on the inboard pylon of the stub wing while the outer pylon carries the Platan aerial mine-laying system dispenser.
Polish Army W-3W armed version of the Sokol with smoke generator (1999)
Having abandoned plans to equip its W-3 Sokol helicopter with Israeli armament, PZL Swidnik has turned hack to France to equip the Sokol with the Euromissile HOT-3 anti-tank missile, seen here on Sokol SP-SUW with three tubes of a four-tube launcher mounted on the starboard outrigger weapons pylon during an official display of the helicopter at Warsaw/Okecie on March 18, 1999. The installation was integrated into the helicopter at the Swidnik plant during January/February and undertook its first official live firing demonstration on the Nowa Deba land forces range in southeast Poland on March 4. Note also that the Sokol is equipped with an SFIM Viviane day/night sight Integration of the missile on the Sokol is aimed at export markets rather than any Polish requirement, with Austria, Chile and the Czech Republic having all shown interest.
W-3PL «Сокол» ВВС Польши
A Kbely-based W-3A hovers over its landing site in September 2019
Международный авиасалон в Чехии Брно-2005 "CIAF"
PZL Swidnik W-3A, one of 11 for the Czech Air Force (1998)
В декабре 1995 года был подписан контракт на бартерный обмен 11 новых вертолетов W-3A на 10 бывших в употреблении чешских МиГ-29. Чехи получили W-3A в санитарном (на фотографии) и пассажирском вариантах. Первые вертолеты прилетели в Чешскую республику в сентябре 1996 года. Показанная здесь машина была дополнительно оборудована прожектором SX-16.
An SAR W-3A Sokol, fitted with a Nightsun searchlight, flies over the large hangars at Kbely air base to refuel on February 1, 2021
An SAR W-3A on static display at the International Defence and Security Technologies (IDET) exhibition in Brno, Czech Republic, on May 30,2019
PZL Swidnik W-3AM of South Korean operator CitiAir (1999)
Rotor head and propulsion package of the W-3A (1997)
Чешский поисково-спасательный вертолет W-3A "Сокол"
18 января 2013г. ресурс secret-difa3.blogspot.ru представил фото первого вертолета W-3A Sokol, построенного польским заводом Agusta PZL-Swidnik для Алжира. По неофициальным сведениям. контракт на поставку восьми таких машин для использования главным образом в качестве учебно-тренировочных был заключен в начале 2011 г. Поставки «Соколов» в Алжир должны завершиться в течение двух лет.
PZL-Swidnik of Poland brought the Sokol to Heli-Tech for its first public appearance.
The distinctive design influence of the Soviet Mil Bureau is evident in the shape of the cabin, the mountings for the engine intakes and the style of the tri-cycle undercarriage. Nonetheless, PZL-Swidnik emphasise that the Sokol is Poland's first new helicopter design for nearly forty years.
The Falcon has landed. Poland's new helicopter on display for the first time in the UK at Redhill during Heli-Tech '91.
Instrument panel of Czech Air Force W-3A Sokol (1997)
PZL Swidnik W-3A Sokol twin-turboshaft helicopter (1993)