Lublin R-XIII
Варианты:
Lublin - R-XIII - 1931 - Польша
Страна: Польша
Год: 1931


Двухместный самолет-разведчик и корректировщик
Описание:
R-XIII
Lublin R-XIII
Фотографии

R-XIII

Разведчик-корректировщик и самолет связи. Одномоторный моноплан-парасоль смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Являлся развитием типа R-XIV. Создан в КБ фирмы "Заклады механичне Плаге и Ласкевич" под руководством Е. Рудлицкого.
Опытный образец R-XIII испытывался в июле 1931 г. Серийный выпуск был развернут в июне 1932 г. на заводе "Плаге и Ласкевич" в Люблине (позднее "Люблинска вытворня самолетов" - LWS). Всего собрано 273 экз. (включая поплавковые машины). Производство прекращено в ноябре 1935 г., затем возобновлено в 1936 г. и продолжалось до 1938 г.
Двигатель "Уирлуинд" J5 (на R-XIIIF - G-1620A). Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 1-2x7,69, бомбы до 160 кг.
Выпускались следующие основные боевые сухопутные модификации:
   - R-XIIIA, первый серийный вариант;
   - R-XIIIB с усовершенствованной турельной установкой;
   - R-XIIIC с отличиями по оборудованию;
   - R-XIIID с кольцом Тауненда и лобовым капотом на двигателе, коком винта, измененным шасси, новой турелью;
   - R-XIIIF с мотором G-1620A и иным капотированием двигателя; на самолеты, изготовленные LWS, монтировались двигатели J5.
Самолеты модификаций А, В, С к началу войны были доработаны под стандарт типа D.
R-XIII поступил на вооружение польских ВВС в 1932 г. К 1936 г. он стал основным типом разведчика в польской авиации. С 1939 г. постепенно начал заменяться на RWD-14, однако в сентябре R-XIIIC и R-XIIID в большом количестве еще имелись в боевых авиачастях. В ходе оборонительной войны применялись как ближние разведчики и самолеты связи. Почти все они были уничтожены или захвачены немцами.


R-XIIID||
Размах:||13,25 м
Длина:||8,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 240 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1330 кг
Максимальная скорость:||195 км/ч
Практический потолок:||4450 м
Дальность:||600 км

Lublin R-XIII

Lublin R-XIII был разработан на базе более раннего разведывательного самолета R-X под требования командования ВВС и ВМС Польши. Однако, в отличие от предшественника, R-XIII имел крыло эллиптической формы в плане. Самолет первоначально получил обозначение R-XV, а его учебный вариант - R-XIV (см. отдельную статью), чтобы избежать применения в обозначении "несчастливого числа 13".
   После того, как на R-XV заказов не последовало, внимание было уделено невооруженному варианту R-XIV - его выбрало польское управление аэронавтики. Успех к машине пришел, поэтому в его обозначение решили все-таки включить число "13" - самолет получил обозначение R-XIII. Первый полет самолет выполнил летом 1931 года, а первый серийный самолет был передан польским ВВС 7 июня 1932 года. Вскоре после этого заказчик получил еще 50 самолетов R-XIIIA.
   Тем временем ВМС Польши запросили возможность модификации R-XIII в гидросамолет - с двухпоплавковым шасси. Первый R-XIIIbis представлял собой переоборудованный первый прототип R-XIII. Поставка этого самолета в ВМС осуществлена летом 1931 года, а первые три серийные машины получены заказчиком осенью 1932 года.
   ВВС получили еще 118 самолетов, которые относились к двум улучшенным модификациям - R-XIIIC и R-XIIID. ВМС Польши также приобрели 10 самолетов R-XIIID с поплавковым шасси, которые получили обозначение R-XIIIter/hydro.
   В сентябре 1939 года на вооружении семи подразделений ВВС имелось 225 самолетов R-XIII. Самолеты поначалу приняли активное участие в боях с нацистскими захватчиками, но затем около 70% самолетов R-XIII были уничтожены самими польскими военными.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lublin R-XIIID

   Тип: двухместный самолет-разведчик и корректировщик
   Силовая установка: один звездообразный ПД воздушного охлаждения Wright R-790 (J-5A) Whirlwind в 220 л. с. (164 кВт), производства "Skoda" Летные характеристики: максимальная скорость 195 км/ч; практический потолок 4450 м; дальность 600 км
   Масса: пустого снаряженного 887 кг; максимальная взлетная 1330 кг
   Размеры: размах крыла 13,20 м; длина 8,46 м; высота 2,76 м; площадь крыла 24,75 м2
   Вооружение: один наводимый 7,7-мм пулемет для обороны задней полусферы
Lublin R-XIIID из 56-й эскадрильи ВВС Польши, аэродром Мровла, сентябрь 1939г.
Lublin R XIIID - один из самолетов, которые освоил Франтишек за свою недолгую карьеру инструктора в Польше. Изображен самолет 16-й эскадрильи ВВС Польши. Потери Lublin R XIIID в войне с Германией были столь велики, что лишь 17 машин смогли перелететь в Румынию.
Разведчик-корректировщик Lublin RXIIId (N 56.86) 43-й разведывательной эскадрильи.
Польский разведчик-корректировщик R-XIII
Достаточно современный в начале 1930-х годов, самолет R-XIII к началу Второй мировой войны оказался уже сильно устаревшим.
R-XIIIC из 63-й эскадры на аэродроме во Львове
Звено R-XIIID в полете, 43-я эскадра, Торунь
Румынские ВВС стали крупнейшим зарубежным эксплуатантом P.11 - они получили 50 самолетов P.11b и около 80 истребителей P.11c, выпускавшихся в 1936-1938 годах по лицензии румынской компанией I.A.R.
A PZL 11C at Turnu Severin in 1943. Fifty-four Polish fighters were interned in Romania in September 1939, 29 of which were refurbished, given Romanian serials and served with ‘Escadrilas ’ 49 and 50 in 1941, before being relegated to advanced training in later years. Twenty-six were PZL 11Cs (301 to 325 and 328). The other three were PZL 11As (326, 327, 329). The other Polish fighters, which were only used for training, seem to have retained Polish serials. In the background is a ‘Lublin’ RXIII.
Lublin (LWS) R-XIIID