Caudron C.440 / C.445M Goeland
Страна: Франция
Год: 1935


Военно-транспортный и учебный самолет с экипажем из двух человек
Описание:
C.440 / C.445M Goeland
Caudron С.440 Goeland
Flight, June 1934
FOR FRENCH FEEDER-LINES
Фотографии

C.440 / C.445M Goeland

Учебно-тренировочный и легкий транспортный самолет. Двухмоторный моноплан деревянной конструкции с убирающимся шасси. Военный вариант пассажирского самолета, созданного в КБ фирмы "Сосьете аноним де авьонс Кодрон" под руководством М. Риффара. Опытный образец гражданского С.440 поднялся в воздух в 1935 г. Первый военный С.445M вышел на испытания в 1937 г. Самолеты этого типа строились заводом "Кодрон" в Париже. Всего выпущено 1702 экз., в т.ч. 325 после войны.
Экипаж - 2 чел. и 6 - 8 пассажиров или 750 кг груза. Моторы Рено 6Q10. Вооружения нет.
"Гелан" состоял на вооружении во Франции с 1937 г., в Германии - с 1941 г., в Словакии - с 1942 г.
Французские ВВС использовали C-445M для обучения пилотов, штурманов и радистов, а также для перевозок во Франции и в колониях. После поражения страны в июне 1940 г. немало машин этого типа досталось немцам. Последние направили их в летные школы и раздали в различные авиачасти в тылу и на фронтах. Они эксплуатировались и на Восточном фронте.
Оставшиеся самолеты по большей части достались ВВС правительства Виши, которые получали и новые "геланы", выпускавшиеся под контролем немцев. Летали и в неоккупированной зоне Франции, и в африканских колониях. В Алжире и Тунисе они использовались не только как учебные и транспортные, но также как санитарные и аэрофотосъемочные. Несколько С.445M имела авиация "Свободной Франции" де Голля.
Производство С.445M прекратили в 1948 г., в середине 1950-х гг. "Гелан" сняли с вооружения французских ВВС.


С.445M||
Размах:||17,6 м
Длина:||13,8 м
Моторы, количество х мощность:||2x220 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3540 кг
Максимальная скорость:||334 км/ч
Практический потолок:||5600 м
Дальность:||560 км

Caudron С.440 Goeland

С.440 Goeland был разработан к 1934 году - для удовлетворения потребностей в быстром, экономичном и комфортабельном транспортном самолете. Крыло, выполненное из ели и фанеры, имело элероны и закрылки. Фюзеляж был сделан преимущественно из дерева, а обшивка выполнялась из фанеры - за исключением носовой секции и настила верхней палубы, которые имели металлическую обшивку. На прототипе основные опоры шасси имели обтекатели, которые при уборке шасси закрывали собой ниши. Но на следующих двух машинах ниши шасси были уже оборудованы двумя створками каждая - это стало фирменным отличием всех последующих самолетов Goeland.
   В базовой пассажирской конфигурации Goeland мог взять на борт шесть пассажиров, багаж размещался в переднем и заднем багажных отсеках, а в хвостовой части салона имелся еще и туалет.
   Выпуск самолетов Goeland продолжался до начала Второй мировой войны, в основном со стапелей сходили машины модели С.445, которая также была принята на вооружение французскими ВВС под обозначением С.445M - самолеты использовались для решения различных задач, а также использовались для подготовки летчиков. Несколько С.445M эксплуатировались авиацией ВМС Франции. В число гражданских эксплуатантов Goeland входили несколько французских авиакомпаний ("Air France"), югославская "Aeroput" и несколько компаний в Болгарии и Испании. В 1 940 году два самолета С.445M были переданы бельгийским ВВС.
   В годы войны выпуск самолетов продолжился, а после оккупации германскими войсками Франции 44 самолета С.445 и 10 С.445M были реквизированы - часть из них была передана "Lufthansa", другие же поступили в распоряжение Люфтваффе. Значительное количество С.445M и С.449 было выпущено для Германии на заводах компаний "Renault" и "Caudron".
   Люфтваффе использовали Goeland в качестве учебного самолета для подготовки пилотов, радистов и штурманов, а также как самолет связи. Часть самолетов была переоборудована под учебные для подготовки бомбардиров - в носовой части они имели большое по площади остекление, а на базе С.447 был создан санитарный самолет (еще несколько других машин использовались для эвакуации раненых).
   Часть самолетов Goeland эксплуатировалась правительством Виши, определенное количество машин было разбросано по различным французским заморским территориям, преимущественно - в Северной Африке. Несколько С.445 эксплуатировались после июня 1940 года в Великобритании.
   В 1945 году завод компании "Caudron" был национализирован правительством Франции и получил наименование "Ateliers Aeronautiques d'Issy-les-Moulineaux". Именно там после войны был продолжен выпуск самолетов С.445M и С.449 под обозначением АА.1. В мирное время Goelands находился в эксплуатации у компании "Air France" - для перевозки почты и подготовки экипажей. Самолет активно использовался также двумя французскими компаниями "Aigle Azur" и CAT ("Compagnie Air Transport"), и бельгийской компанией SABENA, а также находился на вооружении ВВС Франции.
   В общей сложности было выпущено 1702 самолета, но во врезке перечислены только 1446 машин - варианты остальных 256 самолетов сегодня установить уже не представляется возможным.


Варианты

   С.440 Goeland: прототип и два первых серийных самолета
   С.441 Goeland: четыре самолета с двумя двигателями Renault 6Q-01 мощностью 220 л. с. и поперечным "V" крайних частей крыла (3°)
   С.444 Goeland: 17 самолетов первой партии с двигателями (Renault 6Q-00 и 6Q-01) и воздушными винтами противоположного вращения - для компенсации крутящего момента
   С.445 Goeland: 119 самолетов, в целом идентичных С.444, но с поперечным "V" крайних частей крыла, увеличенным до 4°; выпущено 114 С.445, два С.445/1 и три С.445/2
   С.445M Goeland: 404 военизированные машины - внутренняя компоновка кабины зависела от поставленных задач
   C.445R Goeland: один самолет с увеличенной дальностью полета, оборудованный дополнительными топливными баками в пассажирской кабине
   С.445/3 Goeland: 510 самолетов одной из наиболее распространенных послевоенных модификаций оснащались двигателями Renault 6Q-10 и 6Q-11 с винтами противоположного вращения
   С.446 Super Goeland: выпущен один самолет
   С.447 Goeland: 31 санитарный самолет, вместимость - четверо раненых на носилках, оборудованы дополнительные иллюминаторы
   С.448 Goeland: семь самолетов с оснащенными нагнетателями двигателями Renault 6Q-02 и 6Q-03 мощностью 240 л.с. (179 кВт) каждый, отличавшихся увеличенной до 3700 кг максимальной взлетной массой
   С.449 Goeland: 349 самолетов последней серийной модели, в т. ч. 24 базовых С.449, 298 самолетов С.449/1, С.449/2 и С.449/3, а также 27 машин модификаций С.449/4 (самолет для фотосъемки) и С.449/5


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Caudron С.445M Goeland

   Тип: военно-транспортный и учебный самолет с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два рядных двигателя Renault 6Q-00/01 или 6Q-08/09 Bengali 6 мощностью по 220 л. с. (164 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 300 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 261 км/час; набор высоты 2000 м-за 10 мин 15 с; практический потолок 7000 м; дальность 1000 км
   Масса: пустого 2292 кг; максимальная взлетная 3500 кг
   Размеры: размах крыла 17,59 м; длина 13,68 м; высота 3,40 м; площадь крыла 42,00 м2
   Полезная нагрузка: до 6 пассажиров

Flight, June 1934

FOR FRENCH FEEDER-LINES
The Caudron C.440 Monoplane

   OF special interest at the present time in view of the fact that we published, last week, preliminary descriptions of three British feeder-line machines, the Caudron C.440 is a French example in this class now nearing completion. The machine, which bears a distinct "family resemblance" to the Caudron C.430 two-seater which we have already described, and which obviously owes much of its fine performance to lessons learned by the Caudron company in the construction of their "Coupe Deutsch" racers, is a twin-engined, low-wing cantilever monoplane carrying six passengers and a crew of two. The cantilever wing is of wooden construction and is in one piece. It is surfaced with plywood to make it water tight, providing means of flotation in cases of emergency. Similar construction is used for the tail plane, which is adjustable in flight. The fuselage is of wood covered with fabric.
   A hydraulically retractable undercarriage consisting of two independent forks, containing wheels with differentially-controlled brakes, is fitted. The tail wheel is also retractable.
   Two Renault engines of 210 h.p. each, using Ratier variable pitch airscrews, are mounted in the noses of long nacelles. These engines have been developed from the Renault engines of 310 h.p., which were used for the Coupe Deutsch contest. They are unsupercharged and, apparently, have been generally "de-tuned" for increased reliability. Dual control may be fitted in the pilot's cabin. The main cabin contains six armchairs with adjustable backs, and a lavatory is provided at the rear. There are two luggage compartments in the wing and space for mail in the engine nacelles. We reproduce, through the courtesy of Shell Aviation News, a plan and elevation of this machine.

CAUDRON C.440
Dimensions
   Wing Span 57 ft. 9 in. (17,60 m)
   Overall length 43 ft. 7 in. (13,28 m)
   Height 6 ft. 5 in. (1,960 m)
   Wing area 430 sq. ft. (40 m2)

Weights
   Weight empty 3,947 lb. (1 790 kg)
   Useful load 1,676 lb. (760 kg)
   Gross weight 6,615 lb. (3 000 kg)

Loadings
   Wing loading 16-81 lb./sq. ft. (82 kg/m2)
   Power loading 17-58 lb./h.p. (7,85 kg/cv)

Estimated Performance
   Maximum speed 180 m.p.h. (290 km/hr)
   Cruising speed 162 m.p.h. (260 km >hr)
   Landing speed 59 m.p.h. (95 km/hr)
   Range in still air 1,242 miles (2 000 km)
   Ceiling 16,400 ft. (5 000 m)
   Ceiling with one engine stopped 6,562 ft. (2 000 m)
Goeland совмещал в себе высокую экономичность в эксплуатации и хорошую аэродинамику конструкции, став одним из наиболее удачных самолетов в своем классе. Данная машина принадлежала ВВС Свободной Франции.
The lines of Coupe Deutsch racing Caudrons have been preserved to a noticeable extent in the new Goeland light transport.
The Caudron "Goeland" Six-passenger Cabin Monoplane (two 220 h.p. Renault "Bengali-Six" engines).
Кодрон С.445M французской морской авиации, 1940 г.
Один из двух французских транспортников "Кодрон-445", применявшихся испанскими республиканцами во время гражданской войны
Both Goelands are already out of the race. This is one, with its crew - Michelette (W/T operator), Arnoux and Japy (pilots).
Caudron C.444 Goeland.
FRENCH NIGHT MAIL: The first of the Air Bleu night mail services was run on May 10, when a Caudron Goeland left Paris for Bordeaux and Pau. The machine is seen here on the tarmac at Le Bourget.
A line-up of Vichy aircraft at Toulouse under scrutiny of the new German occupants. In the foreground is a LeO 451 bomber with two Caudron C445s in the background. The Liore et Olivier 451, though designed in 1936, appeared too late for service in World War Two. Those aircraft captured by the Germans were stripped of armament and used as transports.
Dominating the Caudron stand was the C.448-9 Goeland a more powerful, supercharged, version of the twin-engined transport. Only seven were built from scratch. The C.440 Goeland family was a considerable success story, 1,702 being produced in total. In the foreground is C.635 Simoun F-ANXI and to the right C.800 Rainier F-AYOW.
Numerous Progeny: Four of the seven Caudron types shown. In the foreground is the Rafale (C.690 ???) fighter trainer. Beyond are (on the left) the Simoun four-seater and (on the right) the Ramier. The Goeland bought by Mrs. Amy Mollison is in the background.
This Caudron C.449 Goeland (Seagull) commercial transport, F-BACP, was pressed into Free French service and is seen at Tunis Main on August 10, 1943.
The Messier retractable undercarriage on the Caudron Goeland.
Caudron C.445M Goeland