FBA Type A/B/C
Страна: Франция
Год: 1913
Летающая лодка

Описание
Фотографии
F.B.A. Летающие лодки 1913-1918 годов
  
  Идейным вдохновителем создания франко-британской компании "Franco-British Aviation Company" ("F.B.A."), зарегистрированной в 1913 году в Лондоне, был француз Луи Шрек, так что нет ничего удивительного в том, что именно во Франции "F.B.A." проявила наибольшую активность. Сам Шрек в 1911 году приобрел контроль над французским концерном "Tellier" и затем построил несколько весьма удачных самолетов сухопутного базирования и гидросамолетов. Затем он стал управляющим предприятия "F.B.A." во французском городе Аргентоль, и вскоре при его активном участии было открыто новое предприятие компании в городе Верной. Одна из летающих лодок марки F.B.A.-Leveque, построенных на базе модели Donnet-Leveque Model A и выпущенных небольшой серией, совершила под управлением знаменитого пилота Андре Бомона (псевдоним лейтенанта флота Конно) перелет в Брайтон. Там она участвовала в показательных полетах с базы гидросамолетов, специально построенной по этому случаю знаменитым британским изобретателем Магнусом Фольком.
  Первые серийные летающие лодки компании "F.B.A." оснащались ротативными моторами Gnome мощностью от 50 до 100 л. с. (37-75 кВт). Они отличались однореданными деревянными корпусами (лодками), обшивались фанерой и имели двухстоечные деревянные бипланные коробки с крыльями разного размаха, имевшими полотняную обшивку. Двигатель устанавливался между крыльями, он приводил во вращение толкающий воздушный винт. Самолеты пользовались успехом у частных покупателей, но командование французского флота не обращало никакого внимания на летающие лодки "F.B.A." вплоть до начала Первой мировой войны.
  К началу 1915 года компания поставила морской авиации Великобритании и Франции несколько самолетов модели F.B.A. Type B, которая представляла собой усовершенствованный вариант летающей лодки F.B.A.-Leveque. Самолет имел складывающиеся крылья, что впоследствии стало характерной чертой самолетов компании F.B.A., а вскоре после него появилась модель с новым двигателем и улучшенными летными характеристиками, которая получила обозначение Type C. На последнюю поступили экспортные заказы, самолет также лицензионно выпускался за границей.
<...>
  Экспериментальные самолеты компании "F.B.A.", построенные в рассматриваемый период, включали один самолет Type C, оснащенный двумя ротативными двигателями. Компания проводила также испытания амфибийных вариантов всех основных типов своих самолетов. Следует отметить, что летающие лодки "F.B.A." в годы Первой мировой войны внесли огромный вклад в борьбу союзников с германскими подводными лодками.
  

Варианты

  F.B.A. Type A: первый серийный самолет компании "F.B.A.", оснащался ротативным двигателем Gnome N1 мощностью 50 л.с. (37 кВт). Как и у последующих моделей, крылья бипланной коробки поддерживались над корпусом четырьмя короткими подкосами. Пилот и пассажир сидели рядом перед нижним крылом в открытой кабине, защищенной круто поднимающимся деревянным обтекателем, установленным сразу перед лобовым стеклом. Данная модель демонстрировалась на Парижском авиасалоне в декабре 1913 года в варианте с двигателем Gnome мощностью 100 л.с. (75 кВт), а под управлением швейцарского пилота Эрнеста Бари 20 апреля 1914 года заняла второе место в гонках на Кубок Шнайдера. Данная модель также известна под обозначением F.B.A.-Leveque
  F.B.A. Type B: самолет имел усиленный корпус по сравнению с предыдущим вариантом; перепроектированное хвостовое оперение имело новый руль, но не имело киля; данная модель появилась в начале 1915 года; британская морская авиация закупила 36 самолетов у компании "F.B.A.". По лицензии компаниями "Thompson" и "Gosport" были построены еще 80 летающих лодок; лишь несколько самолетов данной модификации - британских или французских - несли вооружение, большинство использовались в качестве учебно-тренировочных
  F.B.A. Type C: представлял собой фактически самолет Type B, но с новым ротативным двигателем Clerget 9B мощностью 130 л. с. (97 кВт). Россия импортировала 30 самолетов и еще 34 построила на заводе В.А.Лебедева, Италия закупила несколько машин и применяла их против австрийцев на Адриатике. Самолет Type C стал первой летающей лодкой "F.B.A.", широко использовавшейся ВМС Франции. Типовой вариант вооружения - один 7,7-мм пулемет. Самолет оставался популярным и в послевоенное время: три гражданских экземпляра использовались швейцарской компанией "Ad Astra", другие использовались на пассажирских линиях Швеции и Уругвая. В 1923 году компания "F.B.A." выпустила самолет Type 11 - двухместную учебно-тренировочную летающую лодку (также обозначалась как HE.2 или "hydravion d'ecole 2-places"), которая впоследствии была переделана в двухместный тренировочный самолет Type 14 (построено 20 таких самолетов, они оставались в эксплуатации несколько лет)
<...>
Летающая лодка «FBA» из состава 3-й авиашколы морской авиации, 1916 г.
The Widgeon (120, but marked 128) and Schreck being refurbished.
One of the two competing machines in the 1914 Schneider Cup Contest: M. Burri's Franco-British flying-boat.
THE SECOND SCHNEIDER CUP CONTEST, 1914: A fine view of the only two machines to complete the course; the Sopwith, piloted by Howard Pixton, who won the contest, passing the F.B.A. (Switzerland) flying-boat, piloted by M. Burri. Pixton's speed was 139-7 k.p.h. (86-8 m.p.h.).
FBA Type B N1052 (130hp Clerget) was erected by Norman Thompson and delivered to Calshot in April 1917.
The FBA flying-boat, 3648, sent to Windermere in 1915 to help train naval pilots. It is seen at Hill of Oaks with Lankester Parker aboard
Летающая лодка "ФБА"
Летающая лодка "FBA" (зав. №63) из состава авиагруппы Бакинской офицерской школы морской авиации, 1916 г. Хорошо виден нарисованный на вертикальном оперении Андреевский флаг - символ русского флота.
Летающая лодка FBA петроградской авиашколы
Летающая лодка "Кертисс F" (???) Черноморского флота
Летающая лодка ФБА (зав.№171) постройки завода Лебедева в момент подъема на гидрокрейсер "Орлица". 1915 г.
Летающая лодка М-9 (FBA???) в ангаре "Орлицы"
Самым многочисленным самолетом "F.B.A." времен Первой мировой войны стала модель Type H с рядным двигателем Hispano-Suiza. Самолет выпускался во Франции и по лицензии в Италии - в модифицированном виде, с двигателем Isotta-Fraschini и небольшим килем. Самолет был рассчитан на трех человек, причем пилот и второй пилот располагались бок о бок в кабине, расположенной сразу за местом стрелка, размещавшимся в носовой части машины.
The Fairey IIID (Rolls-Royce "Eagle") in which Coutinho and Cabral made the first South Atlantic crossing in 1922. Behind it is another historical machine, a Schreck flying boat acquired by the Portuguese Naval Aviation Service in 1917.