FMA IA.63 Pampa
Страна: Аргентина
Год: 1984


Учебно-тренировочный/учебно-боевой самолет
Описание
Фотографии
FMA IA-63 Pampa

   Фирма FMA приступила к работам по IA-63 в 1979 году - новый самолет предназначался для замены устаревшего четырехместного легкого вооруженного учебного самолета FMA Morane-Saulnier MS.760 Paris II, строившегося по лицензии и состоявшего к тому времени на вооружении ВВС Аргентины. В работах над Pampa компания получила техническую поддержку от "Dornier", так что именно самолет Pampa был выбран аргентинским руководством из семи рассматривавшихся проектов. Самолет сохранил общие черты Alpha Jet, хотя имел прямое крыло и хвостовое оперение более легкой конструкции, а силовая установка включала один ТРД TFE731-2-2N. Курсант и летчик-инструктор располагались в герметизированной кабине тандемом, с небольшим уступом друг за другом, в катапультных креслах S-III-S311 A63 класса "ноль-ноль".
   "Dornier" занималась изготовлением крыла и хвостового оперения для пяти прототипов - трех для летных испытаний и двух для наземных статических. Первый прототип, EX-01, поднялся в воздух 6 октября 1984 года. Намерения построить четвертый прототип и оснастить его ТРДД Pratt & Whitney JT15D-5 реализованы не были.
   Первый из партии в 18 самолетов IA-63, включавшей три предсерийные машины и 15 серийных (из 64 запланированных к поставке), были поставлены аргентинским ВВС с марта 1988 года - они использовались для повышенной летной подготовки и обучения применению оружия. В последнем случае, а также в роли легкого штурмовика, в который были переоборудованы большинство аргентинских Pampa, на самолете устанавливались четыре подкрыльевых и один подфюзеляжный узлы подвески.

   ВВС Аргентины планировали закупить 46 самолетов для строевых эскадрилий, но проблемы с финансированием привели к тому, что в 2006-2007 годах были приобретены только шесть машин. ВМС Аргентины в мае 2010 года проявили интерес к данному самолету, высказав намерение приобрести от 8 до 12 машин в модернизированном варианте, соответствующем экспортной модификации AT-63.
   Модификация, известная как Pampa 2000 International, предлагалась FMA совместно с "Vought Aircraft Company" на тендер в рамках американской программы создания системы начальной летной подготовки JPATS. Второй прототип, EX-02, и две серийные машины были отправлены в США - для переоборудования под стандарт Pampa 2000 International, но заказов не последовало.
   Компания "FMA" в 1995 году была приобретена корпорацией "Lockheed Martin", а после перехода ее под контроль правительства в 2009 году получила новое название "Fabrica Argentina de Aviones" (FAdeA). Модернизация, проведенная в отношении Pampa, включая новую силовую установку и усовершенствованную авионику, привела к появлению модификации AT-63, которая предлагалась Чили и Уругваю.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   FMA IA-63 Pampa

   Тип: учебно-тренировочный/учебно-боевой самолет
   Силовая установка: один ТРДД Garrett TFE731-2-2N тягой 15,57 кН
   Летные характеристики: макс, скорость на высоте 7000 м - 819 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 747 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 1560 м/мин; практический потолок 12900 м; дальность 1500 км
   Масса: пустого снаряженного 2821 кг; максимальная взлетная 5000 кг
   Размеры: размах крыла 9,69 м; длина 10,93 м; высота 4,29 м; площадь крыла 15,63 м!
   Вооружение: до 1550 кг вооружения, включая подфюзеляжный пушечный контейнер с 30-мм пушкой DEFA и боекомплектом на 145 выстрелов, до шести 114-кг бомб Mk 81 или две бомбы Mk 81 и две 227-кг бомбы Mk 82
Pampa имеет гидросистему с двойным резервированием и аварийную турбину с приводом от набегающего потока воздуха.
`First-generation' IA 63 Pampa tandem-seat jet trainer (1999)
FMdeA IA-63 Pampa II E-820 is one of six for the Argentine Air Force's Cruz del Sur aerobatic team.
FAdeA IA-63 Pampa II E-820 is the only example of the trainer currently painted in the Cruz del Sur's colours.
A prototype Fabrica Argentina de Aviones Pampa III is due to fly by early 2014.
Two Pampas fly over the South Atlantic during a training sortie. The Argentine Air Force expects to add new weapons to the type, including gun pods, cluster bombs and guided weapons
Argentina's main aircraft manufacturer, FAdeA, is currently developing the Block 2 upgrade of the model, which will receive a datalink to improve training and combat missions
A Pampa III climbing over the city of Tandil, in central Argentina, where the aircraft are based. The advanced jet has replaced the retired Mirage family until a new air superiority fighter is bought.
Pampa aircraft manoeuvring over the Pampas lowlands in southern Buenos Aires province
The pilots of the Grupo 6 de Caza of the 6th Air Brigade (VI Brigada Aerea) posing with one of their aircraft
A row of Pampa IIIs from the 7th Air Brigade (VII Brigada Aerea) of the Argentine Air Force. Currently, the unit has seven aircraft but expects to receive a further three by 2021.
One of two Pampa III jet trainers for the Fuerza Aerea Guatemalteca, serial number 821 with a previously unseen squadron badge.
The first IA 63 prototype which entered flight test on 6 October 1984.
The second prototype of the IA-63 Pampa basic/advanced trainer was flown for the first time at Cordoba on 7 August 1985.
The three-screen cockpit proposed for the Pampa III.
The new cockpit of the Pampa III is fully compatible with night vision goggles, providing the pilots with a capability they did not have with their old Mirages
The Pampa cockpit features a single piece clamshell canopy and provides excellent visual range for both the trainee pilot and the flight instructor
This full-scale mock-up of the IA 63 was displayed by Fabrica Militar de Aviones at the Paris Air Show.
Three-view drawing of the IA 63 basic jet trainer projected by the Fabrica Militar de Aviones in Cordoba, Argentina.
LMAASA IA 63 Pampa NG two-seat basic and advanced jet trainer (1983)
FMA IA-63 Pampa