Canadair CL-415
Варианты:
Canadair - CL-415 - 1991 - Канада
Страна: Канада
Год: 1991
Летающая лодка

Многоцелевая летающая лодка-амфибия с экипажем из двух - шести человек
Описание
Фотографии
Bombardier 415 Superscooper

   В декабре 1986 года компания "Canadair Ltd" была куплена фирмой "Bombardier Inc.", а в августе 1988 года образовалась группа "Canadair Group of Bombardier Inc.". Эти исторические события произошли в период, когда "Canadair" вела разработку турбовинтового варианта летающей лодки-амфибии CL-215. Замена поршневых моторов турбовинтовыми двигателями обещала повышение летных данных, увеличение тяговооруженности и облегчала снабжение самолета топливом и запасными частями. В 1991 году улучшенный вариант амфибии получил обозначение CL-415, чтобы не путать с турбовинтовой конверсией CL-215T поршневого самолета. Официальная презентация новой модификации состоялась в октябре 1991 года - после получения первого заказа от Франции.
   Первый CL-415 поднялся в воздух 6 декабря 1993 года, канадский сертификат летной годности был получен в июне, а сертификат США - в октябре 1994 года. В декабре 1994 года первую машину передали Франции. Изначально предполагалось построить 50 самолетов первой производственной серии, но к маю 2009 года заказчики получили 67 самолетов, к этому времени компания получила заказы на 71 машину.
   CL-415 унаследовал проверенный планер амфибии CL-215, хотя в конструкцию самолета внесли ряд изменений, самым важным из которых стала установка двух турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PW123AF, гондолы которых разместили над крылом, чтобы поднять выше ось вращения новых четырехлопастных винтов Hamilton Standard. К другим заметным внешним отличиям относятся небольшие винглеты на концах крыла, установленные для повышения поперечной устойчивости. С целью компенсации потери путевой устойчивости из-за перемещения вверх двигателей, доработали хвостовое оперение. Также была увеличена мощность приводов поверхностей управления, установлена система централизованной заправки топливом под давлением, приборное оборудование выполнено по принципу "стеклянной кабины", заменена электросистема, установлен кондиционер кабины. Конструкция планера усилена с целью увеличения максимальной взлетной массы, установлены четыре бака для воды или противопожарной смеси суммарной емкостью 6140 л.
   В стандартном варианте амфибия CL-415 предназначена для тушения пожаров, а также перевозки грузов и пассажиров. Обычно самолет обозначают просто "415" или "415 Superscooper". Противопожарный самолет может быть достаточно легко переоборудован в транспортный. Даже в противопожарном варианте самолет способен перевозить до восьми пассажиров, после переоборудования пассажировместимость возрастает до 30 человек. Если установленные над полом кабины баки для воды не демонтируются, то самолет способен перевозить груз и до 11 пассажиров, кресла для пассажиров ставятся перед и за баками. "Canadair" также предлагает вариант CL-415M, предназначенный для патрулирования морских акваторий, выполнения поисково-спасательных и специальных задач. На CL-415M предусмотрена возможность установки РЛС, современной навигационной системы и другого специального оборудования. В серию самолет запущен как Bombardier 415MP.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Canadair CL-415

   Тип: многоцелевая летающая лодка-амфибия с экипажем из двух - шести человек
   Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada PW123AF мощностью по 2380 л.с. (1774 кВт)
   Характеристики: макс, крейсерская скорость на высоте 3050 м - 376 км/ч; начальная скороподъемность 419 м/мин; дальность с нагрузкой массой 500 кг - 2426 км
   Масса: пустого 12 861 кг; максимальная взлетная при взлете с суши 19890 кг; максимальная взлетная при взлете с воды 17168 кг
   Размеры: размах крыла 28,63 м; длина 19,82 м; высота 8,98 м; площадь крыла 100,33 м2
   Полезная нагрузка: до 30 пассажиров или груз массой 3800 кг, или 6123 кг воды в противопожарном варианте
Во Франции CL-415 стал основным противопожарным самолетом. Парк из 12 амфибий принадлежит компании "Securite Civile", базируются самолеты в Мариньяне близ Марселя на берегу Средиземного моря. Самолеты выполняют очень опасную работу, за время эксплуатации было потеряно три CL-415.
Противопожарный Bombardier 415. Компания "Canadair" еще вела разработку CL-215T, турбовинтового варианта CL-215, когда в 1986 году была поглощена компанией "Bombardier". "Bombardier" использовала CL-215T как основу для создания более совершенного варианта с цифровым приборным оборудованием. Самый популярный в мире противопожарный самолет Bombardier 415 (в США его называют Superscooper) выпускается также в морском патрульном варианте 415MP.
6 декабря 1993г.: первый полет CL-415 - развитие успешных противопожарных самолетов CL-215/-215T компании "Canadair".
Помимо баков для воды на CL-415 установлены баки для концентрированной противопожарной пены, а также система смешивания воды и пены.
Canadair’s twin-turboprop CL-415 (sometimes referred to as the ‘Super Scooper’) has received a lot of attention from the US west coast fire fighting community. It is possible that the Mars/PBY 'one-two' may yet oust this ‘youngster’!
Canadair CL-415 SuperScooper (two P&WC PW123 turboprops) (1999)
The second Bombardier 415 (CL-215-6B11) for the Government of Manitoba, 'Tanker 258' (C-GMFW, c/n 2082), is seen taking off on delivery from the type's assembly facility at North Bay Jack Garland Airport, Ontario on October 23, 2011.
All Securite Civile CL415s are now based at the Base Aerienne de la Securite Civile at Nimes-Garons.
A CL-415 Canadair scooping water from the River Garonne during fire-fighting operations over forests near Bordeaux in late July 2015.
Для эксплуатации CL-215/415 не требуется длинных ВПП с твердым покрытием, которых часто не бывает вблизи очагов пожаров. Самолеты данного типа способны забирать воду с любых более или менее подходящих водоемов. 415-й обладает хорошей маневренностью на воде и может следовать извивам реки или избегать препятствий вроде отмелей. Бак заполняется за один проход по воде. Амфибия набирает 6137 л всего за 12 секунд. Противопожарная пена добавляется в баки с водой автоматически.
Bombardier 415 сочетает надежный планер самолета-амфибии CL-215, самое совершенное приборное оборудование кабины, современное противопожарное оборудование и турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney PW123AF. Новая силовая установка обеспечила самолету лучшие взлетно-посадочные и водозаборные характеристики и на 30% большую крейсерскую скорость.
A Bombardier CL-415 prepares to scoop water from Lac du Mont Censie, just across the French border, used in the Piedmont fire-fighting operations.
Vigili del Fuoco Bombardier CL-415 l-DPCN (c/n 20008) dropping water on a fire in Piedmont in 2017.
CL-215-6B11 (CL-415) l-DPCQ (c/n 2021), is operated in Italy by the Dipartimento della Protezione Civile Italiana.
The CL-415 can drop up to 6,000 litres (1,319 gallons) at a time, although for the Piedmont fires they were only loaded up to about 70-80% of their capacity.
A second Bombardier CL415 was delivered to the Royal Moroccan Air Force recently. The aircraft (c/n 2080, to become CNA-TN) is seen transiting Manchester Airport on May 10, 2011 wearing the test registration C-GKCX. It will join CNA-TM (c/n 2079, ex C-GISO), which was delivered via the Azores in February. No details of the Moroccan order have been released, although at least four (and probably five) are believed to be destined for the north African nation. Bombardier announced that it delivered four CL415s between the end of January 2010 and January 2011, and received one new net order for the type in the same period.
Bombardier 415 C-GSYE (to become CNA-TP) is seen departing Muskoka Little Norway Memorial Airport, Ontario, on December 1, 2012, after being painted in Royal Moroccan Air Force colours.
Bombardier 415 CN-ATP (c/n 2087, ex C-GSYE) was one of three examples of the water bomber on display at Marrakech.
Борьба с пожарами с воздуха - работа опасная. Экипажам приходится маневрировать на предельно малых высотах в условиях плохой видимости из-за высокого задымления. Классическим "пожарным бомбардировщиком" является Bombardier 415. Используя смесь воды и противопожарного реагента Class A, Bombardier 415 способен эффективно бороться с пожарами на больших площадях. Смесь воды и пены не дает огню распространяться на еще не охваченные огнем строения и деревья.
The CL-415 Enhanced Aerial Firefighter will have a 1,550 - 1,600 US gallon tank. The aircraft is intended to lead the way to a potential new firefighter, the CL-515.
Ejercito del Aire (EdA- Spanish Air Force) Bombardier 415 fire-fighting amphibian C-FQWA '43-32' (c/n 2067) is seen here on finals to land at Manchester Airport on April 23, 2008 during its delivery flight from Canada, arriving via Greenland and Iceland. It left the following day via France for Spain, where it will join Grupo 43 at Torrejon as UD.14-02, becoming the second of the type with the unit, which now comes under the control of the Unidad Militar de Emergencies (Military Emergencies Unit). Grupo 43 also operates 14 older model Canadair CL-215Ts.
Bombardier B415 UD14-04/‘43-34’ (c/n 2090), still wearing its test registration C-GWEQ, arrived at Torrejon AB on November 29, 2013. The water-bomber is seen four days later at the air base where it has joined three others serving with Grupo 43. The aircraft order, placed by the Spanish Ministry of Agriculture, Food and Environment, was announced on October 17, 2013.
Bombardier CL-415 UD14-04/43-34 returned to military service with the Ejercito del Aire’s 43 Grupo last year. In the background are the retired Mirage F1Ms that are stored on the MAESAL apron waiting a decision on their future.
Bombardier 415 C-FUDY (c/n 2069) night stopped at Dublin in Ireland on September 14, 2008 during its delivery flight to the Ejercito de l'Aire (Spanish Air Force). Once in Spain the aircraft relinquished its delivery markings for its Spanish military identity, UD 14-03/'43-33'. The aircraft began its delivery flight three days earlier at North Bay, Ontario, and night-stopped at Goose Bay, Newfoundland in Canada; Reykjavik in Iceland and Dublin in Ireland, before arriving at Torrejon Air Base to join Ala 12 of Grupo 43 on September 15 Its arrival increases the number of Bombardier 415s in the Spanish inventory to three.
Seen here at Torrejon Air Base on September 4, 2006 is newly delivered Bombardier 415 UD14-01 '43-31' (c/n 2064), the first of nine amphibious aircraft purchased by the Spanish Government to help on the fight against the forest fires. This is the first Bombardier 415 for the Spanish Air Force’s 43 Grupo, which already operates a fleet of 14 CL-215Ts at Torrejon. The new aircraft will, however, be assigned to the new Unidad Militar de Emergencies (UME, Military Emergency Unit). Externally the new amphibian can be identified by the fact that it is the only 43 Grupo aircraft without the St Andrew's cross painted on the rudder.
The final Bombardier-built B-415, N385AC (c/n 2095, ex Canadian test registration C-FLFI), for American operator AeroFlite, was the 95th built.
"Bombardier" предлагает многоцелевой вариант 415-го в качестве морского патрульного и поисково-спасательного самолета. Первым заказчиком стала Греция, закупившая семь поисково-спасательных 415GR и один патрульный 415MP.
Asian Aerospace '96
The Agensi Penguatkuasaan Maritim Malaysia (Malaysian Maritime Enforcement Agency) operates two CL-415MP amphibians from Subang. Aircraft M71-02 took part in the flying display.
Bombardier 415MP M71-01 (c/n 2068) operated by the Agensi Penguatkuasaan Maritim Malaysia (Malaysian Maritime Enforcement Agency, MMEA) arrived at Manchester Airport on December 17, 2010, for a night stop during its ferry flight back to Malaysia from St Johns in Newfoundland, Canada. It was modified at St Johns to bring it up to the same standard as the MMEA's second B415MP (M71-02, c/n 2071, ex C-FWLK). The work included the addition of a Honeywell Primus 660 nose radar, forward observation window, enlarged cargo door, Swedish Space Corporation MSS 6000 side-looking airborne radar, underwing FLIR System SeaFLIR forward looking infrared imaging system and repainting. It previously pasted through Manchester on its delivery flight in November 2008, registered C-FTBZ and was formally handed over to the MMEA on January 23, 2009.
Tanker #260 is the latest version of the Bombardier CL-415 SuperScooper that was developed from the Canadair line of CL-215 Scooper amphibious firefighting aircraft. Tanker #260 is one of four new purpose-built SuperScoopers for Aero-Flite, which is the largest private operator of the type. Able to fill its 1,621 US gallon (6,136 litre) tank in only 12 seconds from a water source as shallow as 6.5ft (1.9m) deep and 300ft (91m) wide, the CL-415 is also capable of delivering foam and retardants from air attack bases.
On November 3, 2013 Bombardier delivered the first Model 415 Superscooper to be acquired by an American operator. The water bomber (C-GUZF, c/n 2089) was handed over at the Canadian manufacturer's North Bay facility in Ontario, Canada, to Tenax Aerospace of Ridgeland, Mississippi, and will be operated by Aero-Flite of Kingman, Arizona, under contract to the US Forest Service from December. The B415 is the 50th built at North Bay, where production moved after 39 had been built at the Dorval plant at Montreal-Pierre Elliott Trudeau International Airport, Quebec. Aero-Flite currently operates three earlier Canadair CL-215s for the US Department of the Interior's Bureau of Land Management in Alaska as well as two owned by the Minnesota Department of Natural Resources.
The CL-415 Enhanced Aerial Firefighter takes off on its maiden flight.
The proposed CL-515 will feature a larger-capacity tank that will be refillable within 14 seconds from water sources close to wildfires.
The DHC-515 aerial firefighter.
Демонстрация сброса воды с противопожарной амфибии "Канадэр" CL-415 Хорватских ВВС
Амфибия Canadair CL-415 итальянской "Protezione Civile" тушит лесной пожар. 2005г.
Canadair CL-415 SuperScooper flight deck with Honeywell integrated instrument display system (1996)
Collins Aerospace Pro Line Fusion avionics are now available as a retrofit for CL-215 and CL-415 fire-fighters.
An artist's impression of the newly launched CL-415 Enhanced Aerial Firefighter, which will introduce several structural and systems improvements to the 11 aircraft earmarked for conversion.
Internal layout of Canadair CL-415 SuperScooper amphibian in firefighting configuration (1996)
Canadair CL-415 SuperScooper twin-turboprop general purpose amphibian (1992)