Туполев, Сухой Су-2 / АНТ-51 / Иванов / ББ-1
Варианты:
Туполев, Сухой - Су-2 / АНТ-51 / Иванов / ББ-1 - 1937 - Россия
Страна: Россия
Год: 1937


Бомбардировщик
Описание:
Су-2 / АНТ-51 / Иванов / ББ-1
Су-2
Фотографии

Су-2 / АНТ-51 / Иванов / ББ-1

Легкий бомбардировщик, одномоторный моноплан смешанной конструкции. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. Создан в АГОС ЦАГИ под руководством П.О.Сухого. Первый полет опытный образец АНТ-51 совершил 25 августа 1937 г. Серийное производство начато в марте 1939 г. Выпускался заводами # 135 (Харьков, позднее Пермь) и # 207 (Долгопрудный). Всего построено 877 экз.
Вооружение 5 (6)х7,62, бомбы до 400 - 600 кг.
Су-2 состоял на вооружении в СССР с июня 1940 г.
Выпускались следующие основные модификации:
  - ББ-1 с мотором М-87А, малая серия для войсковых испытаний;
  - Су-2 с мотором М-88Б, основная серия;
  - Су-2 с мотором М-82 и усиленной бронезащитой, выпускался в Перми в 1942 - 1943 гг.
Су-2 применялся на фронте с начала войны как дневной бомбардировщик, штурмовик, ближний разведчик. Участвовал в боях под Сталинградом осенью 1942 г., в боях на Кубани весной 1943 г.
Су-2 был снят с производства в апреле 1942 г., в конце 1943 г. года прекращено использование на фронте. В учебных подразделениях сохранялись до конца 1944 г.


Су-2||
Размах:||14,3 м
Длина:||10,2 м
Мотор, количество х мощность:||1x830 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4000 кг
Максимальная скорость:||403 км/ч
Практический потолок:||6440 м
Дальность:||1200 км

Су-2

Во время работы под руководством А. Н. Туполева будущий известный авиаконструктор П.О. Сухой принимал участие в создании бомбардировщика и рекордного самолета АНТ-37 и руководил разработкой самолета АНТ-51 - многоцелевого низкоплана, предназначавшегося для ведения тактической разведки и выполнения штурмовки наземных целей. Самолет, обозначенный вначале как ББ-1 (ближний бомбардировщик), был облетан 25 августа 1937 года и впоследствии получил обозначение Су-2.
  Самолет вначале оснащался высотным звездообразным двигателем М-87, который перед сдачей на госиспытания по требованию военных заменили на более надежный М-87А, хотя этот двигатель вышел из строя после третьего полета. В последующем проводились испытания с двигателем М-87Б, но в конечном итоге на самолет установили новый двигатель М-88 мощностью 950 л. с. (ранние серийные машины), а затем М-88Б мощностью 1000 л. с. (поздние серийные самолеты).
  Су-2 представлял собой свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом, пилот и стрелок располагались под застекленным фонарем кабины, оканчивающейся турельным пулеметом с ручным наведением. При этом оба члена экипажа были защищены броней толщиной 9 мм. Самолет активно строился до 1942 года - всего выпущено около 900 машин - и применялся на фронте в качестве разведчика и легкого бомбардировщика. Поздние серийные Су-2 вооружались уже шестью 7,62-мм пулеметами ШКАС и могли нести 10 реактивных снарядов РС-82 или РС-132 и/или до 400 кг бомб.
  Однако постепенно стало понятно, что действующие с малых и средних высот легкие бомбардировщики чрезвычайно уязвимы для зенитного огня и истребителей противника, поэтому приоритет был в итоге отдан хорошо защищенным и имеющим мощное вооружение штурмовикам, способным действовать, в том числе, без истребительного прикрытия. После 1942 года Су-2 использовались преимущественно в качестве воздушного разведчика, буксировщика мишеней, учебно-тренировочного и связного.
<...>
  В развитие Су-2 был создан легкий бомбардировщик-штурмовик Су-4 (ББ-3), который планировалось оснащать двигателем М-90 мощностью 2100 л. с. и деревянным крылом с металлическими лонжеронами. Однако ввиду неготовности М-90 вариант Су-4 в серию не пошел (построен один самолет), а Су-2 был модифицирован за счет установки двигателя М-88 и строился в таком варианте под обозначением "Су-2 с мотором М-82" (построены 58 машин). Вооружение - два 12,7-мм пулемета БС в центроплане и два 7,62-мм ШКАС у стрелка, плюс до 400 кг бомб на внутренней подвеске.
Ближний бомбардировщик Су-2 из состава 211-го ББАП. Аэродром в районе города Котовска. Одну из таких машин в первый день войны ошибочно атаковал и подбил старший лейтенант Александр Покрышкин
Су-2 М-88 из 211-го БАП. Самолет был захвачен противником на аэродроме в начале войны
Су-2 из 97-го ББАП
На начало Великой Отечественной войны 13 полков ВВС СССР были полностью или частично вооружены Су-2. В ходе войны 27 пилотов Су-2 получили звание Героя Советского Союза.
Су-2 М-88 из неустановленной части. Зима 1941-1942гг.
Су-2 с мотором М-88Б зам. командира 135-го ББАП А.И.Пушкина. Лето 1941г. 12 сентября 1941г. на этом самолете в бою с Me 109 погибла Екатерина Зеленко.
Су-2 из 226-го БАП. Юго-Западный фронт, июль 1941г.
Су-2 М-88Б (зав. N 070105) из 43-го БАП. Зима 1941-1942гг.
Су-2 находился в серийном производстве с 1940 по 1942 гг. Всего заводами №№31, 135, 207 было выпущено 912 самолетов Су-2 разных модификаций, которые в качестве ближних бомбардировщиков, разведчиков и корректировщиков артогня принимали активное участие в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны, под Сталинградом и на других фронтах, вплоть до 1944 г.
Су-2 М-88Б из 288-го БАП. Зима 1941-1942гг.
Зимой 1941 года этот Су-2М-88 использовался учебным подразделением ВВС СССР (обратите внимание на окрашенный в белый цвет киль).
Су-2 М-88Б из 210-го БАП. Лето 1941г.
Су-2 из 210-го ББАП, аэродром Юзовка, осень 1941г.
Су-2 М-82 командира 58-го БАП м-ра А.И.Пушкина. Сталинградский фронт, август 1942г.
Советский лёгкий бомбардировщик Су-2 с мотором М-82 командира 52-го ПАП майора А.И.Пушкина из состава ВВС Сталинградского фронта, август 1942 г.
Су-2 с мотором М-82 зав. N 19116 командира 52-го ББАП А.И.Пушкина. Лето 1942г. Самолет был разбит 25 июля 1942г. при столкновении с У-2 на пробеге после посадки на Центральном аэродроме Сталинграда, экипаж (Мартыненко и Марьясин) невредим.
Этот Су-2, "27 белый", был восстановлен для экспозиции Центрального Музея Великой Отечественной войны в Москве. Самолет позднего выпуска с двигателем М-82. Еще один Су-2 является экспонатом музея ВВС в Монино.
Самолет СЗ-2 М-62
Опытный самолет СЗ-2 (АНТ-51) на испытаниях в г.Евпатория. Февраль 1938г.
Опытный самолет СЗ-2. Евпатория, весна 1938г.
Прообраз Су-2 - самолет СЗ-2 ("сталинское задание") на испытаниях в Евпатории.
Раскапотированный двигатель М-62
Элементы вооружения самолета СЗ-2: пулеметы ШКАС в правой консоли крыла, бомбы ФАБ-100 в бомбоотсеке и АО-20 на подкрыльевой кассете КД-1
Самолет СЗ-3 М-87А
3-й экземпляр самолета "Иванов" (СЗ-3) с двигателем М-87 на госиспытаниях, весна 1939г.
Самолет ББ-1 М-87Б
Серийный самолет ББ-1 с двигателем М-87Б.
П.О.Сухой построил и испытал три прототипа самолета СЗ. Из-за проблем с двигателем пришлось опробовать различные варианты силовой установки.
Самолет ББ-1 М-88Б (М-87Б?)
Ближний бомбардировщик Су-2 с выливными приборами ВАП-200
Прототип ББ-1 с мотором М-88, осень 1939г.
Самолет-корректировщик артогня.
Выпуск Су-2 в основном осуществлялся авиазаводом № 135 в Харькове, главным конструктором которого в июле 1939 года стал Павел Сухой. Самолет первоначально получил военное обозначение ББ-1.
Су-2 в варианте арткорректровщика с поднятым колпаком турели МВ-3, август 1941 г.
На Су-2 устанавливались разные хвостовые турели. Громоздкую хвостовую турель МБ-5 заменили турелью ТСС-1. Но последняя оказалась ненадежной, и на Су-2 позднего выпуска снова стали устанавливать проверенную МБ-5. В любом случае, оборонительное вооружение из одного мелкокалиберного пулемета ШКАС было недостаточным.
Модифицированный самолет Су-2 М-88Б с ТСС-1
Самолет Су-2 М-88Б с десятью балками для реактивных снарядов РС-132 на испытаниях с НИПАВ, сентябрь 1941 г.
Двигатель М-88Б
Су-2 из 211-го БАП на полевом аэродроме. Молдавия, июнь 1941г.
Первые экипажи осваивают Су-2. Предположительно аэродром завода N 135
Осмотр самолета перед боевым вылетом
Подготовка к боевому вылету Су-2 из 210-го ББАП, лето 1941г. (под крылом подвешена ФАБ-250)
Подготовка Су-2 к вылету. В заднюю кабину грузят листовки
Экипажи 135-го БАП перед боевым вылетом
Штурманы уточняют маршрут (на заднем плане - Су-2 с турелью ТСС-1)
Авиаторы 210-го ББАП Юго-западного фронта на фоне бомбардировщика Су-2
Су-2
Прогрев двигателя М-88Б перед вылетом на фронтовом аэродроме, зима 1941-1942гг.
Су-2 из 226-го БАП. Юго-Западный фронт, 1941г.
Су-2 из 226-го БАП во время атаки
Су-2 наносит удар малокалиберными бомбами (кадр кинохроники). 1941г.
Звено 52-го БАП. Сталинградский фронт, зима 1942г. (кадр кинохроники)
Экипаж докладывает о выполненном задании
Экипаж 210-го БАП (Г.В.Сивков и П.И.Земляков) получают поздравления после первого боевого вылета
Экипаж Су-2 возле своей машины
Этот снимок летчика Н.Королева и штурмана С.Каргина стал последним - с боевого задания они не вернулись
Экипаж 43-го БАП позирует фотокорреспонденту
Летчик л-т Талабаев в кабине Су-2. Снимок военного времени из украинской газеты "Комунiст".
А.Пушкин в кабине Су-2.
У носа Су-2. Аэродром Эльтон, октябрь 1942г.
Опытный самолет Су-2 М-82 на испытаниях. При других обстоятельствах эта машина вполне могла бы стать легендарной, но экономические и промышленные реалии Советского Союза в годы войны сложились не в её пользу...
Су-2 с мотором М-82 на лыжных шасси, весна 1942г.
Бомбардировщик Су-2 с мотором М-82 на лыжном шасси
Су-2 сыграли важную роль в обороне Сталинграда в конце 1942 года, в ходе боев советская 8-я Воздушная армия потеряла восемь самолетов этого типа. На снимке: Су-2 с мотором М-82 на лыжном шасси.
Летный состав 52-го БАП. В центре - м-р А.И.Пушкин. На заднем плане - Су-2 М-82
Капот серийного самолета Су-2 М-88Б
Капот модифицированного самолета Су-2 М-88Б
Открытый отсек за двигателем М-82 на Су-2
Обтекатель гаргрота Су-2 в поднятом и опущенном положениях
Кабина пилота СЗ-2
Кабина экипажа СЗ-2 (турель СУ в походном положении)
Су-2/М-82 с дарственной надписью на борту: "Подарок фронту от трудящихся Сталинградского района г.Молотова"
Турель МВ-5
Проверка турели перед вылетом
Тренаж на турели МВ-5
Турель ТСС-1
Люковая установка МВ-2
Авария Су-2, выпущенного заводом N 31. Таганрог, март 1941г.
Вынужденная посадка Су-2 с М-82. 1943г.
Бомбардировщики Сухого, захваченные немецкими войсками
Разбитый Су-2 из 52-го БАП
Су-2 поначалу высоко оценили летчики тех подразделений, на вооружение которых он поступил. Однако, несмотря на свою высокую по тем временам скорость, самолет оказался уязвим от зенитного огня и истребителей противника и уступил место в строю штурмовику Ил-2.
Брошенный самолет м-ра Иванцова из 97-го БАП. Июнь 1941г.
В 1941-1942 годах полки Су-2, даже пилотируемые опытными экипажами, несли значительно большие потери, чем другие ударные авиачасти, вооруженные такими самолетами, как Douglas Boston, Ил-2 и Пе-2.
Подбитый Су-2 после вынужденной посадки
Катастрофа Су-2 из 47-й КАЭ. Погибли летчик сержант М.К.Землянский и штурман л-т И.М,Тишаев. Январь 1943г.
На бобруйском аэродроме
На бобруйском аэродроме
На бобруйском аэродроме
Разведчик-штурмовик АМ-34ФРН (рисунки Б.М.Кондорского)
Общий вид разведчика-штурмовика с АМ-34ФРН
Компоновочная схема разведчика-штурмовика АНТ-51 с АМ-34ФРН, 1936г.
Су-2 с мотором М-82А
Общий вид ББ М-71Ф
Компоновочная схема ББ М-71Ф