BAe Harrier GR Mk.5 (McDonnell Douglas AV-8B Harrier II (США))
Варианты:
BAe - Harrier GR Mk.5 - 1979 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1979


Одноместный штурмовик корабельного и аэродромного базирования (СВВП)
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (32)
McDonnell Douglas/British Aerospace Harrier II

  Высокий интерес к самолету Harrier со стороны авиации КМП США привел к решению в 1968 году приобрести оригинальные британские самолеты. Однако оценочные испытания показали наличие множества недостатков, совершенно не устраивающих КМП США, поэтому командование последнего выступило с инициативой разработать на базе данной машины модернизированный самолет, более приспособленный под решение задач морской пехоты. Новый вариант получил обозначение McDonnell Douglas/BAe AV-8B и отличался возможностью применения более широкого набора вооружения, а также имел большую дальность и продолжительность полета.
  В то же время британская "British Aerospace" сконцентрировалась на разработке усовершенствованной модификации Harrier - с увеличенным крылом из новых сплавов, которое можно было бы ставить на уже выпущенные машины. Бывший "младший партнер" американцев по программе разработки AV-8A решил заняться созданием нового самолета, более маневренного и оснащенного новым крылом увеличенной подъемной силы со сверхкритическим профилем и наплывом у передней кромки. Кроме того, широкое применение получили композиционные материалы - за счет этого удалось на 150 кг уменьшить массу машины. Самолет получил новую кабину с органами управления, скомпонованными по принципу HOTAS, и приподнятым расположением пилота, плюс усилили шасси и установили дополнительные пилоны для вооружения (их стало шесть). Силовая установка при этом осталась прежней.
  9 ноября 1978 года был облетан опытный самолет YAV-8B, который представлял собой 11-й AV-8A, оборудованный новым крылом. После испытаний двух прототипов YAV-8B и четырех предсерийных AV-8B авиация КМП США в 1983 году получила свой первый серийный самолет. Как и четыре предсерийные машины, первые 12 серийных самолетов оснащались двигателем F402-RR-404, но последующие машины получили двигатель F402-RR-406 (Pegasus 11-21) тягой 95,41 кН - эквивалент Pegasus Mk 105, использовавшегося на британских самолетах. Начиная с 44-го серийного самолета, одноместные AV-8B и двухместные TAV-8B стали оснащаться цифровой системой управления двигателем, а с 197-го серийного самолета стали устанавливать двигатель F402-RR-408 (Pegasus 11-61) тягой 105,87 кН.
  Всего было построено 280 самолетов, но после операции "Буря в пустыне" был размещен заказ еще на шесть машин - для восполнения потерь. В данное число не входят двухместные TAV-8B.
  Британская программа Harrier II испытывала неоднократные задержки, связанные с определенными требованиями со стороны командования британских ВВС, но 23 апреля 1985 года Harrier GR.Mk 5 наконец-то поднялся в воздух. В целом он был схож с AV-8B, но имел усиленную конструкцию. Всего британские ВВС заказали 62 самолета Harrier GR.Mk 5.
  Начиная со 167-й серийной машины, все самолеты для КМП США оснащались ИК-системой переднего обзора GEC, усовершенствованным индикатором на лобовом стекле, новым индикатором на приборной доске и цифровой движущейся картой местности. К данным машинам часто применятся неофициальное обозначение Night Attack Harrier II или Night Attack AV-8B. Первые самолеты 15 сентября 1989 года поступили в 214-ю штурмовую эскадрилью морской пехоты.
  Harrier GR.Mk 7 - вариант "ночного ударного" AV-8B для британских ВВС, на нем применялось практически то же оборудование и авионика. Впрочем, на этом варианте отсутствовали устанавливаемые на американских машинах в хвостовой части фюзеляжа автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей. Данный вариант легко отличить от AV-8B и Harrier GR.Mk 5 по двум расположенным внизу в носовой части антеннам системы радиоэлектронного противодействия Marconi Zeus. Приборное оборудование кабины GR.Mk 7 позволяло использовать очки ночного видения - британцы применяли очки Ferranti Night-Owl, а американцы - GEC Cat's Eyes. Пилот получил в свое распоряжение цифровую цветную карту компании GEC.
  Первые 34 самолета GR.Mk 7 были заказаны в 1988 году, после чего заказ британских ВВС на Harrier II вырос до 94 машин (плюс два опытных/предсерийных самолета).
  Высокие боевые возможности GR.Mk 7 привели к тому, что вскоре было решено модернизировать под данный стандарт все британские Harrier II. В итоге самолеты с 42-го по 60-й, предназначавшиеся для эскадрилий, были выпущены как GR.Mk 5A с обеспечением возможности установки авионики по типу GR.Mk 7 и после выпуска с завода направлены на базу хранения - для ожидания модернизации, которая началась в декабре 1990 года.
  Парк GR.Mk 7 испытывал проблемы с поставкой важных систем, включая разведывательное оборудование, пушку Aden и систему предупреждения о ракетной атаке Plessey MAWS (Missile Approach Warning System). Предполагалось заменить 30-мм пушку Aden на 25-мм Royal Ordnance Factory ADEN, но данное решение затем отменили. Зато была обеспечена возможность применения УР Sidewinder для ближнего воздушного боя.
  1-я эскадрилья получила GR.Mk 7 в конце 1992 года. Вскоре машины были модернизированы - получили возможность подвески прицельного контейнера TIALD с лазерным целеуказателем. Около 40 самолетов GR.7 довели до стандарта GR.7A - они получили двигатели Mk 107 Pegasus с тягой на 13 кН больше.
  Британские ВВС приобрели 13 учебно-боевых самолетов Harrier T.Mk 10 - варианта американского TAV-8B, оснащенного двигателем Pegasus Mk 105 и сохранившего стандартную авионику Harrier GR.Mk 7. Первый Harrier T.Mk 10 был облетан 7 апреля 1994 года, поставки были начаты в 20-ю эскадрилью в 1995 году. Часть GR.Mk 7 и 7A прошли модернизацию до стандартов GR.Mk 9 и GR.Mk 9A, соответственно. Они получили возможность применения УР AGM-65, разведывательного контейнера Digital Joint Reconnaissance Pod (DJRP) и прицельного контейнера Sniper. Британские самолеты Harrier сняли с вооружения в 2010 году, 72 машины поступили в авиацию КМП США.
  После ввода в 1989 году в боевой состав испанского флота авианосца "Принц Астурийский" его авиагруппа получила 12 самолетов EAV-8B (VA.2 Matador II). Двухместный TAV-8B был заказан в марте 1992 года. Самолеты AV-8B также поставлялись ВМС Италии, а два TAV-8B были приобретены у КМП США и поставлены в августе 1991 года.
  Испания, Италия и КМП США приняли участие в программе AV-8B Harrier II Plus (испанцы приобрели его под обозначением EAV-8B Matador II Plus). Модернизированный самолет был в целом схож с "ночным ударным" вариантом Harrier II американской морской пехоты, но оснащался многорежимной РЛС APG-65, что позволило применять УР AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, а также ПКР AGM-84 Harpoon.
  Harrier II Plus сохранил аппаратуру ИК-системы переднего обзора, установленную в носовой части, и в целом внешне схож с поздними серийными AV-8B.
  205-й серийный AV-8B для КМП США стал первым полностью оснащенным новым оборудованием самолетом и первым полноценным прототипом для новой машины. Свой первый полет он совершил 22 сентября 1992 года. Последние 27 самолетов из заказа КМП США должны были строиться по данному стандарту, но затем их количество сократили до 24 машин, из которых три передали Италии. Первый AV-8B Plus был передан заказчику в начале 1993 года, а все имевшиеся на тот момент 73 самолета прошли модернизацию по данному стандарту - у них сохранились только прежние крыло, хвостовое оперение и шасси.
  В июле 1991 года Италия заказала и получила первую партию из трех AV-8B Harrier II Plus, предназначавшихся ранее для КМП США, после чего в ноябре 1992 года она получила еще 13 самолетов. Испанские ВМС также заказали в ноябре 1992 года 13 самолетов Harrier II Plus, но затем заказ сократили до восьми машин. Первые поставки прошли в конце 1995 года. Пять оставшихся EAV-8B тоже были модернизированы до этого стандарта.
  Семь самолетов AV-8B были потеряны в операции "Буря в пустыне" в 1991 году - в основном поражены ЗРК.
  Самолеты КМП США, а затем и британского флота, активно применялись в Афганистане в 2001-2010 годах. Harrier также использовались в Ираке, начиная с 2003 года. Самолеты AV-8B авиации КМП США участвовали в операции во время "арабской весны" 2011 года в Ливии, они, в частности, обеспечивали эвакуацию сбитого американского летчика.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas/British Aerospace AV-8B Harrier II

  Тип: одноместный штурмовик корабельного и аэродромного базирования (СВВП)
  Силовая установка: один ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406A тягой 95,42 кН или - на самолетах, поставлявшихся с декабря 1990 года, - один ТРДД F402-RR-408 тягой 105,87 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1065 км/ч; начальная скороподъемность 4485 м/мин; практический потолок - более 15 240 м; дальность полета по схеме "большая высота - малая высота - большая высота" с семью 227-кг авиабомбами при укороченном взлете - 1001 км
  Масса: пустого 6336 кг (включая пилота и резервное топливо); максимальная взлетная при укороченном взлете 14061 кг, максимальная взлетная при вертикальном взлете 8596 кг
  Размеры: размах крыла 9,25 м; длина 14,12 м; высота 3,55 м; площадь крыла 22,18 м2, включая два наплыва в корневой части крыла площадью по 0,40 м2 или - на самолетах, поставлявшихся с декабря 1990 года, - 22,61 м2, включая два наплыва по 0,62 м2
  Вооружение: одна 25-мм пятиствольная пушка General Electric GAU-12/A Equaliser с вращающимся блоком стволов и боезапасом 300 снарядов в двух подфюзеляжных контейнерах, плюс при вертикальном взлете - до 3062 кг авиационных средств поражения, а при укороченном взлете - до 4899 кг - при двигателе F402-RR-406A, либо 6003 кг - при двигателе F402-RR-408
AV-8B, Mk 5
McDonnell Douglas/Hawker Siddeley AV-8B Advanced Harrier airframe under test at NASA's Ames Research Centre. The first two prototype YAV-8Bs are due to fly next year
The first of the two YAV-8B prototypes, converted from AV- 8A airframes, showing a typical weapons load including bombs, gun pods and Sidewinder AAMs.
The latest derivative of the original Hawker P.1127, the world's first and to date only completely successful V/STOL combat aircraft, is the AV-8B, developed by McDonnell Douglas for the US Marine Corps and first flown on 9 November 1978.
Прототип YAV-8B взлетает с трамплина.
The McDonnell Douglas 279 project is an extrapolation of experience gained with the Harrier. While such advanced supersonic projects await funding, NASA is planning a more modest research programme to simplify V/STOL flying, using the original YAV-8B prototype.
The first of the two YAV-8B prototypes flying with leading-edge extensions - slightly larger than the final form adopted for the AV-8B.
The second YAV-8B prototype in flight; this aircraft was later lost in a non-fatal accident.
Photographed during its first take-off on 5 November 1981, this is the first of four full-scale development prototypes of the AV-8B. On this photograph, it lacks the leading-edge extensions that will be a standard feature.
Photographed on the occasion of its roll-out at St Louis, this is the first of four full-scale development prototypes of the AV-8B. On this photograph, it lacks the leading-edge extensions that will be a standard feature.
A red, black, gold and while colour scheme on FSD 2 helps the position of control surfaces and aircraft attitude to be clearly distinguished during tests.
The third of the four Full-Scale Development AV-8B Harrier II, shown with two long-range tanks.
Вертикально взлетающий самолет корпуса морской пехоты США AV-8B
The first of the pilot production batch AV-8Bs for the US Marine Corps, which has plans to acquire 328, including 28 of the two-seat TAV-8B variant.
The third of the four Full-Scale Development AV-8B Harrier II, shown with 12 bombs
AV-8B командира эскадрильи VMA-231, июнь 1991г.
Момент запуска двигателя AV-8B.
The R.A.F.'s first Harrier GR.5, ZD324, flanked by two Harrier GR.3s of No. 233 O.C.U.. Wittering, on 1st July 1987
AV-8B из эскадрильи VMA-542 после возвращения из Саудовской Аравии, июнь 1991г.
Первый GR.Mk 5 поднялся в воздух 30 апреля 1985 года. От американских AV-8B его отличали новые катапультное кресло и шины колес шасси, специальный пилон для ракет Sidewinder и британская авионика. Светлой окраской обозначены секции, построенные компанией "British Aerospace".
The first Harrier GR Mk 5 effected a successful maiden flight from Dunsfold on 30 April, 1985. The first flight, with chief test pilot Mike Snelling at the controls, lasted one hour. Note the "deep strokes" beneath the fuselage, which will eventually be replaced by 25-mm Aden cannon.
Mk 7
Британский истребитель-штурмовик вертикального взлета и посадки "Харриер GR.7" на итальянской авиабазе Джойя-дель-Колле.
"Харриер" GR.Mk 7
Harrier
Ежедневно программу показательных полетов открывал Harrier GR.7
"Харриер" GR.7 (3-я эскадрилья) и "Торнадо" F.3 (23-я эскадрилья) выполняют демонстрационный полет в Малайзии, сентябрь 1992г.
The first McDonnell Douglas/British Aerospace AV-8B Harrier II equipped for night attack missions seen over Missouri during its first flight from St. Louis on 26th June 1987
Harrier II+
Первый вылет Харриера II PLUS (164129) 22 сентября 1992г.
Harrier. Экспонат берлинской выставки EA'2000.
TAV-8B, T Mk.10
The first production two-seat TAV-8B Harrier II trainer, seen hovering at St. Louis, has recently been delivered to the Marine Corps Air Station at Cherry Point, North Carolina. The U.S. Marine Corps has ordered twenty-eight TAV-8Bs
 
The AV-8B Harrier II fuselage assembly line at St Louis, where British-built centre/rear fuselages are mated with McDonnell Douglas-built front fuselages.
The upper skin of the AV-8B wing, laid up on a mobile platten, enters the autoclave at St Louisfor curing.
A completed wing - the largest piece of all-composite primary structure to have reached quantity production.