Миль Ми-14ПЛ
Варианты:
Миль - Ми-14ПЛ - 1967 - Россия
Страна: Россия
Год: 1967
Вертолет

Противолодочный вертолет
Описание
Фотографии:

Кабина (19)
Ми-14

  Возможность создания на базе вертолета Ми-8 его противолодочной модификации рассматривалась практически с самого начала. В ноябре 1959 года Госкомитетом по авиапромышленности было принято решение приступить к работам по вертолету В-8Г ("Г" - от "гидро"), представлявшему собой противолодочный поисково-ударный комплекс в составе двух взаимозаменяемых поискового и ударного вертолетов. 30 апреля 1965 года принято постановление Совета Министров СССР о создании вертолета В-14. В нем проект машины претерпел существенные изменения по сравнению с базовым вариантом. Затем командование ВМФ, рассмотрев представленные в сентябре 1966 года аванпроекты - с двигателями ТВ2-117 в двухвертолетном комплексном варианте и с двигателями ТВ3-117 в едином поисково-ударном варианте, выбрало последний проект - с двумя ТВ3-117М с пониженной до 1950 л.с. мощностью (литера "М" означала "морской", поскольку двигатели для В-14 были доработаны в целях обеспечения антикоррозийной защиты).
  Фюзеляж был выполнен по типу "амфибия", где вместо нижней его части был установлен корпус лодки, а по бокам - два спонсона-поплавка (иногда называемые "жабры"), которые должны были обеспечить требуемую поперечную остойчивость при расчетном волнении моря в 3-4 балла. В носовой части фюзеляжа установлена РЛС "Инициатива-2М", в хвостовой - контейнер для опускаемой ГАС "Ока-2", спасательная лодка и кассеты радиогидроакустических буев, а в центральной части - защищенный снизу гидравлически закрываемыми створками отсек вооружения (могли подвешиваться противолодочная торпеда АТ-1, или АТ-2, или "Стриж", либо бомбы - восемь 250-кг или двенадцать 50-кг). В хвостовой части фюзеляжа крепился и магнитометр АПМ-60, а для обеспечения неподвижного автоматического зависания вертолета над точкой при работе с ГАС имелась система автоматического управления САУ-14. Впервые вертолет получил убирающееся шасси.
  Первый раз В-14, оснащенный пока двигателями ТВ2-117, поднялся в воздух 1 августа 1967 года (первый вертолет получил ТВ3-117М только в конце 1969 года), но окончательно программа испытаний была объявлена завершенной только в 1974 году. Впрочем, первый серийный вертолет был собран в Казани в конце 1973 года, в 1974 году Ми-14ПЛ стали поступать в авиацию ВМФ СССР, а официально на вооружение он принят 11 мая 1976 года. Хотя Ми-14 и был вертолетом-амфибией, но только в редких случаях предназначался для операций с воды.
  Более поздние машины отличались наличием тянущих рулевых винтов обратного вращения, пылезащитными устройствами на воздухозаборниках двигателей, кабиной экипажа измененной компоновки, нишами шасси без створок, измененным люком спасательной лодки и т.д. В рамках модернизации Ми-14ПЛ получил новый поисково-прицельный комплекс "Осьминог", торпеды "Орлан" и "Колибри" и ракето-торпеды "Ястреб-М". Ми-14ПЛМ поступил в серию в 1979 году.
  Ми-14ПЛ поставлялся в Болгарию, Вьетнам, ГДР, Ливию, Польшу, КНДР, Сирию, Югославию и на Кубу. Один польский вертолет переоборудовали в поисково-спасательный (его латинское обозначение Mi-14PX).
<...>


Варианты

  Ми-14ПЛ с управляемым ударным вооружением: вариант базовой машины с УР "воздух-поверхность" Х-23
  МИ-14ПЛЭ: экспортный базовый Ми-14ПЛ
  Mi-14Pt: польское обозначение Ми-14ПЛ
  Mi-14PX: один польский вертолет, переоборудованный в поисково-спасательный
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ми-14ПЛ

  Тип: противолодочный вертолет
  Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117М взлетной мощностью по 1950 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость полета 250 км/ч; крейсерская скорость полета 215 км/ч; динамический потолок 4000 м; начальная скороподъемность 468 м/мин; практическая дальность полета 800 км
  Масса: пустого 8902 кг; нормальная взлетная 13 400 кг; максимальная взлетная 14000 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 21,3 м; длина с вращающимися винтами 25,32 м; высота с вращающимся рулевым винтом 6,93 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 356,0 м2
  Вооружение: одна торпеда АТ-1М или противолодочная ракета АПР-2, либо ядерная глубинная бомба, либо восемь обычных глубинных бомб, либо противолодочные бомбы ПЛАБ, плюс радиогидроакустические буи
Левая, центральная и правая приборные панели.
Верхний щиток и приборные доски кабины летчиков Ми-14ПЛ
Кресло командира экипажа (левое), верхний центральный пульт и правое кресло пилота.
Кабина пилотов.
Место командира экипажа.
Командир звена Ми-14ПЛ к-н Пашкевич Н.В. во время выполнения противолодочного задания, 1985г.
Командир 1-ой противолодочной вертолетной эскадрильи п/п-к Лехнер В.А., 1988г.
Отсек штурмана-оператора Ми-14ПЛ был максимально звукоизолирован.
Приборное оборудование кабины штурмана Ми-14ПЛ
Блоки аппаратуры ППС "Кальмар", установленные в кабине штурмана
Штурман вертолета Ми-14ПЛ ст.л-т Зюбанов В.М.
После вылета - штурман вертолета Ми-14ПЛ начальник штаба полка п/п-к Желудков Б.Л., 1988г.
Грузовая кабина Ми-14ПЛ (вид по полету). Справа вверху лебедка антенны ГАС, в центре - дверь в кабину штурмана-оператора.
Грузовой отсек Ми-14ПЛ. Вид по и против полета
Хвостовая часть фюзеляжа. Справа вверху лебедка опускаемого датчика АПМ-60, левее внизу - кассета ОМАБ.
Дополнительный топливный бак.
Хвостовая балка (вид изнутри против полета).
Бомбоотсек
Отсек вооружения (сверху - вид против полета, снизу - по полету).