Fokker/Atlantic F.9 Universal / F.18 / F.XI Super Universal (Nakajima C2N / Ki.6 (Япония))
Страна: США
Год: 1926


Пассажирский самолет с одним-двумя пилотами
Описание:
Fokker (America) F.9 Universal и Standard Universal
Fokker (America) F.18 Super Universal (JA)
Fokker F.XI Universal
Nakajima-Fokker C2N1 и Ki-6
Фотографии

Fokker (America) F.9 Universal и Standard Universal

Лайнер F.9 Universal стал первым разработанным в США самолетом фирмы "Fokker". В 1925 году этот проект запустил Р. Нурдайн, администратор американского филиала фирмы, в то время называвшегося корпорацией "Atlantic Aircraft". Подкосный высокоплан Universal с раздельным стойками шасси и широкой колеей имел типичную конструкцию фирмы "Fokker" с одним либо двумя пилотами в открытой (позднее закрытой) кабине перед крылом и четырьмя пассажирами в закрытом салоне под крылом. В 1926 году Universal со звездообразным мотором Wright Whirlwind J-5 мощностью 220 л. с. (164 кВт) пошел в серийное производство. Ряд машин был построен с двухпоплавковым шасси вместо колесного. На следующий год появился лайнер Standard Universal с мотором Whirlwind J-6 в 300 л. с. (224 кВт), позволившим увеличить количество пассажиров до шести. Этот вариант также строился серийно и летал в нескольких американских и канадских авиакомпаниях на регулярных линиях в чартерных рейсах. Необычной особенностью обоих вариантов была система управления. Педали руля направления имелись у обоих пилотов, но при этом штурвал был только один.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker F.9 Standard Universal

  Тип: пассажирский самолет с одним-двумя пилотами
  Силовая установка: один звездообразный поршневой мотор Wright Whirlwind J-6-9 мощностью 300 л. с. (224 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 209 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 177 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 253 м/мин; практический потолок 4265 м; радиус действия 805 км
  Масса: пустого 1126 кг; максимальная взлетная 1950 кг
  Размеры: размах крыла 14,55 м; длина 10,21 м; высота 2,67 м; площадь крыла 31,68 м2
  Полезная нагрузка: до шести пассажиров в закрытом салоне в пределах макс. массы нагрузки в 517 кг

Fokker (America) F.18 Super Universal (JA)

Самолет F.18 Super Universal стал несколько увеличенной и упрочненной версией Universal с более мощным усовершенствованным шасси. Как и его предшественник, Super Universal мог действовать на колесном шасси либо на поплавках. Вмещавший два члена экипажа и шесть пассажиров самолет имел звездообразный мотор Wasp. Фонарь пилотской кабины был подобен фонарям самолетов F.10 и F.10А. Один экземпляр Super Universal недолгое время испытывался в ВМФ США под обозначением XJA-1.
  В 1929 году 10 экземпляров Super Universal закупила Япония. В дальнейшем самолет строился по лицензии японской фирмой "Nakajima Aircraft". С 1931 по 1936 год "Nakajima" построила 47 лайнеров этого типа для гражданских авиалиний. В течение ряда лет они летали на регулярных линиях компаний "Japanese Air Transport Ltd" и "Manchurian Air Lines". Для армейской авиации Японии на собранные по подписке народные средства были куплены два специализированных санитарных самолета - первый в 1932 году, а второй с закапотированным двигателем - в 1938.
  Авиация ВМФ Японии получила 20 машин Super Universal в период с 1933 по 1934 год под обозначением Nakajima C2N1 либо "Морской разведчик Nakajima-Fokker". Они имели незакапотированные звездообразные моторы Bristol Jupiter и для обороны один подвижный 7,7-мм пулемет на кольцевой турели в верхней части фюзеляжа. Эти самолеты использовались в Китае и в Японии в основном для связи и грузоперевозок.
  Окончательной версией Super Universal, строившейся серийно, стала Nakajima Ki-6, она же Army Type 95-2 Crew Trainer. Самолет Ki-6 с незакапотированным звездообразным мотором Nakajima Kotobuki (Jupiter) мощностью 580 л.с. (432 кВт) имел экипаж из шести человек. 20 таких машин поставили к концу 1935 года. Как и версия C2N1, Ki-6 имел надфюзеляжную пулеметную точку (для обучения бортстрелков) и получил обтекатели колес.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker F.18 Super Universal

  Тип: транспортно-пассажирский самолет с одним/двумя пилотами
  Силовая установка: звездообразный поршневой мотор Pratt & Whitney Wasp В мощностью 450 л. с. (336 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 222 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 190 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 290 м/мин; практический потолок 5895 км; радиус действия 1094 км
  Масса: пустого 1474 кг; максимальная взлетная 2517 кг
  Размеры: размах крыла 15,44 м; длина 11,25 м; высота 2,77 м; площадь крыла 34,37 м2
  Полезная нагрузка: до шести пассажиров в пределах максимальной массы нагрузки 567 кг

Fokker F.XI Universal

Имея похожее название с Noorduyn Universal постройки компании "Fokker-USA", самолет F.XI Universal являлся совершенно другой машиной, конструктивно более близкой к авиалайнерам голландского производства.
  
  Первый подкосный высокоплан F.XI поднялся в воздух в начале 1929 года. Силовая схема крыла выполнена из дерева, каркас фюзеляжа изготовлен из стальных труб и обтянут полотном. Командир и второй пилот размещались в закрытой кабине, расположенной в фюзеляже перед крылом. Силовая установка включает два звездообразных мотора Lorraine 7Aa мощностью 240 л. с. В салоне возможно размещение четырех пассажиров.
  Этот самолет продали швейцарской "Alpar", где он использовался на линиях небольшой протяженности, выполняя полеты через Альпы. В 1954 году самолет был продан австрийской компании, через 30 лет эксплуатации самолет получил повреждения при столкновении, полеты прекратили по причине отсутствия запасных частей.
  Помимо прототипа, были построены всего два F.XI, закупленные венгерской национальной компанией "MALERT". Эти машины предназначались для перевозки шести пассажиров и были оснащены моторами Gnome-Rhone Jupiter.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker F.XI Universal

  Тип: самолет для перевозки шести пассажиров
  Силовая установка: один 9-цилиндровый звездообразный мотор Gnome-Rhone Jupiter мощностью 480 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость 200 км/ч; нормальная крейсерская скорость 165 км/ч; практический потолок 4000 м; продолжительность полета 4 ч
  Масса: пустого 1500 кг; максимальная взлетная 2500 кг
  Размеры: размах крыла 16,40 м; длина 11,35 м; высота 3,10 м; площадь крыла 35,50 м2

Nakajima-Fokker C2N1 и Ki-6

По лицензии, приобретенной у американской компании "Fokker", компания "Nakajima" в 1931-1936 годах построила 47 одномоторных пассажирских самолетов Super Universal вместимостью 6 пассажиров. Кроме того, в 1933-1934 годах японские ВМС приобрели 20 самолетов данного типа, присвоив обозначение "морской разведывательный самолет Nakajima-Fokker" (Nakajima C2N1), но использовали их преимущественно в качестве связных, транспортных и учебных. В течение 1934-1936 годов японская Армия также приобрела 20 самолетов этого типа, присвоив им обозначение "армейский учебно-тренировочный самолет Тип 95-2" (Nakajima Ki-6). Все военные машины, 40 самолетов, имели открытую кабину стрелка. Позже японская Армия приобрела два самолета Super Universal - один из них переоборудовали в медико-эвакуационный (экипаж - два человека, плюс медработник и по два носилочных и сидячих раненых).
Universal
U.S. AIR MAIL SERVICES. C.A.M. No. 1. - The Fokker "Universal" (American-built) monoplane, with 200 h.p. Wright "Whirlwind" engine, one of the types of aircraft to be employed on the Boston - New York Air Mail Route.
CANADIAN COMMERCIAL AIRCRAFT: A Fokker "Universal" monoplane as used by Western Canada Airways.
WESTERN CANADA AIRWAYS: Some of the machines employed by W.C.A.: The summer base at Opawika Lake, with a Fokker "Universal" fitted with floats.
WESTERN CANADA AIRWAYS: Some of the machines employed by W.C.A.: Fokker "Universals," fitted with skis, on the frozen surface of Cold Lake.
'Plane operating for fur trading port. This Fokker made the first Western Canada Airway Air-mail flight, Fort McMurray to Fort Simpson, January 23, 1929.
Конструкция Universal включала обшитый полотном сварной из стальных труб фюзеляж и деревянное крыло с фанерной обшивкой.
Авиалайнеры Fokker пользовались репутацией очень надежных самолетов. На фотографии - пользующийся популярностью у пассажиров Fokker F.XI Universal из-за возможности без помех любоваться проплывающим пейзажем, благодаря увеличенной площади остекления салона и высокорасположенному крылу.
Originally CH-188 of Balair, later HB-ALO of Alpar, the 30-year-old Lorraine-engined Fokker F.XI OE-DAA c/n. 5124 is based at Graz for parachute dropping and glider towing.
AT CAPE TOWN AIRPORT: A Fokker "Universal" (425 h.p. Pratt and Whitney "Wasp") of Union Airways. The Company started operations on August 26, 1929, and since then have carried air mails with great reliability. In addition to this machine the company have five "Gipsy Moths."
INTERNATIONAL APPRECIATION :This photograph shows a batch of Fokker aeroplanes outside the flying sheds at Schiphol aerodrome, Amsterdam. On the left are four C.V.'s for the Swedish Air Force. Next comes "Mr." Carbery's Universal. Next to that is an F. VII built for the Danish Air Traffic Co. An F. VII-3m for the Nederlandsch-Indische Luchtvaart Maatschappy follows, and in the foreground is an F. VII built for Poland. The C.V.'s and one of the F. VII's are fitted with "Jupiter"engines, while the F. VII-3m has three Armstrong-Siddeley "Lynx" engines. The latter machine is one of a batch to be used in the Dutch East Indies
Super Universal
AT THE DETROIT SHOW: The Fokker "Super-Universal," with Pratt and Witney "Wasp" Engine.
The Fokker "Super-Universal" monoplane (Pratt & Whitney "Wasp" engine), used on the Union Airways Cape Town - Johannesburg air mail service.
Санитарный Фоккер "Супер Юниверсал" с японским индексом "Аикоку 40 (Бочо)", осень 1932. Самолет передан воздушным силам японской армии 24 июля 1932г.
Как и большинство японских самолетов того времени, Nakajima C2N представлял собой лицензионный вариант западного самолета. Но японские авиаконструкторы были хорошими учениками.
An Ambulance monoplane of the Japanese Army Air Force.
Самолеты и танки Квантунской армии, захваченные советскими десантниками на аэродроме Мукден. В центре транспортный "Мицубиси" Ки-57, правее пассажирский Фоккер "Универсал" маньчжурской авиакомпании, на заднем плане справа "Дугласы" и Ли-2 12-й Воздушной армии
A Fokker Super-Universal of the S.M.A.T. Co. This type is not now used, as the ply-wood wing did not stand the climatic conditions well.
Созданный на базе планера ранней версии Universal, самолет Super Universal оказался вполне прочным и практичным транспортным самолетом.
 
A "NOSE-BAG HANGAR": Our sketch shows an ingenious arrangement whereby Western Canada Airways can carry out minor repairs and adjustments to the engine in comparative comfort during winter conditions. Orthodox hangars are few and far between, but these small huts can be put up almost anywhere.