Туполев Ту-22М
Варианты:
Туполев - Ту-22М - 1969 - Россия
Страна: Россия
Год: 1969


Описание
Фотографии:

Боковые проекции (6)
Ту-22М

   Недостатки Ту-22 привели к необходимости модернизации, а реально - к созданию совершенно нового самолета Ту-22М. Главной особенностью новой машины стало крыло изменяемой стреловидности, а от Ту-22, согласно легенде, осталась лишь носовая опора шасси. Вооружение и СУВ Ту-22М унаследовал от Ту-22К. Мощные двигатели РД-36-51, созданные на основе двигателей от Ту-144, установили в хвостовой части фюзеляжа, близкого к прямоугольному сечению. Особенностью Ту-22М является его фюзеляж, выполненный с учетом правила площадей, однако поджатие фюзеляжа в районе крыла настолько незначительно, что просматривается не на всех фотографиях.
   Воздухозаборники двигателей - боковые регулируемые. Ту-22М в теории способен развивать скорость М=2.
   Первый из девяти прототипов Ту-22М0 выполнил первый полет в 1969 году. За "М0" последовала небольшая партия предсерийных Ту-22М1. На Западе о существовании в СССР нового бомбардировщика узнали в 1970 году, самолету присвоили кодовое наименование "Backfire" и ошибочно посчитали, что самолет называется Ту-26. Именно как "Backfire" Ту-22М стал известен в середине 1970-х годов и широким кругам советской общественности. Первой массовой моделью стал Ту-22М2, его серийное производство началось в Казани в 1972 году; всего построили 211 единиц. В конструкции Ту-22М2 внесли массу изменений. В частности существенно перепроектировали носовую часть фюзеляжа и шасси, были доработаны воздухозаборники двигателей НК-22. Экипаж из двух летчиков и двух штурманов размещался парами тандемом. Основным вооружением являлись ракеты Х-22, одна ракета подвешивалась в полуутопленном положении в отсеке вооружения, две - на пилонах под крылом. Первым в 1978 году самолеты получил самый прославленный в Дальней авиации 185-й гвардейский ТБАП, дислоцированный в Полтаве.
<...>
Ту-22М0 "Backfire А". "33-й синий" - один из девяти предсерийных Ту-22М0 "BACKFIRE-A", построенных в Казани с 1969 по 1971 год. У этих самолетов в основании киля отсутствовало защитное вооружение, вместо него здесь устанавливалась аппаратура радиоэлектронного противодействия и тормозной парашют. Самым большим недостатком Ту-22М0 оказалась его силовая установка, состоявшая из двух двигателей НК-144-22. Они разрабатывались для сверхзвукового лайнера Ту-144 и отличались высоким расходом топлива, что уменьшало радиус действия Ту-22. К моменту создания прототипа Ту-22М0 в основание киля была добавлена дистанционная кормовая пушка для защиты задней полусферы. В передней части фюзеляжа на первых Ту-22М размещалась штанга для дозаправки топливом в воздухе. Но позже ее демонтировали в соответствии с подписанным договором об ограничении наступательных вооружений ОСВ-2.
Ту-22М0 - родоначальник целого поколения дальних сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев с крылом изменяемой стреловидности в полете
Ту-22М1 "BACKFIRE-A". Ту-22М1 (по натовской классификации - "BACKFIRE-A") был выпущен в 1971-1972 годах в количестве всего девяти машин. На этой модели изменилась конфигурация хвостовой части, появились более мощные двигатели НК-22. Кроме того, изменилась конструкция шасси, основные части которого стали убираться не в гондолы под крылом, а внутрь корневой части крыла и частично фюзеляжа.
Backfire-B of Soviet Baltic Fleet Air Force.
В стандартном варианте Ту-22М2 нес одну сверхзвуковую противокорабельную ракету типа Х-22 - на центральной точке подвески под фюзеляжем. При полете на малую дальность самолет мог брать до трех таких ракет.