McDonnell Douglas F-4 Phantom II
Варианты:
McDonnell Douglas - F-4 Phantom II - 1958 - США
Страна: США
Год: 1958


Описание
Фотографии:

Боковые проекции (25)
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

   Когда в октябре 1979 года выпуск самолетов McDonnell Douglas F-4 Phantom II был прекращен, совокупный выпуск составил 5057 машин, из них 2597 - для ВВС США, 1264 - для ВМС и КМП США, а также 1196 самолетов для зарубежных заказчиков. Кроме того, 11 самолетов в разобранном виде были поставлены в Японию, где компания "Mitsubishi" построила по лицензии еще 127 самолетов. В итоге общее число выпущенных самолетов Phantom II составило 5195 единиц. Конкурировать с этой цифрой могут разве что советские истребители МиГ-21.
   История самолета Phantom II началась 26 годами ранее - в сентябре 1953 года компания "McDonnell" приступила к работе над всепогодным двухдвигательным истребителем, который должен был заменить в ВМС США самолет F3H Demon. Самолет F8U Crusader оказался вполне подходящим на роль истребителя, и "McDonnell" получила заказ на разработку ударного самолета.
   В июле 1955 года с компанией был заключен контракт на постройку двух опытных образцов YF4H-1, которым и было присвоено наименование Phantom II (ранее уже был McDonnell FH-1 Phantom, поэтому и добавили "II").
   Первый прототип совершил первый полет 27 мая 1958 года, а вскоре Phantom II продемонстрировал, что может находиться в воздухе в боевом радиусе 467 км на протяжении до двух часов. Кроме того, это был первый самолет, который мог обнаружить, перехватить и уничтожить любую цель во всем диапазоне действия собственной РЛС - без помощи со стороны наземных РЛС. Вскоре ВМС США разместили первый заказ - на первый серийный вариант F4H-1, который в сентябре 1962 года получил новое обозначение F-4A.
   Следует также отметить, что самолет оказался востребован и ВВС США, которые обычно не заказывали себе самолеты, разработанные для ВМС США. В итоге самолеты F-4 сыграли огромную роль в боевых действиях во Вьетнаме и долгое время были основными ударными истребителями ВВС многих стран мира, таких как Греция, Иран, Израиль, Япония, Южная Корея, Испания, Турция, Великобритания, США и ФРГ. Самолеты также временно состояли на вооружении австралийских ВВС - в ожидании поставки General Dynamics F-111. F-4D Phantom II и в 2011 году стояли на вооружении Ирана, аналогичные машины были списаны из ВВС Южной Кореи только в 2010 году.
<...>
   Самолеты F-4 Phantom II также прославились в свое время различными рекордами, в том числе мировыми: рекорд высоты полета - 30 040 м (98 556 футов; установлен 6 декабря 1959 года), рекорд скорости - 2585,43 км/ч (1606,51 миль/ч; установлен 22 ноября 1961 года), а также рекорд скорости на малой высоте- 1452 км/ч (902 миль/ч), продержавшийся 16 лет. В целом можно сказать, что Phantom является одним из лучших в мировой истории боевых самолетов.


Варианты

   YF4H-1: два прототипа всепогодного истребителя с ТРДФ J79-GE-3A тягой на форсированном режиме по 65,81 кН
   F-4A (вначале F4H-1F): предсерийный вариант с базовым вооружением из четырех УР Sparrow III и, поскольку запланированных двигателей получить не удалось, оснащавшиеся ТРДФ J79-GE-2/-2A тягой на форсированном режиме по 71,82 кН; литера "F" в обозначении самолета означала, что на нем используется нештатный двигатель; построено 45 самолетов
   F-4B (F4H-1): серийный вариант, аналогичный поздним F-4A, но с отличием в виде ТРДФ J79-GE-8 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН; самолет оснащался как истребитель-бомбардировщик, имел РЛС APQ-72 и мог нести УР Sparrow и четыре УР AIM-9 Sidewinder, либо до 7257 кг различных средств поражения; построено 649 самолетов
   EF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B после его переоборудования в учебный самолет РЭБ
   NF-4B: новое обозначение одного самолета F-4B, использовавшегося для доводочных испытаний
   QF-4B: обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные сверхзвуковые мишени для отработки нового ракетного вооружения
   F-4C (F-110A): вариант истребителя / ударного самолета для ВВС США, аналогичный F-4B, но с двойным управлением, с ТРДФ J79-GE-15 тягой на форсированном режиме по 75,60 кН и с многочисленными изменениями в системах самолета; построено 635 самолетов
   EF-4C: новое обозначение части F-4C после их переоборудования в стандарт Wild Weasel - самолет радиоэлектронной борьбы YRF-4C (YRF-110A): обозначение двух самолетов F-4B после их переоборудования в прототипы самолетов для тактической разведки для нужд ВВС США
   F-4D: серийный вариант для ВВС США, в целом аналогичный F-4C, но с БРЭО по стандартам ВВС США; построено 773 самолета, из них 68 переданы за рубеж, в том числе Ирану (32 машины) и Южной Корее (36 машин)
   EF-4D: новое обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в самолеты РЭБ Wild Weasel
   F-4G: обозначение 12 самолетов F-4B, применявшихся во Вьетнаме с системой передачи данных ASW-21; впоследствии вновь переоборудованы в F-4B
   F-4N: обозначение самолетов F-4B авиации ВМС США после оснащения их современным БРЭО и усиления конструкции
   QF-4N: F-4N, переоборудованные в беспилотные сверхзвуковые мишени F-4S: новое обозначение самолетов F-4J после усиления их конструкции и установки предкрылков
<...>
В 1964-1969 годах 142-я истребительная эскадрилья "Ghostriders", располагавшая F-4B, совершила четыре боевые командировки в Тонкинский залив. Три из них - на борту авианосца "Констеллейшн".
F-4B из состава VF-92 (авианосец "Энтерпрайз") сбитый зенитной ракетой над ДРВ 18 февраля 1966г. Пилот - лейтенант джуниор грэйд Дж. Руффин - погиб, а оператор - лейтенант джуниор грэйд Дж. Стинман - попал в плен.
F-4B (сер. N 151500, борт. NL-216) из состава VF-161 (авиагруппа авианосца "Констеллэйшн"), экипаж которого (пилот - лейтенант Уильям М.МакГайгэн и штурман-оператор - лейтенант джуниор-грэйд Роберт М.Фаулер) 13 июля 1966г. сбили МиГ-17 пуском управляемой ракеты AIM-9.
F-4B of VF-111 "Sundowners"
F-4B "Фантом" из эскадрильи VF-111, пилот капитан-лейтенант Гарри Уиганд, оператор старший лейтенант Уильям Фрекелтон, авианосец "Корал Си", середина 1972г. Силуэт самолета обозначает МиГ-17, который экипаж сбил в марте, позже к нему прибавилось нечто, похожее на вьетнамский опознавательный знак.
F-4B (эскадрилья VF-111, авианосец Coral Sea), на котором 6.03.1972г. экипаж в составе Г.Вейгамда и В.Фрефколтона сбил МиГ-17.
F-4B из состава эскадрильи VF-213, экипаж которого в составе лейтенанта Дэвида МакКри (пилот) и эсина Дэвида Николса (штурман-оператор) вечером 20 декабря 1966г. сбил вьетнамский Ан-2. Самолет был списан 11 июня 1970г. после того, как был сильно поврежден зенитным огнем.
F-4B из состава эскадрильи VF-114, экипаж которого в составе лейтенанта Динниса Х.Уайзли (пилот) и младшего лейтенанта Дэвида Л.Джордана (штурман-оператор) вечером 20 декабря 1966г. сбил вьетнамский Ан-2.
F-4B of VMFA-542 "Bengals"
F-4C из 480-й эскадрильи тактических истребителей 35-го авиакрыла. Экипаж: пилот - майор П.Гилмор, оператор - 1-й лейтенант У.Смит. Авиабаза Да Нанг, весна 1966г.
McDonnell Douglas F-4C 63-7680 was the Phantom flown by Col Robin Olds during Operation Bolo, armed with AIM-7E Sparrows mounted in underfuselage troughs (two forward and two aft) plus a pair of AIM-9B Sidewinders on each wing. The AN/ALQ-72 ECM pod fitted for Bolo is shown beneath the tail. Olds’s Phantom was yet to be marked with the “FP” tailcode of the 497th TFS, 8th TFW.
F-4C (сер. N 63-7489) из состава 480-й эскадрильи тактических истребителей 35-го авиакрыла TFS (авиабаза Да Нанг), экипаж которого (пилот - капитан Уильям Дж.Свенднер, штурман-оператор - 1-й лейтенант Дуан Э.Баттел) 14 июля 1966г. сбил МиГ-21.
"Фантом" из 480-й эскадрильи тактических истребителей, командир экипажа капитан Уильям Суэндер, второй пилот Дьюан Баттелл, осень 1966г.
F-4C (сер. N 63-7643) из состава 55-й эскадрильи тактических истребителей, который был сбит 16 сентября 1966г. Лаа Хай Чао, пилотировавшим МиГ-17. Пилот - майор Д.Л.Робертсон - погиб, штурман-оператор 1-й лейтенант Бачанан - попал в плен.
McDonnell Douglas F-4C Phantom II. Экипаж данного Phantom - капитан Кен Кордье и 1 -й лейтенант Боб Лейн - был сбит вьетнамским ЗРК. Нанесенный на киле код "XN" и синяя законцовка киля говорят о том, что машина принадлежит 558-й тактической истребительной эскадрилье, дислоцированной в Камрани. Кордье на тот момент был во Вьетнаме второй раз, после чего должен был перевестись в Германию.
497-я ТИЭ "Ночные совы" 8-го ТИК действовала из Убона. Часто на фюзеляже рисовали сову, а на воздухозаборнике - луну. Изображенный самолет носил название "Sweet Vicki" ("Сладкая Вики") в честь жены летчика. Характер выполнявшихся задач придавал самолетам потрепанный вид. Помимо бомб Snakeye самолеты несли инфракрасные ловушки SUU-42 и контейнер ALQ-87 со средствами радиоэлектронной борьбы. По возвращению на базу с боевого задания летчики часто доверяли управление самолетом бортовому оператору РЭО.
F-4C (сер. N 63-7680) из состава 555-й эскадрильи тактических истребителей 8-го авиакрыла, 2 января 1967г. экипаж в составе полковника Робина Олдса (пилот) и 1-го лейтенанта Чарльза Клифтона (штурман-оператор) сбил МиГ-21 в ходе операции "Боло". 20 ноября 1967г. самолет, пилотируемый другим экипажем, был сбит зенитным огнем.
F-4C
F-4C (сер. N 63-7589) из состава 555-й эскадрильи тактических истребителей 8-го авиакрыла, 2 января 1967г. экипаж в составе 1-го лейтенанта Ральфа В.Веттерхана (пилот) и 1-го лейтенанта Джерри Шарпа (штурман-оператор) сбил МиГ-21 в ходе операции "Боло".
F-4D "Фантом" из 555-й эскадрильи тактических истребителей, пилот капитан Ричард Ритчи, оператор капитан Чарлз де Беллевью, август 1972г.
F-4D (серийный номер 67-0463) на котором ас войны во Вьетнаме Стив Ритч сбил свой первый и пятый МиГ. Остальные победы, отмеченные на истребителе, одержали другие экипажи.
F-4D долго эксплуатировались в частях резерва ВВС, где в конце 1980-х годов применялась камуфляжная схема "Ящерица". Изображенный самолет летал в составе 89-й тактической истребительной эскадрильи 906-й тактической истребительной группы, авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо.
F-4G. Двенадцать модернизированных F-4B получили обозначение F-4G. На них установили аппаратуру передачи данных ASW-13, позволявшую выполнять перехват воздушной цели в автоматическом режиме по командам с земли, даже посадка могла выполняться без вмешательства летчика - для этого на самолете перед носовой опорой шасси установили убираемый радиолокационный отражатель. Десять из 12 самолетов F-4G с октября 1965 года принимали участие во вьетнамской войне в составе 213-й эскадрильи (VF-213). На время "командировки" во Вьетнам самолеты получили экспериментальную темно-зеленую окраску. В 1966-1967 годах все F-4G переоборудовали обратно в вариант F-4B, хотя некоторые элементы системы ASW-13 устанавливались на самолетах F-4B и F-4J.
F-4D Phantom of the 306th Fighter Squadron, Iranian Imperial Air Force;
F-4D Phantom. Иран смог содержать в боеготовности больше своих самолетов американской поставки, чем предполагалось, в немалой степени благодаря Израилю (который был готов помочь любому противнику Ирака) и ЦРУ США, сформировавшему тайную программу содействия.