Описание
Страна : Россия
Год : 1974
Двухместный учебный самолет для начальной подготовки
Варианты
- Яковлев - Як-50 - 1972 - Россия
- Яковлев - Як-52 - 1974 - Россия
- Hongdu - L-7 - 2010 - Китай
Aerostar Як-52
Самолет создавался в ОКБ А. С. Яковлева, за основу при проектировании был взят одноместный Як-50. Самолет Як-52 разрабатывался как замена самолета Як-18 для начальной летной подготовки. Впервые полетев в 1979 году, Як-52 показал правильность конструктивных решений, и его производство было передано в рамках кооперации стран социалистического лагеря на завод IAv в Бакау, Румыния.
Производство там началось в 1979 году, и первый Як-52 взлетел в Бакау в начале 1980 года. Поставки в Советский Союз начались во второй половине 1980 года, а к июню 1992 года IAv выпустил 1600 Як-52 (практически все предназначались для советских ВВС), а план производства предусматривал их выпуск до конца 1998 года.
У учебного и спортивно-пилотажного самолета Як-52 два кресла расположены одно за другим. Все три колеса трехопорного шасси остаются снаружи фюзеляжа при убранных опорах на случай аварийной посадки. У Як-52 звездообразный двигатель М-14П мощностью 360 л. с. (268 кВт) с винтом В530ТА-Д35, но фирма "Aerostar" (бывшая IAv) выпускала и модернизированный опытный самолет, известный как Condor, с поршневым двигателем Lycoming AEIO-540-L1B5D с мощностью 300 л. с. (224 кВт) и хвостовым оперением измененной конструкции.
Название компании, управляющей заводом, теперь изменено на "Aerostar SA", а обозначение самолета на английском пишется как Iak-52 вместо Yak-52. Помимо ВВС бывшего СССР этот самолет широко используется в румынских ВВС в качестве учебного самолета для начальной подготовки. В 1994 году 12 самолетов закупила Венгрия.
Помимо указанных выше стран-операторов в конце 2008 года Як-52 эксплуатировался в погранвойсках Армении, Грузии, Литвы и во вьетнамских ВВС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Aerostar Як-52
Тип: двухместный учебный самолет для начальной подготовки
Силовая установка: один поршневой девятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения ВМКВ М-14П мощностью 360 л. с. (268 кВт)
Летные характеристики: максимальная горизонтальная скорость на уровне моря 285 км/ч; максимальная скорость набора высоты на уровне моря 600 м в минуту; практический потолок 4000 м; дальность 500 км (270 морских миль) на высоте 500 м при максимальным запасе топлива с 20-минутным резервом
Масса: пустого 1015 кг; максимальная взлетная 1305 кг
Размеры: размах крыла 9,30 м; длина 7,75 м; высота 2,70 м; площадь крыла 15 м2
Описание:
- Aerostar Як-52
- Як-50
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2016-03 / ??? - Верность авиации /Авиация и люди/
В.Г. Шишкин в передней кабине самолета Як-52 после полета в зону, лето 2015 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-12 / С.Дроздов - Была такая авиация... (13)
Як-52 из состава АТСК Комсомольска-на-Амуре
-
Мировая Авиация 102
Для авиаторов-любителей Як-50/52 привлекательны близкими к самолетам Второй мировой войны характеристиками и относительной дешевизной (60 000 долларов). Як-50 произвел фурор в 1976 году на чемпионате мира по высшему пилотажу в Киеве - тогда на нем впервые выступила сборная СССР.
-
Авиация и Космонавтика 2016-04 / Р.Вениаминов - Семейство "Яков" на казанских полях
Як-52 аэроклуба в Куркачах
-
Мир Авиации 2006-02 / Ю.Каберник - Наше шоу /Своими глазами/
Авиашоу. Большой аэродром, Хабаровск, 13 августа 2006г.
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-18Т - Россия - 1967
-
Авиация и Время 2008-05 / Р.Мараев - 6-й международный авиакосмический салон АВIАСВIТ-XXI
Участники демполетов: Як-52
-
Мировая Авиация 102
Як-52TW румынской пилотажной группы "Team lacarii Acrobati" - ежегодно она выступает примерно на 30 шоу, демонстрируя великолепные качества Яков. Самолет с бортовым номером "1" - это Як-18.
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-18 - Россия - 1946
-
Авиация и Время 2012-05 / А.Хаустов - "Авiасвiт-XXI" - праздник, переходящий в традицию
Выступает российская пилотажная группа "Первый полет"
-
Авиация и Космонавтика 2015-04 / М.Никольский - Aero India 2015
Британская пилотажная группа «Yakovlevs» на самолетах Як-50 и Як-52
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-50 - Россия - 1972
-
Air Enthusiast 1998-03 / D.Vlad - Out of the Ashes
Used and new IAv Bacau Yak-52s have become very popular with private owners in Europe and to a lesser extent in North America. In 1985 AE’s sister journal ‘FlyPast’ sponsored former DOSAAF ‘Yellow 15’, appropriately registered as G-CCCP for airshow and fly-in appearances.
-
Мировая Авиация 252
Учебный Як-52, использовавшийся Грузией. Два таких самолета, действовавшие в качестве разведчиков, были сбиты в 1993 году во время вооруженного конфликта.
-
Авиация и Время 2016-06 / Десятый "Авiасвiт"
АО «Мотор Сич» совместно с ГП «Ивченко-Прогресс» и ГП «ОКБ авиации общего назначения» показали самолет-демонстратор УТЛ-450, на котором отрабатывают оснащение турбовинтовым двигателем АИ-450 учебно-тренировочного самолета типа Як-52
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (3)
Як-52 с ОЗ ВВС Литвы. Не ранее 2004 г.
-
Air Pictorial 1998-03 / R.Jackson - Airport Movements
The appropriately painted Royal Navy Flying Club Yak-52 RA-44463 was noted at Hurn on 4/12/97 and Exeter on 16/1/98
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Aerostar (Yakovlev) Iak-52 primary trainer, optimised for inverted advertising (1999)
-
Авиация и Космонавтика 2023-02
Як-52 с перспективным российским поршневым двигателем для аэробатики совершил первые пробежки и подлеты
-
Air Enthusiast 1998-03 / D.Vlad - Out of the Ashes
Yak-52 1500 prior to delivery to the USSR in June 1990.
-
Мировая Авиация 11
Як-52 выпускались заводом IAv (позднее "Aerostar") в Румынии в больших количествах для ВВС и для организации ДОСААФ бывшего Советского Союза.
-
Авиация и Космонавтика 2004-10 / С.Михайлов - "Летающие легенды" в Монино
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-29 (9-13) - Россия - 1984
-
Air International 1985-06 / World Trainer Directory
IAV BACAU YAK-52
-
Авиация и Космонавтика 2004-10 / С.Михайлов - "Летающие легенды" в Монино
...а Як-52 вели "воздушный бой"
-
Авиация и Время 2000-05 / Р.Мараев - Киевская авиационная осень /В небе Украины/
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-28 - Россия - 1969
-
Air International 1978-12 / Airdata File
The Yakovlev Yak-52, showing the unusual undercarriage arrangement.
-
Авиация и Космонавтика 2020-11 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Туркменистана
Як-52 Ашхабадского аэроклуба
-
Air Enthusiast 1998-03 / D.Vlad - Out of the Ashes
Focsani-based Romanian Air Force Yak-52 ‘Grey 38’ starts up ready to display at Baneasa in June 1995.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (3)
Як-52 с новой литовской маркировкой и госрегистрацией на а. Зокняй. 1995 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (3)
Предтеча новых ВВС Литвы - перешедший под юрисдикцию местного «Министерства Охраны Края» летный и технический персонал аэроклуба ДОСААФ г. Каунаса. На фоне самолетов Як-52 и Як-18Т, слева направо, Т. Йозапавичиус, В. Кривобокас, А. Каминскас, К. Шалчиус, Д. Мартусевичиус, К. Маркевичиус, Р. Банионис (впоследствии нач. штаба ВВС Литвы, застреленный 16 февраля 1993 г.), 19 сентября 1992 г.
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-18Т - Россия - 1967
-
Air Enthusiast 1998-03 / D.Vlad - Out of the Ashes
The first Westernised Yak-52, the Condor, at the Aerostar factory, 1992.
-
Авиация и Время 2020-02
5 мая 2020г. пресс-служба АО «Мотор Сич* сообщила о начале испытаний в Запорожье учебно-тренировочного самолета УТЛ-450, которые проводят летчики Харьковского аэроклуба им. В.С. Гризодубовой Сергей Филатов и Сергей Комин». Самолет представляет собой капитально отремонтированный Як-52 (зав. № 9010706), оснащенный турбовинтовым двигателем АИ-450С и 5-лопастным винтом MTV-5. Работы по модернизации машины провело АО «Мотор Сич». Впервые УТЛ-450 был представлен на выставке «Авiасвiт XXI - 2016» в Киеве.
-
Авиация и Космонавтика 2005-07 / М.Никольский - Як-130 - полет нормальный
Як-52М на МАКС-2003
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / В.Морозов - "Ночные ведьмы" и "Ласточки". В бою и на экране
Актриса Екатерина Вилкова в задней кабине Як-52. Ради пущего реализма в сериал «Истребители» были вставлены крупные планы героев, снятые во время полётов на реальных самолётах
-
Air International 1985-06 / World Trainer Directory
IAV BACAU YAK-52
-
Air International 1978-12 / Airdata File
The Yakovlev Yak-52, showing the unusual undercarriage arrangement.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Aerostar (Yakovlev) Iak-52 tandem two-seat primary trainer (1998)
-
Air International 1982-08 / Airdata File
The Yak-53, which is basically a single-seat version of the Yak-52
- Фотографии