
Варианты
- Hawker - Hurricane - 1935 - Великобритания
- Hawker - Hurricane IID / IV - 1941 - Великобритания
- Hawker - Sea Hurricane - 1941 - Великобритания
- Hillson - FH.40 Hurricane - 1942 - Великобритания
- Sindlinger - HH-1 - 1972 - США
Hurricane IID / IV
На базе одноместного истребителя "Харрикейн" создали несколько вариантов ближних разведчиков и штурмовиков-истребителей танков.
В 1941 г. в КБ "Хаукер эйркрафт" разработали специальную противотанковую модификацию, оснащенную подкрыльными контейнерами с 40-мм пушками. Первый полет истребителя, переделанного таким образом в штурмовик, состоялся 18 сентября 1942 г. С начала 1942 г. на заводе "Хаукер" в Кингстоне организовали серийную сборку штурмовиков. Всего было выпушено 1090 экз. "харрикейнов" различных штурмовых (противотанковых) вариантов.
Серийно выпускались: 9 "Харрикейн" IID с мотором "Мерлин" XX и вооружением 2x40+2x7,69, устанавливались пушки двух разных типов. Выпускались также самолеты IID/Trop с противопыльным фильтром;
9 "Харрикейн" IV (первоначально "Харрикейн" IIE) с мотором "Мерлин" 24/27, усиленной бронезащитой, увеличенным радиатором. Вооружение 2x7,69 и универсальная подвеска (или 2x40, или 8хНУРС, или бомбы); модификация IV выпускалась только в тропическом исполнении.
Самолеты модификаций IID и IV состояли на вооружении британских (с весны 1942 г.), советских (с 1943 г.) и индийских (с 1944 г.) ВВС. Впервые они поступили на фронт в Северную Африку в мае 1942 г. Первое применение - июне 1942 г. против немецких танков под Бир-Хакимом. В октябре 1942 г. участвовали в сражении у Эль-Аламейна. Применялись также в Европе против целей во Франции и Нидерландах. В декабре 1942 г. самолеты типа IID задействовали в боях под Араканом (Бирма). Штурмовики "Харрикейн" IV с июня 1943 г. использовались на побережье Ла-Манша, с июля того же года - в Тунисе. Позднее они воевали на Сицилии, в Южной Италии, с 1945 г. - в Бирме.
Индийские эскадрильи, оснащенные противотанковыми "харрикейнами", появились на фронте в 1944 г. во время наступления под Кохиной и Имфалом в Бирме.
Советские IID на фронте не были. Разочаровавшись в их возможностях как штурмовиков, самолеты передали в полки ПВО, где они также не достигли больших успехов.
"Харрикейн" сняли с производства в 1944 г. В Великобритании противотанковые варианты состояли на вооружении до января 1947 г., в СССР - до 1945 г.
"Харрикейн" IID||
Размах:||12,2 м
Длина:||9,76 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 1280 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3564 кг
Максимальная скорость:||518 км/ч
Практический потолок:||9790 м
Дальность:||1440 км
Описание:
- Hurricane IID / IV
- Hawker Hurricane
Фотографии
-
Мировая Авиация 77
Регистрационный номер : BP188 [2] Hawker Hurricane Mk IID. К 1942 году Hurricane исчерпал себя как истребитель, но жизнь самолету фирмы "Hawker" продлила установка нового крыла. Под каждой консолью размещалась 40-мм противотанковая пушка Rolls-Royce BF или Vickers Type S и 7,7-мм пулемет для пристрелки. Hurricane Mk IID зарекомендовали себя эффективным противотанковым оружием в пустынях Северной Африки, и особенно в Бирме, где японская техника не имела сильного бронирования. Этот самолет принадлежал 6-й эскадрилье RAF, в июле 1942 года воевавшей в Западной пустыне. За свои успешные действия подразделение получило прозвище "Flying Can Openers" ("Летающие консервные ножи").
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Регистрационный номер : KX171 "Харрикейн" IID
-
Мировая Авиация 18
Регистрационный номер : KZ193 [3] Истребитель Hurricane быстро адаптировали для нанесения ударов по наземным целям, вооружив бомбами и ракетами. Вооруженный двумя 40-мм пушками Hurricane использовался как истребитель танков. Таких машин варианта Mk IID построили примерно 300 экземпляров; с середины 1942 года они использовались в Северной Африке.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
Регистрационный номер : G-HURY The Fighter Collection's Hurricane IV G-HURY wears 6 Squadron, Desert Air Force, colours. Salvaged from an Israeli scrapyard, the fuselage and other parts, came from the last Hurricanes to serve with 6 Squadron in Palestine.
-
Air Enthusiast 2006-03 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (2)
Регистрационный номер : KZ321 [2] Another view of The Fighter Collection's Hurricane IV at Duxford.
-
Air Enthusiast 2006-03 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (2)
Регистрационный номер : KZ321 [2] The Fighter Collection's Hurricane IV at Duxford, July 2005.
-
Aeroplane Monthly 1987-05 / R.Havercroft - Armament Flight (1)
Регистрационный номер : Z2326 [2] ПЕРВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПУШЕК "S". При начальных испытаниях пушек "S" использовался Hurricane Mk IIА, бортовой номер Z2326, ставший прототипом Mk IID. Также испытывалось орудие фирмы "Rolls-Royce" известное как BF, но от него отказались, поскольку оно было крупнее, менее надежно и имело боезапас только 12 снарядов. Построили около 300 самолетов Mk llD и Mk IV с так называемым "универсальным" крылом, способным нести пушки "S".
Hurricane II Z2326 carrying a prototype installation of 40mm guns - note the absence of fairings. -
Aeroplane Monthly 1993-09 / A.Williams - Heavy guns of the RAF (2)
Регистрационный номер : Z2326 [2] Hurricane Mk IIA Z2326 flew trials fitted with two 40mm Vickers S guns.
-
Мировая Авиация 85
Регистрационный номер : BN796 Hurricane Mk IID. Модификация Mk IID, вооруженная парой 40-мм пушек Vickers S, была построена в относительно небольшом количестве (300 штук) и использовалась только на заморских ТВД - в Северной Африке и Индокитае. Основным ее назначением была борьба с бронетехникой. С апреля 1942 года этими машинами были вооружены пять эскадрилий на Ближнем Востоке.
Hurricane IID во время боев в Ливийской пустыне (июль 1942 года). Hurricane IID сыграли важную роль во второй битве при Аль-Аламейне.
Hurricanes also played a major role in the air fighting over the Western Desert, with 25 squadrons in the area by end-1941. "Our John” is a Mk IID serving with No 6 Squadron, the first to use the tank-busting version in the Middle East; it was one of two Hurricanes named in memory of Wg Cdr John Gillan, who had commanded the first Hurricane squadron (No 111) before the war. -
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Регистрационный номер : KZ320 "Харрикейн" IID с 40-мм пушками "Виккерс"
-
Мировая Авиация 39
ПУШКИ VICKERS. На Hurricane Mk IID пушки Vickers "S" имели боезапас всего по 15 снарядов на каждый ствол. Большинство таких машин воевало в Северной Африке, где их оружие оказалось очень эффективным против бронетехники.
-
Aeroplane Monthly 1994-02 / R.Beamont - Hurricane testing
Регистрационный номер : KX413 Серийные "харрикейны" IID из 164-и эскадрильи английских ВВС, июнь 1943 г.
Hurricane IIDs of 164 Sqn in June 1943. Note the 40mm Vickers S guns mounted under the wings. -
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Регистрационный номер : BP188 [2] The Hurricane IID developed for the anti-armour role
-
Aeroplane Monthly 1987-05 / R.Havercroft - Armament Flight (1)
A Hawker Hurricane IID fitted with 40mm cannon. Following approval by Boscombe, cannon-armed “tankbuster" Hurricanes played an important part in defeating Rommel's Panzers in Africa.
-
Aeroplane Monthly 1987-05 / R.Havercroft - Armament Flight (1)
Регистрационный номер : PZ199 Another shot of a cannon-armed Hurricane, probably PZ199.
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
«Харрикейн» IID на испытаниях в НИИ ВВС КА. Декабрь 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
«Харрикейн» IID на испытаниях в НИИ ВВС КА. Декабрь 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Пушка «Виккерс» S в обтекателе под крылом самолета «Харрикейн» IID
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Перезарядка пушки «Виккерс» S на самолете «Харрикейн» IID
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Ручка для перезарядки пушки «Виккерс» S на самолете «Харрикейн» IID
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Авиационная пушка «Виккерс» S калибра 40 мм
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Основные узлы и детали авиационной пушки «Виккерс» S калибра 40 мм: 1 - кожух с гидравлическим тормозом и пневмомеханизмами спуска и взведения ударника; 2 - ствол со ствольной коробкой; 3 - труба кожуха; 4 - пружины ствола; 5 - затвор с клином запирания; 6 - затыльник с буферными пружинами; 7 - гайки.
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Магазин к пушке «Виккерс» S
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Снаряд калибра 40 мм к авиационной пушке «Виккерс» S
-
Air International 1987-07 / ??? - Half-century Hurricane /Warbirds/ (4)
Регистрационный номер : KX877 The standard radiator on the Mk IV KX877.
-
Мировая Авиация 39
Регистрационный номер : BP173 [3] РЕАКТИВНЫЕ СНАРЯДЫ. Ракеты массой 11,3 кг и 27 кг испытывались на Hurricane Mk IIА в 1941 году и стали основным оружием известного штурмовика Hurricane Mk IV. Реактивные снаряды, впервые примененные британскими летчиками в 1942 году, доказали свою эффективность.
Nominally a Mk IID and later converted to a Mk IV, Hurricane BP173 was used for trials in development of what became the standard installation of eight rocket projectiles with 60-lb (27-kg) heads. -
Мировая Авиация 20
Регистрационный номер : BP173 [3] Hurricane Mk IV. Первоначально известная под обозначением Mk IIIE, модификация Mk IV отличалась так называемым "универсальным" крылом, допускавшим подвеску бомб, ракетных снарядов и контейнеров с 40-мм пушками. Известно, что во время боев в Греции на самолеты 6-й эскадрильи под одно крыло подвешивали два ракетных снаряда и одну 227-кг бомбу, а под другое - пару ракет и контейнер с 40-мм пушкой!
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
Регистрационный номер : BP173 [3] The Hurricane IV Single-seat Fighter with Rocket Projectile equipment (Rolls-Royce Merlin 21 engine).
-
Aeroplane Monthly 1993-02 / Personal album. Military
Регистрационный номер : LD864 Hurricane IV LD864, fitted with rockets, at Delhi in March 1946.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
Flt Sgt Hand takes a ride on the wing root of Flt Sgt Harry Jenkins' Hurricane prior to arming the rockets.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
Hurricanes under inspection at Ramat David, September 5, 1946.
-
Aviation Historian 12 / B.Livingstone - Vis - the Allies' Adriatic Eyrie
An interesting photograph of an RAF Hawker Hurricane Mk IV, probably of No 6 Sqn (which used Vis frequently as an advanced base from May 1944), armed with an asymmetric load of 3in rocket projectiles on the port wing and a 44gal long-range fuel tank on the starboard - these were more usually fitted the other way round.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
A 6 Squadron Hurricane in a line-up at Ramat David, September 5, 1945.
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / 1986 UK Aircraft Collections and Museums Guide
Регистрационный номер : KX829 Hurricane IV KX829
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Харрикейн IV с ракетным вооружением. Под снятой створкой капота видна бронеплита
-
Air Enthusiast 2006-03 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (2)
Регистрационный номер : LE292 ‘Tich’ Brook in front of Hurricane LE292 Note the ‘flying tin opener’ badge on the nose.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
Регистрационный номер : LE659 [2] Electrician Sgt Fletcher in front of a smart-looking LE659.
-
Air Enthusiast 2006-03 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (2)
Регистрационный номер : KX800 [2] Flt Sgt Norman Rose (right) with Hurricane KX800 at a soaked Ramat David, December 1945.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
Регистрационный номер : LE659 [2] LAC Edmund Thomas (right) in front of Hurricane IV LE659.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
No.6 Squadron armourers with a fully-loaded Hurricane.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
LAC Peter Harris (front, left) in front of a silver-painted Hurricane.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
Регистрационный номер : LE509 'A' Flight pilots pose in front of Hurricane LE509, November 1945.
-
Air Enthusiast 2006-01 / S.Gifford - Hurricane Swansong /Post-war combat/ (1)
Регистрационный номер : KX800 [2] 'A' Flight pilots and groundcrew line-up in front of Hurricane KX800 'E' at Megiddo.
-
Мировая Авиация 85
"Тропический" Hurricane Mk IV мог нести широкий набор вооружения - реактивные снаряды, бомбы, 20- или 40-мм пушки и ПТБ.
-
Air International 1987-07 / ??? - Half-century Hurricane /Warbirds/ (4)
Регистрационный номер : KZ193 [3], NL255 Two of the aircraft used in development of the Hurricane Mks IV and V - NL255 (left) and KZ193 (right) - photographed at various stages in their development. Both have four-blade propellers and tropical filters at this stage but only the latter has the usual Mk IV armament oj two 40-mm cannon. Clearly seen is the deepened ventral radiator
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Регистрационный номер : KZ196 Штурмовик "Харрикейн" IV с тропическим фильтром и установленными 40-мм пушками
-
Мировая Авиация 20
Hurricane Mk V. Модификация предназначалась для использования в качестве штурмовика в Бирме. Мотор Merlin 32 мощностью 1700 л.с, вращавший четырехлопастный винт, обеспечивал весящему 4218 кг самолету максимальную скорость 525 км/ч на малых высотах. Но, несмотря на увеличение размеров радиатора, двигатель машины перегревался, поэтому серийно ее не строили.
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Регистрационный номер : KZ193 [3] Харрикейн V
-
Мировая Авиация 80
Типичный Hurricane ранней постройки, сфотографированный в Северной Африке - на самолете установлен противопыльный фильтр. На момент вступления в войну Италии на вооружении 80-й эскадрильи имелся один Hurricane.
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Первые Hurricane прибыли в Азию в январе 1942 года, они применялись преимущественно в качестве истребителей-бомбардировщиков. На снимке: штурмовка целей в районе Тиддум-Роуд, Бирма, 1945 год.
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Оптический коллиматорный прицел «Рефлектор Сайт» Mk.IIS, электрокнопка управления огнем пулеметов (а) и фотокинопулеметом (б)
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Электрокнопка (а) управления огнем пушек и предохранительный тумблер (б)
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / О.Растренин - Противотанковые "харрикейны" /Архив/
Деформация обтекателей правой и левой пушек после пикирования и резкого вывода 19.12.43 (старший лейтенант Поминальный)
-
АэроХобби 1993-02 / В.Роман - Документальная история "Харрикейна"IID в советской авиации /Аэроархив/
Регистрационный номер : KX248 Hurricane Mk.IID (сер. номер KX248, мотор Merlin XX N 87711), совершивший вынужденную посадку 21.02.1944г. из-за отказа двигателя.
-
Мировая Авиация 39
Регистрационный номер : HV663 [2] Hurricane Mk IID. На рисунке - Hurricane Mk IID, построенный на заводе "Hawker Aircraft Ltd" в конце 1942 года и отправленный в Северную Африку. Самолет поступил в 71-е учебно-боевое подразделение, которое в феврале 1943-го базировалось в Судане. Он использовался для подготовки летчиков к действиям над пустыней. Позже его перевели в 6-ю эскадрилью британских ВВС, воевавшую на самолетах данного типа с июня 1942 года против танков генерала Роммеля. После недолгого пребывания в Египте 6-я эскадрилья снова приступила к борьбе с немецкими танками в Ливии и Тунисе. За эффективность действий против бронетехники 6-й эскадрилье дали прозвище "Летающие консервные ножи", которое сохранилось и по сей день. Как и у большинства других британских самолетов, действовавших в Северной Африке, у этого Hurricane отсутствует буквенный код части на фюзеляже, хотя некоторое время наносились буквы "JV", при этом сохранялись индивидуальные коды самолетов.
-
Aeroplane Monthly 1993-12
Регистрационный номер : HV663 [2] THE DESERT VIBRATES TO THE SOUND OF ROLLS-ROYCE MERLINS AND THEIR PROPS CREATE A MINOR SANDSTORM AS THE HURRICANE IID's EQUIPPED WITH THEIR 40mm ANTI-TANK CANNONS, HEAD OFF FOR ANOTHER SORTIE IN THE NORTH AFRICAN CAMPAIGN.
-
Aeroplane Monthly 1993-09 / A.Williams - Heavy guns of the RAF (2)
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Mosquito F - Великобритания - 1941
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Hawker Hurricane IID/Trop
- Фотографии