Curtiss Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Варианты:
Curtiss - Hawk 75 / P-36 / Mohawk - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Одноместный истребитель
Описание:
Hawk 75 / P-36 / Mohawk
Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)
Фотографии:

Боковые проекции (29)

Hawk 75 / P-36 / Mohawk

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы "Кэртис-Райт корпорейшн" под руководством Д.Берлина. Опытный образец самолета ("модель 75В") совершил свой первый полет в середине апреля 1935 г. Серийное производство началось с апреля 1938 г. Разные варианты истребителя строили заводы "Кэртис" в Буффало, "Сентрел эйркрафт мэнюфекчуринг компани" (CAMCO) в Лояне (Китай), "Фабрика милитар де авионес" в Кордове (Аргентина), "Хиндустан эйркрафт фэктори" (HAL) в Бангалоре (Индия). В общей сложности выпущено около 1300 P-36 и его вариантов. Самолет состоял на вооружении в США с лета 1938г., с того же года - в Таиланде и Китае, в Аргентине - с ноября 1938 г., во Франции - с марта 1939 г., в Норвегии - с апреля 1940 г., в Великобритании - с июня 1940 г., в Голландской Ост-Индии - с июля 1940 г., в Финляндии, Иране и ЮАС - с 1941 г., в Бразилии - с марта 1942 г.
Основные серийные модификации:
  - Хаук 75М для Китая с неубирающимся шасси, вооружение 4x7,62, мотор R-1830;
  - Хаук 75N для Таиланда, аналог модификации М с вооружением 2x7,62+2x23;
  - Хаук 750 для Аргентины, отличался от М измененным капотом мотора и оборудованием;
  - P-36A для армии США с мотором R-1830 и вооружением 1x7,62+1x12,7, убирающееся шасси;
  - P-36C, аналог P-36A с вооружением 1x12,7+3x7,62;
  - Хаук 75А, экспортный вариант P-36, выпускался с различными моторами (R-1820, R-1830) и различными комбинациями вооружения (6x7,5; 6x7,62; 4x7,9; 1x12,7+3x7,69 и т.п.) для различных стран.
Первое боевое применение - в Китае в начале 1939 г. Во Франции участвовал в "странной войне" с сентября 1939 г., в оборонительных боях в мае-июне 1940 г., в операциях против союзников в Северной Африке (ноябрь 1942 г.) Применялись Таиландом в конфликте с Французским Индокитаем (январь 1941 г.), при обороне от японской агрессии (декабрь 1941 г.) В США к концу 1941 г. считался устаревшим, но еще сохранялся в дальних гарнизонах. P-36A принимали участие в отражении налета на Пёрл-Харбор. Голландские Хаук 75A-7 использовались в операциях против японцев в декабре 1941 г.- феврале 1942 г. Финские ВВС применяли "хауки" в войне с СССР с июня 1941 г. Англичане использовали самолеты этого семейства (под названием "Мохаук") с декабря 1941 г. в Индии и Бирме.
Самолет снят с производства в США в марте 1941 г., в Китае -в октябре 1940 г., в Аргентине - в 1939 г., в Индии - в июле 1942 г. Снят с вооружения в США и Франции в 1943 г., Великобритании - в 1944 г., в Китае - в 1942 г., в Аргентине - в 1955 г.


P-36C||
Размах:||11,38 м
Длина:||8,69 м
Моторы, количество х мощность:||1x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2630 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||10270 м
Дальность:||1320 км

Curtiss Model 75 Hawk (P-36, P-37 и P-42)

В 1934 году "Curtiss" в инициативном порядке начала работы над истребителем-монопланом. Model 75 Hawk проектировался как перспективная модель с убираемыми основными опорами шасси и закрытой кабиной летчика. На фирме считали, что авиация Армии США выберет данную машину для замены устаревших истребителей Boeing P-26.
  На прототипе Model 75 установили звездообразный мотор Wright XR-1670-5 мощностью 900 л.с. В мае 1935 года прототип планировалось представить потенциальному заказчику для сравнительных испытаний, но из-за задержек с созданием конкурирующих истребителей начало испытаний перенесли на апрель 1936 года. К тому времени прототип переоснастили звездообразным мотором R-1820 мощностью 850 л.с., а обозначение сменили с Model 75 на Model 75В. Конкурс выиграл самолет конструкции русского инженера Северского, однако "Curtiss" в качестве утешительного приза получила контракт на постройку трех истребителей своей конструкции. Эти машины с моторами Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л.с. использовались в различных программах испытаний под обозначением Y1P-36 (Model 75Е). В сравнении с исходным прототипом Model 75 на них доработали с целью лучшего обзора назад фонарь кабины и ввели убираемую хвостовую опору шасси.
  Эксплуатационные испытания Y1P-36 прошли успешно, по их результатам 7 июля 1937 года был заключен контракт на постройку 210 серийных P-36A (Model 75L) - самый крупный на тот момент контракт на поставку истребителей для авиации Армии США.
  Поставки P-36A начались в апреле 1938 года, но уже в конце 1941 -го самолет морально устарел. Боевое применение P-36 ограничилось скромным участием в боях с японцами в начальной фазе войны. Вскоре после начала войны уцелевшие машины были переданы в учебные подразделения.
  Был построен один P-36B с двигателем R-1830-25 мощностью 1000 л.с. Последнюю партию из 31 самолета построили в варианте P-36C с моторами R-1830-17 мощностью 1200 л.с. и штатным вооружением из двух фюзеляжных и двух крыльевых 7,62-мм пулеметов. Обозначение XP-36D, XP-36E и XP-36F получили экспериментальные варианты. XP-36D - это P-36A с четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36E - конверсия P-36A с шестью 7,62-мм пулеметами в крыле, XP-36F - конверсия P-36A с двумя 23-мм пушками Madsen в гондолах под крылом. Обозначение P-36G получили 30 Model H75A-8, заказанных Норвегией, но поставка не состоялась из-за оккупации Норвегии германскими войсками; в 1943 году самолеты передали Перу.


Варианты

  Model 75J: демонстратор Model 75А с механическим нагнетателем мотора R-1830
  Model 75К: нереализованный проект с мотором Pratt & Whitney R-2180 Twin Hornet, построен как Model 75R
  P-42 (Model 75S): четвертый P-36A после доработки в XP-42 использовался авиацией Армии США и NACA для исследований в области снижения лобового сопротивления и сравнения звездообразных моторов с двигателями жидкостного охлаждения. Поставленный в марте 1939 года XP-42 получил специальный мотор R-1830-31 мощностью 1050 л.с. с удлиненным валом винта. На винт установили кок, а носовую часть фюзеляжа также удлинили и облагородили; XP-42 утилизировали в январе 1947 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 75 (P-36C)

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: звездообразный поршневой мотор Pratt & Whitney R-1830-17 мощностью 1200 л.с.
  Летные характеристики: макс, скорость на высоте 3050 м-500 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 435 км/ч; время набора высоты 4570 м-4 мин 54 с; практический потолок 10 270 м; дальность 1320 км
  Масса: пустого 2095 кг; максимальная взлетная 2650 кг
  Размеры: размах крыла 11,35 м; длина 8,78 м; высота 2,81 м; площадь крыла 21,92 м2
  Вооружение: два 7,62-мм пулемета Browning в носовой части фюзеляжа и два 7,62-мм пулемета Browning в крыле
P-36A. Изображен самолет 20-й истребительной группы, начало 1940 года. На киль нанесено обозначение авиагруппы ("PT"), желтый капот и эмблема на борту фюзеляжа указывает на принадлежность истребителя к 79-й эскадрилье. Серийный номер на самолет не нанесен, "21" - номер самолета вавиагруппе.
P-36A - USAAC, 77-я истребительная эскадрилья, 20-я истребительная группа, январь 1940г.
P-36
P-36C - USAAC, конец 1941г.
P-36C of the USAAF in the finish standardised early 1942;
Изображен P-36C одного из подразделений авиации Армии США, 1942 год. В его конструкции были использованы самые передовые технические решения, в том числе убираемое шасси.
Hawk 75A-1 (No 50) of 1st Escadrille, GC II/5, winter 1939-40;
Curtiss Hawk-75A-1 из GC II/5, отражавший налет на Оран 6 июля 1940г.
H.75A-3 - ВВС Франции, 1-я эскадрилья истребительной группы I/5, пилот - лейтенант Эдмон Марен ля Месле, май 1940г.
Hawk 75A-3 (No 314) of CO (Commandant Stehlin) GC I/4, Dakar, Senegal, 1941.
Hawk 75A-3 (No 243) of 1st Escadrille GC II/5, Casablanca, Morocco, summer 1941;
H.75A-3 - ВВС Франции (Виши), 4-я эскадрилья истребительной группы II/5, Касабланка, Марокко, лето 1941г.
Hawk 75A-3 (No 267) of 2nd Escadrille GC 1/5 (formerly with GC II/4) carrying both the “Golden Eagle’’ emblem of the 2nd Esc GC II/5 and the “Petit Poucet” emblem of the 2nd Esc GC II/4, Casablanca, Morocco, spring 1941;
Hawk 75A-3 (No 207) of 2nd Escadrille GC II/4, Dakar, Senegal, summer 1942;
Hawk-75A-3 из 2-й АЭ GCI/4 ВВС вишистской Франции. Дакар, лето 1942г.
Hawk 75A-3. После падения Франции немцы захватили значительное количество Hawk, большая часть из них была передана Финляндии. Финны использовали Hawk против ВВС СССР. Изображен самолет 2-го лейтенанта Калеви Терво, записавшего на свой счет 15,5 побед.
Hawk 75A-3 (CU-562) of Finnish HLeLv 32, Nurmoila, winter 1942-3;
"Кертисс" H.75 CU-563. На этой машине 1 ноября 1941г. юликерсантти У.Альппинен был ведомым у командира "Особой группы Ханко" П.Берга. (Окраска самолета дана на сентябрь 1941г.)
"Кертисс" H.75 CU-567. На этом истребителе 5 ноября 1941г. был сбит и погиб вянрикки А.Лакио. (Окраска самолета дана на август 1941г.)
H.75A-3 - ВВС Финляндии, LeLv 32, пилот - майор О.Эрнроот, аэродром Элокуу, 1941г.
H.75A-3 - ВВС Финляндии, LeLv 32, пилот - капитан В.Эвинен, аэродром Тоукокуу, 1944г.
"Мохаук IV" - 5-я эскадрилья RAF, аэродром Ассам, Индия, май 1942г.
Hawk 75A-7 flown by Colonel Boxman of the 1.Vliegtuigafdeling, KNIL Luchtvaartafdeling, Madioen, December 1941.
Curtiss Hawk 75. В начале войны Curtiss Hawk 75A-7 был одним из лучших самолетов, используемых союзниками, но несравним с А6М "Zero". Самолет, изображенный на рисунке, принадлежал 1-му авиаотряду голландских ВВС, базировавшемуся в 1941 году в Мадионе на территории Голландской Ост-Индии.
H.75A-7 - ВВС Голландской Ост-Индии, 1-я эскадрилья, декабрь 1941г.
Hawk 75A-5 of the Nationalist Chinese Air Force, Kunming, 1942;
H.75M - ВВС Китая, аэродром Чуньцин, сентябрь 1941г.
H.75N - Королевские ВВС Тайланда, 60-я истребительная эскадрилья, аэродром Дон Муан, осень 1940г.
Hawk-75N из 5-го авиакрыла Королевских Тайских ВВС
Hawk 75A-8 of the Norwegian flying training centre, Island Airport, Toronto, 1941;