North American T-6 Texan / AT-6 Harvard
Варианты:
North American - T-6 Texan / AT-6 Harvard - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной подготовки
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (19)
North American Т-6/SNJ/Harvard

<...>
  Потребность в учебно-тренировочном самолете базовой летной подготовки привела в итоге к разработке модификации NA-26, которая стала вариантом модели NA-16, но имевшим убирающееся шасси с хвостовым колесом, двигатель R-1340 мощностью 600 л. с. и более совершенное оборудование. Серийные варианты включали BC-1 (177 самолетов, из которых 30 были модифицированы в учебно-тренировочные BC-11 для обучения полетам по приборам), BC-1A (93) с конструктивными изменениями планера и BC-1B с модифицированным центропланом (построен один самолет). Переклассификация самолета в учебно-тренировочный повышенной подготовки привела к необходимости смены названия - 94 самолета стали носить обозначение AT-6 Texan, они почти не отличались от варианта BC-1A. Последующие варианты самолета: AT-6A с двигателем R-1340-49 и измененными топливными баками (1847), AT-6B для подготовки стрелков (400), AT-6C и AT-6D с измененной силовой конструкцией для экономии легких сплавов(2970 и 4388, соответственно), а также AT-6F с усиленной конструкцией (956). ВМС США тоже активно эксплуатировали данные машины и после варианта NJ-1 к ним поступили самолеты: SNJ-1 (16 машин, похожих на BC-1, но с металлической обшивкой фюзеляжа), SNJ-2 с двигателем R-1340-56 (61), SNJ-4 (2400) и SNJ-5 (1357), эквивалентные вариантам AT-6C и AT-6D, а также SNJ-6 (931 AT-6F, переданный ВМС США из партии в 956 машин, заказанной Армией США). Обозначение SNJ-5C было дано самолетам SNJ-5, оборудованным посадочным гаком для обучения летчиков посадке на палубу авианосца.
  В июне 1938 года Великобритания заказала 200 самолетов BC-1, присвоив им обозначение Harvard Mk I. Но это была только первая партия. Всего же авиации стран Британского Содружества в общей сложности было поставлено более 5000 самолетов - позже машины поставлялись преимущественно в рамках программы ленд-лиза. Большая часть из первых 200 самолетов Harvard Mk I была отправлена в Южную Родезию для использования в рамках плана Содружества по подготовке летчиков своих ВВС (Commonwealth Air Training Plan), но британские ВВС оставили себе почти всю вторую партию - 200 машин. После того, как в целом схожие 20 самолетов были приобретены канадскими ВВС, были закуплены 600 самолетов, схожих с AT-6 и получивших обозначение Harvard Mk II. Данные машины были распределены между британскими ВВС (20), новозеландскими ВВС (67), а также канадскими ВВС (все остальные самолеты).
  Также были приобретены самолеты Harvard Mk III, эквивалентные модификациям AT-6C и AT-6D. Обозначение Harvard Mk IIB было присвоено 2610 самолетам, построенным под обозначением AT-16 компанией "Noorduyn Aviation Ltd" на заводе в Монреале для использования в ВВС Великобритании и Канады и соответствующим модификации AT-6A. В 1946 году данная компания вошла в состав корпорации "Canadian Car and Foundry", которая построила для канадских ВВС 270 учебно-тренировочных самолетов Harvard Mk 4 (по стандарту T-6G) и 285 схожих машин в рамках программы взаимной помощи с ВВС США - под обозначением T-6J.
  Начиная с 1949 года, 2068 самолетов T-6 различных модификаций были переоборудованы, они обозначались T-6G и отличались двигателем R-1340-AN-1, увеличенным запасом топлива, усовершенствованной компоновкой кабины и управляемым хвостовым колесом. Самолеты поступили на вооружение ВВС и ВМС США, и во время войны в Корее 97 из них были переоборудованы в вариант LT-6G и применялись как наблюдательные самолеты и как передовые авианаводчики. В дополнение к Texan, экспортированным в Бразилию, Китай и Венесуэлу, самолеты поставлялись и в другие страны - из запасов ВВС Великобритании, Канады и США.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  North American SNJ-5

  Тип: двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной подготовки
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-1340-AN-1 мощностью 550 л. с. (410 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м - 330 км/ч; практический потолок 6555 м; дальность 1207 км
  Масса: пустого 1886 кг; максимальная взлетная 2404 кг
  Размеры: размах крыла 12,81 м; длина 8,99 м; высота 3,58 м; площадь крыла 23,57 м!
В авиации ВМС США самолет AT-6 получил обозначение SNJ-2. Изображенный самолет впоследствии был потерян - врезался в гору Санта-Роза в Калифорнии.
"Тексан" сирийских ВВС. Стрелок этой машины сбил 10 июля 1948г. истребитель "Сахин" израильского летчика Лесли Блока.
Harvard Mk.II ВВС Сирии использовался как легкий штурмовик
T-6G "Тексан" ВВС Катанги, аэродром Колвези, октябрь 1962г.
T-6G из 21-й эскадрильи конголезских ВВС, Леопольдвилль, 1964г.
T-6G "Харвард" биафрийских ВВС, аэродром Уга, октябрь 1969г.
AT-6 "Харвард" мексиканских ВВС, 1942г.
T-6 "Тексан" ("Харвард"), состоявший на вооружении ВВС Индонезии в 1950-х годах.
T-6 "Тексан" кубинских правительственных ("батистовских") ВВС, 1958г.
Harvard Mk.II Королевских Пакистанских ВВС из авиашколы в Рисалпуре, 1948г.
North American T-6G Texan, B.A.1, Sintra, 1950.
Построенный как NA-66, этот AJ955 поступил на вооружение канадских ВВС как Harvard Mk II. В 1943 году самолет принадлежал 2-й школе радистов и носил опознавательные знаки как на снимке.
North American AT-6G Texan из АЭ легкой поддержки EALA 5/72, 1956-58гг.
T-6G из АЭ легкой поддержки EALA 13/72. Алжир, 1958г.
Повстанческий AT-6 из 5-й штурмовой АЭ ВМС Аргентины. Сентябрь 1955 г.
Южная Африка эксплуатировала самолеты Harvard в 1940-1995 годах. Данный Harvard II принадлежал учебной школе, на снимке он несет блок НАР.
ВВС Новой Зеландии использовали Harvard для первоначального обучения летчиков в течение нескольких послевоенных лет. Последний из них списали в 1977 году. Изображен Mk II NZ1013 в окраске первых послевоенных лет
Две разведывательно-ударные эскадрильи ВВС Бразилии имели до 1977 года на вооружении T-6. В яркие цвета были окрашены самолеты пилотажной группы "Escadrilla de Fumaca".
В 1946-1949 годах ВВС Швеции получили партию AT-6A, которые ранее использовались ВВС США. В Швеции самолеты обозначались Sk 16A и состояли на вооружении учебной F9 до 1967 года.