North American T-6 Texan / AT-6 Harvard
Варианты:
North American - T-6 Texan / AT-6 Harvard - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной подготовки
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (79)
North American Т-6/SNJ/Harvard

<...>
  Потребность в учебно-тренировочном самолете базовой летной подготовки привела в итоге к разработке модификации NA-26, которая стала вариантом модели NA-16, но имевшим убирающееся шасси с хвостовым колесом, двигатель R-1340 мощностью 600 л. с. и более совершенное оборудование. Серийные варианты включали BC-1 (177 самолетов, из которых 30 были модифицированы в учебно-тренировочные BC-11 для обучения полетам по приборам), BC-1A (93) с конструктивными изменениями планера и BC-1B с модифицированным центропланом (построен один самолет). Переклассификация самолета в учебно-тренировочный повышенной подготовки привела к необходимости смены названия - 94 самолета стали носить обозначение AT-6 Texan, они почти не отличались от варианта BC-1A. Последующие варианты самолета: AT-6A с двигателем R-1340-49 и измененными топливными баками (1847), AT-6B для подготовки стрелков (400), AT-6C и AT-6D с измененной силовой конструкцией для экономии легких сплавов(2970 и 4388, соответственно), а также AT-6F с усиленной конструкцией (956). ВМС США тоже активно эксплуатировали данные машины и после варианта NJ-1 к ним поступили самолеты: SNJ-1 (16 машин, похожих на BC-1, но с металлической обшивкой фюзеляжа), SNJ-2 с двигателем R-1340-56 (61), SNJ-4 (2400) и SNJ-5 (1357), эквивалентные вариантам AT-6C и AT-6D, а также SNJ-6 (931 AT-6F, переданный ВМС США из партии в 956 машин, заказанной Армией США). Обозначение SNJ-5C было дано самолетам SNJ-5, оборудованным посадочным гаком для обучения летчиков посадке на палубу авианосца.
  В июне 1938 года Великобритания заказала 200 самолетов BC-1, присвоив им обозначение Harvard Mk I. Но это была только первая партия. Всего же авиации стран Британского Содружества в общей сложности было поставлено более 5000 самолетов - позже машины поставлялись преимущественно в рамках программы ленд-лиза. Большая часть из первых 200 самолетов Harvard Mk I была отправлена в Южную Родезию для использования в рамках плана Содружества по подготовке летчиков своих ВВС (Commonwealth Air Training Plan), но британские ВВС оставили себе почти всю вторую партию - 200 машин. После того, как в целом схожие 20 самолетов были приобретены канадскими ВВС, были закуплены 600 самолетов, схожих с AT-6 и получивших обозначение Harvard Mk II. Данные машины были распределены между британскими ВВС (20), новозеландскими ВВС (67), а также канадскими ВВС (все остальные самолеты).
  Также были приобретены самолеты Harvard Mk III, эквивалентные модификациям AT-6C и AT-6D. Обозначение Harvard Mk IIB было присвоено 2610 самолетам, построенным под обозначением AT-16 компанией "Noorduyn Aviation Ltd" на заводе в Монреале для использования в ВВС Великобритании и Канады и соответствующим модификации AT-6A. В 1946 году данная компания вошла в состав корпорации "Canadian Car and Foundry", которая построила для канадских ВВС 270 учебно-тренировочных самолетов Harvard Mk 4 (по стандарту T-6G) и 285 схожих машин в рамках программы взаимной помощи с ВВС США - под обозначением T-6J.
  Начиная с 1949 года, 2068 самолетов T-6 различных модификаций были переоборудованы, они обозначались T-6G и отличались двигателем R-1340-AN-1, увеличенным запасом топлива, усовершенствованной компоновкой кабины и управляемым хвостовым колесом. Самолеты поступили на вооружение ВВС и ВМС США, и во время войны в Корее 97 из них были переоборудованы в вариант LT-6G и применялись как наблюдательные самолеты и как передовые авианаводчики. В дополнение к Texan, экспортированным в Бразилию, Китай и Венесуэлу, самолеты поставлялись и в другие страны - из запасов ВВС Великобритании, Канады и США.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  North American SNJ-5

  Тип: двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной подготовки
  Силовая установка: один звездообразный ПД Pratt & Whitney R-1340-AN-1 мощностью 550 л. с. (410 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м - 330 км/ч; практический потолок 6555 м; дальность 1207 км
  Масса: пустого 1886 кг; максимальная взлетная 2404 кг
  Размеры: размах крыла 12,81 м; длина 8,99 м; высота 3,58 м; площадь крыла 23,57 м!
NA-26 - первый в семействе T-6, получивший убирающееся шасси. Самолет прошел оценочные испытания в авиакорпусе Армии США как BT-9D, а на вооружение поступил под обозначением BC-1.
На фотографии - учебно-тренировочный самолет BC-1A, поздние варианты которого выпускались уже под обозначением AT-6 Texan. Следом за ними появились модернизированные AT-6A, построенные в количестве 1700 машин.
The North American AT-6C Texan Two-seat Advanced Trainer (Pratt & Whitney R-1340-AN1 engine).
Ben Harrison’s SNJ-3, N2864D, bears the markings worn by an aircraft of the US Navy’s Pensacola Training School in 1940-41.
The North American T-6 Texan (Harvard) has been used for training the pilots of thirty-four different countries, and it is still in service today.
Окрашенный в желтый цвет T-6G из 194-й истребительной эскадрильи Национальной гвардии штата Калифорния, 1951 год. Texan имелись во всех частях авиации Национальной гвардии, вне зависимости от их предназначения.
SNJ-5 ВМС США (аналог AT-6D ВВС США) оснащался тормозным гаком для посадок на авианосцы. В ВМС США Texan сняли с вооружения в 1950-е годы.
T-6 ВВС США применялись в Корее в качестве наблюдательных самолетов и самолетов передовых авианаводчиков. В 6147-й эскадрилье Тактического авиационного командования для наблюдения за полем боя адаптировали тактику Mosquito времен Второй мировой войны. На фотографии - подготовка к боевому вылету в Корее самолетов передовых авианаводчиков.
Летчики "Харварда" приветствуют зрителей
Alfred Goss in "Warlock”, fifth in the T-6 "gold” race.
Basic trainers, mostly SNJs, at NAS Jacksonville early in 1943. The aircraft in the middle distance are Curtiss SNC-1s, a type which proved unsuccessful as a trainer owing to a tendency to enter a spin from a tight turn.
Для перегонки в Советский Союз готовятся бомбардировщики Дуглас A-20 "Бостон" (на переднем плане) и учебно-тренировочные самолеты Норт-Америкэн AT-6 "Тексан" (на заднем плане)
Harvards
A horde of Harvards crowds the sky.
Some of the 37 CFS Harvards during a demonstration of pattern flying.
Self-explanatory effects of pattern flying by the CFS Harvards.
ВВС Великобритании и стран Содружества - основные заказчики T-6. На фотографии - Harvard Mk I, британский вариант NA-26/BC-1, с полотняной обшивкой фюзеляжа и скругленным рулем направления. На нем стояли британские приборы и радиостанция.
Different engine cowling, rudder shape and wingtips distinguish the Harvard I (N7015) (top), from the Harvard II (BD134) (bottom). The latter example was absorbed from an original French contract.
North American Harvard IIB KF970 at Fayid after flying from Nicosia. This particular aircraft, bearing the distinctive diagonal stripes of a target tug, was built by Noorduyn in Canada and has a 550 h.p. Pratt & Whitney Wasp R-1340-49 up front.
The first batch of lease-lend North American Harvards totalled 1,600, and was numbered from EX100 to EZ799. The first lease-lend Harvard, EX100, is illustrated here.
The last in Britain? Harvard T.2b KF314 from D Flight, Boscombe Down, is still airworthy
HRH the Duke of Edinburgh in “his" Harvard at White Waltham on May 4, 1953.
The two North American Harvard IIs that remain in use with the A & AEE at Boscombe Down, including FT375 shown here - have been used by the ETPS as conversion trainers for jet pilots assigned to fly World War II veterans.
Little Rissington's gate guardian, and an apt one in view of the type's lengthy service, is Harvard T.2B FS890
When an aircraft made a forced landing away from base, the wheels were placed in the wooden skis shown here to enable the machine to be taken off and flown back to base. The skis would drop clear on take-off. Our contributor made such a retrieval, and then proceeded to the designated bare runway airfield. He adds “had anyone told me that I could land a Harvard, brakes inadvertently left locked, without it going over on its back, I would have sent him to an alienist.’’
Этот Harvard Mk IIB, KF910, британских ВВС был построен NAA. Изначально такие самолеты использовали для буксировки мишеней, а затем доработали в учебные. ВВС Великобритании эксплуатировали Harvard до середины 1950-х годов.
Doug Arnold’s Noorduyn AT-16 Harvard, G-AZKI, flown by Ray Hanna.
Some close formation flying with Harvard I 1340 flying from Camp Borden on April 5, 1940 with Sgt Don McKay at the controls. Harvard 1340 was taken on strength on November 21, 1939 and struck off on March 30, 1946.
North American NA-66 Harvard II AH188, c/n 66-2750, in flight. This machine was taken on strength on November 11, 1940, and survived until October 1, 1960, when it was struck off strength.
Canadian-built North American Harvard IIB G-AZBN/FT391 saw service with the R.C.A.F. and R. Netherlands A. F. before being acquired for the Strathallan Collection in 1971
Strathallan types, with Miles Magister G-AHUJ/R1914 in centre, parked outside the office and existing hangars at the start of a day
Part of the Strathallan Collection on display - Prentice G-AOLU/VS356 (foreground) with Harvard IIB G-AZBN/FT391 behind it, then Magister G-AHUJ/R1914, Texan G-AZJD and Desford G-AGOS/VZ728, all of which are airworthy. On the extreme left is visiting Yak-11 G-AYAK. In the background is Hurricane IIB G-AWLW/”P3308"
The Hurricane beats up the airfield - Magister and Texan G-AZJD below
Seen at Blackbushe, one of Bob Thompson's two Pitts S-2A Specials, G-BECM, of the new "Jubilee Duo" team, and Mike Stow's Bucker Jungmeister G-AXNI and Harvard G-AZSC
G-AXCR, first British registered Harvard, which arrived at Gatwick from Frankfurt with Swiss Air Force marks 13/4/69
Another naval trainer, this time of the R.C.N.V.R., is the Canadian Car & Foundry Company-built North American Harvard T. Mk. 4, photographed at Pat Bay, Vancouver Island, B.C.
В Канаде эксплуатировались Harvard, построенные компаниями NAA и "CanCar". На фотографии: Harvard Mk 2 послевоенной постройки, под крылом подвешены неуправляемые ракеты. Самолеты использовались для обучения летчиков поражению наземных целей.
On 24th June 1977 the North American Harvard was retired from the R.N.Z.A.F. after 36 years service. Photo: W/Cdr. Don McAllister, O.C. Flying Training Wing, makes a low pass in Harvard NZ1015
On 24th June 1977 the North American Harvard was retired from the R.N.Z.A.F. after 36 years service. Photo: Line-up of 18 Harvards at Wigram, of which 17 took part in a farewell flypast
Сирийский "Тексан" - участник войны 1948-1949гг., а ныне - экспонат авиамузея.
Сирийский "Харвард" возвращается с боевого задания
Конголезский T-6 в полете с полным вооружением: пулеметные контейнеры, балки для НАР.
Кроме "Тексана", в кадр попала заходящая на посадку "Дакота" и вертолет "Шони".
Командир португальских наемников Артур Алвис Перейра в кабине одного из биафрийских "Харвардов".
По окончании войны "Харварды", ставшие трофеями правительственных войск, "доживали свой век" на окраине аэропорта в Лагосе.
В полете камбоджийские "тексаны" с опознавательными знаками королевских ВВС. Эти машины также поступили из Франции
Re-shipped to Southern Rhodesia, this Harvard I N7095 can be traced by the serial to the 200 ordered in 1938 and delivered to th e U.K. in 1939.
T-6 "Тексан" на момент начала корейской войны был самым мощным самолетом "лисынмановских агрессоров".
The ubiquitous North American T-6G Texan is among the types that have been used for training in Indonesia, this example being among the museum exhibits at Adisutjipto.
The Texan served the FAC in both training and counter-insurgency roles until the last was grounded early 1972, this AT-6D being preserved at the Museo Aeronautico.
"Харварды" внесли свой вклад в становление ВВС Израиля
В 1948г. израильтяне успешно использовали AT-6 в качестве штурмовиков
"Харварды" ВВС Пакистана в летной школе в Рисалпуре
В Бразилии легкие штурмовики NA-72 внесли свой вклад в борьбу с подводными лодками
One of the most effective aeroplanes for the kind of warfare waged by the Portugese Air Force in Guinea continues to be North American T-6, now a quarter of a century old.
Учебно-тренировочные самолеты "Тайгер Мот" (Тексан???) и "Ансон", авиабаза Бриндизи, Италия, лето 1945г.
Греческие "Тексаны" сыграли свою роль в событиях 1964г.
The first batch of six Harvards acquired by the Lebanese Air Force (FAL) in 1952 came from RAF stocks, a total of 16 being operated by the FAL until the type’s retirement in 1972.
With the cypress tree tail marking of the Lebanese Air Force, this ex-R.A.F. Training Command Harvard T. Mk. 2B was seen at Blackbushe. Ex-R.A.F. serial FS881.
One of the four Sk 16As (Noorduyn-built Harvards) supplied by Flygvapnet for Unogil operations flying over rural Lebanon in 1958. This example, with the Unogil number 04, was serialled 16047 in Swedish service and was one of 145 Sk 16As supplied to Sweden in 1947; another 112 were acquired in 1950.
Another picture of Sk 16A No 4 over the dense Lebanese forest. Amazingly, this aircraft, which started its career with the RCAF as FE992, is still flying. Resident in the UK as G-BDAM for nearly 20 years, it was bought in 2004 by a new owner in Canada, where it remains airworthy as C-GFLR.
Four of the 12 Flygvapnet pilots and engineers sent to serve with Unogil beside two of the Sk 16As bound for Lebanon. The Sk 16As were supported by Flygvapnet’s sole Tp 82 Varsity (s/n 82001), which was retired in 1973 and is now on display at the Flygvapenmuseum in Linkoping.
The T-6 Texan served in the COIN role from late '40s to late '70s.
A French Armee de I 'Air North American T-6 Texan basic trainer equipped with underwing rocket projectiles for N.African operations.
Учебно-тренировочные самолеты T-6G использовались в Алжире как легкие штурмовики
Самолет SIPA III и "Тексаны" на полевом аэродроме Уджа. 1956г.
"Тексан" авиации ВМС Аргентины над центром Буэнос-Айреса
Учебно-боевой самолет AT-6 во время налета на колонну техники
A sky-writing North American AT-6A Texan (ex-Flygvapnet Sk 16) bought in May 1955 by Herr A. P. Botved and normally based at Dusseldorf. Smoke chemicals are in rear cockpit and fed to engine exhaust through stack. Visible in background is B.K.S.'s Auster 5 G-AKWS.
The skywriting Harvard PH-NKD, shown at Elstree on 8/11/76, returned home via Southend on 22/12/76 and was then wearing a new paint scheme devoid of fuselage registration.
Another "panto-based" experiment - this time a U.S. Navy North American SNJ (Harvard) testing the all-purpose landing-gear. The floatation-tanks under tbe fuselage are a safety precaution.
Якобы "Зеро"
Сэр Кейт Парк в кабине самолета Harvard перед инспекционным полетом на подчиненные ему базы британских ВВС на Среднем Востоке, 1944 год.
Modified version of the North American T-6 trainer developed by E. L. Bacon Corp. of Santa Monica. U.S.A., is called the Super T-6. New features are tricycle undercarriage, one-piece canopy, new engine and tip tanks. Cowling has yet to be fitted.
SPRUCED-UP. Two views of the Super T-6 at Los Angeles International Airport. Painted grey with black trim the Super T-6 has ex-Cessna 310 tip tanks.