Farman F.220 / F.221 / F.222
Варианты:
Farman - F.220 / F.221 / F.222 - 1932 - Франция
Страна: Франция
Год: 1932


Пятиместный тяжелый ночной бомбардировщик
Описание:
F.220 / F.221 / F.222
Farman F.220, F.221 и F.222
Flight, March 1934
The Farman 220 and 221
Фотографии

F.220 / F.221 / F.222

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный подкосный моноплан (моторы установлены попарно тандемом в подкрыльных гондолах) с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 5 человек. Создан в КБ фирмы "Анри Фарман" под руководством М.Рока. Опытного образца самолета фактически не было, на самолете F.221.01 установили убирающееся шасси, превратив его в F.222.01. В этом качестве он совершил первый полет в августе 1935 г. Серийное производство начали в апреле 1936 г. на заводах "Фарман" (позднее SNCAC) в Бийянкуре и Туссу-ле-Нобле. Всего построено 36 экз.
Вооружение 3x7,5, бомбы до 4200 кг.
F.222BN5 состоял на вооружении во Франции с апреля 1937 г.
Выпускались два основных варианта:
  - F.222.1 с моторами GR 14Kbrs;
  - F.222.2 с моторами GR 14N11/15 или GR 14Kirs, измененной носовой частью и поперечным V крыла.
С октября 1939 г. патрулировали побережье Западной Африки, с января 1940 г. - Атлантику. С декабря 1939 г. вели разведку и разбрасывали листовки над Германией и Чехословакией. В мае 1940 г. F.222 по ночам бомбили цели в Рейнской области, Вюртемберге и Баварии, в июне - в Италии. Авиация правительства Виши использовала их как транспортные самолеты (с октября 1940 г.). После высадки союзников в Северной Африке они продолжали эксплуатироваться в Марокко до декабря 1944 г.
Самолет снят с производства в мае 1938 г.


F.222.2BN5||
Размах:||36,00 м
Длина:||21,45 м
Моторы, количество х мощность:||4x860 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||18700 кг
Максимальная скорость:||325 км/ч
Практический потолок:||8500 м
Дальность:||1500 км

Farman F.220, F.221 и F.222

Компоновка прототипов F.211 и F.212 сохранилась на серии четырехмоторных бомбардировщиков, спроектированных в последующее десятилетие. Самолеты обладали типичным для "Farman" высокорасположенным крылом значительной толщины и хорды в сочетании с высоким и узким фюзеляжем. Силовая установка состояла из установленных тандемом четырех моторов, смонтированных на подкосах крыла. Моторы работали на два тянущих и два толкающих винта. Прототипы спроектировали согласно официальным требованиям к Bombardier Tres Gros Porteur - бомбардировщику, способному нести большую бомбовую нагрузку на среднюю и большую дальность.
  F.211 и F.212 трансформировались в F.220.01, выполнивший первый полет 26 мая 1932 года. На F.220 стояло четыре мотора Hispano-Suiza 12Lbr мощностью по 600 л. е., самолет в целом сохранил компоновку предшественников, включая закрытую кабину летчика, застекленную галерейного типа кабину стрелка и неубираемое шасси с широкой колеей, в то же время в конструкцию внесли и множество изменений. Единственный F.220 позже переделали в гражданский Le Centaure, который стал пионером в дальних почтово-пассажирских перевозках через Южную Атлантику. Так 3 июня 1935 года самолет выполнил беспосадочный перелет из Дакара, Западная Африка, в Наталь, Бразилия.
  В мае 1933 года первый полет выполнил прототип F.221.01, он отличался от F.220 в основном измененным хвостовым оперением, двигателями Gnome-Rhone Mistral Major, а также закрытыми кабинами стрелков. За прототипом последовала небольшая партия серийных F.221, отличавшихся носовой частью фюзеляжа, в которой установили пулеметную турель с ручным приводом и изменили остекление кабины бомбардира. Верхняя пулеметная турель получила обтекатель, нижнюю стрелковую точку выполнили полуубираемой. Если на прототипе капотами закрывались только передние моторы, то на серийных машинах силовые установки капотировались полностью. В 1936-1938 годах выпускался в четырех вариантах гражданский F.2200, эти самолеты использовались "Air France" на южноамериканских линиях.
  Во второй половине 1935 года F.221.01 доработали в F.222.01. Главным изменением стали убираемые поворотом вперед в мотогондолы основные опоры шасси. За первым серийным F.222.1 последовали две партии бомбардировщиков F.222.2 с измененной носовой частью фюзеляжа, на которой отказались от "балкона" для стрелка; носовую часть укоротили для улучшения обзора из кабины летчика. Внешним секциям крыла F.222.2 придали отрицательную V-образность. Один гражданский F.222.1 был собран как F.2220 Ville de Dalzar и передан "Air France" в октябре 1937 года.

  Бомбардировщики Farman (все категории BN.5, пятиместный ночной бомбардировщик) поступили на вооружение 15-й бомбардировочной эскадры, сформированной в июле 1935 года. На начало 1938 года в эскадре имелись 18 самолетов F.221 и F.222.1, двумя месяцами раньше начались поставки F.222.2. На 16 августа 1939 года четыре бомбардировщика Farman находилось в Индокитае, восемь - в африканских колониях Франции и 30 - в метрополии (в том числе 20 в 15-й эскадре). В период с сентября 1939-го по май 1940 года F.221 и F.222 вели напряженную боевую работу, сбрасывая листовки над Германией и Богемией. Во время блицкрига во Франции в мае - июне 1940 года самолеты выполнили 63 ночных вылета над Западной Германией и оккупированными районами северной части Франции. Три F.222.2 с увеличенным запасом топлива передали в сформированную в составе ВМС Франции эскадрилью №10Е, ее машины предназначались для использования как дальние бомбардировщики и морские разведчики.
  После заключения в июне 1940 года перемирия между Германией и Францией Groupement 15, оснащенная Farman, была переформирована в Groupe de Transport 15 в составе двух эскадрилий, вооруженных двумя F.221, двумя F.222 и шестью F.222.2. Группа вошла в состав ВВС вишистской Франции и сыграла заметную роль в боевых действиях на территории Сирии.


Варианты

  F.221: 10 серийных самолетов, поставленных ВВС Франции в июне 1936 - январе 1937 года; F.221 совместно с самолетами ТБ-3 конструкции Туполева на тот период являлись единственными в мире четырехмоторными дальними бомбардировщиками; прототип совершил полет в мае 1933 года
  F.222.1: изначально известный как F.222, самолет был переименован после появления F.222.2; имел увеличенный запас топлива; построили 11 серийных самолетов, первый собран в апреле 1936 года, последний - в октябре 1937 года; в прототип F.222 доработан прототип F.221
  F.222.2: две партии построены "Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Centre" - группой, в которую вошла "Farman"; первая партия включала восемь машин, вторая - 16. Измененная носовая часть фюзеляжа улучшила аэродинамику самолета в сравнении с F.221 и F.222; прототип не строился, первым собранным F.222.2 стал самолет № 13.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Farman (Centre) F.222.2BN.5

  Тип: пятиместный тяжелый ночной бомбардировщик
  Силовая установка: четыре звездообразных мотора Gnome-Rhone 14N-11/15 мощностью по 970 л. с. (723 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4000 м - 360 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4000 м - 280 км/ч; время набора высоты 4000 м - 13 минут 30 секунд; практический потолок 8000 м; дальность с бомбовой нагрузкой 2500 кг - 2000 км
  Масса: пустого 10800 кг; максимальная взлетная 18700 кг
  Размеры: размах крыла 36,00 м; длина 21,45 м; высота 5,19 м; площадь крыла 186,00 м2
  Вооружение: один 7,5-мм пулемет MAC 1934 на носовой турели, один 7,5-мм пулемет MAC 1934 на верхней фюзеляжной турели и один 7,5-мм пулемет MAC 1934 на хвостовой люковой турели; до 4200 кг бомб в бомбоотсеке, обычно двадцать 200-кг бомб или сорок 100-кг бомб или бомбы калибра 50,100 и 200 кг в смешанном варианте подвески

Flight, March 1934

The Farman 220 and 221

  FOR some months past the Farman Company has been testing two large four-engined bombers, known as the types 220 and 221. The type 220 is fitted with four Hispano Suiza 12 Ybrs. geared and supercharged water-cooled engines and the 221 has four Gnome Rhone 14 Kbrs. geared and supercharged air-cooled radials. Although the machines are usually referred to as monoplanes, actually it would be correct to call them sesquiplanes, for, as may be seen from the photograph, there are lifting surfaces between the fuselage and the engine nacelles. Both types are at present equipped as long-range night bombers, but during the test flights of the 220 at Villacoublay, Messrs. Nogues and Balizuc, who are technical directors of Air-France, flew in the machine, which might indicate that Air-France is interested in a civil version of the aircraft.
  The following description will apply to both the 220 and 221. The inner sections of the main planes are of parallel chord, but the sections outboard of the junction of the bracing struts and the wing are tapered in plan form. Four fuel tanks are carried within the wing. The fuselage is of rectangular section, the maximum height being about 8 ft. and the maximum width nearly 6 ft. In the forward portion of the fuselage is a gunner's cockpit with mounting for twin Lewis guns, bomber's position, navigator's and mechanics' quarters, and an enclosed cabin, with dual control for two pilots. The aft portion of the fuselage contains the wireless operator's position and a gunner's position on top of the fuselage. Bomb racks over 16 ft. in length for a normal load of 4,850 lb. of bombs are mounted within the fuselage. Actually a bomb load of 8,818 lb. can be carried if necessary. An undercarriage of wide track, using differentially controlled Messier brakes, is used. The tail wheel is of the swivelling type.

FARMAN F. 220
  Span 118-1 ft.
  Length 70-54 ft.
  Height 17-05 ft.
  Wing area 2,002-18 sq. ft.
  Weight empty 19,208 lb.
  Normal gross weight 30,864 lb.
  Total gross weight 35,274 lb.
  Normal range with 4,850 lb. of bombs about 745 miles.
  Top speed at 13,120 ft. 186 m.p.h.
  Theoretical ceiling 32,800 ft.
  Climb to 13,120 ft. 8 mins.
  N.B.- The performance figures apply to the 220 with Hispano-Suiza 12Ybrs engines.
Farman F.221 из 4-й Индокитайской АЭ ВВС Франции. Нес на борту эмблемы 4-й АЭ II/15 БАГ, 3-й и 4-й АЭ II/39 БАГ и 4-й Индокитайской АЭ (справа)
F.222.1 из 2-й эскадрильи I бомбардировочной группы 15-й бомбардировочной эскадры ВВС Франции (Реймс-Курси, май 1940 года).
F.220
THE FARMAN 220 BOMBER: Three-quarter front view.
F.220B
Farman is developing some high-performance landplanes from the Centaure type which is being used on the South American service.
F.221
The Farman F-221 (four 800 h.p. Mistral Majors);
The 3,600 h.p. Farman F-221 is a champion weight lifter with four Mistral Majors. In a later form it is being built for the French Air Service.
Для налетов на советские нефтепромыслы на Кавказе французы планировали использовать бомбардировщики Мартин 167 "Мериленд" и "Фарман" F.221
Бомбардировщики Farman F 221 применялись и в качестве транспортных самолетов
An Egyptian sentry guards French Farman heavy bombers picketed out during their eastern cruise.
F.222.1
F.221.1 в Касабланке (Марокко), осень 1940 г.
F.221.1 из морской эскадрильи 10Е, 1939 г.
F.222.2
Для своего времени тяжелый бомбардировщик F-222BN был одним из лучших самолетов своего класса, существенно превосходившим советский ТБ-3, а потому даже небольшое количество этих кораблей могло сыграть заметную роль.
Farman F.222.2BN5