RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Франция

Год : 1923

Пассажирский самолет

Варианты

Farman F.121 Jabiru

Необычный самолет с огромным крылом с широкой хордой и толстым профилем, выполненным по схеме подкосного высокоплана, был выбран "Farman" для участия в официальном конкурсе "Grand Prix des Avions Transports" 1923 года. Прототип Farman F.3X Jabiru был построен вовремя, чтобы победить во всех этапах конкурса. Силовая установка F.3X состояла из четырех двигателей Hispano-Suiza 8Ac, тандемно установленных на коротких пилонах - "крылышках" в нижней части фюзеляжа. Первоначально охлаждение двигателей осуществлялось с помощью установленных на подкосах радиаторов, оказавшихся неэффективными, что привело к задержке производства, и был опробован вариант с двигателями Lorraine.
Четыре экземпляра варианта F.4X были построены в 1925 году. Они отличались от F.3X силовой установкой из трех незакапотированных радиальных двигателей Salmson AZ.9 по 300 л. с. (224 кВт), один из которых размещался сверху носовой части фюзеляжа, а боковые были выдвинуты вперед и сдвинуты как можно ближе друг к другу. Трехдвигательная компоновка отрицательно сказалась на пассажировместимости самолета. Если на F.3X два пассажира сидели в остекленной носовой части фюзеляжа, один - справа от пилота, еще семь - в пассажирской кабине, то F.4X мог перевозить только семь человек.
Эксплуатация четырех F.4X началась в первые месяцы 1925 года, они открыли линию компании "Lignes Farman" из Парижа в Цюрих. Летные характеристики самолетов оказались невысокими - на протяжении 1925 года были потеряны две машины, после чего оставшиеся машины сняли с регулярных маршрутов. F.4X с укороченной носовой частью и поднятой кабиной пилота был продемонстрирован на Парижском авиасалоне в 1924 году, но больше о его судьбе ничего неизвестно.
Серия из семи пассажирских самолетов F.3X, получивших к тому времени обозначение F.121, была построена в 1924-1926 годах. Окончательный вариант доработанной системы охлаждения был опробован на прототипе F.3X, после чего его обозначение изменили на F.121a. Один F.121 был передан "Farman" для испытаний в государственный центр S.T.Ае. и впоследствии продан за рубеж. В 1926 году четыре самолета начали полеты на линии "Farman", связывающей Париж с Брюсселем и Амстердамом, а две оставшиеся машины были проданы датской компании D.D.L. Позднее для D.D.L. в Дании по лицензии построили еще два самолета. Эти четыре машины обслуживали линии между Копенгагеном, Гамбургом и Кёльном, последняя из них была списана в 1931 году.
Единственный F.123 был прототипом бомбардировщика, сохранившим общую концепцию Jabiru. Он имел внутренний бомбоотсек, носовую и верхнюю стрелковые точки и был оснащен двумя двигателями Hispano-Suiza по 450 л. с. (336 кВт). Очень похожий на него самолет F.124, но уже с двигателями Gnome-Rhone Jupiter по 420 л.с (313 кВт), тоже не вышел из стадии отработки.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: пассажирский самолет
Силовая установка: четыре V-образных 8-цилиндровых поршневых двигателя Hispano-Suiza 8Ac мощностью по 180 л. с. (134 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 225 км/ч; крейсерская скорость 175 км/ч; потолок 4000 м; дальность 650 км
Масса: пустого снаряженного 3000 кг; максимальная взлетная 5000 кг
Размеры: размах крыла 19,00 м; длина 13,68 м; высота 4,48 м; площадь крыла 81,00 м2

Показать полностью

Описание:

  • Farman F.121 Jabiru
  • Flight, October 1923
    WINNERS OF THE FRENCH "GRAND PRIX"
  • Flight, December 1924
    The Paris Aero Show 1924
  • Фотографии