Blohm und Voss BV.138
Страна: Германия
Год: 1937
Летающая лодка

Пятиместная летающая лодка, морской разведчик
Описание:
BV.138
Blohm und Voss BV 138
Flight, December 1939
SOME GERMAN PROTOTYPES
Фотографии

BV.138

Летающая лодка - дальний разведчик, трехмоторный цельнометаллический моноплан двухбалочной схемы. Создан в КБ фирмы "Гамбургер флюгцойгбау" (с января 1938 г. - авиационное отделение "Шиффсверфт Блом унд Фосс") под руководством Р. Фогта. Первый полет опытная лодка На 138V1 совершила 15 июля 1937 г. Серийное производство под маркой BV 138 начато в феврале 1939 г. Летающая лодка строилась на заводах "Блом унд Фосс" (Финкенвердер) и "Везер флюгцойгбау" (Берлин). Всего выпущен 281 экз.
Экипаж - 5-6 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолет состоял на вооружении в Германии с апреля 1940 г.
Выпускался в следующих модификациях:
  - BV 138A с моторами Jumo 205C-4, вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 150 кг;
  - BV 138B с моторами Jumo 205D и усиленным планером; вооружение 2x20+1x7,9, бомбы до 150 кг, у варианта BV 138B/U1 - до 600 кг;
  - BV 138C с дополнительными усилениями фюзеляжа и крыла, вооружение 2x20+1x13+1x7,9, поздние серии с РЛС, часть машин оборудована для старта с катапульты; самолеты модификаций А и В дорабатывались под стандарт С;
  - BV 138MS, переделка BV 138C в тральщик магнитных мин.
Первый случай применения BV138 - операция по вторжению в Норвегию в апреле 1940 г. Два опытных образца самолета использовали для переброски войск и различных грузов в прибрежные города. С октября 1940 г. новые летающие лодки приступили к патрулированию над Бискайским заливом. В июне следующего года две эскадрильи этих машин появились на Балтике, где участвовали в боевых действиях против советского флота.
BV 138 использовались в Северном море и Атлантике, с конца 1941 г. базировались в Северной Норвегии. Они действовали против конвоев, шедших в Мурманск и Архангельск. Самолеты летали с берега и с плавбаз "Буззард", "Фальке", "Остмарк", "Шпербер" и "Вестфален". Каждая из плавбаз несла по звену летающих лодок, запускавшихся с катапульт. В конце 1943 г. немцы пользовались передовой базой в советском тылу, на Новой Земле, патрулируя Карское море.
С конца 1941 г. по лето 1944 г. BV 138 воевали также на Черном море. Они вели разведку, поиск подводных лодок, сопровождали конвои. Разведка и корректировка огня артиллерии иногда осуществлялась с воды. В мае 1944 г. эвакуировали немецких солдат из Севастополя.
С весны 1943 г. действовали в Средиземноморье, базируясь на о. Крит.
Производство BV 138C прекратили в декабре 1943 г. Отдельные машины сохранялись на вооружении Люфтваффе до конца войны. 1 мая 1945 г. одна из них вывезла раненых из Берлина.


BV 138C||
Размах:||26,93 м
Длина:||19,85 м
Моторы, количество х мощность:||3 х 700 л. с.
Взлетная масса, максимальная:||14530 кг
Максимальная скорость:||284 км/ч
Практический потолок:||2800 м
Дальность:||4300 км

Blohm und Voss BV 138

Первой летающей лодкой фирмы "Hamburger Flugzeugbau" стал самолет На 138. Предполагалось построить три прототипа с двумя моторами мощностью по 1000 л. с. на каждом причем от разных разработчиков, но в ходе проектирования было принято решение об установке на самолете трех дизельных двигателей Junkers Jumo 205C мощностью по 650 л. с. В воздух первый прототип На 138V1 поднялся только 15 июля 1937 года, почти через два года после постройки макета. В ноябре полетел второй прототип На 138V2, отличавшийся от первого обводами корпуса, однако обе машины оказались гидродинамически и аэродинамически неустойчивыми. Доработка вертикального оперения не улучшила устойчивость аппарата - требовалось радикально пересмотреть конструкцию в целом, что и было сделано на самолете BV 138A (аббревиатура "BV" появилась после поглощения фирмы "Hamburger Flugzeugbau" компанией "Blohm und Voss"). Корпус летающей лодки увеличили, изменили форму хвостового оперения и конструкцию хвостовых балок. За прототипом последовала партия из пяти предсерийных BV 138A для разведывательных эскадрилий Люфтваффе. Первые летающие лодки BV 138A были использованы Люфтваффе в Норвегии в 1940 году для снабжения войск.


Варианты

  BV 138A-1: первый серийный вариант, первый полет - в апреле 1940 года. Всего построено 25 самолетов с вооружением из одной 20-мм пушки на турели в носовой части корпуса и двумя 7,92-мм пулеметами MG 15 на турелях - один в районе центральной мотогондолы, другой в хвостовой части корпуса
  BV 138B-1: вариант с усиленной конструкцией планера, разработанный на основе модернизированной четвертой предсерийной лодки BV 138A (получила обозначение BV 138B-0). Всего построено 19 аппаратов, оснащенных тремя моторами Jumo 205D и вооруженных двумя 20-мм пушками MG 151 на турелях в носовой и хвостовой частях корпуса; возможна внешняя подвеска бомб массой до 150 кг
  BV 138C-1: на данной модели конструкция планера подверглась дальнейшему усилению, серийное производство начато в марте 1943 года, построено 227 самолетов. Силовая установка включала три мотора Jumo 205D (центральный мотор оснащался четырехлопастным винтом, крайние моторы сохранили трехлопастные винты). К двум пушкам добавилась турель с 13-мм пулеметом MG 131 (за центральной мотогондолой)
  BV 138MS (Minensuche - искатель мин): специализированная летающая лодка (тральщик), конвертированная из самолета BV 138B-0, с которого сняли вооружение, смонтировали дюралюминиевую петлю с катушками индуктивности и установили мощный электрогенератор


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Blohm und Voss BV 138C-1

  Тип: пятиместная летающая лодка, морской разведчик
  Силовая установка: три дизельных двигателя с вертикальным оппозитным расположением цилиндров Junkers Jumo 205D мощностью по 880 л. с. (656 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 275 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1000 м - 235 км/ч; время набора высоты 3165 м - 24 мин; практический потолок 5000 м; дальность до 5000 км
  Масса: пустого 8100 кг; максимальная взлетная 14700 кг
  Размеры: размах крыла 27,00 м; длина 19,90 м; высота 6,60 м; площадь крыла 112,00 м2
  Вооружение: по одной 20-мм пушке MG151 на турелях в носовой и хвостовой частях корпуса, один 13-мм пулемет MG131 на турели за центральной мотогондолой; три 50-кг бомбы или шесть 50-кг бомб или четыре 150-кг глубинные бомбы на BV138C-1/U1

Flight, December 1939

SOME GERMAN PROTOTYPES
Machines of all Classes Which Have Remained Unadopted
By H. F. KING

Marine Aircraft

  The Blohm and Voss concern, of Hamburg, are responsible for the design of two unusually interesting and apparently efficient marine types. These are the Ha 138 three-engined flying boat and the Ha 140 twin-engined torpedo-bomber floatplane.
  The Ha 138 is remarkable because it has a short central hull and a tai! with twin fins and rudders carried on booms behind the nacelles ot two wing-mounted Junker Jumo diesel engines A third engine is placed between these two on a rather higher level. The peculiar layout is said to give a wide field of fire from the rear gun positions and, due to the short hull, to improve take-off. Apart from the gun in the nose there is a second position behind the central engine and a third in the stern of the hull. The mountings look substantial enough to take 20 mm. shell-guns. A top speed of 170 m.p.h is attainable.
  Although there is so far no evidence that the Ha 138 machines are standard equipment in the Luftwaffe, it is known that at least two prototypes were built, and one recalls a picture of German naval pilots receiving instruction with the aid of a model of a Ha 138.
  The machine could carry quite a big bomb load, but it is difficult to see how mines could be stowed.
  The Ha 138, although designed to a difficult specification (it is said to have been eliminated in competition with the Heinkel He 115), is of commendably clean design. It is a high-mid-wing cantilever monoplane with two B.M.W. radials, behind which there are massive faired structures connecting the wing to the floats.
  The torpedo or bomb load is stowed internally, allowing the comparatively high speed ol 199 m.p.h.
Blohm u. Voss BV 138B-1 3./SA Gr.125
"Блом унд Фосс" BV 138C-1 из состава 2./Ku.Fl.Gr.406
Изображенная летающая лодка BV 138C-1 принадлежала З./SAGr 125, которая базировалась в Констанце (Румыния). Эскадрилья была одной из последних, эксплуатировавших BV 138. 1 мая 1945 года один из ее самолетов должен был использоваться для перевозки курьеров с завещанием Гитлера, но командир экипажа не поверил предъявленным документам и вместо курьеров эвакуировал десять раненых солдат.
Blohm und Voss BV138, получившая за свою форму прозвище "Flying Clog" ("Летающий башмак"), активно использовалась Люфтваффе в ходе сражений "Битвы за Атлантику". Данный самолет принадлежал l.(F)/SAGr 130 и весной 1944 года базировался в Тронхейме.
BV138 MS. Большинство BV 138 использовались для обычных патрульных полетов, часть самолетов доработали в вариант для поиска магнитных мин. Самолеты-тральщики состояли на вооружении эскадрильи 6.Staffel/Minensuchgruppe 1, дислоцированной в Гроссенброде в последний год войны.
У второго прототипа На 138 был доработан корпус, но все равно самолет оставался гидродинамически и аэродинамически неустойчивым. Радикальное изменение конструкции привело к появлению серийного варианта BV 138A.
Second prototype Ha 138 (V2) D-AMOR about to alight. Note: tubular booms, early style hull and vertical tail units
Powered with three Junkers Jumo 205 diesels the Blohm and Voss Ha 138 is a long-range flying boat of unusual design. There is a distinct possibility that this type has been put into production. Certainly at least two prototypes were built.
BV 138A преимущественно использовался как патрульный самолет в прибрежных водах Норвегии и в Бискайском заливе. Снимок сделан на слипе заводского гидродрома, на лодке пока еще отсутствует турель LB-204.
Ground crewmen go about fuelling a BV 138B. Notice the single four-bladed propeller on the middle diesel engine. A Heinkel He 59 float plane is tied up in the background.
Two Rumanian officers inspect a BV 138C-1 belonging to 3./S.A.Gr. 125 on the Black Sea in 1943. (3rd Staffel of Seeaufklahrungsgruppe 125 - Sea reconnaissance Group 125)
The "office" of a BV 138 as seen from outside. The sliding windows on the canopy were large enough for a man to get out of if necessary. Note the 20 mm MG 151 in its turret.
In this photo, a BV 138 with engines idling is towed from its shore berth to deeper water where she can take off without trouble.
За оригинальную форму фюзеляжа летающая лодка BV138 получила популярное прозвище "Die fliegende Holzschuh" ("Летающий башмак").
A BV 138C-1 taxying with its starboard Jumo 205D feathered. Prominence of the bow turret is clear in this shot
Head-on view of the second prototype Ha 138 (V2). Note: straight centre-section and absence of bow turret
Left to fend for herself, the BV 138 taxies away from the quiet Norwegian fijord in the background.
With her engines at full power, kicking up a plume of fine spray behind, the BV 138B perpares to take off.
BV 138
First BV 138B taking off from a very choppy sea with uprated Jumo 205Ds. Note: mock-up turret in front of pilot’s cockpit
Just before lifting off the water. This is an aircraft of 2./Ku. Fl. Gr. 406 stationed in Norway.
The improved BV 138A-01 D-ADJE, with revised fin and rudder, bow turret and stronger rectangular booms.
BV 138A-0
BV 138A демонстрирует свои отличные взлетные качества. В действительности, для эксплуатации в бурных водах открытого моря конструкция самолета не обладала должной прочностью.
BV 138B взлетает
BV 138 зарекомендовал себя как надежный и эффективный патрульный самолет. Большинство этих летающих лодок действовало в Арктике и Северной Атлантике, но данный BV 138C выполняет полет в более благоприятных климатических условиях - над Черным морем. Самолет принадлежит эскадрилье 3.(F)/SACr 125, которая базировалась в Констанце.
Немецкая патрульно-разведывательная летающая лодка "Блом унд Фосс" BV 138C-1 из 3-й эскадрильи 125-й морской разведгруппы (SAGr125) над косой Тузла в Керченском проливе, 1943г. Этот трехмоторный гидросамолет наши летчики-черноморцы в период Великой Отечественной войны ошибочно называли "Гамбург-140".
The big flying boat makes a swing back over the land before heading out to sea on a coastal patrol. K6 were the unit codes of 2./Ku. Fl. Gr. 406.
The Blohm & Voss Bv 138 Reconnaissance Flying-boat (three Junkers Jumo 205 engines).
Характерным внешним отличием BV 138 стала пушечная турель, установленная в носовой части корпуса. На фотографии - BV-138C, вооруженный 20-мм пушкой MG 151.
A BV 138C-1 in its element, this variant having been further strengthened and fitted with extra armament
В числе основных противников наших торпедоносцев, дествовавших на Черном море, были немецкие быстроходные десантные баржи (БДБ) и трехмоторные летающие лодки BV138, почему-то получившие у наших авиаторов название "Гамбург". Несмотря на казалось бы несерьюзную на первый взгляд классификацию это были весьма опасные противники.
Германский гидросамолет BV 138 выполняет противолодочное патрулирование впереди немецко-румынского конвоя.
A BV 138 in action during a practice supply drop. The characteristic exhaust smoke from the three diesel engines is quite evident in this photograph.
"Блом унд Фосс" приводнился для дозаправки рядом с немецкой субмариной
Заправка немецкой летающей лодки BV 138 с субмарины U-255 у берегов Новой Земли, август 1942 г.
BV-138C из SAGr 130 дозаправляется топливом от подводной лодки в Арктике. Самолет камуфлирован по арктической схеме, между двигателями установлен поисковый радиолокатор Hohentwiel.
Гидроплан BV 138C из SAGr130 дозаправляется в море с подводной лодки
A shortage of fuel or damage to the aircraft caused this towing arrangement. The BV 138B has a splotched on "iceberg" white camouflage paint over its green surface. The submarine doing the work is a Type VII late model boat mounting much anti aircraft defense.
Crewmen busy themselves rubbing the dried salt spray off the plexiglass section of the nose and polishing them for better visibility. The small red and white plate on the frame of the entrance/exit hatch on the cockpit reads "Vorsicht-Luftschraube" (warning - airscrew!).
The upper rear gunner's position in the BV 138. His weapon is a 13 mm MG 131. The lower rear turret featured a 20 mm MG 151.
Here, supply containers are being fitted to the outboard wing stations of a BV 138B. The inboard stations have already been fitted with bombs.
This view shows the ETC 50 bomb racks with 3 x 50 kg bombs mounted on them. The BV 138B could carry either 6 x 50 kg bombs or two serial mines.
Although the center engine had a "beard" radiator, the engines mounted on the wings of the BV 138B had their radiators mounted further back under the nacelle in a square shaped fairing. Notice the three bombs mounted under the wing.
In this view, mechanics are servicing the Junkers Jumo 205D liquid-cooled diesel engine which put out around 700 hp. Note the ice on the upper surfaces of the aircraft. One may assume that the crewmen would rather be elsewhere.
Ground crewmen operate a heating unit which pumps hot air into the recess below the middle engine, allowing the engine components to thaw sufficiently before starting up.
A BV 138B is catapulted from the deck of a ship to begin a search. These aircraft had a 2,400 mile range.
Three BV 138Bs tied up at their berths in a Norwegian Fijord. The insignia on the second aircraft's hull is believed to be that of the 3rd Staffel, Ku. Fl. Gr. 406.
Летающие лодки BV 138C-1 и поисково-спасательный Do 24T. Норвегия, 1942г.
1943 год. Противник имел хотя и небольшие, но вполне боеспособные ВВС, основу которых составляли FW190F из состава II/SG2, Bf109G-6 из II/JG52, Bf110G-2 из 5/NJG200, а также гидропланы BV138 (на переднем плане) и Do24 (на заднем плане) из эскадрильи 7.Seenotstaffel, базировавшиеся на Констанце. Нельзя было сбрасывать со счета и Bf109G-3 ВВС Румынии.
Летающие лодки BV 138 (подобно этому тральщику BV 138 MS) базировались не только на береговых гидродромах, но и на специально оборудованных кораблях. Взлет лодок корабельного базирования выполнялся с катапульт или с воды.
One of the BV 138MS mine-sweeping aircraft fitted with its large diameter degaussing hoop. Note: blanked off position of bow turret, four-bladed central propeller and broader bladed outer type
Тральщик магнитных мин BV 138MS
В кабине BV 138: рабочее место пилота
The pilot's seat in the BV 138. This aircraft has a Revi gun sight fitted for the pilot's use. Note the excellent all around vision afforded to the pilot.
В кабине BV 138: рабочее место штурмана
The right-hand seat of the flying boat is occupied by the navigator who is plotting the course of the aircraft. Note the absence of another steering yoke, indicating this aircraft could only be controlled by the man in the left seat.
The radio man's position looking to the rear from the flight deck. Many BV 138s were equipped with transmitters and receivers to communicate not only with their home units, but also with ships, submarines and ground units operating small portable tactical radio equipment. This radio man is in the process of tapping out a morse message with the "bug" in his right hand.
This view shows to advantage the MG 131 mount. The two springs on the right served to aid the gunner in elevating his weapon, as the entire gun and its mounting bar weighed quite a bit.
The upper rear gunner's position had almost unlimited visibility to the rear and sides, except for the twin booms and vertical stabilizers, which did pose a problem. Note the ring and bead sight on the gun barrel, through which the gunner aims.
Blohm und Voss BV 138C-1
Blohm und Voss BV 138C. Upper side-view, BV 138A-0.
Blohm und Voss BV 138MS