
Варианты
- Dewoitine - D.500 / D.510 - 1932 - Франция
- Dewoitine - D.513 - 1936 - Франция
D.500 / D.510
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Девуатин" под руководством Э.Девуатина. Первый полет опытный образец D.500 совершил 18 июня 1932 г. Серийное производство налажено с ноября 1934 г. Самолет выпускался заводами "Девуатин" в Тулузе, "Лиор э Оливье" в Клиши и "Ателье э шантье де ля Луар" в Сен-Назере. Всего изготовлено 360 экз.
Самолет состоял на вооружении во Франции с апреля 1935 г., в Китае - с июля 1938 г.
Основные серийные модификации:
- D.500 с мотором HS12Ybrs, двухлопастным винтом, вооружение 2x7,9, позднее 2x7,9+2x7,5 или 4x7,5;
- D.501 с мотором HS12Ycrs, двухлопастным винтом, вооружение 1x20+2x7,5;
- D.510 с мотором HS12Ycrs, с увеличенным радиатором, трехлопастным винтом, дополнительным бензобаком, измененным шасси, вооружение 1x20+2x7,5, для Китая строился экспортный вариант D.510C.
Первое боевое применение - в Испании в декабре 1936 г. Использовался в японо-китайской войне с начала 1939 г. Во Франции - основной истребитель ВВС в 1936-1937 гг., в начале Второй мировой войны еще сохранялся в значительных количествах и ограниченно использовался в "странной войне". С конца 1939 г. начал сниматься с вооружения, но в мае - июне 1940 г. еще находился в отдельных эскадрильях ПВО.
Снят с производства в мае 1938 г., снят с вооружения в конце июля 1940 г.
D.510||
Размах:||12,09 м
Длина:||7,94 м
Моторы, количество х мощность:||1x860 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1920 кг
Максимальная скорость:||393 км/ч
Практический потолок:||10500 м
Дальность:||600 км
Описание:
- D.500 / D.510
- Dewoitine D.500 и D.501
- Dewoitine D.510
- Flight, March 1934
The Dewoitine D.500 - Flight, November 1934
THE FOURTEENTH PARIS AERO SHOW
Фотографии
-
Мировая Авиация 108
Данный D.500 принадлежал 1-й эскадрилье истребительной авиагруппы 1/4 французских ВВС, его схема окраски соответствует началу 1937 года.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.500 (заводской N 75) из школы летчиков-истребителей в Тулузе, 1940г.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.510 (заводской N 166) из эскадрильи 3C2 морской авиации.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.510 (заводской N 219) из 3-й эскадрильи GC II/1, Этампе, 1938г.
-
Мировая Авиация 108
Данный D.510 принадлежал 1-й эскадрилье истребительной авиагруппы 1/8, которая в сентябре 1938 года дислоцировалась в Мариньяне.
-
Авиация и Время 2010-06 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (11)
D-510 из 41 -й АЭ ВВС Китая. Куньмин, начало 1938 г.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
Китайский D.510C в провинции Юнань в 1938г.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.510TH авиации Испанской республики.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.510 (заводской N 317) из группы GC II/1, Бук, 1939г.
-
АС 1993-01 / М.Хайрулин - Крылья Литвы /Авиация стран мира/
Dewoitine 501L (N 601) 1-я эскадрилья г.Каунас, зима 1937-38гг.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
D.500. Первая опытная машина.
The Dewoitine D-500 Single-seat Fighter Monoplane (500 h.p. Hispano-Suiza 12Xbrs engine). -
Flight 1934-09 / Flight
WHAT FRANCE IS BUYING: The Dewoitine D-500 fighter (Hispano-Suiza 12 x brs 690 h.p. engine) which has been adopted by France as a standard military type. The very latest versions of the machine attain speeds round the 260 m.p.h. mark.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Production Dewoitine D.500.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
Летчик-испытатель Марсель Доре.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
Первый серийный D.500 (N 47) из 1-й эскадрильи группы GC I/42.
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Девуатин D.500 французских ВВС, группа GCII/5
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.500 N 82 из 2-й эскадрильи группы GC I/1.
-
Мировая Авиация 100
18 июня 1932г.: первый полет прототипа Dewoitine D.500 - первого свободнонесущего истребителя-низкоплана, поступившего в ВВС Франции.
-
Air International 1985-01 / Talkback
A Dewoitine D.501L, displaying Lithuanian insignia, receives a blessing in an airfield ceremony.
-
Flight 1936-07 / Flight
A Dewoitine D.500 fighter (650 h.p. Hispano Suiza X engine); a type which figured prominently at the Le Bourget Meeting. This machine, and a similar type with 860 h.p. Hispano Y cannon engine, are the latest standard equipment of French fighter squadrons. The D.500 is capable of 231 m.p.h. at 15,580 ft, and is armed with two machine guns.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.501 N 182 из GC I/8.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.501 (N 210) из эскадрильи "Lafayette" GC II/5.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (2)
D-501L из 1-й ИАЭ ВВС Литвы на аэродроме Каунас, 1937 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (2)
Летчики 1-й эскадрильи ВВС Литвы у истребителей D-501L. Каунас, 1938 г.
-
История Авиации 36 / П.Каминский, С.Спичак - Пушки "Испано"
По основным характеристикам французский истребитель D.510 сильно уступал советскому И-16 тип 5, но в отличие от последнего он был вооружен достаточно мощной 20- мм автоматической пушкой HS.7. Наш истребитель И-16 тип 5 в это время имел лишь пару хотя и сверхскорострельных, но все-таки пулемётов ШКАС.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
14 августа 1934г.: первый полет под управлением Марселя Доре выполнил истребитель Dewoitine D.510; самолеты данного типа накануне начала войны все еще состояли на вооружении нескольких эскадрилий ВВС Франции.
The Dewoitine D-510 Single-seat Fighter Monoplane (860 h.p. Hispano-Suiza 12Ycrs engine). -
История Авиации 34 / А.Булах - Тухлая солонина /Дискуссионный клуб/ (1)
Глядя на этот архаичный моноплан D.510 (N 269) из 3-й эскадрильи GC II/1 с неуклюже торчащими стойками и обтекателями неубирающегося шасси, трудно поверить, что он мог создать серьёзную угрозу бомбардировщикам Туполева. А между тем, максимальная скорость и вооружение этого "маленького свирепого зверя" вполне отвечали требованиям того времени, когда он был создан, делая его очень опасным противником...
-
Flight 1939-11 / Flight
YOUNG FOR THEIR YEARS: A pair of Amiot 143 bombers of the French Air Force flying in cosy formation are “intercepted” by a Dewoitine D.510 single-seater fighter also with a long background of service. These aircraft are being replaced by types which bear comparison with, and on certain points may be superior to, any military machines in the world.
Другие самолёты на фотографии: Amiot Amiot 140 / Amiot 143BN5 - Франция - 1931
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.510 из 6-й эскадрильи 5-й GAC.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
D.510 командира GC I/1.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Dewoitine D.510T intended for Turkey.
-
Flight 1934-11 / Flight
In the centre of this display is the Breguet 46T as it will look when finished. Two Mistral Major engines of 880 h.p. each are expected to give it a top speed of 240 m.p.h. In the foreground is the Dewoitine D.511, France's latest and fastest fighter.
Другие самолёты на фотографии: Breguet Br.470 Fulgur - Франция - 1936
-
Air Enthusiast 2001-01 / ??? - Salon Stars
The prototype Loire-Nieuport 260C-1 (Loire 250 ???) single-seat fighter was first flown on September 27, 1935. Under its port wingtip is a Loire-Nieuport 46C-1 and beyond that the Liore et Olivier C.34 autogiro. Immediately behind the L-N 260C-1's rudder is Dewoitine 510 No.275 while to the left is PZL P.24 SP-BFL and behind that a Polikarpov ZKB-19 (I-17).
Другие самолёты на фотографии: Liore et Olivier C.34 - Франция - 1936Loire Loire 250 - Франция - 1935Loire Loire 43/45/46 - Франция - 1932PZL P.24 - Польша - 1933Поликарпов И-17 - Россия - 1934
-
История Авиации 23 / М.Павловский - Запоздалый рывок "Пуалю" /Статистический анализ/ (2)
Истребители D-500/D-510, принятые на вооружение французскими ВВС в середине 30-х годов были для своего времени вполне современными машинами, однако они имели незначительный потенциал для модернизации и потому (в отличие от, например, советского И-16) быстро устарели.
-
Авиация и Время 2011-01 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (12)
Среди гоминьдановских истребителей были Девуатин D.510 и Глостер "Гладиатор"
-
Авиация и Время 2010-05 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (10)
Китайский летчик позирует на фоне истребителя "Девуатин" D.510
-
Авиация и Космонавтика 2000-10 / А.Демин - Авиация великого соседа (Советские истребители в небе Китая. 1937 - начало 1940-х годов) (9)
Боевой собрат "чижей" и "ласточек" - французский Девуатин D.510, вооруженный 20-мм пушкой
-
Flight 1937-09 / Flight
On the whole, Continental installations of liquid-cooled engines cannot compare with Rolls-Royce practice. This view shows the Hispano X "cannon" engine in the Dewoitine D.500 fighter bought by the Air Ministry.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
Гаргрот кабины самолета D.510R.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
Хвостовая часть фюзеляжа D.510R.
-
Мир Авиации 1995-01 / В.Котельников - Предвестники "новой волны" /Авиадосье/
Шпангоуты фюзеляжа D.510R.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (2)
Катастрофа D-501L 1-й ИАЭ ВВС Литвы, в которой погиб лейтенант Я. Масюлис. Каунас, 16 октября 1937 г.
-
Авиация и Время 2007-06 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (3)
Французские истребители "Девуатин" D.510 были сосредоточены в 41-й эскадрилье ВВС Китая и почти все уничтожены японской авиацией на земле
-
Flight 1935-11 / Flight
Dewoitine D.500 (France).
-
Flight 1934-11 / Flight
The aileron mass-balances on the Dewoitine 511.
-
Flight 1934-11 / Flight
The radiator underneath the fuselage of all-metal Dewoitine 511 fighter
-
Flight 1934-03 / Flight
Dewoitine D.500
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Dewoitine D.510
-
Мировая Авиация 108
Dewoitine D.510
- Фотографии