Поиск по сайту:
EADS PZL 104 Wilga
Прототип P.Z.L.104 Wilga, разработанный для замены польского P.Z.L.101 (лицензионного советского Як-12), выполнил первый полет 24 апреля 1962 года. На прототипе стоял шестицилиндровый мотор Narkiewiez WN-6 мощностью 180 л. с. Самолет представлял собой свободнонесущий высокоплан с неубирающимся шасси и закрытой кабиной. За этой машиной последовали прототипы модификаций Wilga 2P и Wilga CP с шестицилиндровыми двигателями WN-6RB2 мощностью 185 л.с. и Continental O-470-13A или O-470-L мощностью 225 л. с. соответственно. P.Z.L.104 Wilga проектировался как многоцелевой легкий самолет и в пассажирском варианте был рассчитан на перевозку четырех человек, а также мог использоваться в качестве сельскохозяйственного (с баком на 500 л химикатов), санитарного (рассчитан на пилота, медика и двух носилочных больных), для буксировки планеров, использования в аэроклубах и т. п. В серию машина пошла под обозначением Wilga 3A (для аэроклубов) и Wilga 3S (санитарный). В 1967 году самолет модернизировали, улучшив обитаемость кабины и усовершенствовав шасси. Машину запустили в серию в 1968 году под обозначением Wilga 35 с советским мотором АИ-14Р мощностью 260 л. с. Wilga 35 выполнил первый полет 28 июля 1967 года, Wilga 32 с мотором O-470-K мощностью 230 л. с. - 12 сентября 1967 года. Модификация Wilga 32 выпускалась по лицензии в Индонезии под обозначением P.Z.L.104 Gelatik 32 (с мотором O-470-R мощностью 230 л. с).
К последующим вариантам относятся: предназначенный для аэроклубов Wilga 35A, гидросамолет Wilga 35H и пассажирский/связной Wilga 35P. Близкий к ним вариант, но разработанный с учетом требований Pt 23 FAR США, получил обозначение Wilga 80. Прототип Wilga 80/1300 с максимальной взлетной массой 1400 кг, крылом увеличенного размаха и мотором АИ-14РД мощностью 280 л. с. польской сборки построили в 1983 году.
В конце 1990-х годов на основе Wilga 35 был разработан вариант P.Z.L.104M Wilga 2000 с мотором Textron Lycoming O-540 мощностью 300 л. с. После поглощения в 2001 году компании PZL консорциумом EADS вариант P.Z.L.104M Wilga 2000 стал выпускаться как P.Z.L.104MA Wilga 2000 - аэродинамика самолета была улучшена, на крыле появились винглеты. До декабря 2006 года, когда последний P.Z.L.104 выкатили из цеха, было построено более 1000 самолетов Wilga. Wilga стал самым массовым самолетом польской конструкции.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
P.Z.L.104 Wilga 35A
Тип: многоцелевой легкий самолет
Силовая установка: один звездообразный ПД АИ-14РА ЗМКБ "Прогресс" мощностью 260 л. с. (194 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 195 км/ч; практический потолок 4040 м; дальность с максимальным запасом топлива 670 км
Масса: пустого 900 кг; максимальная взлетная 1300 кг
Размеры: размах крыла 11,12 м; длина 8,10 м; высота 2,96 м; площадь крыла 15,50 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 148
Внешне неказистый, но удачный польский самолет с коротким взлетом Wilga впервые взлетел в апреле 1962 года с шестицилиндровым горизонтально-оппозитным двигателем Narkiewicz WN-6 мощностью 134 кВт (180л. с.). Кроме производства на заводе PZL Warszawa-Okecie в Польше, этот самолет выпускался по лицензии в Индонезии под названием Gelatik. Строилась также модель Wilga 88 с увеличенной полезной нагрузкой, усиленным шасси и измененным крылом. На рисунке изображена индонезийская машина.
-
Мировая Авиация 117
Внешне неуклюжий P.Z.L.104 стал самым массовым польским самолетом, до прекращения производства в 2006 году было построено более 1000 машин. На фотографии - Wilga 35.
-
Авиация и Космонавтика 2016-12 / С.Дроздов - Была такая авиация... (13)
Самолет-буксировщик «Вильга» 35А Жуковского АТСК
-
Авиация и Космонавтика 2018-04 / С.Дроздов - В небе Латвии (1918-2018)
PZL-104 «Вильга» с опознавательными знаками ВВС Латвии первоначального образца
-
Air International 1985-12 / P.Steinemann - Sekolah Penerbang
One of the less common types seen at the Sekolah Penerbang is the PZL-104 Gelatik, of Polish origin but produced in Indonesia by Lipnur. It is also in use as a glider tug for the Air Force Academy.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
PZL-104 Wilga 80A operated in the United Kingdom (1998)
-
АвиаМастер 2004-05 / М.Жирохов, А.Заблотский - Югославия: расколотое небо /Горячая точка/ (1)
Самолет республики Сербская Краина - "Вильга". Обратите внимание, что опознавательные знаки на крыльях точно такие же, какие были в царской России.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
First Wilga 2000 for the Polish Border Guard (1999)
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
The prototype PZL-104 Wilga utility aircraft (180 hp WN-6 engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Photograph of the PZL-104 Wilga 2 general-purpose monoplane
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
PZL-104 Wilga 32 general-purpose aircraft (230 hp Continental O-470 engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
PZL-104 Wilga 32 general-purpose aircraft (230 hp Continental O-470-L engine)
-
Air Pictorial 1976-10 / ??? - Farnborough Report
The PZL-104 Wilga 35A, SP-WRE, is very STOL - takes off in 260 ft.- and can tow three gliders simultaneously
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Wilga 35A Aeroclub version of the PZL-104 (260 hp Ivchenko AI-14R engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
PZL-104 Wilga 35A, current production version with new tailwheel landing gear
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
PZL-104 Wilga 35 four-seat utility aircraft in the insignia of the Polish Air Force
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
PZL-104 Wilga 35 four-seat utility aircraft in the insignia of the Polish Air Force
-
Air Pictorial 1995-01 / C.Passmore - A Turkish Magic Carpet
The Hungarian airfield at Siflok is becoming an aviation holiday centre with ballooning and sport flying as two of the events available. In the foreground is a PZL Wilga.
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / B.Martin - Britain's civil aircraft register
WSK-PZL 104 Wilga 35 G-BCIC performing at Farnborough.
-
Air International 1980-04 / ??? - Nurtanio: Indonesian industry
A LAPIP-assembled PZL-104 Gelatik, serving with the Indonesian air arm.
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Lipnur-built PZL-104 Gelatik 32 STOL utility aircraft in Indonesian Air Force insignia
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Lipnur-built PZL-104 Gelatik 32 STOL utility aircraft fitted with agricultural spray gear
-
АвиаМастер 2004-04 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Небесные войны Индонезии /Горячая точка/ (3)
"Вильга" в индонезийском авиационном музее.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Gelatik 32 Indonesian-built examples of the PZL-104 Wilga utility aircraft
-
Air International 1980-04 / ??? - Nurtanio: Indonesian industry
A LAPIP-assembled PZL-104 Gelatik serving with Deraya Air Taxi.
-
Air Pictorial 1977-01
Resident aircraft photographed recently at Djakarta's domestic airport include PZL-104 Gawron PK-DGC operated by Deraya
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / С.Дроздов - ВВС Молдовы: прошлое и настоящее
Самолеты Ан-2 и «Вильга» Вадуй-луй-Водского аэроклуба. 1980-е годы
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-2 - Россия - 1947
-
Air Pictorial 1976-10 / ??? - Farnborough Report
Clockwise from the bottom left are: Partenavia P.68B G-BCDK and its glazed-nose development, the P.68 Observer, D-GERD; the Polish contingent comprising agricultural PZL-106A Kruk SP-WUF, PZL-104 Wilga SP-WRE; TS-11 Iskra jet trainer SP-DOE and SZD-41A Jantar sailplane SP-3060; followed by the Swiss Pilatus Turbo-Porter HB-FFVZ, PC-11/B4 sailplane HB-1253, and tail of Turbo-Trainer HB-HOZ
Другие самолёты на фотографии: Partenavia P-68 Victor - Италия - 1970Pilatus PC-11 - Швейцария - 1966Pilatus PC-6 Porter / Turbo Porter - Швейцария - 1959Pilatus PC-7 Turbo Trainer - Швейцария - 1966PZL PZL.106 Kruk - Польша - 1973PZL SZD-38 Jantar / SZD-40x Halny / SZD-51 Junior / SZD-50-2 Puchacz - Польша - 1972PZL TS-11 Iskra - Польша - 1960
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 07 - Addenda
The production version of the PZL-104 Wilga II
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Drawings of the PZL-104 Wilga 2 general-purpose monoplane
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
PZL-104 Wilga 35 general-purpose monoplane
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
PZL-104 Wilga 35A general-purpose monoplane
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
PZL-104M Wilga 2000 (224 kW; 300 hp IO-540 engine) (1998)
- Фотографии