CANT Z.501 Gabbiano
Страна: Италия
Год: 1934
Летающая лодка

Летающая лодка - разведчик-бомбардировщик с экипажем из четырех-пяти человек
Описание:
Z.501 Gabbiano
CANT Z.501 Gabbiano
Фотографии

Z.501 Gabbiano

Летающая лодка, одномоторный деревянный моноплан-парасоль. Спроектирован в КБ фирмы "Кантьери риунити дель Адриатике" (CRDA) под руководством Ф. Цаппаты. Опытный образец Z.501 впервые поднялся в воздух 7 февраля 1934 г. Серийное производство этой лодки развернули в 1936 г. Самолеты строили два завода - CRDA в Монфальконе и "Аэронаутика Сикула" в Палермо. Всего изготовлено 455 экз.
Экипаж - 5 чел. Двигатель на первых сериях - Asso 750R, позднее - Asso XI RC.15 или Asso XI R2C.15. Вооружение 3x7,69 (поздние серии 2x7,69), бомбы до 500 кг (в войну доведено до 640 кг).
Самолет состоял на вооружении в Италии и Румынии с конца 1937 г.
На поздних сериях Z.501 штурманская кабина была сделана закрытой, передняя стрелковая точка ликвидирована, две другие турели - частично экранированы, позднее введена фюзеляжная турель с гидроприводом.
Впервые были применены в гражданской войне в Испании как разведчики и бомбардировщики. Действовали по целям на юге страны и вели разведку у побережья. Летали с о. Майорка.
С июня 1940 г., после вступления Италии в войну на стороне Германии эти самолеты использовались в Средиземноморье как разведчики и самолеты ПЛО. Хотя уже с июля 1940 г. их постепенно заменяли более новые Z.506, старые лодки эксплуатировались еще долго. После раскола Италии в сентябре 1943 г. они служили как на стороне союзников, так и на стороне немцев.
Румынские лодки в начале войны вели разведку на Черном море и действовали против катеров и мелких судов. В 1943 г. были окончательно вытеснены из частей самолетами немецкого производства и пущены на слом.
Производство Z.501 прекратили в марте 1943 г. Последний самолет этого типа списали в Италии в 1950 г.


Z.501||
Размах:||22,5 м
Длина:||14,3 м
Моторы, количество х мощность:||1х 900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7065 кг
Максимальная скорость:||280 км/ч
Практический потолок:||4000 м
Дальность:||2400 км

CANT Z.501 Gabbiano

В 1931 году фирму "Cantiere Navale Triestino" переименовали в "Cantieri Riuniti dell'Adriatico" (CRDA), а министр авиации Италии маршал Бальбо убедил инженера Филиппо Цаппата вернуться домой из Франции, где он работал на фирме "Bleriot", и стать главным инженером обновленной компании.
  Первой конструкцией Цаппаты стала большая летающая лодка - разведчик-бомбардировщик CANT Z.501 Gabbiano деревянной конструкции, с полотняной обшивкой несущих поверхностей. Крыло типа парасоль было установлено на стойках и крепилось подкосами и расчалками. К килю также с помощью подкосов и расчалок крепилось горизонтальное оперение. Силовая установка - один V-образный мотор Isotta-Fraschini Asso XI R2C мощностью 900 л.с. (671 кВт) с двухлопастным деревянным или трехлопастным металлическим винтом. Мотор крепился к центроплану в удлиненной мотогондоле, включавшей кабину для бортинженера, который мог вести защитный огонь из 7,7-мм пулемета. Два таких же пулемета стояли в открытых носовой и хвостовой турельных стрелковых установках. К подкосам крыла с внутренней стороны от вспомогательных поплавков крепились узлы для подвески бомб максимальной массой 640 кг.
  Прототип Z.501 впервые взлетел 7 февраля 1934 года. В октябре того же года шеф-пилот фирмы CANT Марио Стоппани на этой лодке пролетел 4120 км от базы компании в Монфальконе у Триеста на севере Адриатического моря до Массауа в Эритрее, южная часть Красного моря, установив рекорд дальности в классе гидросамолетов. В июле 1935 года, после того как Франция побила этот рекорд, Стоппани восстановил статус-кво, совершив полет на 4957 км до Берберы в Британском Сомали.
  В 1937 году лодки Z.501 встали в строй итальянских ВВС. К моменту вступления Италии в войну 10 июня 1940 года более 200 таких лодок состояли на вооружении, по крайней мере, 17 эскадрилий. К этому времени Z.501 получил боевое крещение на гражданской войне в Испании в составе итальянского легиона, воевавшего на стороне франкистов. Эскадрилья этих гидропланов действовала с Майорки. Несколько лодок Z.501 служило в частях береговой обороны Румынии. К моменту завершения производства в 1943 году собрали 454 такие машины.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  CANT Z.501 Gabbiano

  Тип: летающая лодка - разведчик-бомбардировщик с экипажем из четырех-пяти человек
  Силовая установка: V-образный двигатель Isotta-Fraschini Asso XI R2C.15 мощностью 900 л.с. (671 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 275 км/ч на высоте 2500 м; крейсерская скорость 240 км/ч на высоте 2000 м; скороподъемность на 4000 м за 18 мин; практический потолок 7000 м; радиус действия до 2400 км
  Масса: пустого 3840 кг; максимальная взлетная 7035 кг
  Размеры: размах крыла 22,50 м; длина 14,30 м; высота 4,42 м; площадь крыла 62,00 №'
  Вооружение: по одному подвижному пулемету 7,7-мм Breda-SAFAT в трех стрелковых установках и до 640 кг бомб
"Кант" Z.501 6-й производственной серии из состава 184-й эскадрильи истальянских ВВС, 1937г.
"Кант" Z-501 из авиагруппы 2-G-62, в которой служил лейтенант Жузе Каэтану Сепульведа Вельозу
Этот Z.501 использовался во 2-й эскадрилье 62-й группы авиации франкистской Испании. В 1939 году он базировался на Майорке.
Cant 501Z из 101-й АЭ авиации ВМФ Румынии. Сбит в бою с МБР-2 29.08.1941г.
"Кант" Z.501 из авиагруппы "Добруджа" румынских ВВС, Мамайя, лето 1941г.
"Кант" Z.501 более позднего выпуска из 184-й эскадрильи истальянских ВВС, 1940г.
"Кант" Z.501 23-й производственной серии из состава итальянской 197-й эскадрильи , 1942г.
Первый экземпляр "Кант" Z.501, 1934г.
A RECORD HOLDER. The Italian Cant. 501 flying boat which, as already recorded in Flight, flew from Montfalconeto Berbera, a distance of 3,104 miles in 24 hr. 55 min. thus setting up a new world's non-stop record for seaplanes. The engine is a 750 h.p. Isotta Fraschini.
The Cant Z.501 Four-seat Reconnaissance Flying-boat (840 h.p. Isotta-Fraschini "Asso" XI R.C.15 engine).
Серийные "чайки" с разными вариантами носовых кабин.
CRDA CANT Z.501.
A NEW WORLD'S RECORD: Flying the Cant Z501 flying, boat (Isotta-Fraschini Asso 750) on Oct. 18-19, the Italian pilot, Mario Stoppani, flew from Trieste to Massana, Eritrea, a distance of 4,122 km. (2,561 miles) in 26 hours 35 minutes, thus establishing a new long-distance non-stop record for seaplanes, subject to homologation.
Romania ordered twelve Cant Z.501s (1 to 12) in 1939, all of which were delivered the following year. They went to ‘Escadrila’ 102, whilst the surviving older Italian flying-boats were concentrated in ‘Escadrila’ 101. The Cant Z.501 bore the main burden of Romanian operations over the Black Sea in 1941-1942, before being withdrawn in 1943. The mottled camouflage scheme and yellow Axis recognition ring around the rear fuselage were applied after the outbreak of war. It is not clear if the older flying-boats also received mottled camouflage.
Лодку Кант Z.501 поздней серии поднимают краном
Z.501, действовавший на стороне союзников, 1944 г.
Z.501 с опознавательными знаками "новых" (антифашистских) итальянских ВВС, конец 1943г.
Летающие лодки "Кант" Z.501 и SM.55 на гидроавиабазе в Триесте.
Большая дальность полета Beaufighter Mk X позволила 201-й группе Ближневосточного авиакомандования проникать вглубь Балкан и Греции. На фотографии - пара таких машин, вылетевшая на дальнюю штурмовку, проносится над гидропланом Cant Z.501 со снятыми моторами на базе гидросамолетов Превеза.
A fine view of a Do 24 being towed to shore by a motor launch. Visible in the background is an Italian Cant Z 501 seaplane. The Z 501 was used mainly as a reconnaissance aircraft and she sports a white fuselage and engine nacelle with red-orange wings for high visibility when forced down at sea. A close look will reveal gun turrets on the engine pod and on the fuselage behind the wing.
RECORD BREAKERS ON SHOW: Among the exhibits at the Milan International Aircraft Exhibition, which opened on October 12, are the Macchi-Castoldi which did 440.67 m.p.h., the Cant. 501 seaplane which recently flew 3,104 miles non-stop, and what appears to be a two-seater version of the Caproni biplane which holds the altitude record. The monoplane in the background is the new Potez light transport.
Двигатель "Ассо" 750 R.
Аварийная посадка "Габбиано" из-за отказа двигателя.
Фюзеляжи списанных "чаек".
A Cant Z501 flying boat, the victim of a vicious storm which turned it over while it was moored at its base in the bay of Polensa, Majorca, in February 1938. This storm destroyed or damaged more aircraft than the Republican forces.
Cant Z.501 reconnaissance flying-boat (Italy).
Cant Z.501 Gabbiano