Westland Super Lynx
Варианты:
Westland - Super Lynx - 1986 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1986
Вертолет

Легкий вертолет общего назначения с экипажем от одного до трех человек
Описание:
Westland Lynx
Agusta Westland Super Lynx и Future Lynx
Фотографии

Westland Lynx

<...>
   Последним вариантом морских машин был Lynx HMA.Mk 8, ставший основным вертолетом ВМС с 1990-х годов. Mk 8 был эквивалентом экспортного варианта Super Lynx. Последний, как и более ранние варианты на базе HAS. Mk 2/3, пользовался большим успехом у зарубежных покупателей. Среди крупных операторов Lynx и Super Lynx можно отметить ВВС и ВМС таких стран, как Алжир (Mk 130), Бразилия (Mk 21/Mk 21A), Дания (Mk 80, Mk 90), Германия (Mk 88), Южная Корея (Mk 99), Малайзия (Mk 100), Нигерия (Mk 89), Нидерланды (Mk 27, Mk 81, SH-14), Норвегия (Mk 86), Оман (Mk 120), Португалия (Mk 95), Катар (Mk 28), Южная Африка (Mk 64) и Таиланд (Mk 110).
   В настоящее время за разработку и производство Lynx и Super Lynx отвечает фирма «AgustaWestland».

Agusta Westland Super Lynx и Future Lynx

Вертолет Agusta Westland Super Lynx представляет собой экспортный вариант вертолета Lynx HAS.Mk 8 с радиолокатором Seaspray Mk 3 и двумя газотурбинными двигателями Gem Mk 42-1. Бортовое оборудование вертолета комплектуется под требования заказчика. Предусмотрена возможность установки опускаемой гидроакустической станции, легких противокорабельных ракет и легких торпед. Первые заказы на эти вертолеты поступили от ВМС Бразилии (Super Lynx Mk 21 А) и Португалии (Super Lynx Mk 95) в варианте с установленной в подфюзеляжном обтекателе РЛС RDR-1500 и опускаемой гидроакустической станицей ASQ-1. Южная Корея заказала вертолет Super Lynx Mk 99 с противокорабельными ракетами Sea Skua, радиолокатором Seaspray Mk 3, инфракрасной системой обзора передней полусферы и аппаратурой РЭБ. Позже были получены заказы от ВМС Германии (Super Lynx Mk 88А) и Дании (Super Lynx Mk 90В).
   Модернизированный вариант Super Lynx 300 заказали Малайзия, Оман, ЮАР и Таиланд. На Super Lynx 300 установлены два газотурбинных двигателя LHTEC CTS800-4N, приборное оборудование выполнено на основе многофункциональных дисплеев. Первый полет Super Lynx 300 выполнил 12 июня 2001 года. Силовая установка повышенной мощности значительно увеличила возможности вертолета при его эксплуатации в условиях жары и высокогорья.
   22 июня 2006 года министерство обороны Великобритании выделило миллиард фунтов стерлингов на программу разработки и испытаний вертолета Future Lynx. Армия и ВМС Великобритании намерены заказать 40 и 30 таких вертолетов, причем заказ может быть увеличен до 45 и 35 машин соответственно. Future Lynx позиционируется как вертолет с классическими динамическими системами, но с новейшим бортовым оборудованием, хотя часть систем планируется заимствовать у вертолета Super Lynx. Фюзеляж будет перепроектирован. С целью увеличения внутреннего объема ему придадут треугольную в сечении форму. В качестве силовой установки рассматриваются два двигателя LHTEC CTS800. Первый полет вертолета Future Lynx запланирован на 2009 год, начало поставок - на 2011 год. Принятие на вооружение армейского варианта ожидается в 2014 году, морской модификации - в 2015-м.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Agusta Westland Super Lynx 300

   Тип: легкий вертолет общего назначения с экипажем от одного до трех человек
   Силовая установка: два газотурбинных двигателя LHTEC CTS800-4N взлетной мощностью по 1361 л. с.
   Характеристики: крейсерская скорость на оптимальной высоте 245 км/ч; статический потолок с учетом влияния земли 2105 м; статический потолок без учета влияния земли 13950 м; дальность полета с дополнительными топливными баками 1000 км
   Массы: максимальная взлетная 5330 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 12,80 м; длина с вращающимися винтами 15,24 м; высота 3,67 м; площадь, ометаемая несущим винтом 128,71 м2
   Вооружение: две легкие противолодочные торпеды или четыре противокорабельные ракеты Sea Skua, или две глубинные бомбы в морском варианте; до восьми ПТУР TOW в противотанковом варианте; предусмотрена возможность монтажа турельных пулеметов в проемах дверей грузовой кабины. Полезная нагрузка: 10 человек или 1680 кг груза
UK
This view of HAS.8 ZD267 emphasises the nose-mounted Passive Identification Device and chin-radome. ZD267 began life as a HAS.3 and subsequently had the major HAS.8 modifications except for structural strengthening, composite main rotor blades and reverse direction tail rotor, becoming a HAS.3(Mod). In late 1991, '267 was removed from the test programme and was converted to HAS.8 standard by May 1992. It is seen here at RNAS Portland in March 1993.
Based at Royal Naval Air Station Yeovilton, Somerset, Lynx HMA8-equipped 815 Naval Air Squadron applied special markings to commemorate 36 years of Royal Navy Lynx operations to Lynx HMA8SRU ZF557. The aircraft was due to embark aboard Type 23 frigate HMS Portland on June 25, 2016 for a nine-month deployment and the final one for the Lynx HMA8. Despite having nine Lynx HMA8s assigned, 815 Naval Air Squadron has started transition to the Wildcat HMA2. By the beginning of June, the squadron had four Wildcats assigned and two ship flights already operational.
GKN Westland Lynx HMA. Mk 8, with Sea Owl thermal imager and chin radome, carrying a Sea Skua missile (1998)
HMA.Mk 8 британских ВМС несет свою старую РЛС Seaspray Mk 1 в новом обтекателе под носовой частью фюзеляжа и тепловизор BAE Systems Sea Owl в стабилизированной установке на месте, ранее занимаемом РЛС.
Fifteen Sea Skuas were fired by Royal Navy Lynx during the Gulf War, of which 14 struck their targets, destroying or damaging a large part of Iraq’s fleet of fast patrol boats and minelayers. A Sea Skua is seen here being launched from Lynx HAS.8/HMA.8 development airframe XZ236.
Sea boats and the ship flight’s Lynx from HMS Chatham (F87) in the Northern Arabian Gulf while assigned to Combined Task Force 158 tasked with protecting Iraqi oil terminals in 2008.
A Lynx HMA8 from RFA Fort Victoria on scene of a Royal Marine boarding operation on a dhow with Somali pirates on board.
HMS Dragon’s Lynx HMA8 fires a salvo of flares at sunset at the end of a day-into-night training sortie.
Although not referred to as Super Lynxes, the Royal Navy’s Lynx HMA.8 helicopters are to Super Lynx standards. This HMA.8 carried out trials last year on board QinetiQ's Triton trimaran demonstrator.
Lynx HMA8 XZ691/310 in the standard markings of 815 Naval Air Squadron, flying over Lulworth Cove, Durdle Dor and Chesil Beach.
Фарнборо-2004
Easy does it! Four Lynx HMA8s hover prior to a formation touchdown on the apron used by 815 Naval Air Squadron at Yeovilton at the end of a six-hour tour of the south of England on March 17, 2017.
Return from deployment. The pilot of Lynx HMA8 ZF557/PD426, assigned to Flight 208, hovers the helicopter to a parking spot at Royal Naval Air Station Yeovilton on March 10, 2017, marking the end of the type's final deployment and 41 years of operational service.
There are only two helicopter display teams in Europe and both are based in the UK. The Army Air Corps' Blue Eagles flies one Lynx and four Gazelles, while the Royal Navy has the Black Cats. A Lynx HAS.3 and HMA.8 are flown by the Black Cats in this impressive scheme.
Seen here test flying at RNAS Yeovilton, Somerset, on May 10, 2007 is Royal Navy Lynx HMA.8DAS XZ722 '671' from 702 Naval Air Squadron's 'Black Cats' Helicopter Display Team. This is the first of two helicopters that are being marked for the first time in a special colour scheme for the team.
Lynx HMA.Mk 8. Новейший представитель семейства Lynx во многом идентичен армейскому модернизированному AH.Mk 7. Модернизированный HMA.Mk 8 (до конца 1995 года HAS.Mk 8) представляет собой современный корабельный вертолет, оптимизированный для решения задач в новом тысячелетии. Он оснащен двигателями Gem 42 Series 200 мощностью по 920 л. с. (686 кВт), новым несущим и рулевым винтами (последний - по типу AH.Mk 7), а также получил различное оборудование, благодаря чему удалось повысить его возможности по ведению разведки и борьбы с надводными кораблями противника. На вертолете оставили старую РЛС Seaspray, но установили новую цифровую систему обработки данных (вариант получил обозначение HMA.Mk 8 DSP - от "Digital Signal Processing"). Кроме того, на вертолетах HMA.Mk 8 британских ВМС возможна подвеска контейнера с 12,7-мм пулеметом FN Herstal, обычно применяемого на HAS.Mk 3GM, хотя и неизвестно точно, прошел ли вертолет сертификацию в такой конфигурации. В процессе разработки HAS.Mk 8 были задействованы три вертолета HAS.Mk 3CTS: XZ236 - для испытаний и доводки тактической системы CTS;ZD266 - для испытаний новой авионики; ZD267 - для испытаний нового подфюзеляжного носового обтекателя и пассивной системы обнаружения и распознавания PID (Passive Identification Device). Компания "Westland" получила контракт на переоборудование первых семи из 44 запланированных машин в мае 1992 года, а затем контракт еще на четыре вертолета (плюс доведение опытного ZD267 до стандарта Mk 8). Первая модернизированная машина была передана в войска в июле 1994 года, а начальная партия из семи вертолетов - к середине 1995 года. HMA.Mk 8 начал поступать в 702-ю эскадрилью с февраля 1996 года, а первый выход в море HMA.Mk 8 совершил на борту фрегата УРО "Монтроуз" (тип "Дьюк") в конце 1995 года. Предполагается с 2014 года начать замену Lynx на вертолет AW159 Lynx Wildcat (ранее известен под обозначением "Future Lynx").
A Lynx HMA8 in the hover loaded with two Sea Skua missiles.
Lynx XZ236 was the first true HAS.8 (the designation was later changed to HMA.8), with composite main rotor blades, chin radome, PID, reverse direction tail rotor and CTS.
HMS Daring's Lynx HMA8 operated by 200 Flight delivers aid to the village of Hagden on the Philippines island of Guintacan in the wake of Hurricane Haiyan in November 2013.
A Royal Marine descends the rope suspended from a Lynx HMA8 during fast roping training on board HMS Dragon P35) in the Arabian Gulf.
A Lynx HMA8 assigned to 702 NAS undertakes familiarisation training at Okehampton Camp.
Weapon loading drills on the flight deck of HMS Montrose (F236) during Operation Kipion in the Arabian Gulf.
Members of 815 NAS prepare to load a dummy Stingray torpedo to a Lynx HMA8 on board HMS Edinburgh (D97) in the Caribbean. The drill loading was undertaken as part of a routine flying exercise.
A Lynx HMA8 is moved into the hangar bay on board HMS Manchester (D95).
Tight for space, HMS Manchester's Lynx HMA8 stowed in the hangar bay.
Germany
Вертолеты Mk 88А ВМС Германии относятся к машинам Series 100 с РЛС кругового обзора Seaspray 3000, турелью FLIR, системой GPS, доплеровской и инерциальными навигационными системами. Модернизацию 17 имевшихся вертолетов Lynx Mk 88 проводила фирма "Eurocopter Germany" в Донауверте.
German Super Lynxes are similar to the Brazilian and Korean aircraft, but are equipped with the GEC Sensors MST (BAE Multi-Role Turret thermal imaging system) FLIR for the passive detection and identification of surface targets.
(Западная) Германия - Lynx Mk88, Super Lynx Mk88A. Немецкий Lynx Mk 88 создан на базе британского корабельного HAS.Mk 3, и как датский и норвежский варианты имел нескладывающуюся хвостовую балку, хотя и предназначался для базирования на кораблях малого водоизмещения. Вертолеты были оптимизированы для задач ПЛО и оснащались опускаемой ГАС Bendix AN/AQS-18(v). 3-я морская авиационная эскадра (база Нордхольц) получила 19 вертолетов - тремя партиями (12, два и пять вертолетов). Первая машина поднята в воздух 26 мая 1981 года. Оставшиеся 17 вертолетов проходят модернизацию по стандарту Super Lynx Mk 88А, включая ремонт фюзеляжа и других элементов конструкции, а также установку новых бортовых систем. В сентябре 1996 года подписан контракт стоимостью 100 млн фунтов стерлингов на поставку семи заново построенных Mk 88А (на фотографии - вертолет 83+21), первая машина поднята в воздух 1 мая 1999 года. Mk 88А схож с бразильским Mk 21A, он оснащен РЛС кругового обзора GEC-Marconi Seaspray 3000 и размещенной в носу турелью с ИК-системой переднего обзора GEC Sensors MST.
Denmark
With the last Kongelige Danske Flyvevaben (Royal Danish Air Force) Lynx Mk90Bs of Eskadrille 723 scheduled for retirement later this year, S-191 received a striking colour scheme that features a lynx on the right side, and a polar bear on the left side.
Portugal
Leonardo is upgrading the Portuguese Navy’s Lynx fleet.
Португалия - Super Lynx Mk 95. Португалия выбрала Super Lynx в качестве корабельного противолодочного вертолета для ВМС, пять машин были заказаны 2 ноября 1990 года. Хотя машины обозначены "Westland" как Super Lynx и номинально "базируются на модели HMA.Mk 8", португальские Lynx Mk 95 не имеют оптико-электронной системы пассивного распознавания (PID), размещенной на Lynx 3-го поколения британских ВМС, и не оснащены ИК-системой переднего обзора, характерной для модификации Mk 88A. Машины оборудованы инерциальной навигационной системой Racal RNS252 с приемником GPS, опускаемой ГАС Bendix AN/AQS-18(v) и РЛС Bendix RDR 1500 с антенной в подфюзеляжном обтекателе (первый Super Lynx с таким оборудованием). Для фрегатов УРО типа "Васко да Гама" (MEKO 200) поставлены пять Mk 95 (три построены заново, два - переоборудованы из бывших британских HAS.Mk 3), между походами они дислоцируются на авиабазе Монтижу. Первый переоборудованный Mk 95 поднят в воздух 27 марта 1992 года, а первый заново построенный вертолет совершил первый полет 9 июля 1993 года.
Вертолет "Супер Линкс" португальских ВМС.
Home-based at BA.6 Montijo, the five Westland Super Lynx of the Portuguese Navy will operate from Vasco de Gama class frigates when deployed at sea. Unlike the FAP squadrons, the Navy has yet to allocate a unit number to the Lynx element.
Portuguese Super Lynx Mk 95s are fitted with composite BERP main rotor blades and have the reverse direction composite tail rotor. Included in its avionics suite is a Bendix AN/AQS-18(V) dunking sonar. The Portuguese Super Lynx order marked the aircraft’s first success over its principal competitor, the SH-2 Seasprite.
A soldier of Portugal’s Special Action Detachment, an elite navy force, sets his sights on a vessel suspected of carrying drugs, while a navy Lynx watches over in the background
Preparing to land on a navy ship in the Tejo river
Portuguese marines exit a Lynx Mk 95 helicopter during Exercise Seaborder 2013
NRP ‘Corte-Real’ (F332), a Meko 200 frigate of the Portuguese Navy, with a Lynx onboard
On the flight deck of the Spanish Navy’s 'Juan Carlos I' during Contex-Phibex 15, a Portuguese maritime exercise
A Portuguese Navy Lynx Mk 95 helicopter during a MEDVAC operation
Oman
Представитель Super Lynx Series 300 - вертолет Mk 120 для ВВС Омана в совместном сдаточном полете с Mk 100 для ВМС Малайзии.
An-124s have been used to carry all sorts of large loads. This aircraft is preparing to accept three Super Lynx 300s, which were being delivered to the Royal Air Force of Oman from AgustaWestland.
Malaysia
ВМС Малайзии стали первым покупателем, получившим вертолеты Super Lynx Series 300. Шесть машин были поставлены 501-й эскадрилье. Первый вертолет поднялся в воздух 28 марта 2002.
Malaysia is the first confirmed customer for the Super Lynx 300, placing an order for six Sea Skua-armed Super Lynxes in September, 1999. The Srs 300 is the first Lynx to be equipped with a full glass cockpit.
«Westland» удалось добиться значительного успеха на зарубежном рынке с многоцелевым морским вертолетом Super Lynx. На снимке: один из шести Mk 100, несущих службу в ВМС Малайзии.
Westland's Lynx design has won a significant number of orders over the years. The current incarnation is the Super Lynx 300. Pictured is an example purchased by the Royal Malaysian Navy.
Малайзия - Super Lynx Mk 100. В сентябре 1999 года "Westland" объявила о контракте на поставку Королевским ВМС Малайзии шести вертолетов Super Lynx для замены Westland Wasp. Они оснащены двигателями CTS-800-4N мощностью 1327 л. с. (990 кВт).
South Korea
Южная Корея - Super Lynx Mk 99. Республика Корея заказала вертолеты Super Lynx в 1988 году, став первым экспортером данной машины ("поздний" номер с двумя "9", как утверждается, присвоен по просьбе заказчика - в корейской культуре это символ удачи). Однако корейские Super Lynx имеют стандартный рулевой винт и старые, не по технологии BERP, лопасти несущего винта, а в подфюзеляжном обтекателе размещена антенна РЛС кругового обзора Seaspray Mk 3. Вертолеты приобретались для базирования на эсминцах типов "Ален М. Самнер" и "Гиринг". Сначала было заказано 12 новых Lynx Mk 99, а в 1997 году поступил заказ еще на 13. Вертолеты могут применять торпеды Mk 44 или ПКР Sea Skua. Первая машина поднята в воздух 16 ноября 1989 года, поставки осуществлены с июля 1990 по май 1991 года. Серийный номер 90-0704 пропущен - число "4" считается у корейцев несчастливым.
Thailand
Таиланд - Super Lynx Mk 110. Королевские ВМС Таиланда приобрели четыре AgustaWestland Super Lynx 300 (также известны под обозначением Mk 110) в 2008 году, на конец 2010 года минимум две машины были переданы 203-й эскадрилье (авиабаза Утапао, провинция Чонбури). Вертолеты эксплуатируются вместе с другими машинами морской авиации - Sikorsky S-70B и MH-60S.
Algeria
Algerian Naval Force Super Lynx 300 (Mk 140) ZK191 during a pre-delivery test flight near the factory in Yeovil, Somerset.
Two AgustaWestland Super Lynx 300 Mk140s destined for the Algerian Naval Forces - ZK191 (c/n 507) and ZK193 (c/n 509) - deployed to Kiel in Germany between May 28 and June 8, 2015 to carry out deck landing trials on the first of two Meko A200 frigates ordered in 2012. Together with the frigates, the Algerian Navy acquired six Super Lynx, which are being completed and tested in Yeovil, Somerset. They will supplement four Mk130s already in Algerian service. Both helicopters involved in the trials refuelled at Maritime Air Station De Kooy in the Netherlands on June 8, on their way back to the UK.
South Africa
Вертолет Super Lynx 300 по сравнению со своими предшественниками обладает гораздо лучшими эксплуатационными характеристиками в условиях жары и высокогорья. На фотографии: вертолет ВМС ЮАР в испытательном полете с временно нанесенными британскими опознавательными знаками.
AgustaWestland has commenced delivery of the four Super Lynx 300 Mk 64 helicopters ordered by the South African Navy, with departure of the first two (193 and 194) from the UK on July 11, 2007. After being prepared for shipment, the helicopters were airfreighted out of RNAS Yeovilton, Somerset, on board a Volga-Dnepr Antonov An-124-100 Ruslan. Seen here with rotors removed and taped up ready for loading on the An-124 is 194. The remaining two, 191 and 192 (actually the first two built), were expected to follow by the same route towards the end of July. The helicopters will be operated by 22 Squadron at Ysterplaat, which was scheduled to formally retire the three Alouette IIIs that they will replace in a ceremony on August 3, marking the final end of military Alouette III operations in the country.
Brazil
Captured during recent test flying from Leonardo Helicopters' manufacturing facility at Yeovil in Somerset, was the first modernised Super Lynx Mk21B multi-role helicopter (designated AH-11B Super Lynx) for the Comando da Forca Aeronaval.
GKN Westland Super Lynx Mk 21A of the Brazilian Navy (1998)
 
Westland Helicopters brought to Farnborough its recently-developed Super Lynx, the principal new features of which are a MEL Super Searcher 360-deg radar installation and provision for two Penguin long-range air-to-surface missiles to be carried. To be available in late 1988, the Super Lynx has increased fuel capacity, a higher take-off weight, updated avionics and a redesigned tail rotor with greater authority and reduced noise.
Первый из вертолетов Super Lynx, предназначенный для поставки в ЮАР
Brazil became the third customer for Super Lynx in 1994, contracting for nine new-build Super Lynx and the upgrading to Super Lynx of its remaining fleet of Lynx.
Portugal’s five Naval Helicopter Force Super Lynx Mk 95s are currently being upgraded. Among the work is the integration of new avionics
The glass cockpit fitted to the Malaysian Super Lynx 300.
Six-screen EFIS of the Super Lynx Series 300 (1998)
GKN Westland Lynx HMA. Mk 8, based on the Super Lynx advanced export version (1987)