Варианты
- Vickers - Wellington / Type 271 - 1936 - Великобритания
- Vickers - Wellington Mk.V / Mk.VI - 1940 - Великобритания
- Vickers - Wellington GR - 1941 - Великобритания
- Vickers - Wellington C - 1943 - Великобритания
Wellington GR
Морской разведчик, торпедоносец и патрульно-противолодочный самолет на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Имел убирающееся шасси. Основное отличие конструкции - геодетический (диагональный) силовой набор, обтянутый полотном. Этот бомбардировщик был спроектирован в КБ фирмы "Виккерс авиэйшн" под руководством Б. Уоллиса и Р. Пирсона, его опытный образец (тип 271, "Креси") впервые взлетел в декабре 1937 г.
В ноябре 1939 г. на бомбардировщике "Веллингтон" IA в порядке эксперимента установили оборудование для подрыва магнитных донных мин. Первый полет переоборудованная машина совершила 21 декабря 1939 г. Переделка бомбардировщиков в самолеты-тральщики осуществлялась на заводе "Ролласонс" в Кройдоне и авирембазах ВВС на Ближнем Востоке (с поставкой комплектующих из Англии). Всего подобным образом доработано более 20 экз.
С января 1940 г. "Веллингтон" начал применяться как патрульно-противолодочный самолет. Для этих целей первоначально использовались бомбардировщики модификаций 1С, III и X без какого-либо переоборудования. В декабре 1941 г. партия самолетов "Веллингтон" 1С была переделана в торпедоносцы (с внутренней подвеской двух торпед по 750 или 970 кг). В феврале 1941 г. был испытан опытный образец патрульно-противолодочного самолета с РЛС и импульсным прожектором "Ли лайт" на базе бомбардировщика модели 1С. С весны 1942 г. начата постройка специальных модификаций для морской авиации на заводах "Виккерс" в Уэйбридже, Блэкпуле и Честере. Всего было изготовлено 2317 "веллингтонов" подобного назначения.
Морские варианты "Веллингтона" состояли на вооружении Берегового командования британских ВВС с весны 1942 г., южноафриканских ВВС - с апреля 1943 г.
Экипаж - 5-6 чел. Двигатели и вооружение в зависимости от модификации.
Выпускались серийно следующие модификации:
- "Веллингтон" VIII (тип 429), морской разведчик-бомбардировщик и противолодочный самолет на базе бомбардировщика типа 1С с моторами "Геркулес" XI, выпускался в трех вариантах: с РЛС (с 66-й машины введена торпедная подвеска по образцу переделки 1С), с выдвижным импульсным прожектором (без носовой турели) и дальний разведчик без РЛС и прожектора; вооружение 6x7,69 (с прожектором - 4x7,69), бомбы до 2040 кг;
- "Веллингтон" GR.XI (тип 454), торпедоносец на базе бомбардировщика типа X с моторами "Геркулес" VI/XVI, РЛС с антеннами на фюзеляже, вооружение 6x7,69, бомбы до 2040 кг;
- "Веллингтон" GR.XII (тип 455), патрульно-противолодочный самолет и торпедоносец с моторами "Геркулес" VI/XVI и РЛС нового типа с антенной в обтекателе под носом фюзеляжа, вооружение 5x7,69, бомбы до 2310 кг;
- "Веллингтон" GR.XIII (тип 466), патрульно-противолодочный самолет с моторами "Геркулес" XVII и установкой РЛС по типу GR.XI, вооружение 6x7,69, бомбы до 2270 кг; впоследствии часть самолетов переделана в ночные разведчики без РЛС;
- "Веллингтон" GR.XIV, аналог GR.XII с моторами "Геркулес" XVII, вооружение 5x7,69, бомбы до 2270 кг и 8хНУР;
- "Веллингтон" DWI.I, самолет-тральщик магнитных мин на базе бомбардировщика модификации 1С, под крылом и фюзеляжем закреплялось кольцо с электрической обмоткой, запитывавшейся от генератора в фюзеляже, последний приводился в действие дополнительным мотором Форд V-8;
- "Веллингтон" DWI.II, тральщик с кольцом меньшего диаметра и вспомогательным двигателем "Джипси Сикс".
Морские варианты "Веллингтона" состояли на вооружении только в Англии.
Впервые "веллингтоны"-торпедоносцы были применены в Средиземном море в конце декабря 1941 г. (базировались на Мальте). Потопили ряд транспортов противника. Впоследствии торпедоносцы GR.XI успешно использовались в ночных атаках у Эгейских о-вов осенью 1943 г.
Противолодочные варианты начали патрулирование Северного моря с мая 1942 г. В июне того же года была произведена первая атака на подводную лодку, обнаруженную с помощью прожектора "Ли лайт", первую субмарину потопили 6 июля. Далее "веллингтоны"-охотники за подводными лодками разместили в Гибралтаре, на Сицилии, в Южной Италии, Адене, а с октября 1942 г. - на Дальнем Востоке. Ими было потоплено значительное количество субмарин стран "оси".
Тральщики магнитных мин работали у побережья Великобритании, на подходах к портам в Средиземном море и на Суэцком канале.
Южноафриканские "веллингтоны" патрулировали Атлантический океан с различных баз в Западной Африке, от Дакара до устья реки Конго.
Самолет сняли с производства в октябре 1945 г. В Южной Африке его сняли с вооружения в июне того же года. В Великобритании в учебных целях противолодочные "веллингтоны" применялись до марта 1953 г.
"Веллингтон" GR.XIV||
Размах:||26,26 м
Длина:||20,12 м
Моторы, количество х мощность:||2x1750 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||16556 кг
Максимальная скорость:||402 км/ч
Практический потолок:||4880 м
Дальность:||2240 км
Описание:
- Wellington GR
- Vickers Type 271 Wellington
Фотографии
-
Авиация и Время 2014-03 / Н.Терец, А.Хаустов - Британский солдат "Веллингтон-Вимпи"
Регистрационный номер: HX379 [2] Wellington Mk.VII (с прожектором Ли) из 172-й эскадрильи авиации Береговой обороны. Скиттен, Шотландия, сентябрь 1942 г.
-
Мировая Авиация 122
Регистрационный номер: NC178 [2] Vickers Wellington Mk.XIV из 304-й (польской) эскадрильи Берегового командования, с конца 1943 года действовавшей преимущественно ночью. Ее самолеты оснащались прожекторами Leigh Light.
-
Мировая Авиация 249
Регистрационный номер: NC178 [2] Данный Wellington Mk XIV несет обозначения эскадрильи 304-1 (польской). 7 мая 1942 года она была передана Береговому командованию и действовала в качестве противолодочной, а после появления в конце 1943 года прожекторов Leigh Light (на рисунке) стала выполнять ночные вылеты.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Регистрационный номер: HX379 [2] "Веллингтон" GR.VIII с РЛС и прожектором "Ли", выдвигающимся вниз в задней части фюзеляжа
Wellington Mk VIII HX379 flies low over the sea on October 28, 1942, with its Leigh Light retracted. This mark had ASV Mk II, as evidenced by the aerial array on top of the rear fuselage. This aircraft was delivered to 172 Sqn at Chivenor in June 1942, but was transferred to 179 Sqn when it formed at Wick the following September. It was ditched near Gibraltar on May 3, 1943, and sank. -
Aeroplane Monthly 1988-08 / T.Spooner - Goofingstons and Malta's war (2)
"Веллингтон" GR.XIV (GR.VIII ???) из 221-й эскадрильи патрулирует над островами у побережья Греции
-
Aeroplane Monthly 1987-01 / E.Morgan, E.Shacklady - The basketweave bomber (6)
A Wellington Mk VIII with Pegasus XVIII engines. July 1941.
-
Aeroplane Monthly 1988-07 / T.Spooner - Goofingstons and Malta's war (1)
Digging out one of the SDF’s Wellington VIIIs after it had slid into a bomb crater after landing. Note the bristling ASV aerials.
-
Aeroplane Monthly 1987-01 / E.Morgan, E.Shacklady - The basketweave bomber (6)
221 Sqn Wellington VIII in original camouflage scheme, photographed in July 1941. Note the ASV aerials along the top of the fuselage, under the wings and beneath the nose. The engines are Pegasus XVIII radials.
-
Авиация и Время 2014-03 / Н.Терец, А.Хаустов - Британский солдат "Веллингтон-Вимпи"
Морской патрульный самолет «Веллингтон» Mk.VIII, оснащенный радаром ASV Mk.II
-
Air Enthusiast 2007-01 / F.Prins - Adaptable Stalwart /World war two/ (2)
Регистрационный номер: W5674 «Веллингтон» Mk.1C (per. W5674) из 221-й АЭ с радаром ASV Mk.II. Вторая половина 1941 г.
W5674 was built as a Mk.IC but became a Mk.VIII and was issued to 221 Squadron (with apt 'DF-' codes!), July 1941. -
Air Enthusiast 2007-01 / F.Prins - Adaptable Stalwart /World war two/ (2)
Регистрационный номер: HX419 [2] Mk.VIII HX419 bedecked with AST aerials and equipped with a Leigh Light with the Coastal Command Development Unit.
-
Мировая Авиация 144
Регистрационный номер: HX419 [2] Данный ранний Wellington GR.Mk VIII (HX419) перед передачей из Бомбардировочного в Береговое командование сменил камуфляж. Хорошо видна подкрыльевая антенна РЛС ASV Mk II.
-
Air Enthusiast 2007-01 / F.Prins - Adaptable Stalwart /World war two/ (2)
Регистрационный номер: T2977 [2] Production Mk.IC T2977 was converted to Mk.VIII status and flew on Helmore development trials, before joining 221 Squadron. It was later converted to a Mk.IX.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / R.Nesbit - Hunter's Moon /Anti-submarine warfare/ (1)
Регистрационный номер: T2977 [2] Probably because the Leight Light in the rear fuselage made the Wellington Mk VIII tail-heavy, T2977 was fitted with one in an experimental nose installation. This configuration was not adopted, however.
-
Aeroplane Monthly 1998-12 / R.Nesbit - Beaufighter sideshow /World War Two/
Подвеска торпед под «Фишингтон» из 38-й эскадрильи. Мальта, весна 1942 г.
A 38 Sqn Wellington being fitted with its load of two torpedoes, Malta. -
Aeroplane Monthly 1987-01 / E.Morgan, E.Shacklady - The basketweave bomber (6)
A number of Wellingtons served as torpedo bombers. Dropped at a height of 70ft and a speed of 120kt at about 600yd from the target, the 18in Mk VIII torpedo was very effective in combination with ASV and the Leigh light.
-
Aeroplane Monthly 1988-07 / T.Spooner - Goofingstons and Malta's war (1)
Flares being loaded into a Wellington's bomb bay, though most were carried inside the fuselage and were hand-launched.
-
Air Enthusiast 2007-01 / F.Prins - Adaptable Stalwart /World war two/ (2)
Close-up of the wing-mounted aerial array on a Mk.VIII.
-
Aeroplane Monthly 1987-01 / E.Morgan, E.Shacklady - The basketweave bomber (6)
Two views of aerial installations on the Mks VIII and XIII.
-
Мировая Авиация 144
Регистрационный номер: JA144 [2] Wellington GR.Mk XIII оснащался двигателями Hercules и РЛС ASV Mk II, часть самолетов не имела носовой турели.
-
Авиация и Время 2014-03 / Н.Терец, А.Хаустов - Британский солдат "Веллингтон-Вимпи"
Регистрационный номер: MP771 «Веллингтон» Mk. XIII из состава авиации ВМС Франции. Конец 1946 г.
-
Мировая Авиация 144
Регистрационный номер: NC606 Wellington GR.Mk XIII. В послевоенные годы NC606 принадлежал Учебному командованию.
-
Aeroplane Monthly 1984-12 / Personal album
Регистрационный номер: NC660 Wellington Mk VIII (Mk XIII ???) NC660, supposedly taken at Eindhoven. Mr Halgrimson is seen standing beneath the nose. Note the Typhoon fuselage sections in the background. This general reconnaissance version of the Wellington was powered with two Hercules XVII engines. NC660 was built at Blackpool and spent much of its life with maintenance units, finally being struck off RAF charge in 1947.
-
Aeroplane Monthly 1987-01 / E.Morgan, E.Shacklady - The basketweave bomber (6)
Регистрационный номер: JA144 [2] Wellington GR.XIII JA144 in revised paint scheme with grey top and white sides and undersides.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
"Веллингтон" GR.XIII из 294-й эскадрильи перед вылетом на патрулирование над Индийским океаном, аэродром Идку, март 1944 г.
-
Aeroplane Monthly 1987-04 / T.Dudgeon - A dirty night
The Wellington XIII was fitted for coastal operations and normally carried a crew of six or seven.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Vickers-Armstrong Wellington XIV General Reconnaissance Bomber (two Bristol Hercules XVII engines).
-
Мировая Авиация 141
Регистрационный номер: MP714 [5] Вооруженный реактивными снарядами и оснащенный прожектором "Leigh-Light" (под фюзеляжем, показан в убранном положении), Wellington Mk XIV также оснащен РЛС ASV.Mk III. Самолет состоял на вооружении 10 эскадрилий британского Берегового командования.
Unencumbered by rear-fuselage aerial arrays, the later Leigh Light Wellingtons GR.XII and GR.XIV were much “cleaner” than the Mk VIII. This is Mk XIV MP714 under test, its potency enhanced by the addition of clutches of four rocket projectiles beneath each wing. The Leigh Light was lowered from the circular ventral fairing just aft of the wing. -
Мировая Авиация 144
Регистрационный номер: MP714 [5] Самолет Wellington GR.Mk XIV, оснащенный выдвижной прожекторной установкой Leigh Light, РЛС ASV Mk III и двигателями Hercules.
-
Авиация и Время 2014-03 / Н.Терец, А.Хаустов - Британский солдат "Веллингтон-Вимпи"
«Веллингтон» Mk.XIV с неуправляемыми ракетами под крылом
-
Мировая Авиация 144
Регистрационный номер: HF187 Самолет Wellington GR.Mk XIV, оснащенный выдвижной прожекторной установкой Leigh Light, РЛС ASV Mk III и двигателями Hercules.
A Leight Light lowered in a “dustbin” turret in a Wellington Mk XIV of 172 Sqn, believed to be HF187. This mark of the famous bomber was powered by Bristol Hercules XVII engines and carried an ASV Mk III radar, with a chin radome instead of the aerial array fitted on the fuselage of the first Leight Light Wellington, the Mk VIII. -
Air Enthusiast 2007-01 / F.Prins - Adaptable Stalwart /World war two/ (2)
Регистрационный номер: MP714 [5] The Wellington evolved in shape and role throughout the war. Mk.XIV MP714 with a special rocket projectile fit during A&AEE acceptance trials, July 1943.
-
Air Enthusiast 2007-01 / F.Prins - Adaptable Stalwart /World war two/ (2)
Регистрационный номер: MP714 [5] Another view of rocket-equipped Mk.XIV MP714. Anyone care to comment on the installation on the ground immediately below?
-
Aeroplane Monthly 1999-10 / R.Nesbit - Hunter's Moon /Anti-submarine warfare/ (2)
A Wellington XII (XIV ???) of 172 Sqn off the Taw Estuary in August 1943. This type had the retractable Leigh Light as well as ASV radar in a chin radome instead of the aerial array above the fuselage.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Регистрационный номер: NC828 "Веллингтон" GR.XIV из 621-й эскадрильи на аэродроме в Адене
-
Авиация и Время 2014-03 / Н.Терец, А.Хаустов - Британский солдат "Веллингтон-Вимпи"
Глубинные бомбы грузят в «Веллингтон» Mk. XIV из 304-й польской АЭ. Конец 1944 г.
-
Aeroplane Monthly 1987-01 / E.Morgan, E.Shacklady - The basketweave bomber (6)
Регистрационный номер: MP714 [5] Wellington GR.XIV with Leigh light, HS and under-wing RPs. This photograph of MP714 was taken in September 1943.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / R.Nesbit - Hunter's Moon /Anti-submarine warfare/ (1)
The Leight Light installation in a turret to be fitted to a DWI Wellington. This photograph was taken on January 26, 1941, by Parnall Aircraft of Tolworth, Surrey.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / R.Nesbit - Hunter's Moon /Anti-submarine warfare/ (1)
The first attack using a Leigh Light took place in the early morning of June 4, 1942, when Vickers Wellington VIII ES986 of 172 Sqn, flown by Sqn Ldr Jeaffreson H. Greswell from Chivenor, North Devon, illuminated and then depth-charged the Italian submarine Luigi Torelli. The event is depicted here in J.S. Bailie’s painting “Sea Eagle”.
-
Мировая Авиация 141
Wellington Mk XIV
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Vickers Wellington GR.XIV
-
Air Enthusiast 2007-01 / F.Prins - Adaptable Stalwart /World war two/ (2)
Другие самолёты на фотографии: Vickers Wellington / Type 271 - Великобритания - 1936
- Фотографии