Bell Model 222 / 230
Варианты:
Bell - Model 222 / 230 - 1976 - США
Страна: США
Год: 1976
Вертолет

Описание
Фотографии
Bell Model 222, 230 и 430

   В апреле 1974 года фирма "BELL" объявила о намерении разработать первый в США легкий коммерческий вертолет с двумя двигателями.
   Первый из пяти прототипов впервые взлетел 13 августа 1976 года.
   Прототипы Bell Model 222 использовались для ускорения завершения программы разработки и сертификации. Сертификаты летной годности в простых и сложных метеоусловиях получены в декабре 1979-го и в мае 1980 года.
   В модели Model 222 применялись новые технологии, в том числе снижающая вибрацию система подвески от Model 214ST, втулка несущего винта с не требующими смазки эластомерными подшипниками и лопасти несущего винта из стеклопластика и нержавеющей стали.
   Фюзеляж в основном выполнялся из легкого сплава, по его бортам находились небольшие спонсоны, в которые убирались стойки шасси. Аэродинамический профиль спонсонов обеспечивал некоторую подъемную силу в горизонтальном полете. Хвостовое оперение имело верхний и нижний стреловидные кили и стабилизатор с концевыми шайбами. Максимальная вместимость составляла 10 человек: 1-2 члена экипажа плюс 8-9 пассажиров. Model 222 предлагался покупателям в трех вариантах: базовый со стандартным расположением кресел для летчика и семи пассажиров; Model 222 Executive, оборудованный для полетов по приборам с экипажем из 1-2 человек и компоновкой "люкс" на 5-6 пассажиров; Model 222 Offshore, оснащенный для полетов по приборам, аварийной системой обеспечения плавучести и дополнительными топливными баками.
   Model 222 начал поставляться заказчикам с января 1981 года. Одна из машин этой модели стала 25-тысячным вертолетом, построенным фирмой "BELL". Выпуск вертолетов этой марки прекратили в конце 1980-х годов.
   Два вертолета Model 222UT были проданы ВВС Уругвая.

   Bell Model 230, о котором было объявлено на съезде Национальной ассоциации деловой авиации в 1989 году, разрабатывался как преемник Model 222 с тем же фюзеляжем, но с двумя двигателями Allison 250-C30G2 вместо пары AlliedSignal LTS101. Два прототипа Model 230 представляли собой переоборудованные Model 222, их первый полет состоялся 12 августа 1991 года.
   Model 230 прошел сертификацию в марте 1992 года, а серийные вертолеты стали поступать потребителям с ноября. Model 230 рассчитан на 10 человек: 1-2 летчика плюс 8-9 пассажиров, но более типична бизнес-компоновка на 6-8 мест. Основными вариантами являлись Model 230 Executive с убирающимся трехколесным шасси, Model 230 Utility с неубирающимся двухполозковым шасси и Model 230 EMS (скорая медицинская помощь) - санитарный вариант. Последний рассчитан на летчика, трех - четырех медработников или сидячих больных и носилки (1-2).
   В начале 1990-х годов чилийские ВМС проводили оценку одного из переоборудованных прототипов в качестве палубного вертолета, но полугодовые испытания не привели к заключению контракта. Bell 230 сняли с производства в начале 2000-х годов.
<...>


Варианты

   Model 222A: Model 222 с увеличенным диаметром несущего винта
   Model 222B: вторая серийная модификация с теми же субвариантами, что у Model 222 и Model 222A. Она отличается вместимостью на 7-9 человек, таким же несущим винтом, как у Model 222A, но с более высокой стойкой, увеличенным хвостовым винтом, удлиненной хвостовой балкой и силовой установкой из двух двигателей LTS101-750C-1 мощностью по 684л.с. (510 кВт)
   Model 222UT (UT - общего назначения): поставлялся с сентября 1983 года как вариант Model 222B с неубирающимся полозковым шасси, вмещал до 8 пассажиров, имел повышенный объем топлива и возможность установки фюзеляжной системы обеспечения плавучести
Model 222
13 августа 1976г. Первый полет прототипа коммерческого вертолета Bell Model 222. Компания "Bell Helicopters" объявила, что это первый двухмоторный вертолет такого класса, построенный в США.
N222BX - один из пяти прототипов Model 222. Работы по новому двухдвигательному вертолету, предназначавшемуся изначально для рынка гражданской авиатехники, шли не так гладко, как надеялся разработчик.
Лондонская полиция была среди первых покупателей Bell 222 - на вертолет поставили поисковый проектор "NiteSun" и громкоговоритель. Позже ему на смену пришел Eurocopter AS 355 Squirrel.
Model 222 воплотила в себе все современные на тот момент разработки в области гражданского и военного вертолетостроения. Хорошо заметно стреловидное вертикальное оперение, большая площадь и кривизна профиля которого обеспечивали даже возможность продолжения полета в случае выхода из строя рулевого винта. Данная машина принадлежала уже несуществующей британской чартерной авиакомпании "Knight Air".
"Airwolf" - телезвезда. Вероятно, одним из наиболее известных Bell 222 стал "Airwolf" - звезда телесериала, вышедшего в США в 1984-1986 годах. Согласно сценарию, вертолет был создан одной из спецслужб, управлял им экипаж из ветерана Вьетнама Стрингфеллоу Хока (его роль исполнял Ж. М. Винсент) и Доминика Сантини (Э. Боргнайн), владевшего компанией "Santini Airways". Вертолет был оснащен системой, позволявшей развивать сверхзвуковую скорость, а также комплексом вооружения, включавшим управляемые ракеты. Вертолетчики легко сбивали другие вертолеты и даже вражеские истребители, а также уничтожали различные наземные цели - от грузовиков до танков.
Among the first new aircraft to arrive in Tirana was this Bell 222 which is civilian registered and operated on Government duties which include rescue. VIP transport and police work.
В 1983 году компания "Bell" запустила в производство новую модификацию 222-й модели - вертолет Model 222UT, отличавшийся увеличенным запасом топлива и полозковым шасси.
Model 230
Демонстратор Bell 230 с лыжным шасси выполняет совместный полет с Bell 212. В спонсонах фюзеляжа находятся топливные баки, однако в варианте с колесным шасси в спонсоны убираются основные опоры.
Bell Helicopters Model 230 made its first flight on 12 August 1991 at the company's commercial manufacturing facility in Quebec, Canada. The new intermediate twin-engined helicopter was developed at the Bell plant in Mirabel, Quebec.
Bell 230 N230FW, хорошо видно ограждение хвостового винта, которое предохраняет лопасти от повреждения при возможном касании поверхности на посадке.
Sleek looks of the twin-turboshaft eight to ten-seat Bell 230 are enhanced by the retractable undercarriage and streamlined aerodynamic shaping. As with Bell's other civilian helicopters, production is now undertaken at Mirabel, Canada.
Справа: изящные обтекаемые формы 230-го не только улучшили летные данные, но и должны были, по замыслу, привлечь внимание потенциальных покупателей. Несмотря на эффектную внешность, Bell 230 проиграл в конкурентной борьбе вертолетам других фирм.
В 1989 году компания "Bell" анонсировала вертолет Model 230 - преемника Model 222, имевшего схожую конструкцию, но оснащавшегося двумя более мощными ТВаД марки Allison. Преемник отличался кабиной большего объема - в базовом варианте она вмещала до восьми пассажиров. На смену Bell 230 в 1995 году пришла модификация Model 430.
В 1993-1994 годах "Bell" сдавала в лизинг свой демонстрационный вертолет Model 230 чилийским ВМС на шесть месяцев, но заказов на серийную машину не поступило.
 
В течение 1993 года компания "Bell" испытывала на модифицированном Bell 222 рулевой винт в кольцевом канале - новая машина отличалась пониженной шумностью и обеспечивала большую безопасность при обслуживании на земле. Полученные результаты были впоследствии использованы компанией в других проектах.
Model 222
The U.S.A.'s first light twin-turbine civil helicopter, the Bell 222, N9988K, seen during its maiden flight on 13th August. Powered by two 650-s.h.p. Lycomings, it can seat up to ten people, cruises at 175 m.p.h. and has a range of 425 miles plus reserves
Bell's new twin-turbine Model 222, N222BX, fourth aircraft built, with revised tailplane configuration, making its European debut
Белл 222
Bell Model 222.
On November 26, 1980, the Rt Hon William Whitelaw MP officially handed over a Bell 222 helicopter to the Metropolitan Police. The Met is the first UK operator of the type and the cost, including installation of special police equipment, was £750,000.
All five of Bell Helicopter Textron's Model 222s, which have now amassed a total flying time in excess of 600hr. International and American customers have now placed over 120 purchase options on the type, which also forms Bell's entry in the US Coast Guard SRR (Short Range Recovery) competition, the aircraft entered being nearest the camera in our picture.
The bulged window of Observer 1's position in the Bell 222 clearly illustrates how far the police officer can lean safely out to look directly down below the helicopter.
The Metropolitan Police Force's crest at the top of a Bell 222 fin.
 
До официального старта программы компания "Bell" продемонстрировала полноразмерный макет вертолета, обозначавшегося тогда Model D306. Проект вызвал определенный интерес на рынке, поэтому компания приняла решение строить пять прототипов, но уже без Т-образного хвостового оперения.
Mockup of Bell's Model 222 twin-engined light helicopter
The twin-engined Bell 230 intermediate helicopter is to be built at the company’s facility in Canada, where it will be the fifth Bell type in production, joining the 206B Jet Ranger, 206L-3 LongRanger, 212 and 412SP. The Model 230 is an updated version of the Bell 222, to be powered by Allison 250-C30-G2 turboshafts and available in wheeled or skid-gear versions.
Bell Model 222 twin-turboshaft light commercial helicopter
Bell Model 222