North American B-25 Mitchell / PBJ-1
Варианты:
North American - B-25 Mitchell / PBJ-1 - 1940 - США
Страна: США
Год: 1940


Бомбардировщик
Двери и окна домодедово.
Описание:
B-25 Mitchell / PBJ-1
PBJ-1
North American B-25 Mitchell
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (8)

B-25 Mitchell / PBJ-1

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 3 - 6 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р.Раиса и Дж.Этвуда. Опытный образец NA-40-1 совершил первый полет в Январе 1939 г. Серийное производство на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Канзас-сити начато в июле 1940 г. Всего выпущено 5815 экз.
Состоял на вооружении в США с января 1941 г., в СССР - с апреля 1942 г., в Великобритании - с сентября 1942 г., в Китае, Австралии, Канаде, Бразилии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - B-25 с вооружением 3x7,62+1x12,7, моторы R-2600-9, бомбовая нагрузка 1090 кг;
  - B-25A, усовершенствованный вариант с протектированными бензобаками и бронезащитой, бомбовая нагрузка 1360 кг;
  - B-25B ("Митчелл" I) с вооружением 1x7,62+4x12,7, для морской авиации выпускался вариант PBJ-1 (часть машин оснащалась РЛС);
  - B-25C (он же PBJ-1C и "Митчелл" II), с моторами R-2600-13, автопилотом, с С-5 вооружение 6x12,7;
  - B-25D (PBJ-1D, "Митчелл" II), аналог B-25C, выпускался в Канзас-сити, с D-5 вооружением 6x12,7, с D-30 - 9x12,7:
  - B-25G (PBJ-1G), штурмовик с вооружением 1x75+6x12,7, с G-5 - 1x75+7x12,7;
  - B-25H (PBJ-1H), штурмовик с вооружением 1x75+10x12,7 (с наружными контейнерами - 1x75+14x12,7), бомбовая нагрузка 1460 кг;
  - B-25J (PBJ-1G) с моторами R-2600-29 и измененным расположением вооружения 8(12)х12,7, в штурмовом варианте - 18x12,7, бомбовая нагрузка до 1820 кг.
С декабря 1941 г. B-25 применялись для патрулирования побережья США. В феврале 1942 г. был осуществлен рейд группы Дулиттла на города Японии с авианосца "Хорнет". С апреля 1942 г. B-25 проводили налеты из Австралии на Новую Гвинею. С июня 1942 г. машины этого типа применялись в Китае, с августа - в Северной Африке, с сентября - в Индии, с декабря - на Аляске (налеты на острова Кыска и Атту, занятые японцами). С конца 1942 г. это основной средний бомбардировщик на Тихоокеанском театре.
В СССР использовались с августа 1942 г. на Западном фронте, затем до конца войны - в частях авиации дальнего действия. Отдельные машины имелись также в авиации ВМФ (как разведчики). Английская авиация применяла "Митчелл" с января 1943 г. в Европе.
Самолет снят с производства в конце 1945 г. Снят с вооружения в США в 1948 г., в СССР -в 1952-1953 гг., в Великобритании - в 1946 г.

PBJ-1

Торпедоносец и патрульно-противолодочный самолет, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающееся шасси. Морской вариант среднего бомбардировщика B-25 был спроектирован в КБ "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р. Раиса и Дж. Этвуда. Опытный бомбардировщик NA-40-1 совершил первый полет в январе 1939г. Серийное производство на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Канзас-Сити развернуто в июле 1940г.
В 1942 г. между армией и флотом США было заключено соглашение о передаче части самолетов сухопутных типов для морской авиации. С января 1943 г. начался выпуск модификации PBJ-1 для авиации ВМФ, отличавшейся от бомбардировщика B-25 оборудованием. Часть самолетов была оснащена РЛС и торпедной подвеской. Всего изготовлено 706 PBJ-1 разных вариантов.
Выпускались основные модификации:
  - PBJ-1 на базе бомбардировщика B-25B с моторами R-2600-9, вооружение 4x12,7+1x7,62, бомбы до 1360 кг;
  - PBJ-1C на базе B-25C с моторами R-2600-13, вооружение 4x12,7+ 1x7,62 или 6x12,7, бомбы до 1360 кг;
  - PBJ-1D на базе B-25D, аналогичен PBJ-1C, но изготовлялся в Канзас-Сити, большая часть самолетов оснащена РЛС;
  - PBJ-1H на базе B-25H, штурмовик с вооружением 1x75+6x12,7 или 1x75+14x12,7, бомбы до 1460 кг;
  - PBJ-1J на базе B-25J с моторами R-2600-29, вооружение 8 - 12x12,7, бомбы до 1820 кг.
Экипаж различных модификаций - 4-6 чел.
Впервые армейские B-25 были привлечены для патрулирования у побережья США в декабре 1941 г. Морские PBJ-1 поступили на вооружение строевых частей в марте 1943 г. На фронте впервые использованы в декабре 1943 г. на о. Эспириту-Санто как патрульно-противолодочные. Позднее они действовали как дневные и ночные бомбардировщики против целей на Новой Гвинее. Самолеты бомбили японские базы в Рабауле и Кавиенге. В наступательных операциях PBJ-1 применили в марте 1944 г. сначала на о. Стерлинг. Позднее они часто поддерживали высадку десантов и продвижение войск на суше.
В качестве торпедоносцев PBJ-1 начали применяться в районе о-вов Бонин и Иводзима. Мелкие суда уничтожались также пушечно-пулеметным огнем и ракетами.
Морские "митчеллы" участвовали в боях за Сайпан, Иводзиму, Филиппины и Окинаву. В конце войны они совершали налеты и на саму Японию. В основном ударам подвергались верфи, портовые сооружения и суда на стоянках на о-вах Кюсю и Хонсю.
С целью подрыва судоходства противника самолеты совершали дальние рейды к о-вам Тайвань и Хайнань, северному побережью Китая, в Цусимский пролив и к берегам Кореи. Всего в войне приняли участие 15 эскадрилий авиации Корпуса морской пехоты США, вооруженных PBJ-1.
Небольшое количество B-25 (в основном B-25G) служило в разведывательных полках советской морской авиации в 1944-1945 гг.
Самолет сняли с производства в конце 1945 г. Флот США снял его с вооружения в 1948 г.

North American B-25 Mitchell

<...>
  Вариант NA-26, появившийся в сентябре 1939 года и облетанный в августе 1940 года, имел среднерасположенное крыло и более широкий фюзеляж, в закрытой усовершенствованной кабине которого пилот и штурман (второй пилот) располагались плечом к плечу. Самолет оснащался двумя двигателями Wright R-2600-9 Cyclones мощностью по 1700 л. с. В серийном производстве самолет получил обозначение B-25 и был назван Mitchell в честь Уильяма Митчелла, одного из создателей военной авиации США. Первый полет B-25 выполнил в августе 1940 года, а после постройки первых 24 машин обозначение было изменено на B-25A. Новый вариант, строившийся в количестве 40 машин, имел броню и протектированные топливные баки. Оставшиеся самолеты (от первоначального контракта в 120 машин) были построены в варианте B-25B, который отличался наличием надфюзеляжной и подфюзеляжной турелей со спаренными пулеметами. Следующая модификация, B-25C, выпускалась в количестве 1619 экземпляров и оснащалась автопилотом, двигателями R-2600-13 и дополнительными подкрыльевыми бомбодержателями. Затем было построено 2290 экземпляров в целом схожего с B-25C варианта B-25D.
  Два самолета B-25C, снятые со сборочной линии, использовались для испытаний противообледенительной системы крыла под обозначениями XB-25E (воздушно-тепловая система) и XB-25F (электротепловая).
<...>
  В течение 1943-1944 годов 60 самолетов B-25D, B-25G, B-25C и B-25J были переоборудованы в учебно-тренировочные для повышенной летной подготовки и получили обозначение AT-25A, AT-25B, AT-25C и AT-25D, соответственно, а еще чуть позже получили новые обозначения - TB-25D, TB-25G, TB-25C и TB-25J, соответственно.
<...>
  В общей сложности ВМС и КМП США приобрели 706 самолетов, схожих с B-25J, но имевших обозначения PBJ-1C (50 машин), PBJ-1D (152), PBJ-1G (1), PBJ-1H (248) и PBJ-1J (255 самолетов).
  Британские ВВС приобрели 23 самолета B-25B, которые получили обозначение Mitchell Mk I, после чего англичане получили также 432 самолета B-26C и 113 самолетов B-25D - им присвоили обозначение Mitchell Mk II. Следующая партия в 296 самолетов варианта B-25J была обозначена Mitchell Mk III. Самолеты Mitchell использовались также и другими государствами, включая Австралию, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Голландскую Восточную Индию, Индонезию, Канаду, Колумбию, Кубу, Мексику, Перу, Уругвай, Францию, Чили и даже СССР.
  Первые поставки в авиакорпус Армии США были выполнены весной 1941 года - первым получателем самолетов стала 17-я бомбардировочная авиагруппа. Самолет из этой группы первым потопил 24 декабря 1941 года японскую подводную лодку. Шестнадцать бомбардировщиков B-25 из этой же группы совершили 18 апреля 1942 года исторический налет на Японские острова - рейд под командованием подполковника Джеймса Дулиттла. Данные самолеты выполнили взлет с авианосца "Хорнет" и нанесли удар по целям в городах Кобе, Нагоя, Токио и Йокогама на расстоянии 1287 км (800 миль), после чего взяли курс на Китай. Многие совершили вынужденные посадки, несколько летчиков погибли или попали в плен. Самолеты Mitchell прошли через всю Вторую мировую войну и продолжали нести службу и в послевоенные годы, особенно в ВВС третьих стран. Последний B-25 из состава ВВС США был списан 21 мая 1960 года.
B-25D Mitchell. Изображен B-25D-1-NC Mitchell, №41-29896. B-25D имел фирменное обозначение NA-82A и в целом мало отличался от B-25C (NA-82), хотя 2290 таких самолетов построили на новом заводе "North American" в Канзасе (B-25C строились на заводе в калифорнийском Инглвуде). B-25 использовались в Северной Африке с августа 1942 года, когда четыре бомбардировочных группы приступили к нанесению ударов по войскам Роммеля. В 1943 году с началом отступления войск стран Оси самолеты B-25 доработали в штурмовики, и в таком виде они принимали участие во всех основных кампаниях, начиная от Туниса и заканчивая северной Италией.
Размещение экипажа в бомбардировщике B-25C/D
North American PBJ-1 Mitchell
B-25A, B-25B, B-25C
B-25D-25, B-25D-30, B-25D с усиленным вооружением, применявшийся на Тихоокеанском ТВД