Panavia Tornado IDS (GR)
Варианты:
Panavia - Tornado IDS (GR) - 1974 - International
Страна: International
Год: 1974


Двухместный всепогодный перехватчик и ударный самолет
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (12)
Panavia Tornado
  
  Созданный многонациональным западноевропейским консорциумом, Tornado остается одним из основных европейских боевых самолетов. Его ударные, разведывательные и предназначенные для подавления ПВО варианты сыграли важную роль на Балканах, в Ираке и Ливии.
  Великобритания, Западная Германия и Италия приступили к разработке Tornado в 1968 году, первый полет прототипа состоялся в 1974 году, а поставки серийных машин начались 1979 году. Самолеты британских ВВС продолжают нести службу в основном как дальние перехватчики и сухопутные ударные машины. Также на них возложены задачи борьбы с кораблями (Tornado GR.Mk 1B) и разведка (Tornado GR.Mk 1A). В 2001 году британские ВВС начали эксплуатацию GR.Mk 1, модернизированных до стандарта Tornado GR.Mk 4. Эти машины получили новые дисплеи в кабине, совместимые с очками ночного видения и модернизированной системой FLIR, расширенный комплекс средств РЭП, а также возможность нести контейнер TIALD для автономного использования высокоточного оружия. Разведывательные GR.Mk 1A были аналогичным образом доработаны до стандарта GR.Mk 4A.
  На начало 2012 года германские Люфтваффе располагали 148 самолетами IDS, включая 31 в стандарте ECR (Electronic Combat and Reconnaissance), вооруженном противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM. Самолеты должны пройти программу модернизации, аналогичную британским машинам, также получив возможность нести контейнер целеуказания Litening и буксируемую противорадиолокационную ловушку.

  В состав нового вооружения вошли бомбы с лазерным наведением BLU-109 и GBU-22 Paveway III, тактические крылатые ракеты KEPD 350 Taurus и ракеты класса "воздух-воздух" IRIS-T. Пятьдесят самолетов IDS германской морской авиации (Marineflieger) использовались для решения ударных задач, борьбы с кораблями (с ПКР Kormoran), прорыва ПВО (с ракетами HARM) и разведки, но в начале 2000-х годов их передали Люфтваффе после сокращения подразделений Marinefliger.
  Итальянские ВВС располагают тремя истребительно-бомбардировочными группами IDS, одна из которых, вооруженная ПКР Kormoran, специализируется на решении противокорабельных задач. Италия доработала 15 самолетов до стандарта IT ECR, оснастив их соответствующим БРЭО и ракетами HARM для подавления ПВО.
  Оператором Tornado остается и Саудовская Аравия, которая свела оставшиеся из 96 поставленных машин в три подразделения, одно из которых использует 12 Tornado в варианте разведчика.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Panavia Tornado GR.Mk 4

  Тип: двухместный всепогодный перехватчик и ударный самолет
  Силовая установка: два ТРДДФ Turbo-Union RB.199 Mk 103 тягой по 38,48 кН без форсажа и 71,50 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10975 м - 2338 км/ч или М-2,20; время набора высоты 9145 м менее 2 мин; потолок 15 240 м; боевой радиус при полете с максимальной боевой нагрузкой по профилю "большая-малая-большая высота" 1390 км
  Масса: пустого 13 890 кг; максимальная взлетная 27 951 кг
  Размеры: размах крыла 13,91 м при минимальной стреловидности и 8,60 м при максимальной стреловидности; длина 16,72 м; высота 5,95 м; площадь крыла 26,60 м1
  Вооружение: две 27-мм пушки IWKA Mauser с боезапасом 180 снарядов; максимальная боевая нагрузка свыше 9000 кг; в настоящее время она включает 454-кг свободнопадающие бомбы, бомбы с лазерным наведением CPU-123/B Paveway II; новое вооружение включает бомбы GBU-28 Paveway III и ракеты Storm Shadow
Всего построили 76 прототипов IDS, каждый из которых предназначался для испытаний определенных элементов программы. На снимке - второй итальянский прототип (девятая построенная машина или P.09), в основном использовавшийся для отработки вооружения.
The Tornado P-14, sole pre-production example assembled in Italy, with AMI test establishment marking RS:01. The TTTE number I-40 was applied only for the visit by this aircraft for the official opening at Cottesmore on 29 January 1981; it is not part of the TTTE fleet.
Tornado IDS. Данный Tornado несет обозначения 33-й истребительно-бомбардировочной авиационной эскадры (JBG 33), которая дислоцируется на авиабазе Бюхель, а ее самолеты являются носителями ядерного оружия - американских бомб В61. Большая часть самолетов в эскадре - из пятой производственной серии. На рисунке самолет изображен с контейнером MW-1.
Tornado IDS. В рейдах "Восточный экспресс" пилоты эскадры MFG 2 много раз могли видеть наяву самолеты противника, так как над международными водами их иногда перехватывали базировавшиеся в Польше советские Су-27 и МиГ-29 из ГДР. К моменту расформирования MFG 1 в 1994 году эти полеты стали просто обычной повседневной задачей.
Typical of the German-built Tornadoes at the TTTE Cottesmore is this dual-control example. The Luftwaffe serial number 4005 appears in small numerals beneath the national insignia on the fin, and the "last two" appear on the front fuselage together with the "43" indicating Tornado as a type.
Разведчики Tornado состоят на вооружении эскадры АС 51, которая за последние годы стала самой востребованной в Люфтваффе частью, вооруженной самолетами этого типа. Встроенной разведаппаратуры германские Tornado не имеют, все датчики находятся в подвесных контейнерах.
Немецкие Tornado ECR активно применялись в боевых операциях в небе бывшей Югославии. Изображенный здесь самолет из 32-й эскадры (JBG 32) вместе с оснащенными разведаппаратурой самолетами Tornado IDS из 51-й эскадры (AG 51) входил в состав 1-й боевой эскадры Люфтваффе, дислоцировавшейся в Пьяченце с августа 1995 по август 2001 года.
Tornado GR Mk 1 ZA322 serving at the TTTE Cottesmore as B-50. a number indicating that this is a fully operational aircraft; tail numbers from 1 to 49 apply to aircraft with dual controls. ZA322 is the fourth production Tornado off the British assembly line and the second in operational configuration.
На британских GR.Mk 1A были сняты обе пушки, что позволило установить систему внутренних фотокамер в отличие от разведывательных вариантов самолета двух других стран. Под носовой частью виден обтекатель системы Vinten 4000.
Tornado GR.1A (рег. ZA 396/GE) из 15-й АЭ Британских ВВС (No.15 Sqdn. RAF), сбитый к-ном Джамилем Сэйхудом (Jameel Sayhood) 19 января 1991г.
Tornado GR.Mk 4. Модернизация под стандарт GR.Mk 4 и последующие усовершенствования позволили обеспечить Tornado высокий боевой потенциал, с 2003 года самолеты активно применяются в Ираке, а в 2009 году были привлечены к операции в Афганистане. С помощью УАБ и КАБ он способен эффективно оказывать поддержку войскам.
Tornado GR.Mk 4 из британской IX эскадрильи, базировался в Али-эль-Салем (Кувейт) в ходе операции "Telic", 2003 год. На иллюстрации он показан с подвеской ракет ALARM для подавления ПВО.