Hiller UH-12 / OH-23 Raven
Страна: США
Год: 1947
Вертолет

Трехместный военный вертолет
Описание
Фотографии
Hiller Model 360, UH-12 и OH-23 Raven

   Компания "Hiller Helicopters Inc." была образована в 1942 году специально для разработки и производства вертолетов. Первыми изделиями компании стали Model XH-44, UH-4 Commuter и UH-5 с принципиально новой системой управления несущим винтом "Rotor-Matic". Эти работы привели к постройке прототипа Model 360. Первым серийным вертолетом фирмы, которая к этому времени вошла в состав компании "United Helicopters", стал UH-12 (внутреннее обозначение разработчика - Model 12), который отличался простотой конструкции. UH-12 выполнен по одновинтовой схеме с двухлопастными несущим и рулевым винтами. Конструкция оказалась очень удачной, машину строили в двух- и трехместном вариантах для гражданского и военного применения. Ранний Model 12 был первым гражданским вертолетом, выполнившим перелет через континентальную часть США. До окончания производства в 1965 году построили более 2000 вертолетов, 300 из которых поставили на экспорт. На протяжении всего периода серийного производства вертолет постоянно совершенствовался.
   Коммерческие варианты с UH-12A по UH-12DB Армии США обозначались, соответственно, от OH-23A до OH-23D Raven, а в ВМС США - HTE-1 и HTE-2. Вертолет UH-12E (его военный вариант OH-23G) сам являлся модификацией трехместного с двойным управлением военного OH-23D. OH-23F - военный вариант четырехместного с удлиненным фюзеляжем гражданского вертолета UH-12E4. В процессе серийного выпуска UH-12E машины получали более мощные моторы и в их обозначении стали появляться суффиксы L3, L4, SL3 и SL4. Вертолеты OH-23 экспортировались в Аргентину, Боливию, Колумбию, Чили, Доминиканскую Республику, Гватемалу, Гайану, Мексику, Марокко, Нидерланды, Парагвай, Швейцарию, Таиланд, Уругвай и на Кубу. Армия Канады закупила OH-23G, дав им собственное обозначение CH-112 Nomad, британские ВМС эксплуатировали несколько OH-23G под обозначением Hiller HT.Mk 2.
   На пике серийного выпуска вертолетов UH-12/OH-23 компания "Hiller" вошла в состав "Fairchild Corporation", но в 1973 году была образована новая "Hiller Aviation", которой отошли права на конструкцию и техническую оснастку для производства UH-12E. Данная компания в течение нескольких лет осуществляла техническое обслуживание вертолетов данного типа по всему миру. С апреля 1984 года компания "Hiller" работала под брендом "Rogerson Helicopters", а еще позже - "Rogerson Hiller", которая в 1991 году и возобновила выпуск поршневого UH-12E под названием Hauler. Некоторое количество таких машин удалось поставить на экспорт. Компания предложила вариант UH-12ET, разработанный согласно требованиям Армии США к перспективному учебному вертолету NHT(NewTraining Helicopter). Компания сегодня известна как "Hiller Aircraft Corp." и занимается заменой поршневых моторов вертолетов на ГТД.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hiller OH-23D Raven

   Тип: трехместный военный вертолет
   Силовая установка: один 6-цилиндровый ПД Avco Lycoming VO-540-A1B мощностью 323 л. с. (241 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 153 км/ч; крейсерская скорость 132 км/ч; практический потолок 4025 м; дальность 330 км
   Масса: пустого 824 кг; максимальная взлетная 1225 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 10,82 м; длина 8,53 м; высота 2,97 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 92,47 м2
Отличительной внешней особенностью вертолетов семейства UH-12 (изображен UH-12E) является сильно отклоненная вверх хвостовая балка. Наклонно к ней, а затем и поверх этой балки проходит вал рулевого винта.
Голландские ВВС с 1955 года приобрели 36 вертолетов OH-23B, с вооружения их сняли в 1965 году.
Gholam-Reza Rahbariyan at the controls of a Hiller H-23D Raven during training at Camp Wolters in Texas in 1961. The US Army Primary Helicopter School was run by Southern Airways, which was responsible for rotary­wing flight training from classroom to certification, as well as the maintenance of the school’s Army helicopters.
The first jet fighters in the Caribbean, six Vampire F.1s, are seen here undergoing assembly at San Isidro, still devoid of Dominican markings, in early 1956. In the corner is an AMD Hiller UH-12 helicopter and outside the hangar are a couple of decrepit Thunderbolts.
Hiller Model 12E-L with stability-augmented rotor system
Hiller H-23D three-seater just entering service with the Army
Hiller Model 12E-L3.
Management Aviation Hiller UH-12E G-ATDM
The early Hillier 12E multi-mission military helicopter was demonstrating its manoeuvrability on the power of its 305 h.p. Lycoming VO-540 engine, which made it the most powerful helicopter in its class at the time.
Hiller OH-23G light observation helicopter, similar to the commercial Model 12E
Hiller H-23F Raven.
Helispray Ltd., based at St. Neots in Cambridge, use two Hiller UH-12ES on year-round services. Here G-BDOI is seen spraying a field of potatoes to protect them against blight
Hiller Model E4.
B-BBLC is one of a batch of Six Hiller 360 UH-12Es recently imported. This one, bearing USA markings N31702, was photographed recently at Elstree.
Agricopters Hiller UH-12E G-AVKY
First photo of the new Hiller 12-C (U.S. Army H-23C) mounted on skids. Canopy is more rounded. This is Australia's first commercial helicopter - T.A.A.'s VH-THA, beating A.N.A. by one day. W. German air force will have 14 Model 12-Cs.
A Hiller HTE-2 of No. 845 Squadron, Royal Navy, used for observation, at Mersing, Malaya, during Exercise "Quickdip".
Hiller Model E4 four-seat light helicopter (305 hp Lycoming VO-540 engine)
Hiller Model E4 (305 hp Lycoming VO-540 engine)
Widely used by the USAF during the 1950s and 1960s, the C-124A Globemaster II’s cavernous hold is shown off to good effect here as one of four Hiller UH-12Es bound for the Chilean Air Force is winched aboard - apart from removal of the main rotor, no other dismantling was needed to accommodate helicopters of this size.
The backbone of MATS airlift in the early years was the Douglas C-124 Globemaster II, which could carry 95% of the US Army's Field Force equipment. The picture shows loading trials with a Hiller UH-12 (or H-23 Raven).
Легкий многоцелевой вертолет Хиллер 12E
The Hiller UH-12/OH-23 Raven was one of many rotary-wing types to enter US Army service in the 1950s - it also saw service with several overseas military operators. This early example. 157/'ABB', was one of a number to enter service with the French Aviation Legere de l’Armee de Terre (ALAT), which was initially formed in 1954.
One of two Hiller HTE2s borrowed from the Navy when Army Sycamores were grounded for a period in 1953.
Капитан Валери Андре. Одна из миссий В. Андре (на снимке третья слева) по эвакуации раненых на вертолете «Хиллер-360». Индокитай. Не ранее 1951г.
Hiller Model L4, with new automatically-stabilized rotor system
Hiller SL4 four-seat light helicopter with stability-augmented rotor system
Момент пленения северокорейцами экипажа вертолета H-23, 17 мая 1963г.
Экипаж американского вертолета OH-23, подбитого ПВО КНДР 17 мая 1963г. под прицелом северокорейских пограничников.