English Electric / BAE Canberra
Варианты:
English Electric / BAE - Canberra - 1949 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1949


Двухместный бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (21)
English Electric Canberra

  Тем временем совершенствование и выпуск самолета Canberra продолжалось. В итоге сделали 1352 машины. Из них 901 собрала фирма "English Electric" и ее субподрядчики ("Avro", "Handley Page" и "Short"); 48 самолетов построил по лицензии для австралийских ВВС производственный отдел Министерства обороны Австралии. В США компания "Martin" из Балтимора, штат Мэриленд, построила по лицензии еще 403 немного переделанных самолетов под фирменным обозначением Model 272 и военным обозначением B-57. В 1963 году в результате слияния компаний "Bristol", "English Electric", "Hunting" и "Vickers-Armstrong" появилась фирма "British Aircraft Corporation" (BAC). В дальнейшем она несла ответственность за самолет Canberra до 1977 года, когда фирма BAC объединилась с компаниями "Hawker Siddeley" и "Scottish Aviation" в концерн "British Aerospace".
  Как и самолет de Havilland Mosquito, Canberra предназначен для полетов на больших скоростях и высотах, что позволило обойтись без оборонительного вооружения. Такие возможности означали, что Canberra может побить ряд рекордов, в частности рекорды высоты и скорости. 29 августа 1955 года Canberra с турбореактивными двигателями Bristol Olympus установил мировой рекорд высоты - 20079 м. 28 августа 1957 года другой самолет Canberra с турбореактивными двигателями Avon, дополненными ракетными ускорителями Napier Double Scorpion, улучшил рекорд, достигнув высоты 21 336 м.

  
Варианты

  Canberra PR.Mk 3: B.Mk 2 с оборудованием для высотной фоторазведки (37 самолетов); еще два самолета построили для Венесуэлы под обозначением Canberra PR.Mk 83
  Canberra T.Mk 4: учебная версия B.Mk 2 со сдвоенным управлением (67 самолетов). Позднее часть самолетов переоборудована для экспорта: Canberra T.Mk 13 для Новой Зеландии, Canberra T.Mk 54 для Индии, Canberra T.Mk 64 для Аргентины и Canberra T.Mk 84 для Венесуэлы
  Canberra B.Mk 5: самолет-мишень на базе B.Mk 2 с носовым обтекателем без остекления и плоским иллюминатором бомбардира (один прототип)
  Canberra B.Mk 6: развитие версии B.Mk 2 с увеличенным запасом топлива и турбореактивными двигателями Avon Mk 109 тягой по 32,92 кН (103 самолета)
  Canberra B (I) .Mk 6: промежуточная версия ночного тяжелого перехватчика с подкрыльевыми и подфюзеляжными пушечными контейнерами (22 самолета). 10 из них позже продали Индии и столько же - Перу под обозначениями Canberra B(I).Mk 66 и Canberra B(I).Mk 56
  Canberra PR.Mk 7: PR.Mk 3 с турбореактивными двигателями Avon Mk 109. 77 таких самолетов под обозначением Canberra PR.Mk 57 проданы Индии, получившей позже еще две машины Canberra PR.Mk 67 со слегка видоизмененным оборудованием
<...>
  Canberra U.Mk 10; беспилотный самолет-мишень, переделанный из B.Mk 2. Позднее получил новое обозначение Canberra D.Mk 10
  Canberra T.Mk 11: модификация B.Mk 2 с РЛС AI.Mk 17 в носовой части фюзеляжа и кабиной для двух пилотов и двух курсантов; разработан для обучения пилотов и штурманов всепогодных истребителей использованию РЛС перехвата воздушных целей (семь переделанных машин)
  Canberra T.Mk 13: версия T.Mk 4 для ВВС Новой Зеландии (два самолета)
  Canberra U.Mk 14: конверсия Canberra D.Mk 10, проведена фирмой "Shorts" (позже переименована в Canberra D.Mk 14) для использования в качестве самолетов-мишеней при испытаниях морской ЗРК Sea Cat
  Canberra B.Mk 15: модификация B.Mk 6 с подкрыльевыми креплениями для двух 454-кг бомб либо блоков НАР и усовершенствованным навигационно-связным оборудованием (38 переделанных машин)
  Canberra E.Mk 15: модификация B.Mk 15 для высотной калибровки навигационного оборудования
  Canberra B.Mk 16: аналог B.Mk 15 с добавлением оборудования Blue Shadow (20 переделанных машин)
  Canberra T.Mk 17: конверсия учебной модификации B.Mk 2 с системой РЭБ Whittaker ARI.23363 либо ARI.23379 Yellow Veil, оборудованием радиотехнической разведки GTE Dragonfly, блоками сброса дипольных отражателей в бомбовом отсеке и системой оповещения об облучении РЛС в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. Конвертированы 24 машины. В конце 1980-х годов шесть из 12 уцелевших к тому времени самолетов модифицировали до стандарта Canberra T.Mk 17A, оснастив их улучшенной системой РЭБ
  Canberra TT.Mk 18: буксировщик мишеней на базе B.Mk 2. Построены 18 экземпляров
  Canberra T.Mk 19: самолет-мишень. Фирма "Marshalls" переделала восемь таких самолетов из учебных ночных истребителей T.Mk 11
  Canberra B.Mk 20: построенный в Австралии по лицензии тактический бомбардировщик с двигателями Avon Mk 109 (48 экземпляров)
  Canberra T.Mk 21: переделанный в Австралии учебный самолет (семь экземпляров - пять переделано из Mk 20 и два - из Mk 2)
  Canberra T.Mk 22: учебная версия PR.Mk 7 с РЛС Blue Parrot и другими системами для экипажей морской авиации Великобритании. Построены семь экземпляров
Прототип, 1949 год. Прототип Canberra был окрашен в цвет, получивший название "Petter blue" - в честь главного конструктора У. Петтера. От серийных машин прототип отличался наличием форкиля и носовым обтекателем, под которым размещалась антенна РЛС (на серийных машинах нос имел остекление, и там располагалось место штурмана-бомбардира).
Canberra B.Mk 2, 10-я аэ, британские ВВС, 1956 год. 10-я эскадрилья выполняла на Canberra B.Mk 2 бомбардировки египетских авиабаз в ходе операции "Musketeer" по захвату Суэцкого канала в 1956 году. Самолеты имели отличительные черные и желтые полосы на крыле и хвостовой части фюзеляжа.
Canberra B.Mk 2, 249-я аэ, британские ВВС, 1958 год. Поступившие в 249-ю авиаэскадрилью (аэ) самолеты Canberra имели в сравнении с Venom большие дальность, продолжительность полета и боезапас. Эскадрилья стала первой из четырех подразделений, вошедших в состав ударного авиакрыла "Akrotiri", дислоцированного на Кипре в 1950-х годах. В 1959 году эскадрилья перевооружилась с B.Mk 2 Canberra на B.Mk 6.
Западная Германия. Люфтваффе получили только три бывших британских бомбардировщика B.Mk 2, использовав их для тестов и испытаний. Этот самолет полностью окрашен в ярко-оранжевый цвет.
Canberra B.Mk 2, Люфтваффе, 1975 год. Люфтваффе (ВВС ФРГ) приобрели три бывших британских Canberra B.Mk 2, из которых два эксплуатировались в 61-м испытательном центре в Ване и Манхинге вплоть до 2000 года (выполняли фотосъемку, принимали участие в испытаниях и пр.). Изображен бывший WK130 британского Бомбардировочного командования.
Canberra B.Mk 2, 5-я аэ, ВВС Родезии. Изображен Canberra B.Mk 2 из 5-й эскадрильи, дислоцированной в 1970 году на авиабазе Нью-Сарум. Самолеты применялись в ходе вооруженных действий как разведчики и дальние бомбардировщики, нанося удары по целям на своей территории, а также в Замбии, Ботсване, Мозамбике и Анголе. Над Мозамбиком было потеряно два самолета.
Самолет Canberra B.Mk 2 из 5-й эскадрильи ВВС Родезии, он базировался в Нью-Сарум в 1970 году. Canberra выполняли задания по дальней разведке и бомбардировке и поражали цели на территории Родезии, а также в Замбии, Ботсване, Мозамбике и Анголе. Два самолета были потеряны над Мозамбиком.
Canberra T.Mk 4,85-я аэ, британские ВВС, 1971 год. В кабине Canberra T.Mk 4 инструктор находился справа, курсант - слева, а штурман - сразу за курсантом. Изображен самолет 85-й эскадрильи, которая эксплуатировала окрашенные в серый камуфляж Canberra и Meteor в процессе учебной подготовки, но в 1975 году эскадрилью реорганизовали и перевооружили на ЗРК Bloodhound.
Canberra B.Mk 6 (BS). Данный переоборудованный самолет Canberra B.Mk 6 (BS) большую часть службы принадлежал 51-й эскадрилье (авиабазы Уоттон и Уайтон), секретному подразделению радиотехнической и радиоэлектронной разведки британских ВВС. Самолет изображен в том виде, в котором в 1976 году был представлен общественности - как последний самолет данного типа, покинувший 51-ю эскадрилью. На смену им пришли самолеты Nimrod R.Mk 1.
Canberra TT.Mk 18,7-я аэ, британские ВВС, конец 1970-х годов. Буксировщики мишеней Canberra TT.Mk 18 переоборудовались из "лишних" B.Mk 2. Данная схема окраски применялась на буксировщиках мишеней со времен Второй мировой войны.
Специальный вариант для буксировки мишеней Canberra TT.Mk 18 переделали из B.Mk 2. На иллюстрации показан самолет из 7-й эскадрильи британских ВВС.
Canberra TT.Mk 18, FRADU. Изображен B.Mk 2 британских ВВС, переоборудованный в 1972 году в вариант TT.Mk 18 и переданный подразделению оценки потребностей и направлений развития британских ВМС (FRADU, Fleet Requirements and Direction Unit), авиабаза Йовилтон. Самолет сохранил окраску ВВС, он решал задачи буксировки мишеней и сам служил мишенью при подготовке операторов РЛС.
GAF Electric Canberra Mk.20 из 2-й АЭ Королевских ВВС Австралии. Самолет был сбит 3 ноября 1970 г. над Южным Вьетнамом. Экипаж (флайинг-офицер М. Херберт и пайлот-офицер Р. Карвер) пропал без вести
The GAF Canberra B.20 was the RAF's first jet bomber and camouflaged versions, such as A84-232, operated with No 2 Squadron in the Vietnam War, 1967-71.
Эфиопия. Четыре эфиопских Canberra B.Mk 52 также были доработанными B.Mk 2 из состава британских ВВС. Поставленные в 1968 году, они использовались в качестве бомбардировщиков. Одно время самолеты Canberra были основным источником экспортных доходов корпорации BAC.
Разведчик Canberra PR.Mk.52 из 106-й АЭ ВВС Индии
Canberra В.2, ВВС Аргентины. Canberra из 2-й группы выполнили во время Фолклендской войны 1982 года 54 боевых вылета, в том числе восемь - на разведку, четыре - для действий против кораблей и судов противника, а также 36 - в качестве бомбардировщиков (14 - днем и 22 - ночью).
English Electric Canberra B.Mk 62. Аргентинские Canberra из 2-й группы выполнили 54 боевых вылета, включая три полета на тактическую разведку и четыре дальних рейда для нанесения ударов по британским кораблям. Изображен самолет британской постройки, выполнивший 14 дневных и 22 ночных боевых вылета на бомбардировку.
BAe Canberra B.Mk62 из Gruppo Aereo 2/II Brigada Aerea ВВС Аргентины. Самолет выполнил 15 боевых вылетов в район Фолклендских островов.
English Electric Canberra B Mk 66.
English Electric Canberra Tp.52 из авиакрыла F8 ВВС Швеции. Авиабаза Беркебей, начало 1960-х гг.