Варианты
- Taylor - Cub - 1931 - США
- Piper - Cub J-3/J-4 / L-4 Grasshopper / PA-11 - 1937 - США
- Piper - Cruiser J-5 / L-14 / PA-12 / PA-14 - 1939 - США
- CNNA - HL-1 - 1940 - Бразилия
- Piper - TG-8 - 1941 - США
- CAP (Paulista) - CAP-4 Paulistinha - 1945 - Бразилия
- Piper - Super Cub PA-18 / L-8 / L-21 - 1949 - США
- Miller - Twin / M-6 - 1957 - Великобритания
- LIPNUR - NU-85 Belalang / NU-90 - 1958 - Индонезия
- Datwyler - MDC-Trailer - 1962 - Швейцария
- Wag-Aero - CUBy / Wag-A-Bond - 1975 - США
- CubCrafters - Carbon Cub EX / XCub - 2008 - США
Piper J-5 Cruiser и L-14
Линейку самолетов J-3 и J-4 расширили за счет модели J-5 Cruiser, которая была во многом схожа с J-3, но имела более широкий фюзеляж и стала трехместной. Самолет впервые появился в начале 1940 года под обозначением J-5A Cruiser - он оснащался двигателем Continental A75-8 мощностью 75 л.с., а затем стал доступен и в варианте J-5B - с двигателем Avco Lycoming GO-145C2 аналогичной мощности, а после установки двигателя O-235-C мощностью 100 л.с. был переименован в J-5C.
Гражданские J-5A и J-5B были мобилизованы Армией США после начала Второй мировой войны и поступили в эксплуатацию под обозначениями L-4F и L-4G. ВМС США приобрели 100 самолетов, схожих с J-5C, и присвоили им обозначение HE-1. Самолеты оснащались двигателями O-235-2 мощностью 100 л. с. и комплектовались складными носилками - для облегчения загрузки и выгрузки раненого. В 1943 году данные самолеты были переименованы в AE-1 (литера "H" была присвоена вертолетам).
Успех санитарного варианта HE-1 авиации ВМС США побудил командование Армии США в 1945 году приобрести пять в целом схожих самолетов для проведения оценочной эксплуатации. Машины получили обозначение YL-14 и отличались более мощным двигателем Avco Lycoming O-190-C (130 л.с.), который обеспечивал самолету максимальную скорость полета 185 км/ч при максимальной взлетной массе 816 кг. Самолеты, конечно, также были оборудованы для перевозки носилочного раненого. Результаты испытаний были весьма многообещающими, и компания "Piper" получила контракт на 845 самолетов под обозначением L-14. Однако до окончания войны в Европе заказчику не был поставлен ни один такой самолет, а сам контракт аннулировали.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
J-5C Cruiser
Тип: трехместный легкий самолет
Силовая установка: один ПД Avco Lycoming O-235-C мощностью 100 л. с. (75 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 177 км/ч; практический потолок 4570 м; дальность полета 620 км
Масса: пустого 388 кг; максимальная взлетная 703 кг
Размеры: размах крыла 10,82 м; длина 6,86 м; высота 2,08 м; площадь крыла 16,63 м1
Описание:
- Piper J-5 Cruiser и L-14
- Piper PA-12 Super Cruiser
- Piper PA-14 Family Cruiser
Фотографии
-
Air Enthusiast 2000-03 / G.Jones - Cruising the World
Регистрационный номер: NX8671M [4] A portfolio of 'City of the Angels', including the superb 'world map' of the tour on the rear fuselage
-
Air Enthusiast 2000-03 / G.Jones - Cruising the World
Регистрационный номер: NX8671M [4] -
Air Enthusiast 2000-03 / G.Jones - Cruising the World
Регистрационный номер: NX8671M [4] -
Air Enthusiast 2000-03 / G.Jones - Cruising the World
Регистрационный номер: NX8671M [4] -
Air Enthusiast 2006-07 / F.Willemsen - Iberian Classics /History on the wing/
FIO's Piper L-14 Army Cruiser, the only survivor of just 13 completed. In 1947 it was bought by the Marquis de Merito, who flew it until 1957. Only after a lengthy restoration did it get airborne again in 2003.
-
Aeroplane Monthly 1997-03 / J.Meadows - Doctor in the air
Jack Pickup’s Piper Super Cruiser beached, probably at Alert Bay circa 1950. The distinctive red-and-yellow colour scheme made it the best-known aeroplane in the area at the time. Note the additional water-rudder, vital to help longitudinal control when taxying
-
Мировая Авиация 214
В совокупности было выпущено 1507 трехместных самолетов семейства J-5 Cruiser.
-
Авиация и Космонавтика 2023-04 / А.Пухлов - Советские "воздушные автомобили". Легкомоторные высокопланы 1930-х годов.
Регистрационный номер: NC33532 Пайпер J-5
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Piper J5C-104 Super-Cruiser Three-seat Cabin Monoplane (104 h.p. Lycoming engine).
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Piper AE-1 Light Naval Ambulance (100 h.p. Lycoming engine).
-
Мировая Авиация 214
100 самолетов Piper J-5C Cub в варианте санитарных HE-1 поступили в ВМС США. Задняя часть фюзеляжа откидывалась на шарнирах для погрузки носилок.
-
Aeroplane Monthly 1997-02 / M.Oakey - Vintage news
Регистрационный номер: EC-AAP [4] Piper L-14 Army Cruiser ambulance EC-AAP at the time that its Spanish C of A was issued on April 2, 1952.
-
Air Enthusiast 1997-05 / Round-Out
Регистрационный номер: EC-AAP [4] An extract from Piper L-14 EC-AAP’s DGAC registration document, Malaga 1952. Restoration of this rare aircraft is nearly complete.
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.Hooks - Gatwick arrivals /Post-war rally/
Регистрационный номер: HB-OOC From Switzerland came M and Mme Perrier in their three-seat Piper Super Cruiser HB-OOC, an aircraft that is still registered today.
-
Мировая Авиация 214
Регистрационный номер: G-ARTH Всего было построено 3760 трехместных PA-12 Super Cruiser, оснащавшихся двигателем Lycoming O-235-C мощностью 100 л. с. и модифицированным обтекаемым капотом.
-
Мировая Авиация 214
Регистрационный номер: G-AWPW [2] Оснащенный двигателем O-235-C мощностью 100 л. с., PA-12 Super Cruiser развивал на уровне моря максимальную скорость 183 км/ч.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Регистрационный номер: G-AWPW [2] Piper PA-12 Super Cruiser.
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / B.Martin - Britain's civil aircraft register
Регистрационный номер: G-BCAZ Piper PA.12 Super Cruiser G-BCAZ
-
АвиаМастер 2004-04 / В.Морозов - Пылающий остров /Из истории воздушных войн/ (1)
Регистрационный номер: N78467 Кубинский "транспортник": "Пайпер" PA-12 "Супер Крузер".
-
Air Pictorial 1976-03 / J.Wegg - Angola - a last look?
Регистрационный номер: CR-LDN Piper Super Cruiser CR-LDN, formerly South African ZS-BPK
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.Hooks - Gatwick arrivals /Post-war rally/
Регистрационный номер: PH-NCY A line-up of visiting aircraft at the Gatwick rally. Piper Cub PH-NCU was unfortuinately involved in a fatal crash on its return flight. In the background a number of Spitfires await attention from Airwork, in front of three Saudi Lodestars.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed Lodestar L-18/C-59/R5O - США - 1939Piper Cub J-3/J-4 / L-4 Grasshopper / PA-11 - США - 1937Supermarine Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24 - Великобритания - 1944
-
Air-Britain Archive 1981-01
Регистрационный номер: OO-YAN PA-12 Super Cruiser OO-YAN, probably during its days with Publi Sky at Antwerp in the late fifties/early sixties.
-
Мировая Авиация 214
Четырехместный PA-14 большого интереса у покупателей не вызвал.
-
Air-Britain Archive 1981-01
Регистрационный номер: OO-JAK Piper Family Cruiser OO-JAK at Antwerp. After an accident it was handed over to the Brussels Aviation Museum.
-
Aeroplane Monthly 1997-02 / M.Oakey - Vintage news
Регистрационный номер: EC-AAP [4] Piper L-14 Army Cruiser ambulance EC-AAP under restoration at Burgos, Spain, in November 1996.
-
Air Enthusiast 1997-05 / Round-Out
Регистрационный номер: EC-AAP [4] The stripped down frame of L-14 EC-AAP at Burgos in December 1996.
- Фотографии