Messerschmitt Me.410 Hornisse
Варианты:
Messerschmitt - Me.410 Hornisse - 1942 - Германия
Страна: Германия
Год: 1942


Тяжелый двухместный истребитель
Описание:
Me.410 Hornisse
Me.210/Me.410 Hornisse (разв.)
Messerschmitt Me 210 и Me 410 Hornisse
Фотографии:

Ч/б фото (67)

Me.410 Hornisse

Многоцелевой самолет, выпускавшийся в вариантах скоростного бомбардировщика, тяжелого истребителя и разведчика. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. Сконструирован в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" под руководством В. Мессершмитта. Представлял собой дальнейшее развитие Me 210 с измененным крылом, предкрылками, новой хвостовой частью фюзеляжа. Опытный образец Me 410V1 переделали из Me 210A-0. Его испытания начались осенью 1942 г. Серийное производство началось с января 1943 г. Выпускался заводами "Мессершмитт" в Аугсбурге, "Дорнье верке" во Фридрихсхафене. Всего построено 1160 Me 410 всех модификаций, включая бомбардировщики и разведчики (часть из них переделали из недостроенных Me 210).
Бомбардировочные варианты состояли на вооружении в Германии и Венгрии с начала 1943 г.
Основные серийные модификации (как истребителя):
   - Me 410A, тяжелый истребитель с моторами DB603A, вариант А2/U4 с вооружением 1x50;
   - Me 410B, тяжелый истребитель и истребитель-бомбардировщик с моторами DB603G, большое количество вариантов вооружения (4x20, 2x30, 1x50+2x30 и т.д.), вариант В-6 имел РЛС.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - Me 410A-1, пикирующий бомбардировщик с моторами DB603A, вооружение 2x20+2x13+2x7,9, бомбы до 1500 кг (поздние серии - до 1700 кг);
   - Me 410B-1 с моторами DB603C, аналогичный А-1.
С мая 1943 г. Me 410 появились на фронте в Тунисе. В сентябре их использовали для налетов на Англию. С апреля 1944 г. - в ПВО Германии. В мае они участвовали в боях во Франции. С апреля 1944 г. использовались и ночью. Венгерские бомбардировщики с декабря 1944 г. действовали на Восточном фронте.
Me 410 снят с производства в сентябре 1944 г. Бомбардировочные варианты перестали использоваться немцами на фронте в конце 1944 г.


Самолет||Me 410A-1/ Me 410B-1
Размах:||16,4 м/16,35 м
Длина:||12,4 м/12,5 м
Моторы, количество х мощность:||2x1720 л.с./ 2x1900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10760 кг/11250 кг
Максимальная скорость:||620 км/ч / 625 км/ч
Практический потолок:||10370 м/?
Дальность:||1600 км/?

Me.210/Me.410 Hornisse (разв.)

Немецкие тяжелые истребители Me 210 и Me 410 имели целый ряд разведывательных модификаций. Это были двухмоторные цельнометаллические монопланы с убирающимся шасси. Они были спроектированы в КБ фирмы "Мессершмитт АГ" (ранее BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец истребителя, Me 210V1, впервые взлетел 5 сентября 1939 г. Серийное производство начали с малой серии истребителей Me 210A-0 в апреле 1941 г. Первый опытный образец разведчика, Me 210V17, поднялся в воздух 11 ноября 1942 г. В Германии разведывательный вариант серийно не выпускался, но лицензию на него продали в Венгрию.
Осенью 1942 г. Me 210 был модернизирован и вновь запущен в производство как Me 410 с другими двигателями. Под этот стандарт дорабатывали и ранее собранные Me 210. Его разведывательные модификации строились на заводах "Мессершмитт" в Аугсбурге и Регенсбурге, MIAG в Брауншвейге, "Дорнье" в Фридрихсгафене, "Дюна репюлогенгиар" в Будапеште (Венгрия). Самолеты венгерского производства фактически представляли собой гибрид исходного Me 210 и более позднего Me 410. Общее количество построенных Me 210/410 - 1696 экз. Число разведчиков среди них неизвестно.
Истребители Me 210A состояли на вооружении в Германии с августа 1942 г., разведчики Me410A-1/U1 -с мая 1943г., в Венгрии Me 210A-1 - с начала 1943 г.
Серийно выпускались следующие разведывательные модификации Me 210/Me 410:
   - Ме 210C-1 - венгерский вариант с моторами DB 605B и вооружением 2x20+2x13+2x7,9;
   - Me 410A-1/U1 - переделка в разведчик тяжелого истребителя Me 410A-1 с моторами DB 603A и вооружением 2x20+2x13+2x7,9;
   - Me 410A-3 с моторами DB 603A и установкой фотоаппаратуры в бывшем отсеке вооружения под носовой частью, вооружение 2x20+2x13;
   - Ме 410B-3 - аналог типа Me 410A-3 с моторами DB 603G.
Впервые Люфтваффе применили разведчики Me 410 на Сардинии в мае 1943 г. Позднее они действовали с аэродромов материковой Италии. С начала 1944 г. Me 410A-3 появились в разведывательных эскадрильях во Франции, с середины 1944 г. - в Польше и Прибалтике. Немцы в 1943 - 1944 гг. эксплуатировали и самолеты венгерской постройки.
Венгерские Me 210C-1 с начала 1944 г. начали действовать на советско-германском фронте.
Производство Me 210 прекратили в Венгрии в марте 1944 г., в Германии Me 410 перестали собирать в сентябре того же года. С вооружения самолет не снимался в обеих странах до самого конца войны.

Messerschmitt Me 210 и Me 410 Hornisse

<...>
   Крыло Me 210 оборудовали автоматическими щелевыми предкрылками, изменили и удлинили хвостовую часть фюзеляжа, установили моторы DB 603A мощностью по 1750 л. с. Обновленный вариант получил обозначение Me 410.
   В прототип Me 410 перестроили Me 210A-0, затем в Me 410 доработали еще несколько самолетов Me 210A. Первые Me 410 Hornisse Люфтваффе получили в январе 1943 года, до конца апреля было поставлено 48 самолетов, заменивших в ряде частей Do 217 и Ju 88. До конца 1943 года завод "Messerschmitt" в Аугсбурге собрал 457 истребителей. Для увеличения объема производства в начале 1944 года к программе подключили фирму "Dornier".
   Развитием базового варианта стал Me 410B с моторами DB 603G мощностью по 1900 л. с., строившийся в нескольких вариантах с различным вооружением.

   С усилением в 1944 году дневных налетов авиации союзников на Германию Me 410 все больше стали использовать в системе ПВО, хотя эти самолеты принимали активное участие в дневных и ночных налетах на Великобританию. По боевой эффективности Me 410 не сильно превосходил Bf 110, в сентябре 1944 года выпуск Me 410 прекратили. Всего построено около 1160 самолетов.


Варианты

<...>
   Ме 410A: первый серийный вариант, строился как скоростной бомбардировщик Ме 410A-1, истребитель Ме 410A-2 и разведчик Ме 410A-3
   Ме 410B: серийный вариант, близкий Ме 410A, но с более мощными моторами DB 603G; подварианты Ме 410B-1, B-2 и B-3 аналогичны Ме 410A-1, A-2 и A-3, в конце войны испытывались противокорабельный Me 410B-6 и противокорабельный/торпедоносец-бомбардировщик Ме 410B-5, дневной разведчик Ме 410B-4 и ночной разведчик Ме 410B-8


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Messerschmitt Me 410A-1/U2

   Тип: тяжелый двухместный истребитель
   Силовая установка: два 12-цилиндровых мотора жидкостного охлаждения Daimler-Benz 603A мощностью по 1850 л. с. (1380 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6700 м - 625 км/ч; практический потолок 10000 м; максимальная дальность 1690 км
   Масса: пустого снаряженного 7518 кг; максимальная взлетная 9650 кг
   Размеры: размах крыла 16,35 м; длина 12,48 м; высота 4,28 м; площадь крыла 36,20 м2
   Вооружение: стреляющие вперед четыре 20-мм пушки MG151 и два 7,92-мм пулемета MG17, два дистанционно управляемых 13-мм пулемета MG131 в бортовых барбетных стрелковых установках
В Me 410 V1 переделали предсерийный Me 210A-0. Me 410 отличался крылом новой в плане формы и моторами DB 603A.
Me 410A-1 на аэродроме Хильдесхейм, 1944 г.
Боевой состав V/KG2 был довольно пестрым: имелись Me410A-1/U2 (слева), а также стандартные Me410A-1 (сер. N 210185, борт. код U5+KG), часть из которых была оснащена массивными пламягасителями.
Messerschmitt Me 410A 420430;
Начавшие поступать весной 1944г. на вооружение разведэскадрильи "Крым" (AufklSt Krim) мощные Me410A-3 были незнакомы абсолютному большинству советских летчиков, принимавших их за разрекламированный геббельсовской пропагандой так и не принятый на вооружение Люфтваффе FW187. Скоростные, неплохо вооруженные и обладавшие высокой живучестью, эти машины были смертельно опасны для экипажей Ил-4, "Бостонов" и "пешек", действовавших часто без истребительного прикрытия.
The Messerchmitt Me 410A-1 Fighter-Bomber (two Daimler-Benz DB 603 engines).
Скоростной разведчик Me 410A-3
Истребитель Me 410A-2/U2/R6 с шестью 20-мм пушками
The Me 410 was the last of the series of twin-engined Zerstorer developed by Messerschmitt and is illustrated in its Me 410B-2/U2/R4 form.
Один из предсерийных Me410B-0 на заводском аэродроме фирмы "Мессершмитт АГ" в Аугсбурге, осень 1943г.
The photograph was taken by IAN FRIMSTON at Cosford this March 1985.
Истребитель Me 410A
Messerschmitt Me 410 Hornisse.
The Messerschmitt parked in front of the main entrance of the RAF Museum, Hendon, in December 1975.
The Messerschmitt parked in front of the main entrance of the RAF Museum, Hendon, in December 1975. It shared the grass with Junkers Ju 87 494083 and Messerschmitt Me 262 112372. In the background is Blackburn Beverley C.I XH124.
Me410A-1/U2 из состава учебной ZG101. Осенью 1943г. - зимой 1944г. истребители этого соединения принимали участие в отражении налетов американских бомбардировщиков.
"Шершень" на борту Me 410A-2 из состава II/ZG 26
Полевые переделочные комплекты на основе 20-мм пушек MG151/20E несмотря ну существенное увеличение массы секундного залпа не позволяли эффективно использовать Me410 против "Летающих крепостей", а потому не получили большого распространения, в отличие от вариантов с 30-, 37- и 50-мм артсистемами.
Hauptmann Horst Geyer took over from Eduard Tratt as commander of Erprobungskommando 25 in the late summer of 1943. Like his predecessor, he seems to wear an enemy flying jacket as a mark of office, this time a USAAF garment. He is seen here at Achmer in early 1944 beside one of the Kommando’s Messerschmitt Me 410s.
Великолепная баллистика 30-мм автоматических пушек MK103 позволяла пилотам "четырестадесятых" обстреливать "крепости" с достаточно больших дистанций, о чем говорят мощные оптические прицелы ZFR4A, смонтированные взамен обычных для истребителей Revi16.
Наряду с Me410A-1/U2, имевших дополнительную пару 20-мм пушек, в составе I и II/KG51 достаточно широко применялись и "стандартные" истребители-бомбардировщики, в бомбоотсеке которых можно было разместить до 1000 кг бомб.
Me410 из состава KG51 в замаскированном ангаре на аэродроме Шифол в районе Амстердама (Голландия).
Me410B-1/U4 с 37-мм автоматическими пушками BK3,7 из состава штабного звена II/ZG26. Аэродром Кенигсберг-Немарк, весна 1944г.
Me410 из состава 4/ZG26 на аэродроме Кенигсберг-Немарк. Обратите внимание на различные типы камуфляжа.
К лету 1944г. уже всем было очевидно, что Германия проигрывает войну. Понимали это и пилоты I/ZG76, которая перевооружалась на Me410 в Чехословакии.
Несмотря на значительные потери в летном составе, Люфтваффе еще сохранили осенью 1943г. костяк своих асов, одним из которых был командир 14/KG2 обер-лейтенант Абрахамчик. С конца сентября до конца года этот пилот, летая по ночам без радара (!), смог уничтожить не менее семи английских четырехмоторных бомбардировщиков. Еще три победы были им одержаны в дневное время. Обратите внимание: Me410A-1 (борт. код U5+JE) снизу матово-черный.
Шестипушечный Me410B-2/U2/R5. Отдельные экземпляры этой модификации несли по восемь 20-мм стволов.
Техперсонал готовит оружие к пристрелке и выверке прицела на Me410B-2/U2 из состава I/ZG26. Помимо стрелково-пушечного вооружения истребитель несет и четыре трубчатые направляющие для 210-мм реактивных снарядов. Применение последних в изменившихся условиях начала 1944г. на тяжелых истребителях считалось уже неэффективным.
Техперсонал KG51 осматривает недавно полученный с авиазавода истребитель-бомбардировщик.
Me410A-1/U2 отличался от базовой модификации дополнительной парой 20-мм автоматических пушек MG151, монтируемых в бомбоотсеке.
Будни обслуживающего персонала. Заправка и подвеска оружия.
Разведчики Me410B-3 из состава 2(F)/122 на аэродроме в Кастрапе, зима 1943-1944гг. На ближайшей машине, судя по всему зарядка фотоаппаратуры.
5-я эскадрилья ZG26 была вооружена истребителями Me410A-2/U2 с 210-мм реактивными снарядами. Как правило, ее экипажи обстреливали бомбардировщиков с дальней дистанции, а пушечным вооружением атаковали с короткой дистанции только покинувшие строй отдельные американские самолеты.
Наземный персонал заряжает 210-мм реактивные снаряды в подкрыльевые пусковые установки Wfg.Gr.21.
Носовая часть Me 410A-3. Хорошо видно остекление на месте бывшего отсека вооружения
Me410A-3 из состава 2(F)/122 успешно завершил трехтысячный боевой вылет этой эскадрильи. Если присмотреться, то на нижней поверхности передней части фюзеляжа можно рассмотреть окна для фотоаппаратуры.
Me410A-1/U2 с Wfg.Gr.21 выруливает на взлет.
В полете Me410A из состава штабного звена I/KG51. Лето 1943г.
Generalleutnant Adolf Galland, commander of the Luftwaffe, inspects a line-up of Messerschmitt Me 410s of E.Kdo 25 at Achmer in November 1943. The aircraft nearest the camera is fitted with a 37mm Flak 18 cannon, which the unit was then evaluating as a potential weapon against daylight bomber formations.
Главным козырем против американских "Летающих крепостей" должен был стать Me410A-1/U4, оснащенный 50-мм пушкой BK5. На снимке запечатлена первая опытная машина с этой артсистемой.
Двухмоторный истребитель "Мессершмитт" Me-410 с 30-миллиметровой пушкой. Такие машины появились на советско-германском фронте на заключительном этапе войны.
Мессершмитт Me 410B-2 N 130379 на испытаниях в НИИ ВВС
Me-410B-2 на испытаниях в НИИ ВВС. Попавший в СССР Me410B находился в неважном состоянии, а потому его летные данные, хотя и превосходили возможности Пе-2 и Ту-2, все же не впечатлили советских специалистов.
Истребитель Me 410B-2 с 50-мм пушкой BK5
Лейтенант Фрес (второй слева) из состава 2/ZG26 на фоне главного калибра своего Me410B-2/U4 - 50-мм пушки BK5. Ствол пушки украшают отметки трех B-17, сбитых в апреле 1944г., но еще до конца месяца к ним добавится четвертая.
Me410A-2/U4 с 50-мм пушками BK5 из состава 6-й эскадрильи ZG26 перед вылетом на перехват. Обратите внимание, на части самолетов последние цифры серийного номера нанесены белой краской на вертикальном оперении.
Me410A-1/U4, оснащенный 50-мм пушкой BK5 (первоначально союзники предполагали, что 37-мм пушка) проносится мимо "Летающей крепости" из состава 388-й бомбардировочной авиагруппы, входившей в состав 45-го авиакрыла 3-й авиадивизии 8-х амермканских ВВС. Хорошо видна вспучившаяся на крыле обшивка, что является результатом попадания 20-мм снаряда. Снимок сделан 17 августа 1943г. в ходе налета на Регенсбург. Хотя в ходе этого налета американская авиация понесла очень тяжелые потери, 388-я авиагруппа тогда недосчиталась только одного самолета, который упал в Средиземное море, но и его экипаж был спасен.
В 1944-м этот Me410 был самым крупнокалиберным летающим "револьвером". Позднее пальма первенства перешла к стратегическим ракетоносцам.
На поздних вариантах Me410A-1, поступавших на вооружение KG51, в дополнение ко второй паре 20-мм пушек MG151 носовые пулеметы винтовочного калибра MG17 менялись на крупнокалиберные MG131.
При отсутствии бортовой РЛС, смотрящие назад глаза радиста и хвостовые пулеметы играли не последнюю роль в арсенале средств обнаружения и защиты, которым располагал экипаж Me410.
A close-up of a “twin-stovepipe” fitted to an Me 410. The primary objective was to break up bomber formations rather than destroy individual aircraft.
Этот Me410A-1/U2 экспонируется в британском авиамузее в Косфорде. Как хорошо видно на приведенном снимке, самолеты этой модификации, вопреки мнению английского исследователя Уильяма Грина, не имели тормозных решеток.
В годы Второй мировой войны под применение торпед испытывались различные самолеты. Messerschmitt Me 410B-5 оснащался торпедами и РЛС для поиска кораблей противника.
Летно-тактические данные, продемонстрированные Me410V-1 оказались настолько высокими, что Министерство авиации потребовало немедленного начала серийного производства этого самолета. Однако прошло почти полгода, пока двигателисты смогли справиться со всеми проблемами новой силовой установки, после чего новые "охотники" начали сходить со сборочных линий заводов в Аугсбурге и Регенсбурге.
Messerschmitt Me 410A-3 Hornisse FE-499 is also stored by the NASM. A two-seat reconnaissance aircraft, the Hornisse was powered by two Daimler-Benz DB 603A inverted vee engines of 1,750 h.p. each. As well as four fixed and free guns, two more were mounted in the blister fairings on the fuselage sides.
The Messerchmitt Me 410A-3 Reconnaissance Monoplane (two Daimler-Benz DB 603 engines).
Не менее шести Me 410 достались англичанам и прошли оценочные испытания. На фотографии - разведчик Me 410A-3. Хорошо видны обтекатели пушек по бортам фюзеляжа и остекление кабины характерной формы.
Трофейный Me 410A-3 во время испытаний в Великобритании
The Messerchmitt Me 410A-3 Reconnaissance Monoplane (two Daimler-Benz DB 603 engines).
Еще один трофей - Me 410B-6, ранее самолет использовался для борьбы с судоходством, состоял в I./ZG 1, базировавшейся на Лорен. B-6 вооружался двумя 30-мм пушками MK 103 и двумя 13-мм пулеметами MG 131. В носовой части - антенны поисковой РЛС FuG 200 Hohentwiel.
Неудачный опыт создания на базе Me410 ночного истребителя пригодился при разработке скоростного морского разведчика (модификация "B6"), оснащенного радаром FuG200 и мощным вооружением.