Nord Nord 2500 Noratlas
Страна: Франция
Год: 1949


Двухмоторный транспортный самолет
Описание
Фотографии
Nord 2500 Noratlas

   Nord 2500 Noratlas создавался как военно-транспортный самолет для ВВС Франции. Прототип совершил первый полет 10 сентября 1949 года. Машина, выполненная по двухбалочной схеме (как у Fairchild C-82 и C-119 Flying Boxcar), была оснащена двумя радиальными ПД Gnome-Rhone 14R производства SNECMA мощностью по 1625 л. с. (1212 кВт). Затем были построены два прототипа варианта N 2501 с силовой установкой для серийного производства, состоявшей из двух 2040-сильных (1521 кВт) радиальных ПД Bristol Hercules 739, выпускавшихся SNECMA. Первый из них поднялся в воздух 28 ноября 1950 года. Удовлетворительные результаты испытаний позволили начать серийный выпуск, и Noratlas стал стандартным транспортным самолетом ВВС Франции, Западной Германии и Израиля. Обычно управляемый экипажем их четырех или пяти человек, Noratlas мог перевозить до 7,5 т груза или мог вместить 45 солдат (или пассажиров), 36 полностью снаряженных десантников или 18 раненых на носилках с сопровождающими санитарами.
   ВВС Западной Германии получили в общей сложности 186 самолетов Noratlas, 25 из которых были построены компанией "Nord", а остальные по лицензии в Германии фирмой "Flugzeugbau Nord". К моменту завершения производства в октябре 1961 года во Франции и Германии построили в общей сложности 425 самолетов Noratlas различных модификаций. Позже Франция и Германия заменили свои Noratlas на C.160.


Варианты

   N 2501: стандартный серийный вариант с двигателями SNECMA Hercules 739
   N 2501IS: вариант для ВВС Израиля, в основном подобный N 2501
   N 2501A: гражданский транспортный варианте 1650-сильными (1230 кВт) ПД SNECMA 758/759 Hercules для авиакомпании "Union Aeromaritime deTransport" (UAT)
   N 2501E: обозначений стандартного N 2501, использовавшегося для летных испытаний вспомогательной силовой установки из двух ТРД Turbomeca Marbore II тягой по 3,92 кН в гондолах на законцовках крыла, для использования в условиях жары и высокогорья
   N 2502: гражданский вариант для авиакомпаний "Air Algerie" и UAT с силовой установкой из двух ПД SNECMA Hercules 758/759 и двух ТРД Marbore IIE
   N 2502A: гражданский вариант N 2502 для UAT
   N 2502B: грузовой вариант с двигателями SNECMA Hercules 758/759
   N 2502C: грузовой вариант, в целом подобный N 2502B
   N 2503: обозначение для предсерийного самолета после установки на него для испытаний двух ПД Pratt & Whitney R-2800-CB17 мощностью по 2500 л. с. (1864 кВт); первый полет в январе 1956 года
   N 2504: вариант использовавшийся ВМС Франции для подготовки экипажей противолодочных самолетов, силовая установка как у прототипа N 2501E
   N 2505: проект противолодочного варианта, не строился
   N 2506: транспортно-десантный вариант с силовой установкой, как у N 2504
   N 2507: спасательный вариант, силовая установка, как у N 2504
   N 2508: грузовой вариант с силовой установкой из двух ПД R-2800-CB17 и двух ТРД Turbomeca Marbore IIE
   N 2508B: грузовой вариант, незначительно отличающийся от N 2508
   N 2509: проект, не строился
   N 2510: проект противолодочного варианта Noratlas, не строился


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Nord 2501 Noratlas

   Тип: двухмоторный транспортный самолет
   Силовая установка: два радиальных ПД Hercules 739 производства SNECMA мощностью по 2040 л. с. (1521 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 440 км/ч; потолок 7500 м; дальность полета 3000 км
   Масса: пустого снаряженного 13 075 кг; максимальная взлетная 21 000 кг
   Размеры: размах крыла 32,50 м; длина 21,95 м; высота 6,00 м; площадь крыла 101,20 м2
Оснащенные аппаратурой радиотехнической разведки восемь модернизированных Gabriel из 54-й эскадрильи в Меце стали "долгожителями" среди французских Noratlas - их служба завершилась в 1989 году.
Самолет ВВС Израиля, участвовавший в боевых действиях на сирийском фронте в октябре 1973г.: Военно-транспортный самолет Nord 2501 Noratlas
61-я транспортная авиаэскадра ВВС Западной Германии эксплуатировала этот Noratlas в 1960-х годах.
Этот N.2501D Noratlas несет эмблему авиакрыла LTG 61 Люфтваффе, эксплуатировавшего эти самолеты в 1957-1971 годах с базы в Нойбиберге. На носовую часть, передние кромки капотов, законцовки крыла и руль направления самолетов Люфтваффе наносилась яркая оранжевая краска.
Nord 2501D Noratlas, Esquadra de Transportes, 1968.
В кубинской Транспортной эскадрилье в Анголе в первое время использовались бывшие португальские самолеты, такие как C-47 и N.2502A
France
В 1980-х годах французские Noratlas служили для подготовки парашютистов и экипажей, поисково-спасательных операций, обеспечения ядерных испытаний, подготовки специалистов РЭБ, калибровки радиотехнических средств и радиотехнической разведки.
Classified in France as a Historic Monument, the Association Le Noratlas de Provence’s Nord 2501, F-AZVM, has the distinction of being the last airworthy aircraft to be powered by the Hercules engine, in this case a pair of Hercules 739s. Thanks to the Association’s remarkable efforts, the Noratlas continues to fly in 2020.
На выставке были также широко представлены ретро-экспонаты. На фото - французский транспортный самолет Nord N-2501F-3 Noratlas.
Nord 2501 Noratlas
In 1954 UAT took delivery of F-BGZA (c/n 1), the first of a total of seven Nord N.2502A Noratlases, this civil variant incorporating a Turbomeca Marbore turbojet on each wingtip for take-off in “hot and high” conditions. Only ten examples were built, Air Algerie operating the identical N.2502B, of which three were completed.
A typical bird’s-eye-view of the apron at Douala Airport, the French influence being much in evidence with the presence of a Nord Noratlas, Dassault Flamant and Max Holste Broussard, alongside a pair of Cameroonian Air Force Douglas DC-3s.
Greece
Греция дополнила самолетами Noratlas свой парк транспортных C-47, а с 1975 года начала заменять их на C-130H.
Also at Elefsina is this Noratlas, previously used for calbribation duties and thought to be bound for preservation.
Israel
The Nord 2501 Noratlas is used primarily as a paratroop transport but, on occasions, also serves in the target-towing role.
France
Вероятно наиболее ценным транспортным самолетом, снабжавшим французские войска в Алжире, был Nord 2501 Noratlas. Во Франции и Германии построили около 426 таких машин, поставлявшихся во многие страны. Ими оснастили две транспортные эскадры, при этом три эскадрильи базировались в Северной Африке.
TWO OF A KIND. Likely to cause possible recognition confusion are these two twin-boom cargo transports, the U.S.A.F., French-based Fairchild C-119C-FA Packet and the Nord 2501 Noratlas (photo), the latter now engaged in North African operations against the rebels. This recent production model (2501-90) has the now standard increased area dorsal fillet. The Noratlas is to be built (112) in Western Germany by Flugzeugbau Nord. An initial batch (25) will be French-built.
Photograph shows the Nord 2506, a development of the 2501 with a Turbomeca Marbore turbojet at each wingtip.
Самолет «Норатлас» строился серийно до 1961 г.
Поставки первых из 208 Noratlas для ВВС Франции начались в 1953 году. Самолеты использовались для решения широкого круга задач даже после того, как в роли транспортных их сменили Transall C.160.
В обеспечении израильского десанта принимали участие "Норатласы" ВВС Франции
С "полосами вторжения" на хвостовых балках Noratlas французских ВВС ожидают посадки десантников, 1956 год. Самолеты из транспортных эскадрилий ET 1/61 и ET 3/61 сфотографированы на стоянке аэродрома на Кипре. Десантные операции были проведены 5 ноября для захвата мостов к югу от Порт-Саида и Порт-Фуада в Египте.
Транспортные самолеты Noratlas французских ВВС десантировали как французские, так и британские войска на Порт-Саид, и планировалось их дальнейшее использование в десантировании войск на Исмаил, но эта операция была отменена.
Germany
С 1958 года авиакрылья LTG 61 и 62 Люфтваффе располагали тремя и двумя (по 18 самолетов) эскадрильями Noratlas, соответственно. Третье крыло, LTG 63 в Целле, получило самолеты в 1961 году. С 1970 года Noratlas стали заменять на C.160, и многие старые машины были переданы другим странам. Крупнейшим получателем стала Греция, которой досталось 38 бывших германских самолетов.
Nord 2501 Noratlas transport built under licence by Nordflug
Nord 2501 Noratlas.
Israel
Nord Noratlas transport (two 2,040 hp SNECMA Hercules engines) in Israeli service
KHAKI AND GREY TOPSIDES and white undersides is new "coat" for I.D.F.A.F. Nord 2501-IS(rael) Noratlas transports. Seen at Blackbushe is 4X-FAP.
A Nord Noratlas and a pair of C-47s of the IAF’s 103 Squadron at Solomon Field, Sharm el-Sheikh, in November 1956, towards the end of Operation Kadesh - the Israeli occupation of Sinai, for which Yarkon had been a prelude.
Израиль первоначально приобрел 23 Noratlas, которые интенсивно использовались в многочисленных военных конфликтах. Во время военных действий в 1969 году восемь самолетов даже послужили в роли эрзац-бомбардировщиков, проведя дальние рейды против двух египетских мостов на Ниле.
Photographed at Blackbushe recently, an Israeli air force Nord 2501-IS (5761) with radio call sign 4X-FAP, for ferrying purposes.
Portugal
Португальские Noratlas в 1961-1975 годах обеспечивали операции по выводу войск из бывших колоний в Мозамбике, Анголе и Гвинее-Бисау. В основном Noratlas использовались в качестве тактических транспортных машин, а также для сброса десантов.
Кубинцы использовали бывший португальский "Норатлас"
Noratlas 6408 was one of six acquired in 1961. The white-silver livery is that of the first period, used until 1962.
Три "Норатласа" и один DC-3 из Транспортной эскадрильи на стоянке аэропорта Луанда
Portuguese A.F. Beech 18 2520 (foreground), two B-26 Invaders (7105 natural finish) and Noratlas 6404
Supplies arrive by Portugese Air Force Noratlas.
Others
A Nord Noratlas operated by the MPLA and registered C9-ARC. "C9-" is the new Mozambique prefix
В 1970-х годах Noratlas составляли значительную часть парка ВТС ВВС Греции и продолжали нести службу и в 1980-е годы. Вначале были получены самолеты из резерва Люфтваффе, а затем к ним присоединились и бывшие израильские машины.
Руандийский военно-транспортный самолет "Норатлас"
Air Afrique's workhorse in the early years was the Douglas DC-4, numbers of which were operated on lease from Air France and UAT. Shown under the tail of a Nord Noratlas is UAT DC-4 F-BFGP which later became Air Afrique's TU-TBK