Камов Ка-25
Варианты:
Камов - Ка-25 - 1961 - Россия
Страна: Россия
Год: 1961
Вертолет

Вертолет ПЛО
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (92)
Ка-25

   Во второй половине 1950-х годов командование ВМФ подготовило задание на новый вертолет корабельного базирования, основной задачей для которого виделась борьба с подводными лодками. Под это ТТЗ КБ Камова спроектировало вертолет Ка-20 (обозначение НАТО - "Harp"), в воздух он поднялся в 1960 году. Ка-20 имел соосную схему винтов и оснащался уже двумя ГТД, установленными над кабинами. Впрочем, в серию машина не пошла - она стала промежуточной на пути создания вертолета Ка-25.
   Первый полет базовый Ка-25 (натовское обозначение - "Hormone"), совершил 20 мая 1961 года. Он оснащался двумя двигателями ГТД-3Ф конструкции В. А. Глушенкова, имел четырехопорное неубирающееся шасси, на стойки которого в сложенном положении монтировались баллонеты (при необходимости они наполнялись воздухом и обеспечивали посадку на воду). Ка-25 стал первым в СССР специально спроектированным боевым вертолетом (знаменитый Ми-24 появился позже). Для уменьшения размеров была создана электромеханическая система складывания лопастей винтов.
   Испытания Ка-25 завершились в 1968 году. Вначале создавались два варианта: Ка-25ПЛ - "охотник" за подводными лодками, оснащенный спецаппаратурой и средствами поражения, и Ка-25Ц - разведчик надводных целей и целеуказатель. При этом планер, несущая система и силовая установка обоих вариантов были унифицированы. Всего же было создано 18 различных модификаций Ка-25.
   Первым вариантом стал противолодочный Ка-25ПЛ ("Hormone-A"), противолодочное оборудование которого включало поисковую РЛС с антенной в обтекателе внизу носовой части машины, опускаемую ГАС ОКА-2, радиогидроакустическую систему "Баку" с приемным устройством СП АРУ-56 и 36 сбрасываемыми радиогидроакустическими буями, а также магнитометр и иную спецаппаратуру. Были установлены современные комплексы пилотажно-навигационного, прицельного и радиосвязного оборудования. Имелись автопилот, радиокомпас, система автоматической стабилизации вертолета и оборотов несущих винтов в полете. Вооружение включало одну-две противолодочные самонаводящиеся торпеды АТ-1 или 4-8 глубинных бомб калибром 250 и 50 кг, которые размещались в отсеке вооружения, расположенном по всей длине кабины и закрывающемся автоматически управляемыми створками с электроприводом. В отсеке также могли подвешиваться кассета с радиогидроакустическими буями или маркеры. Максимальная масса вооружения могла достигать 2000 кг, нормальная - 650 кг. На смену Ка-25ПЛ, поставлявшемуся также в Индию, Сирию, Вьетнам и Югославию, позже пришел более совершенный вертолет Ка-27ПЛ.
<...>
   Еще одним многочисленным вариантом Ка-25 стал поисково-спасательный вертолет, получивший обозначение Ка-25ПС (обозначение НАТО - "Hormone-C"). Вертолет мог брать на борт до 12 пассажиров или 1300 кг груза, оснащался осветительными средствами для ночных операций, радиоаппаратурой для вывода вертолета на аварийные радиостанции и спасательной лебедкой грузоподъемностью 250 кг с тросом длиной 40 м и сиденьем для подъема на борт машины спасаемых. Первый полет 21 июля 1967 года провел летчик-испытатель В.Н. Евдокимов.
   В линейке военных вариантов Ка-25 были вертолет- тральщик Ка-25БТ, буксировщик шнуровых зарядов Ка-25ШЗ, вертолет огневой поддержки Ка-25Ш и др.
   На базе военного Ка-25 был разработан гражданский вариант - Ка-25К. Вертолет вызвал высокий интерес во время демонстрации в 1967 году на выставке в Ле Бурже. Ка-25К был оборудован подвесной кабиной оператора под носовой частью фюзеляжа для управления машиной при подцепке и укладке груза массой до 2000 кг, перевозимого на внешней подвеске. Внутри кабины можно было перевозить груз массой до 1500 кг, а для перевозки людей в пассажирском варианте здесь ставили 12 откидных сидений.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ка-25ПЛ

   Тип: вертолет ПЛО
   Силовая установка: два двигателя В. А. Глушенкова ГТД-3Ф мощностью по 898 л. с. (671 кВт) на ранних машинах или два ГТД-3БМ мощностью по 900 л. с. (738 кВт) на поздних
   Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте - 220 км/ч; крейсерская скорость - 195 км/ч, динамический потолок 4000 м; статический потолок 600 м; дальность действия со стандартным запасом топлива 400 км; практическая дальность 650 км
   Масса: пустого 4765 кг; максимальная взлетная 7500 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 15,74 м; длина фюзеляжа 9,75 м; высота 5,37 м
   Вооружение: две противолодочные торпеды или глубинные бомбы, различные средства обнаружения; максимальная масса боевой нагрузки 2000 кг
Первый летный прототип вертолета "Д" на воздушном параде в Тушино. 9 июля 1961г.
The designation Ka-20 applied to three prototypes of the helicopter that went into production as the Ka-25, known to NATO as Hormone and, to date, the most important Kamov product for Soviet naval use. The "missiles" on this prototype are thought to have been unprepresentative dummies.
New photograph of Kamov Ka-20, received as this edition closed for press
The Kamov Ka-20 helicopter armed with air-to-surface missiles
Во время испытаний балонетов
Первый прототип после доработок на испытаниях в Североморске
Kamov Ka-25 anti-submarine helicopter (two Glushenkov turboshaft engines)
The version of the Kamov Ka-25 anti-submarine helicopter with a blister fairing at the base of the central tail-fin
Один из первых серийных "ДБ" на испытаниях. Антенна СПАРУ-55 установлена на подфюзеляжном киле
"ДБ" установочной серии со штангой-указателем скольжения (ДУАЗ) на испытаниях в Феодосийском филиале ОКБ
Подготовка "ДБ" к испытаниям СПАРУ-55. Феодосия, 1967г.
Вертолет "ДБ" в первом морском походе. Обогрев силовой установки от корабельного теплоагрегата плавбазы "Тобол". 1967г.
Подъем "ДБ" на полетную палубу крейсера "Москва". Вертолет имеет серийный номер 0506 (6-я машина 5-й серии)
М.Дексбах в вертолете Ка-25 во время тренировочных полетов на ПКР "Москва".
Kamov Ka-25 Hormone-As on board Moskva.
"ДБ" отваливает от борта "Москвы" во время первого похода крейсера. На вертолете подвешены ОМАБ
Противолодочный крейсер "Москва".
Противолодочный крейсер типа "Москва"
Крейсер "Москва" в боевом походе в сопровождении американского крейсера
Авианесущий крейсер "Ленинград" с вертолетами Ка-25 на борту
Ка-25ПЛ над крейсером "Ленинград" в лучшие его годы
Корабельные противолодочные вертолеты Ка-25
Корабельный противолодочный вертолет Ка-25ПЛ
Заход на посадку на крейсер "Москва"
Возвращение с задания группы вертолетов Ка-25ПЛ и посадка на палубу ТАВКр "Киев", 1976г.
Летная смена на ТАВК
Вертолеты Ка-25 на палубе ТАВКр "Киев" в одном из дальних походов.
Yakovlev Yak-36 Forger-As and Kamov Ka-25 Hormone-As on board the Soviet Navy carrier/cruiser Kiev.
An RAF Nimrod photographed these new Soviet V/Stol maritime strike aircraft aboard the new carrier Kiev, now operating in the Mediterranean. Believed to be Yakovlev-designed, they are thought to have a lift/cruise engine augmented by a direct lift engine. Overall length is about 50ft.
Ка-25 со сложенными лопастями на палубе авианесущего крейсера
Ка-25 и Ка-27 (с наполненными баллонетами) на палубе ракетного крейсера.
"ДБ" первых серий на корабле одиночного базирования. Тесный ангар напоминал "хрущевку", и для "вноса тела" необходимо было поднимать крышу
Посадка Ка-25 на эсминец
Ка-25ПЛ на палубе большого противолодочного корабля "Кронштадт"
Воздушные силы ПЛО - Ил-38 и вертолет Ка-25 на борту БПК
Ка-25 на борту пограничного сторожевого корабля
Ка-25ПЛ взлетает с палубы корабля одиночного базирования
Ка-25 завис над рубкой аварийной подводной лодки К-19, находящейся в полупогруженном состоянии.
Kamov Ka-25 anti-submarine helicopter (two Glushenkov turboshaft engines)
Ка-25ПЛ N 72 в полете вдоль берега моря. На стойках шасси закреплены аварийные баллонеты, использовавшиеся на севере короткое время.
Ка-25ПЛ б/н 72. Ст. техник вертолета л-т Голубцов Н.И., 1971г.
The flying photograph shows auxiliary fuel tanks attached to the fuselage sides and the inverted flower pot-type housing above the tailboom.
Ка-25 в полете
A standard Ka-25BSh Hormone-A, showing the weapons bay and sonobuoy storage in the underside of the fuselage.
Ка-25ПЛ с увеличенным бомбоотсеком
Some Hormone-As have a deepened and lengthened weapons bay, presumed to house weapons, possibly guided torpedoes, that would not fit into the standard bay.
Поиск ведет пара вертолетов: Ка-25 и Ка-25Ц
Вертолет ПКО Ка-25 ведет поиск с помощью опускаемой ГАС
Ка-25ПЛ б/н "92 желтый" выполняет противолодочную задачу. Слева: висение с выпущенной ГАС, внизу: сброс противолодочной торпеды.
Атака торпедой с Ка-25
Учения в Баренцевом море. В кабине Ка-25ПЛ б/н "61 желтый" - штурман вертолета ст.л-т Марченко В.П., командир вертолета к-н Калмыков В.И., 1975г.
Командир вертолета м-р Ковальков А.М. (слева) и борттехник к-н Кравченко В.А. у вертолета Ка-25ПЛ N 91.
Ка-25 на борту судна "Восток-3". Программа "Эллипс", Индийский океан, 21 сентября 1968г.
Ка-25ПЛ поздних серий. Хорошо видны обтекатели антенн радиокомпаса и СПАРУ-55
Противолодочный вертолет Ка-25
Камов Ка-25
Ка-25ПЛ б/н "86 желтый" на открытии музея ВВС СФ, Сафоново, 1976г.
Авиационный музей в Луганске
Ми-14ПС на стоянке а/с о.Кильдин, 1978г. На дальнем плане Ка-25 корабельной противолодочной эскадрильи полка.
This unusual formation of a Kamov Ka-25 (NATO code-name "Hormone") and a Sikorsky SH-3D was photographed during a deplyment to the Norwegian Sea. The Ka-25 had been launched from a Kresta II guided missile-armed destroyer leader of the Soviet Navy to shadow the Intrepid, which in turn launched the SH-3D.
Ка-25 вместе с основным вертолетом ПЛО стран НАТО SH-3H "Си Кинг"
При полетах над нейтральными водами сопредельные страны проявляли к нашим действиям повышенный интерес. Вертолет "Линкс" морской авиации Великобритании в опасной близости.
Заботливый соглядатай "Линкс" сопровождает наш вертолет до касания палубы корабля.
Иногда облеты кораблей противника выполнялись весьма рискованно (американский патрульный самолет «Нептун» проходит за кормой советского вертолетоносца)
Ка-25ПЛ авиации ВМС Индии. Номера и надписи - черные
Опускаемая часть ГАС ("Прибор 10") в шахте
Антенна РЛС "Инициатива-2К"
Колонка несущего винта
Основная опора шасси Ка-25ПЛ
Носовые опоры шасси Ка-25ПЛ
Подвеска противолодочной торпеды АТ-1 на Ка-25
Противолодочная торпеда АТ-1М (учебная)
РГБ-НМ "Чинара"
Кассетный держатель КД1-25"Ч" на 18 РГБ-НМ "Чинара"
Выброс с "ДБШЗ" буксирного троса для приема шнурового заряда
"ДБШЗ" принимает шнуровой заряд у тральщика проекта 254
Вертолет-измеритель Ка-25ИВ выполняет облет британского авианосца
Kamov Ka-25 anti-submarine helicopter (two Glushenkov turboshaft engines).
Hormone-C featured nose-mounted yagi aerials for missile midcourse guidance.
Ка-25-измерители, разработанные по программе "И"
Ка-25 - летающая лаборатория для отработки элементов ППС
Хвостовое оперение Ка-25 - летающей лаборатории
Серийный вариант Ка-25ПС
Ка-25ПС, полученный переделкой из Ка-25ПЛ, стартует с палубы ТКАР "Минск"
Экспериментальный вертолет огневой поддержки
Kamov Ka-25K flying-crane helicopter (two 900 shp Glushenkov GTD-3 turboshaft engines)
Ka-25PL helicopters at Kamov’s workshop in May 1974. They are seen being converted into Ka-25BShZ minesweeping variants for operations in the Suez Canal.