Мясищев М-50 / М-52
Страна: Россия
Год: 1959

Единственный экземпляр
Описание
Фотографии
М-50/М-52

   Постановление о начале работ по самолету, ставшему известным как М-50, было принято еще в июле 1954 года. Впрочем, впоследствии его неоднократно корректировали, и в окончательном варианте предполагалось создание дальнего сверхзвукового бомбардировщика. В конструкции этого стратегического самолета предполагалось применение ряда совершенно новых решений, что в конечном итоге и привело к закрытию проекта - он оказался слишком сложен для отечественной промышленности. В итоге был построен только один опытный самолет М-50А, облетанный в 1957 году и оснащавшийся четырьмя двигателями семейства ВД-7: два ТРДФ ВД-7М на пилонах под крылом и два ТРД ВД-7Б на законцовках крыла. Самолет имел высокорасположенное треугольное крыло, обычное хвостовое стреловидное оперение и убирающееся велосипедное шасси (четырехколесные основные опоры и двухколесные стойки на законцовках крыла). Высокая автоматизация позволила сократить экипаж до двух человек, а в бомбоотсеке можно было разместить до 20 т авиабомб (30 т в перегруз). На серийных самолетах планировалось установить кормовую пушечную установку.
   Развитием М-50 стал М-52 с четырьмя ТРДД М16-17, на котором подкрыльевые мотогондолы устанавливались под значительным углом к плоскости крыла, а внешние имели другие пилоны, плюс к тому самолет получил дополнительное горизонтальное оперение на вершине киля, были доработаны различные бортовые системы. Предполагалось наличие ракетного вооружения. Самолет был построен, но не облетан и вскоре утилизирован.
М-50, получивший в НАТО обозначение "Bounder", был разработан в СССР как эквивалент американского Convair B-58 Hustler. Однако, в отличие от американского самолета, М-50 так и не достиг эксплуатационного состояния. Интересный проект ОКБ Мясищева - результат попытки создания дальнего бомбардировщика с высокими дозвуковыми характеристиками. Его разработали после того, как выявились недостатки самолета М-4, - особенно недостаточная дальность полета. Впрочем, ряд причин привел к отказу от этого проекта. Также на нем исследовалось использование установленных на законцовках крыла двигателей для неудавшегося проекта сверхзвукового самолета-разведчика НМ-1 (КБ Цыбина).
Один из прототипов окончил свой путь в музее ВВС в Монино.
The Myasishchyev M-50 prototype supersonic strategic bomber provide one of two of the most fascinating Monino exhibits.
The M-50 in the Monino museum as ‘Blue 12’.
The M-50A prototype made only 23 flights before being sent to Monino museum.
We can speculate why the M-50 prototype was numbered ‘023’ - 2+3=5 and read backwards gives us 50.
М-50А на аэродроме завода N 23 в Тушино
В сущности, именно новизна подхода и связанная с этим необходимость разработки абсолютно новых систем и методик, а также недостаточный технологический уровень авиапромышленности СССР 50-х годов привели к закрытию программы М-50.
М-50А рулит по ВПП завода N 23
М-50А буксируют на старт перед первым вылетом
The M-50, then with its side number ‘023’, rolled-out from GAZ-23 in Moscow-Fili. Note the opened hatches of the pilots’ cockpits under the nose.
М-50А на стоянке ЛИиДБ ОКБ-23 в Жуковском
The M-50 ‘Bounder’ (right) and its subsonic brother, the 3M ‘Bison-B’ at the Zhukovsky test centre.
Встреча экипажа М-50А после первого полета
М-50
М-50 и МиГ-21, 1961г.
Для создания "эффекта массовости" советская пресса публиковала изображения М-50А с разными тактическими номерами
M-50 over Tushino during the rehearsal flights had a number ‘05’
"Лебединая песня" ОКБ-23 В.М.Мясищева - пролет М-50 в Тушино, 1961г.
На очень передовом турбореактивном сверхзвуковом бомбардировщике КБ В.М. Мясищева М-50 первоначально все четыре двигателя располагались под крылом на пилонах. На этой иллюстрации показан самолет измененной компоновки - два двигателя установлены на законцовках крыла.
Four-jet supersonic research aircraft Myasishchev M-52 which has been given the NATO code-name of "Bounder"
Сборка М-50А в цеху ОКБ-23
Носовая часть фюзеляжа М-50А
Средняя часть фюзеляжа. Вид изнутри
Хвостовая часть фюзеляжа на сборке
Сборка крыла самолета
Подкрыльная опора шасси
Передняя опора шасси во время наземных испытаний
Задняя опора шасси М-50А. Музей в Монино. Ниша шасси зашита листовым дюралем
Модель разъемного бомбардировщика
Модель с комбинированными баками-двигателями
Вариант компоновки М-50
Many variations of the M-50 project were considered before metal aircraft came into being. Here are two with a swept wing and different arrangement of engines. Note also the very large fuel tanks under the wings.
Steps to the Tu-160 a flightless M-50 project
Вариант компоновки М-50
Model of the M-52 is its final configuration.
Модель бомбардировщика М-52
Модель самолета "52"
Попытки обеспечить необходимую дальность вызвали к жизни проект М-52, который предполагалось еще на этапе разработки оснастить крылатыми ракетами Х-22, а затем и Х-44 с ядерными БЧ.
Деревянный макет стратегической системы М-52
Early model of the M-52 with Zubets RD16-17 turbojets. Outer engines are fitted to the wingtips. Note also a small stabiliser at tailfin tip.
Myasishchev M-61 winged stand-off missile between the undercarriage bays of the M-52.
An unrecognised model of Myasishchev’s bomber design, probably the M-54.
Another unknown Myasishchev bomber design. This is probably a design for the intercontinental M-60 with Arkhip Lyulka designed nuclear propulsion.
Проект атомной летающей лаборатории на базе М-50
Проект М-60 с атомной силовой установкой базировался во многом на отработанном М-50.
Первые сверхзвуковые бомбардировщики
A line-up of flightless supersonic strategic bombers, sandwiched between the M-50 and the Tu-160.
Three-view drawing of "Bounder"
The final version of M-52 bomber. The prototype was built, but never flown - it was scrapped several years later.
Projected view of the M-50 with Zubets RD16-17s from the design approved in December 1955. Bottom, side view of the true prototype M-50A with Dobrynin VD-7s.
Myasishchev M-50 ‘Bounder’.
The Myasishchev M-52 was one of the many aircraft considered to be obsolescent in an age of intercontinental ballistic missiles.