М-50/М-52
Постановление о начале работ по самолету, ставшему известным как М-50, было принято еще в июле 1954 года. Впрочем, впоследствии его неоднократно корректировали, и в окончательном варианте предполагалось создание дальнего сверхзвукового бомбардировщика. В конструкции этого стратегического самолета предполагалось применение ряда совершенно новых решений, что в конечном итоге и привело к закрытию проекта - он оказался слишком сложен для отечественной промышленности. В итоге был построен только один опытный самолет М-50А, облетанный в 1957 году и оснащавшийся четырьмя двигателями семейства ВД-7: два ТРДФ ВД-7М на пилонах под крылом и два ТРД ВД-7Б на законцовках крыла. Самолет имел высокорасположенное треугольное крыло, обычное хвостовое стреловидное оперение и убирающееся велосипедное шасси (четырехколесные основные опоры и двухколесные стойки на законцовках крыла). Высокая автоматизация позволила сократить экипаж до двух человек, а в бомбоотсеке можно было разместить до 20 т авиабомб (30 т в перегруз). На серийных самолетах планировалось установить кормовую пушечную установку.
Развитием М-50 стал М-52 с четырьмя ТРДД М16-17, на котором подкрыльевые мотогондолы устанавливались под значительным углом к плоскости крыла, а внешние имели другие пилоны, плюс к тому самолет получил дополнительное горизонтальное оперение на вершине киля, были доработаны различные бортовые системы. Предполагалось наличие ракетного вооружения. Самолет был построен, но не облетан и вскоре утилизирован.
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 151
М-50, получивший в НАТО обозначение "Bounder", был разработан в СССР как эквивалент американского Convair B-58 Hustler. Однако, в отличие от американского самолета, М-50 так и не достиг эксплуатационного состояния. Интересный проект ОКБ Мясищева - результат попытки создания дальнего бомбардировщика с высокими дозвуковыми характеристиками. Его разработали после того, как выявились недостатки самолета М-4, - особенно недостаточная дальность полета. Впрочем, ряд причин привел к отказу от этого проекта. Также на нем исследовалось использование установленных на законцовках крыла двигателей для неудавшегося проекта сверхзвукового самолета-разведчика НМ-1 (КБ Цыбина).
Один из прототипов окончил свой путь в музее ВВС в Монино. -
Air International 1985-12 / ??? - Monino: A Legendary Museum
The Myasishchyev M-50 prototype supersonic strategic bomber provide one of two of the most fascinating Monino exhibits.
-
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-28 - Россия - 1948
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
The M-50 in the Monino museum as ‘Blue 12’.
-
Air Enthusiast 1999-07 / P.Butowski - Supersonic Myasischchevs
The M-50A prototype made only 23 flights before being sent to Monino museum.
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
We can speculate why the M-50 prototype was numbered ‘023’ - 2+3=5 and read backwards gives us 50.
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
М-50А на аэродроме завода N 23 в Тушино
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
В сущности, именно новизна подхода и связанная с этим необходимость разработки абсолютно новых систем и методик, а также недостаточный технологический уровень авиапромышленности СССР 50-х годов привели к закрытию программы М-50.
М-50А рулит по ВПП завода N 23 -
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
М-50А буксируют на старт перед первым вылетом
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
The M-50, then with its side number ‘023’, rolled-out from GAZ-23 in Moscow-Fili. Note the opened hatches of the pilots’ cockpits under the nose.
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
М-50А на стоянке ЛИиДБ ОКБ-23 в Жуковском
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
The M-50 ‘Bounder’ (right) and its subsonic brother, the 3M ‘Bison-B’ at the Zhukovsky test centre.
Другие самолёты на фотографии: Мясищев 3М - Россия - 1955
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Встреча экипажа М-50А после первого полета
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / Некоторые знаменательные даты октября в истории авиации
20 октября: в середине 1959 года выполнил первый полет прототип сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50 (ОКБ В.М.Мясищева). Снимок М-50 сделан в 1961 году на параде по случаю Дня Воздушного флота.
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / С.Ковалев - Праздник в небесах
М-50 и МиГ-21, 1961г.
Для создания "эффекта массовости" советская пресса публиковала изображения М-50А с разными тактическими номерами
M-50 over Tushino during the rehearsal flights had a number ‘05’Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21Ф - Россия - 1958
-
Авиация и Космонавтика 1998-11 / А.Демин - Праздники в небесах (4)
"Лебединая песня" ОКБ-23 В.М.Мясищева - пролет М-50 в Тушино, 1961г.
-
Мировая Авиация 103
На очень передовом турбореактивном сверхзвуковом бомбардировщике КБ В.М. Мясищева М-50 первоначально все четыре двигателя располагались под крылом на пилонах. На этой иллюстрации показан самолет измененной компоновки - два двигателя установлены на законцовках крыла.
Four-jet supersonic research aircraft Myasishchev M-52 which has been given the NATO code-name of "Bounder" -
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Сборка М-50А в цеху ОКБ-23
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Носовая часть фюзеляжа М-50А
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Средняя часть фюзеляжа. Вид изнутри
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Хвостовая часть фюзеляжа на сборке
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Сборка крыла самолета
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Подкрыльная опора шасси
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Передняя опора шасси во время наземных испытаний
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Задняя опора шасси М-50А. Музей в Монино. Ниша шасси зашита листовым дюралем
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Модель разъемного бомбардировщика
-
Авиация и Время 2005-01 / А.Совенко - М-50: избавление от иллюзий
Модель с комбинированными баками-двигателями
-
АэроХобби 1994-03 / П.Бутовски - Предшественники Ту-160 /Авиасалон/ (1)
Вариант компоновки М-50
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
Many variations of the M-50 project were considered before metal aircraft came into being. Here are two with a swept wing and different arrangement of engines. Note also the very large fuel tanks under the wings.
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
Steps to the Tu-160 a flightless M-50 project
-
АэроХобби 1994-03 / П.Бутовски - Предшественники Ту-160 /Авиасалон/ (1)
Вариант компоновки М-50
-
Air Enthusiast 1999-07 / P.Butowski - Supersonic Myasischchevs
Model of the M-52 is its final configuration.
-
АэроХобби 1994-03 / П.Бутовски - Предшественники Ту-160 /Авиасалон/ (1)
Модель бомбардировщика М-52
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (1)
Модель самолета "52"
-
История Авиации 24 / А.Медведь - Дальняя авиация на пороге ракетной эпохи /Большая стратегия/
Попытки обеспечить необходимую дальность вызвали к жизни проект М-52, который предполагалось еще на этапе разработки оснастить крылатыми ракетами Х-22, а затем и Х-44 с ядерными БЧ.
Деревянный макет стратегической системы М-52 -
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
Early model of the M-52 with Zubets RD16-17 turbojets. Outer engines are fitted to the wingtips. Note also a small stabiliser at tailfin tip.
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
Myasishchev M-61 winged stand-off missile between the undercarriage bays of the M-52.
-
Air Enthusiast 1999-07 / P.Butowski - Supersonic Myasischchevs
An unrecognised model of Myasishchev’s bomber design, probably the M-54.
-
Air Enthusiast 1999-07 / P.Butowski - Supersonic Myasischchevs
Another unknown Myasishchev bomber design. This is probably a design for the intercontinental M-60 with Arkhip Lyulka designed nuclear propulsion.
-
Авиация и Время 2004-04 / В.Кудрявцев, А.Совенко - Атомный самолет: будущее в прошедшем времени (2)
Проект атомной летающей лаборатории на базе М-50
-
История Авиации 24 / А.Медведь - Дальняя авиация на пороге ракетной эпохи /Большая стратегия/
Проект М-60 с атомной силовой установкой базировался во многом на отработанном М-50.
-
Авиация и Время 2004-04 / А.Чечин, Н.Околелов - Обогнавший земной шар: Бомбардировщик Convair B-58 Hustler
Первые сверхзвуковые бомбардировщики
Другие самолёты на фотографии: Convair B-58 Hustler - США - 1956Dassault Mirage IV - Франция - 1959Туполев Ту-22 - Россия - 1958
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
A line-up of flightless supersonic strategic bombers, sandwiched between the M-50 and the Tu-160.
Другие самолёты на фотографии: Бартини А-57 - Россия - 1957Мясищев М-18 / М-20 - Россия - 1972Мясищев М-56 / М-57 - Россия - 1960Сухой Т-4МС / 200 - Россия - 1972Туполев Ту-135 - Россия - 1960Туполев Ту-160 - Россия - 1981Цыбин П.В. РСР (Р-020) - Россия - 1960
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Three-view drawing of "Bounder"
-
Air Enthusiast 1999-07 / P.Butowski - Supersonic Myasischchevs
The final version of M-52 bomber. The prototype was built, but never flown - it was scrapped several years later.
-
Air Enthusiast 1999-07 / P.Butowski - Supersonic Myasischchevs
Projected view of the M-50 with Zubets RD16-17s from the design approved in December 1955. Bottom, side view of the true prototype M-50A with Dobrynin VD-7s.
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
Myasishchev M-50 ‘Bounder’.
-
Air International 1995-08 / B.Gunston - Russian Revelations
The Myasishchev M-52 was one of the many aircraft considered to be obsolescent in an age of intercontinental ballistic missiles.
- Фотографии