RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Франция

Год : 1959

Двухместный средний стратегический ракетоносец

Dassault Mirage IV

   В 1954 году правительство Франции приняло решение о формировании Force de Frappe (ударных сил) как главного компонента национальных стратегических ядерных сил. Ядром нового формирования предстояло стать бомбардировщику-носителю французской ядерной бомбы AN22 мощностью 60 кт. В этот же период "Dassault" работала над перехватчиком Mirage III и тяжелым истребителем Mirage IV, который проектировался с двумя двигателями Atar 9. Все предложенные варианты истребителя Mirage IV были отвергнуты, однако фирма посчитала Mirage IVC хорошей основой для создания среднего бомбардировщика. Примерно через год Mirage IVC превратился в бомбардировщик. Увеличение размеров и массы планера в сочетании повлекло за собой использование силовой установки из двух больших ТРД Pratt & Whitney J75-B. ВВС Франции сочли необходимым увеличить дальность полета за счет дозаправки в воздухе, что привело к закупке в США 12 заправщиков Boeing C-135F - он должен был передавать топливо двум бомбардировщикам, из которых один нес ядерную бомбу, а второй играл роль танкера-заправщика и оснащался заправочным агрегатом.
   Результатом работ по бомбардировщику стал Mirage IVA, выполнивший первый полет 17 июня 1959 года. Это был большой среднеплан с дельтовидным крылом; штурмана-оператора разместили в тесной кабине, почти лишенной остекления, сразу за кабиной летчика. Силовая установка состояла из двух ТРДФ Atar 9, установленных бок о бок в хвостовой части фюзеляжа. Шасси - убираемое, трехопорное; носовая опора - двухколесная, основные стойки - четырехколесные. Для эксплуатации с коротких неподготовленных ВПП запасных аэродромов предусмотрели возможность установки ракетных ускорителей RATO.
   За прототипом последовали три чуть больших по размерам предсерийных самолета, первый из которых поднялся в воздух в октябре 1961 года с двумя ТРДФ Atar 9С тягой по 62,76 кН. Третий предсерийный самолет стал эталоном для серийного Mirage IVA и выполнил первый полет в январе 1963 года с ТРДФ Atar 9K-50. Первый из 62 Mirage IVA поступил в войска в 1964 году; самолетами вооружили 91-ю, 93-ю и 94-ю эскадры. Все бомбардировщики были оснащены РЛС Thomson-CSF DRAA 8А, доплеровской навигационной системой фирмы "Marconi", бортовым вычислителем фирмы "Dassault". Одна ядерная бомба AN22 подвешивалась в полуутопленном положении в нижней части фюзеляжа. Максимальная масса самолета при выполнении задания на среднюю дальность составляла 33475 кг. Вместо ядерной бомбы допускалась подвеска обычных 450-кг бомб или четырех УР "воздух-поверхность" AS37 Martel.
   В середине и конце 1980-х годов свободнопадающие ядерные бомбы устарели, поэтому 19 Mirage IVA доработали в носители ракет средней дальности ASMP мощностью 150/300 кт, модернизированные самолеты получили обозначение Mirage IVP. Mirage IVP оптимизирован для нанесения ударов с малых высот - для чего установлены новая РЛС Thomson-CSF Arcana, новые прицельно-навигационная аппаратура и бортовой комплекс обороны, включая приемник предупреждения о радиолокационном облучении Thomson-CSF Serval, сдублированная инерциальная навигационная система Sagem Uliss и устройства отстрела ложных целей на внешних подкрыльевых пилонах.
   Двенадцать Mirage IVP доработали в стратегические разведчики путем установки специальной навигационной системы, обновленного бортового комплекса обороны и разнообразных датчиков, включая контейнер CT52, установленный в отсеке-углублении, предназначенном для ядерной бомбы. В новом тысячелетии одновременно в боеготовом состоянии поддерживалось четыре-пять Mirage IVP, однако из-за сложности поддержания самолетов в пригодном к полетам состоянии их окончательно сняли с вооружения в июне 2005 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Mirage IVP

   Тип: двухместный средний стратегический ракетоносец
   Силовая установка: два ТРДФ Atar 9K-50 тягой на форсаже по 70,61 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2338 км/ч или М=2,2; крейсерская скорость на высоте 11 000 м, для прорыва системы ПВО противника - 1913 км/ч или М=1,8; время набора высоты 11000 м - 4 минуты 15 секунд; практический потолок 20 000 м; дальность с подвесными баками 4000 м; радиус действия 1240 км
   Масса: пустого 14 500 кг; максимальная взлетная 33 475 кг
   Размеры: размах крыла 11,85 м; длина 23,50 м; высота 5,65 м; площадь крыла 78,00 м2
   Вооружение: до 7200 кг на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах подвески

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии