Мировая Авиация 103
-
Хотя на вооружении Российской федерации состоит некоторое количество бомбардировщиков Ту-160, сегодня самой опасной потенциальной угрозой в странах НАТО считается гораздо более массовый Ту-22М. Возможность сверхзвукового полета и внушительный груз вооружения делают его опасным противником.
Самолет Rockwell B-1B утратил высокую скорость его предшественника B-1A (до М=2), но взамен обрел уменьшенную площадь ЭПР и улучшенные характеристики на малых высотах. Проект B-1A отменил президент Картер, он же тайно запустил программу создания бомбардировщика B-2.
29 декабря 1939г.: в Линдберг-Филд, Калифорния, впервые взлетел прототип четырехмоторного тяжелого бомбардировщика Consolidated XB-24.
Пакистан заявлял, что в войне 1965 года потери индийских ВВС в воздухе в четыре раза превышали пакистанские. По отчетам большинство воздушных побед одержали старые истребители F-86F Sabre, а новейшие перехватчики F-104 Starfighter показали очень скромные результаты.
Индийские истребители-бомбардировщики Hunter уступали в воздушных боях пакистанским истребителям Sabre, вооруженным управляемыми ракетами AIM-9 Sidewinder, но оказались очень ценными ударными машинами. На рисунке Hunter из 7-й эскадрильи индийских ВВС бомбит аэродром в Дакке.
Благодаря своему участию в операции "Буря в пустыне" и восторженным статьям в прессе "невидимка" F-117, снятый с вооружения в 2008 году, стал, пожалуй, самым известным боевым самолетом в мире.
Hellcat на палубе авианосца "Рэндольф", март 1945 года. Первый ас, летавший на Hellcat, Макуортер воевал на аналогично окрашенной машине с полосатым хвостом из эскадрильи VF-12. За войну он сбил 12 самолетов.
До лета 1944 года почти все истребители Hellcat ВМФ США несли камуфляж из двух оттенков синего цвета с белыми нижними поверхностями. Постепенно эту схему заменили - самолеты начали целиком красить в темно-синий цвет.
Истребители Hellcat эскадрильи VF-20 в 1944 году летали с авианосца "Энтерпрайз". Эта авиачасть отличилась в сражении в заливе Лейте. Ее пилоты сообщили, что с 10 октября по 30 ноября 1944 года они сбили 135 вражеских самолетов. В сражении в заливе Лейте участвовали почти 550 истребителей F6F.
Весной 1943 года на палубу авианосца "Йорктаун" (CV-10) садится истребитель Hellcat. Заметно его внешнее сходство с более ранним истребителем F4F Wildcat. Введенный в строй ВМФ США в январе 1943 года, Hellcat через семь месяцев начал воевать с японцами.
Палубная команда готовит истребители Hellcat эскадрильи VF-83, размещенной на авианосце "Эссекс" (CV-9) у Ие Шимы в апреле 1945 года. В ходе боев за Окинаву с апреля по 23 июня 1945 года пилоты эскадрильи VF-83, самой результативной авиачасти, летавшей на F6F, сбили 122 вражеских самолета.
19 июня 1944 года пилот эскадрильи VF-1 "Tophatters" с авианосца "Йорктаун" готовится к взлету в ходе операции "Marianas Turkey Shoot" в Филиппинском море. На доске члена палубной команды заметно описание полетного задания.
На снимке истребители Hellcat эскадрильи VF-12, взлетающие с палубы авианосца "Рэндольф" (CV-15) для налета на Японию, июль 1945 года. 12-я авиагруппа стала отборной частью - ее усилили бывшие асы эскадрильи VF-9 "Fighting Nine", включая Макуортера, Армистида М. Смита, Рубина Дэноффа, Джона М. Фрэнкса и Хэролда Виту. К концу войны на Тихом океане на авианосце "Рэндольф" базировались самолеты Hellcat эскадрильи VF-16.
С британского авианосца "Эмперор" взлетают истребители Hellcat для удара по линкору "Тирпиц", 1944 год. 800-я и 804-я эскадрильи с этого авианосца одержали 8 1/2 воздушных побед.
257-я эскадрилья летала на Hunter Mk 2 более двух с половиной лет. Затем ее оснастили улучшенными машинами версии Mk 5. На этом самолете Mk 2 видны зелено-желтые шашечки - эмблемы части.
F.Mk 5: недостаточную продолжительность полета версии F.Mk 2 с двигателем Sapphire исправили в версии F.Mk 5, получившей такие же модификации топливной системы, как и версия F.Mk 4.
F.Mk 6: эта версия получила более мощный турбореактивный двигатель Avon Mk 203, "клыки" на передней кромке крыла, топливную систему с автоматической перекачкой топлива, подкрыльевые узлы подвески и контейнеры для сбора звеньев снарядных лент под передней частью фюзеляжа. Вариант F.Mk 6А имел усиленное крыло версии FGA.Mk 9.
FGA.Mk 9: тропический штурмовой вариант версии Mk 6. Mk 9 получил двигатель Avon Mk 207, усиленные подкрыльевые пилоны и тормозной парашют.
GA.Mk 11: для освоения морского варианта 40 списанных из ВВС машин версии Mk 4 переделали в учебно-боевые самолеты с тормозным гаком и фарой Harley. На варианте PR.Mk 11 вместо фары установили АФА.
Этот Hunter Mk 11 - один из 40 бывших F.Mk 4, списанных из ВВС. Несколько таких истребителей переделали в модификацию PR.Mk 11 с АФА в носовой части.
В августе 1953 года первый прототип Hunter, известный как проект Hawker P.1067, оснастили двигателем Rolls-Royce R.A.7R с форсажной камерой ("гоночным" вариантом двигателя Avon) для установления абсолютного мирового рекорда скорости. Самолет с сильно заостренным носовым конусом облетали в Тангмере в конце августа. 7 сентября летчик-испытатель компании Невилл Дьюк достиг рекордной скорости 1171 км/ч. 12 дней спустя этот же самолет установил мировой рекорд скорости на 100-километровом замкнутом маршруте, пролетев его со скоростью 1141 км/ч. Впоследствии эту модификацию назвали Hunter Mk.3. Сейчас он входит в коллекцию музея Королевских ВВС.
Индия была одним из самых важных экспортных заказчиков самолетов Hunter в одно- и двухместном вариантах. Всего в 1957-1973 годах индийцы получили 252 новые либо бывшие в употреблении машины.
F.Mk 1: вариант с двигателем Roll-Royce Avon. Строился на заводе фирмы "Hawker" в Кингстоне, собраны 139 экземпляров. Вариант оказался неудачным и страдал от проблем с помпажем двигателя и срывом факела, в результате чего двигатель мог заглохнуть.
F.Mk 2: сделан на базе планера Mk 1 с двигателем Armstrong Siddeley Sapphire Mk 101.
F.Mk 4: недостатки версии Mk 1 исправили в версии Mk 4, получившей двигатель Avon R.A.21/Mk 115, не подверженный помпажу на штатных режимах. Также увеличили запас топлива и ввели подвесные топливные баки.
FR.Mk 10: разведчик на базе Mk 6. Этот вариант оснащался тремя АФА, установленными в носовом обтекателе. Добавлены такие особенности версии Mk 9, как тормозной парашют, сбрасываемые баки большой емкости и другое новое оборудование, включая УКВ-радиостанцию и радиокомпас.
Hunter FGA.Mk 73A. Как это часто бывает в странах Ближнего Востока, истребители Hunter поступили в Оман после ремонта. Однако в отличие от самолетов большинства других стран в Оман они попали "из третьих рук". И учебные машины, и штурмовики (T.Mk 66 и F.Mk 73) передали из иорданских ВВС, которые купили эти списанные и отремонтированные самолеты в Великобритании в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Изображенный на рисунке самолет прежде назывался Hunter F.Mk 6, носил номер XG255 и служил в 66-й эскадрилье британских ВВС. В декабре 1967 года его доработали до стандарта FGA.Mk 9 и продали в Иорданию под экспортным обозначением FGA.Mk 73А. В 1975 году, после восьми лет службы, его перепродали Оману, сохранив серийный номер 825. В Омане самолеты этой версии в основном применялись как штурмовики и могли нести разнообразное вооружение, в том числе бомбы калибра 227 кг или 454 кг и ПУ НАР SNEB. Некоторые из них также могли вести воздушный бой с применением ракет AIM-9 Sidewinder, подвешенных на подкрыльевых пилонах. Через 18 лет эти самолеты, наконец, списали в ноябре 1993 года. Многие из них, все еще находившиеся в хорошем состоянии, были куплены различными музеями и военно-патриотическими организациями в качестве летных и статических экспонатов.
Hunter FGA.Mk 9
Ракета AGM AS30L с лазерным наведением и связанный с ней контейнер целеуказания ATLIS придали самолету Super Etendard возможность нанесения мощных высокоточных ударов по наземным целям. По программе модернизации Standard 4 систему ATLIS заменили на систему Damocles, обеспечивающую возможность нанесения ночных ударов.
Dassault Super Etendard
Hawker Tempest II. Этот Hawker Tempest II из 3-й эскадрильи с авиабазы Колар носит первоначальные эмблемы индийских ВВС, вскоре замененные на простые зелено-бело-оранжевые кокарды. С 1947 по 1949 годы самолеты 3-й эскадрильи интенсивно воевали в Кашмире в качестве штурмовиков. На завершающей стадии войны основой ВВС Индии стали истребители Tempest II и Spitfire Mk XIV.
Hawker Fury (Tempest ???). При формировании пакистанские ВВС получили 35 самолетов Hawker Tempest из запасов бывшей Британской Индии, хотя первоначально прибыло только 12 таких машин. В конечном счете, в строй 5-й, 9-й и 14-й эскадрилий вступили 80 истребителей Tempest и Fury. Самолеты из 9-й эскадрильи участвовали в боях с повстанцами на северо-западной границе Пакистана.
1 июня 1939г.: в Бремене взлетел прототип Fw 190V1. Несмотря на начальные проблемы с перегревом двигателя, вскоре этот самолет станет сильнейшим в небе Европы.
17 июля 1939г.: R2052 стал первым британским ночным истребителем Bristol Beaufighter.
ОАО "МВЗ им. М. Л. Миля" в конечном счете получило госзаказ на вертолеты Ми-28 и продолжает активно продвигать на рынок эти машины.
Оба двигателя Ми-28 оснащены композитными кожухами, которые направляют струи выхлопных газов вниз, хотя на одном из прототипов, как сообщалось, испытывались кожухи, обращенные вверх.
Ми-28 концептуально ближе к западным боевым вертолетам, таким как AH-64 и Tiger, чем к своему предшественнику Ми-24. Он утратил роль десантно-транспортной машины и обрел компоновку многофункционального ударного вертолета.
Проект Ми-28Н стал естественной и давно ожидаемой эволюцией ударного вертолета КБ Миля. Как мировой, так и российский опыт последнего времени выявили острую необходимость в машинах, способных действовать по ночам и в сложных метеоусловиях.
Огонь из пушки 2А42 и пуски вооружения с крыла малого размаха обычно ведутся из передней кабины, хотя прицельный огонь из зафиксированной пушки можно также вести из задней кабины. Ныне разрабатывается новая пушка, специально предназначенная для вооружения вертолета Ми-28.
Для штурмовых ударов Ми-28 может оснащаться ПТУР 9М114 "Штурм-В" (AT-6 "Spiral") и контейнерами УВ-20 с 80-мм ракетами С-8.
1 апреля 1939г.: самолет A6M1, вооруженный двумя 20-мм пушками и парой 7,7-мм пулеметов, стал лучшим палубным истребителем японского ВМФ.
На очень передовом турбореактивном сверхзвуковом бомбардировщике КБ В.М. Мясищева М-50 первоначально все четыре двигателя располагались под крылом на пилонах. На этой иллюстрации показан самолет измененной компоновки - два двигателя установлены на законцовках крыла.
Four-jet supersonic research aircraft Myasishchev M-52 which has been given the NATO code-name of "Bounder"
Три самолета Hunter T.Mk 8 были переделаны в учебно-боевые T.Mk 8M, предназначенные для ознакомления морских летчиков с РЛС истребителей Sea Harrier FRS.Mk 1. На снимке - одна из этих машин, поступившая в 899-ю учебную эскадрилью, сфотографирована в совместном полете с Sea Harrier и Harrier T.Mk 4N из той же эскадрильи.
Dassault Rafale C
Фирма "Emirates" сделала крупный заказ на A380. Начиная с 2010 года, она планирует получить 58 таких самолетов. Руководство авиакомпании объявило, что они, в частности, будут летать в материковый Китай.
A380 стал единственным в своем классе - даже новейшая версия классического лайнера Boeing 747 вмещает пассажиров меньше, чем он. На снимке - один из пяти опытных экземпляров машины.
A380 потребляет на каждого пассажира менее трех литров топлива на 100 км. Однако эти данные рассчитаны для A380 с 555 пассажирами без багажа или иного груза.
В 2006 году второй экземпляр A380 отправили в Канаду для испытаний в холодную погоду. Этот самолет простоял ночь на свежем воздухе при температурах до -26" С.
A380 вошли в авиапарк компании "Air France" 20 ноября 2009 года для полетов на линии Нью-Йорк, аэропорт Джона Кеннеди, и Париж, аэропорт Шарля де Голля. В феврале 2010 года "Air France" начала полеты между Парижем и Йоханнесбургом, став первой авиакомпанией, использующей A380 в регулярных авиарейсах над Африкой
Пассажирам компании QANTAS, наслаждающимся комфортом его первого и международного бизнес-класса, предлагается обед на уровне ресторана. Обслуживание, пища и вино - все наивысшего стандарта.
Вторжение в Польшу. 1 сентября 1939г.: Германия внезапно напала на Польшу. Бомбардировщики Do 17, Не 111 и Ju 87 (на снимке) в сопровождении истребителей Bf 109 и Bf 110 нанесли мощные удары по аэродромам Кракова, Катовице, Люблина, Львова, Радома и Варшавы. В первый же день значительная часть польских ВВС была уничтожена на земле. Уцелевшие польские истребители P.Z.L.P.11 смогли сбить несколько немецких машин, но большая часть из 203 потерянных в ходе кампании немецких самолетов была сбита огнем ПВО. За самолетами шли наземные войска. 17 сентября с востока выдвинулись подразделения Красной армии. Через несколько недель Польша перестала существовать и возродилась лишь в 1945 году. В результате вторжения в Британии была объявлена мобилизация резервистов ВВС. Было сформировано Управление вспомогательной транспортной авиации (АТА) для перевозок снаряжения и оборудования с заводов и складов в части ВВС.
Уникальный проект фирмы "Northrop" для исследования свойств летающего крыла в итоге стал реактивным тяжелым бомбардировщиком YB-49. Его характеристики и полезные нагрузки превышали данные конкурента - самолета B-36. Однако конкурс ВВС США выиграл более "традиционный" B-36.
На фото YRB-49A
27 января 1939г.: в Марч-филд взлетел спроектированный "Келли" Джонсоном самолет Lockheed XP-38. Он летал 24 минуты, но был поврежден при посадке.
Самолет НАСА F-111 TACT. В базирующейся на авиабазе Эдвардс испытательной эскадрилье "Драйден" агентства НАСА 13-й предсерийный самолет F-111A (63-9778) участвовал в совместной с ВВС программе по усовершенствованию конструкции крыла, известной как программа TACT (технология создания самолета с околозвуковой скоростью полета). фирма "Boeing" установила адаптирующееся для разных заданий сверхкритическое крыло с цельной поверхностью, сделанной из гибкого стекловолокна. Исследовались преимущества этого крыла при различных изгибах и углах стреловидности.
На этой фотографии заводского аэродрома Форт-Уорт фирмы "General Dynamics" в 1965 году видны три из восьми предсерийных F-111A. Прежде чем этот тип поступил на вооружение ВВС США в 1967 году, для программ испытаний построили 17 самолетов.
У сфотографированного непосредственно перед касанием ВПП первого серийного F-111A хорошо видны двойные щелевые закрылки фаулера, поворотная относительно корневой части крыла консоль с наплывом и прочное шасси, разработанное для использования с полевых ВПП.
Этот F-111A переделали в фоторазведчик RF-111A с комплектом АФА в отсеке вооружения. Разработку этого варианта и версии RF-111D (на базе F-111D) отменили, хотя в ВВС Австралии позже модифицировали четыре самолета до стандарта RF-111C.
Конструкции воздухозаборников F-111. Усилия по устранению помпажа двигателей, возникавшего в начале программы TFX, привели к появлению трех различных конструкций воздухозаборников двигателей, использовавшихся в ходе эксплуатации самолетов F-111. Воздухозаборники типа "Triple Plow I" (слева, ставились на все серийные F-111A и C) обеспечивали самую высокую максимальную скорость; в воздухозаборниках типа "Super Plow" (посредине, один F-111B и FB-111A) ввели пару створок подпитки дополнительным воздухом за выступом воздухозаборника; в воздухозаборниках "Triple Plow II" (справа, все F-111D/E/F и большинство FB-111A) имелись три створки подпитки.
Списанный из ВВС ФРГ самолет Alpha Jet A представляет собой удачный вариант для ВВС любой небольшой страны, желающей купить недорогие легкие ударные самолеты. Таиланд сначала планировал заменить ими машины OV-10 Bronco пограничной службы, но в итоге Alpha Jet применяют в этой стране в качестве учебно-боевых самолетов.
Гордо несущий эмблему Управления стратегической авиации США ("Млечный путь") тактический истребитель-бомбардировщик FB-111A с бортовым номером 67-0159 был первым серийным самолетом этого типа. Крыло изменяемой стреловидности стало главным средством достижения максимальной скорости (свыше М=2) в сочетании с приемлемой управляемостью на малых скоростях, необходимой для действий с авианосцев.
После аннулирования проекта стратегического истребителя-бомбардировщика FB-111H (на базе перестроенного самолета FB-111A с двигателем F101 и вооружением до 10 ракет SRAM), фирма "General Dynamics" предложила проект FB-111B/C (на снимке), аналогичный модификации FB-111H, но на базе переработанного варианта
Пять аэропланов DH.16, ранее принадлежавших компании AT&T, списали в 1922 году, еще два некоторое время использовали для доставки почты. Один из них разбился в 1923 году, уцелевшую машину впоследствии также утилизировали.
Средний бомбардировщик Martin XB-51 разработали по заказу ВВС США на самолет для непосредственной поддержки войск. Он имел превосходные пилотажные характеристики, однако были собраны только два прототипа этого трехдвигательного реактивного самолета с крылом переменного угла атаки.
Французский Super Mystere в праздничной "тигровой" окраске для авиашоу "NATO Tiger Meet". Франция была единственной страной НАТО, принявшей на вооружение самолеты Super Mystere.
Dassault Super Mystere B2
Впервые взлетевший в 1956 году, самолет B-58 Hustler оказался слишком дорогим в эксплуатации. Несмотря на то, что его дальность полета без дозаправки достигала 8248 км, она оказалась недостаточной для самых важных заданий.
8 апреля 1920г.: первый построенный в начале года в Хендоне самолет de Havilland DH.18 (рег. G-EARI) британская авиакомпания "Air Transport & Travel" начала эксплуатировать на линии Кройдон - Париж. Самолет разбился 16 августа 1920г. в районе аэропорта Кройдон.
На фото: G-EARO - первый серийный DH.18, использовавшийся авиакомпаниями AT&T и "Instone" и закончивший свои дни в испытательном центре RAE в фарнборо.
Двухстоечный биплан DH.34 имел цельнодеревянную конструкцию с фанерно-полотняной обшивкой, крыльями равного размаха и неубирающимся шасси с хвостовым костылем. В его экипаж из трех человек входил стюард. На рисунке - первая машина, поступившая в авиакомпанию "Daimler Airways".
Проект nEUROn представляет собой общеевропейскую попытку создания малозаметного боевого беспилотного ЛА (UCAV), схожего с аналогичными американскими проектами.
Первый реактивный самолет. 27 августа 1939г.: с заводского аэродрома Мариене около Ростока взлетел Heinkel Не 178 - первый в мире турбореактивный самолет. Не 178 с газотурбинным двигателем тягой 3,77 кН не пошел в серию, но оказался очень полезным для будущих разработок.
Самым ярким представителем британских послевоенных бомбардировщиков был Avro Vulcan. Они предназначались в первую очередь для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу.
Самолет Mirage 4000 обладал огромным потенциалом, но он оказался слишком дорогим даже для богатых стран.
14 мая 1939г.: на фабрике фирмы "Short" в Рочестере впервые взлетел прототип бомбардировщика Short Stirling. Пять месяцев спустя, 25 октября, впервые взлетел прототип бомбардировщика Handley Page Halifax (на снимке). Эти два бомбардировщика, наряду с самолетом Avro Lancaster, стали основой британской стратегической бомбардировочной авиации, с 1941 года совершавшей разрушительные ночные налеты на Германию. Эти налеты стали воплощением планов маршала авиации Артура Харриса, верившего, что разрушение немецких городов и индустриальных центров подорвет моральный дух населения Германии и заставит ее капитулировать.
14 сентября 1939г.: оторвался от земли первый в мире серийный вертолет Sikorsky VS-300, в дальнейшем принятый на вооружение в Британии и США.
24 ноября 1939г.: неэффективность авиакомпании "Imperial Airways" привела к ее слиянию с "British Airways" и созданию объединенной компании "British Overseas Airways Corporation" (BOAC). BOAC начала свои полеты 24 ноября на летающих лодках Empire.
11 августа 1939г.: регулярные почтово-пассажирские полеты между США и Британией начали осуществлять английская авиакомпания "Imperial Airways" и американская "Pan American". Компания "Pan Am" использовала летающие лодки "Boeing 314" (на снимке), а "Imperial" - лодки "Short S.30". Те же компании вскоре начали регулярные пассажирские авиарейсы.
Ядерное средство сдерживания ВВС Франции. В конечном счете, заменивший бомбардировщики Mirage IVP, самолет Mirage 2000N с ракетой ASMP стал основным носителем атомного оружия ВВС Франции. Его прототип N-01 впервые взлетел в феврале 1983 года. В том же году он был представлен на Парижском авиасалоне в серо-зеленом камуфляже, предназначенном для действий на малых высотах. Впоследствии самолет N-01 стал прототипом Mirage 2000D.
Оказалось, что одному пилоту крайне сложно справиться с интенсивной рабочей нагрузкой при доставке ядерного боеприпаса с прорывом ПВО. Для выполнения сложных ударных полетов на малой высоте пришлось модифицировать двухместный учебно-боевой самолет Mirage 2000B.
3 февраля 1983г.: в Истре взлетел первый из двух прототипов двухместного ударного самолета Dassault Mirage 2000N (N от Nucleaire). флот из 75 Mirage 2000N ВВС Франции был предназначен для использования ракет с ядерной боевой частью "воздух-поверхность" ASMP. На этом снимке он несет макет ракеты ASMP, ракеты Magic 2 и малые подкрыльевые топливные баки раннего образца.
Главная функция самолета Mirage 2000N - быть пусковой платформой для ядерных ракет ASMP. Этот истребитель-бомбардировщик N 301 стал первым серийным самолетом данного типа и несет стандартную нагрузку - ракету ASMP, ракеты Magic 2 для самозащиты и большие подкрыльевые топливные баки.
Mirage 2000N № 334 проходит предполетную подготовку в своем укрытии. Боевая живучесть этих машин была повышена с внедрением системы Spirale. На самолетах варианта K3 добавили детекторы пуска ракет Samir DDM и улучшенные постановщики помех.
Первый экземпляр DH.37 получил имя "Sylvia". Позднее его переделали в двухместную гоночную машину под именем "Lois".
Самолет по имени "Miss Kenya" с кодом G-EBIR содержится в достойном виде и регулярно летает на авиашоу фонда "Shuttleworth Trust". Впервые после восстановления этот аэроплан взлетел 15 марта 1973 года.
Hunter T.Mk 8. Самолет 738-й эскадрильи морской авиации с авиабазы Брауди, 1965 год. Это один из первых 10 Hunter T.Mk 8, ранее заказанных как машины версии Mk 7 для ВВС. Он впервые взлетел 15 октября 1958 года. На киле виден код "BY" авиабазы Брауди, а на носу - эмблема эскадрильи "Pegasus".
Одноместные и двухместные версии Hunter были распространенными учебными самолетами в Королевских ВВС. На снимке Hunter T.Mk 7 из 4-й эскадрильи, предназначенной для обучения рослых британских и иностранных курсантов, не вмещавшихся в миниатюрные учебные истребители Gnat T.Mk 1.
T.Mk 7: двухместный учебно-боевой самолет с размещением пилотов бок о бок был сделан на базе планера Mk 4 с новым профилем носовой части фюзеляжа, одной пушкой по правому борту и тормозным парашютом.
T.Mk 8: флотская версия варианта Mk 7 с морским приборным оборудованием и тормозным гаком аэрофинишера. Версии T.Mk 8B и 8C приспособили для обучения экипажей самолетов Buccaneer, вариант T.Mk 8M оснастили РЛС Blue Fox.
Один из десяти самолетов T.Mk 8, построенных на заводе фирмы "Hawker" в Кингстоне, в октябре 1958 года поступил в 764-ю эскадрилью британского ВМФ. Затем его вместе с двумя другими машинами перекрасили в сине-белую расцветку и использовали для летной подготовки флаг-офицеров на базе Йовилтон. Там он получил прозвище "Адмиральский катер". В 1975 году этот самолет с кодом XL584, как и большинство Hunter авиации ВМФ, перевели в экспериментальную часть FRADU (Fleet Requirement and Air Direction Unit) и снова перекрасили, на этот раз в яркие красно-белые цвета.
На этом снимке хорошо видна резко выступающая вперед передняя кромка внешних частей крыла. Нововведение применено на учебно-боевых самолетах Hunter T.Mk 7, T.Mk 8 и боевой версии F.Mk 6. Эти выступы привели к смещению центра давления и помогли решить проблемы с затягиванием в кабрирование на определенных скоростях у ранних вариантов. Выступ-"клык" также генерировал сильный присоединенный вихрь, препятствовавший перемещению пограничного слоя по размаху крыла
Rafale B разрабатывали в качестве учебно-боевого, но в итоге стал основным двухместным многоцелевым самолетом. Машины этой модификации составляют более половины парка самолетов Rafale, заказанных для авиации Франции.