Dassault Super Etendard
Варианты:
Dassault - Super Etendard - 1974 - Франция
Страна: Франция
Год: 1974


Одноместный палубный ударный самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (64)
Dassault Super Etendard

   В начале 1970-х годов ВМФ Франции заказал 100 новых палубных истребителей-штурмовиков, вместо первоначально планировавшихся поставок палубных истребителей-бомбардировщиков Jaguar M. В 1973 году был заключен контракт с фирмой "Dassault-Breguet" на поставку 60 модифицированных самолетов типа Etendard IV. Улучшенный вариант Super Etendard планировалось оснастить ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН при сохранении унификации по планеру с Etendard IV примерно на 90%. Новый профиль носка крыла и реконструированные закрылки обеспечили сохранение взлетно-посадочных характеристик, несмотря на увеличение взлетной массы.
   Для расширения возможностей самолета Super Etendard по борьбе с кораблями, нанесению ударов по наземным целям и ведению воздушного боя его оснастили новой прицельно-навигационной системой ETNA, моноимпульсной РЛС Agave, инерциальной навигационной системой SKN602, вычислителем воздушных параметров Crouzet 66 и связанной с ним системой вывода данных на дисплей Crouzet 97, а также индикатором HUD. Перед кабиной пилота установили убирающуюся штангу дозаправки топливом.
   Три прототипа создали из планеров Etendard IVM, первый полет состоялся 29 октября 1974 года. Затем сделали 71 серийный Super Etendard, первый из которых взлетел 24 ноября 1977 года. С июня 1978 года новый тип начал заменять Etendard IV и перехватчики Vought F-8E (FN) Crusader.
   К началу войны на Фолклендах в апреле 1982 года аргентинский ВМФ (единственный экспортный заказчик самолетов Super Etendard) получил первые пять из 14 заказанных самолетов вместе с пятью ПКР AM39 Exocet. Эти самолеты впервые вступили в бой у Фолклендских островов 4 мая 1982 года, потопив английский эсминец "Шеффилд". 25 мая они уничтожили транспорт снабжения "Атлантик Конвейер". В октябре 1983 года Ирак арендовал пять Super Etendard и закупил большую партию ракет AM39 для ударов по иранским танкерам в ходе ирано-иракской войны.
   В середине 1980-х годов запланировали программу модернизации 60 французских Super Etendard с целью увеличения дальности полета и повышения эффективности ударов по кораблям (ранее 53 машины уже были модифицированы для запуска ядерных ракет ASMP). Основными изменениями стали: модернизация БРЭО, реконструированная кабина с новым оборудованием, органами управления, соответствующими принципу HOTAS и новой РЛС Anemone с функциями сопровождения в режиме обзора, определения дальности "воздух-поверхность", наземной съемки и поиска.

   Новые доработки включали также установку широкоугольного индикатора с телевизионным либо ИК-отображением, дисплей системы РЭБ Sherloc, контейнер для постановки помех Barem, более современную инерциальную навигационную систему, усовершенствованный компьютер СУВ и обработки параметров полета, а также возможность применения очков ночного видения. Доработки планера помогли продлить срок службы Super Etendard до 2008 года. Ведутся работы по дальнейшему удлинению срока службы, по крайней мере, до 2012 года.
   Прототип модернизированного самолета Super Etendard впервые взлетел 5 октября 1990 года. Фирма "Dassault" модифицировала еще две машины для доводки.
   В июле 1991 года расформировали флотилию 14F. Она так и не стала первой частью авиации ВМФ, перевооруженной самолетами Rafale M. Ее Super Etendard пошли на замену последних 11 разведчиков Etendard IVP в эскадрилье 59S. Самолеты Super Etendard использовались для тренировок французских морских летчиков после обучения посадкам на палубу на самолетах Aerospatiale Zephyr на той же базе. Самолеты Super Etendard непрерывно модифицировались по различным стандартам, например, машины версии Standard 5 могли полноценно использовать все функциональные возможности контейнера целеуказания Damocles.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dassault Super Etendard

   Тип: одноместный палубный ударный самолет
   Силовая установка: ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 1380 км/ч (М=1,30) на высоте 11000 м; начальная скороподъемность 6000 м/мин; практический потолок более 13 700 м; боевой радиус действия 850 км в полете по профилю "большая - малая - большая высота" для удара по кораблям с одной ракетой AM39 Exocet и двумя сбрасываемыми баками
   Масса: пустого самолета 6500 кг; максимальная взлетная 12000 кг
   Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 14,31 м; высота 3,86 м; площадь крыла 28,40 м2
   Вооружение: две фиксированные стреляющие вперед 30-мм пушки DEFA 553 под воздухозаборниками, плюс до 2100 кг груза на двух узлах подвески под нижней частью фюзеляжа и на четырех подкрыльевых узлах подвески
France
"Тайгер Мит-2007"
A 17F mechanic performs post-flight checks to make sure that the jet is in optimal condition for the next sortie.
All maintenance is now carried out at BAN Landivisiau. Aeronavale mechanics perform scheduled maintenance work in the 17F hangar.
Super Etendard Modernise No.61 ready to fly out to the Charles de Gaulle after being checked over by 17F mechanics and technicians.
Four Super Etendard Modernises from 17F deployed to Kandahar in south-eastern Afghanistan for a four-month tour as part of Operation Pamir to support NATO’s ISAF mission.
With the advent of the Super Etendard Modernise Standard 4 and of the Damocles pod, the SEM became capable of delivering laser-guided bombs at night.
No.17F’s flight line at BAN Landivisiau.
The Aeronavale has adopted a low-visibility finish for its Super Etendards, with a disruptive camouflage in two shades of blue-grey on the upper surfaces, following experience in the Lebanon in 1983/84. It is seen on aircraft No 50, second in the line-up, of Flottille 25 at Landivisiau. Nearest the camera, No 25 sports a small white bomb insignia just below the windshield, indicating its use in the Lebanon in 1983/84.
Super Etendards aboard the "Foch". October 1986.
The real thing: a photograph of the Charles de Gaulle's flight deck at night, as seen through the lens of night vision goggles.
A boatswain’s mate moves away from the catapult after connecting it to a Super Etendard Modernise with the hold back bar.
A Super Etendard Modernise armed with GBU-12s on a catapult on board the Charles de Gaulle on November 21, 2015.
Dassault Super Etendard.
Super Etendard ранней постройки выруливает на старт. Самолет с бортовым номером "10" поступил на вооружение 11-й флотилии, первой в ВМС Франции получившей Super Etendard.
The Aeronavale has adopted a low-visibility finish for its Super Etendards, with a disruptive camouflage in two shades of blue-grey on the upper surfaces, following experience in the Lebanon in 1983/84. It is seen on aircraft No 70 aboard "Clemenceau"
Crewmen aboard the R-98 "Clemenceau” await the signal to attach the launch bridle to Super Etendard No 51.
"Длинная рука" французского флота - Super Etendard с одной крылатой ракетой ASMP. После пуска твердотопливный ускоритель разгоняет ракету до двух скоростей звука, после чего включается маршевый жидкостный двигатель. Дальность пуска ракеты - около 250 км, боевая часть - ядерная, мощностью 300 кт, типа TN-80 или TN-81.
Super Etendard останется основным ударным самолетом авиации ВМС Франции до тех пор, пока его не заменит Rafale. На фотографии - Super Etendard выполняет взлет с катапульты авианосца "Джон Стеннис" ВМС США, операция "Enduring Freedom", апрель 2007 года.
Aeronavale Super Etendard armed with an ASMP fire-and-forget medium range nuclear air-to-surface missile. ASMP equips 20 Super Etendards and is expected to remain in service until around the year 2005.
CAOC 9's primary focus for Wycombe Warrior exercises is to provide high quality training to British squadrons and US units based in the UK. However, invitations are also sent to other countries as they often have aircraft with capabilities that would be useful for the exercise. France is a regular participant: this French Navy Super Etendard is about to take on fuel from an RAF VC.10 during a previous Wycombe Warrior.
Super Etendard мог эффективно применять как высокоточное управляемое оружие, так и обычные авиационные средства поражения. Данный самолет, принадлежащий эскадрилье (флотилии) 14F авиации ВМС Франции, несет четыре блока НАР MATRA 155 - каждый с 18 ракетами SNEB калибра 68 мм.
Выбранный по политическим соображениям, в пику морскому варианту англо-французского Jaguar, Super Etendard обладает высокой скоростью, но малой продолжительностью полета.
A quartet of Super Etendards from Flottille 11F at Landivisiau. Two aircraft (Nos 6 and 37) carry AN 52 tactical nuclear weapons whilst a third (No 38) displays the latest "toned-down"camouflage.
Super Etendards of Flottille 11F in formation over Brittany. Note that No 38 displays the new, low-visibility finish.
French Navy tiger squadron Flotille 11F at Landivisau, painted two of its Super Etendard Modernises 49 and 62, in this impressive and appropriately wintry tiger scheme for the event.
Одной из самых знаменитых противокорабельных ракет стала французская ПКР Exocet - на фотографии изображен пуск ракеты штурмовиком Super Etendard. Вооруженные именно такими ракетами аргентинские Super Etendard потопили в 1982 году британские эсминец "Шеффилд" и авиатранспорт "Атлантик Конвейер".
Rafales provide air-refuelling capability to the Embarked Air Group. This image shows a Super Etendard Modernise air refuelling from a Rafale during a PEAN (period of naval air training) deployment aboard the French aircraft carrier Charles de Gaulle (R 91).
Даже после очередной модернизации - оснащения в 2010 году прицельным контейнером Damocles - самолеты Super Etendard существенно уступают Rafale, находящимся на вооружении ВМС Франции.
На фотографии - совместный полет "SuE" и Etendard IVPM, оснащенных автоматами постановки дипольных отражателей и ИК-ловушек Phimat. Наиболее существенное отличие между ними - новая РЛС. На закате карьеры Etendard IVPM использовались преимущественно для решения задач тактической разведки, в том числе в небе бывшей Югославии. Затем данная задача была возложена на SEM Standard 4.
12 декабря 1991г.: первый полет палубного истребителя Rafale М компании "Dassault" означал окончание эксплуатации в ВМС устаревших самолетов Vought F-8 Crusader и Dassault Super Etendard. На снимке: самолет, вооруженный УР Magic, и один из Super Etendard (на заднем плане), которые он должен был заменить.
Dassault Rafale M 01 formates with a Super Etendard, a type it will replace beginning in 1998.
A Super Etendard Modernise from 17F assigned to the French carrier Charles de Gaulle (R 91) approaches the deck of USS Harry S Truman (CVN 75) during joint operations with units from French Task Force 473 in the Arabian Gulf.
Landing Signal Officers critically watch an 11F Super Etendard practise simulated carrier approaches at Landivisiau base.
A Super Etendard Modernise lands at BAN Landivisiau following an ASSP mission at BAN Lann-Bihoue.
Super Etendard заходит на посадку на палубу авианосца "Фош", выпустив А-образный посадочный гак и перфорированные воздушные тормоза. "Фош", принятый в боевой состав флота в 1963 году, в 2000 году был списан и продан Бразилии. Сегодня ВМС Франции располагают только одним авианосцем - атомным авианосцем "Шарль де Голль".
Программа "Super Etendard Modernise" запускалась для продления срока эксплуатации Super Etendard минимум до 2015 года и повышения их боевой эффективности. На фотографии - Super Etendard с прицельным контейнером Litening.
Ракета AGM AS30L с лазерным наведением и связанный с ней контейнер целеуказания ATLIS придали самолету Super Etendard возможность нанесения мощных высокоточных ударов по наземным целям. По программе модернизации Standard 4 систему ATLIS заменили на систему Damocles, обеспечивающую возможность нанесения ночных ударов.
Iraq
Арендованный Ираком у Франции самолет "Супер Этандар"
Argentina
Аргентина все еще располагает некоторым количеством годных к полетам Super Etendard, но после вывода в 1997 году из боевого состава ВМС Аргентины единственного авианосца самолеты "работают" только с американскими авианосцами. Super Etendard также могут действовать с бразильского авианосца "Сан-Паулу".
Авианосец "Рональд Рейган" ВМС США выполнил поход вокруг Южной Америки в 2004 году - из Норфолка, где он строился, в Сан-Диего. В ходе похода с палубы авианосца выполняли полеты Super Etendard аргентинских ВМС.
During the Battle of San Carlos, Super Etendards achieved their most cost-effective mission destroying the ‘Atlantic Conveyor’ on May 25. The unit operated with four Super Etendards, with a fifth used as a spares source, but after the conflict the nine remaining jets were delivered.
ВВС Аргентины
Подвеска ПКР «Экзосет». Снимок периода войны 1982 г.
«Супер Этандар» из 2-й аэ ВМС Аргентины (снимок послевоенного периода).
The third Super Etendard delivered to the Argentine Navy, shown here at Landivisiau before delivery, made two Exocet attacks on British targets during the Falklands conflict.
«Супер Этандар» из 2-й аэ ВМС Аргентины (снимок послевоенного периода). Самая знаменитая аргентинская машина №3-А-203, участвовавшая в потоплении «Шеффилда» и «Атлантик Конвейера», была потеряна в авиакатастрофе 29 мая 1996 г. Остальные летают по сей день
The aircraft carrier ARA 25 de Mayo turning into the wind for the start of a launch cycle - on her deck can be seen an S-2Es, two Super Etendards, an Alouette III, two SH-3Hs and one A-4Q.
The former French Navy aircraft carrier Foch, which was officially transferred to the Brazilian Navy as the NAe Sao Paulo (A-12) in a ceremony at Brest on November 15, 2000, is seen here participating in the joint Argentine and Brazilian Navy exercise ARAEX IV between May 1-5, 2002. This was the first time the recently acquired carrier had participated in the annual ARAEX exercise. Operation of Argentine Navy Super Etendards and S-2T Turbo Trackers (both of which can be seen on the deck here) from the Brazilian carrier marked the first time that their pilots had been able to undertake arrested landings for some considerable time.
ВВС Аргентины
Главной ударной силой аргентинской авиации являлись пять Super Etendard, вооруженных ПКР AM39 Exocet. Эти самолеты потопили ракетами два британских корабля.
Первая пятерка аргентинских "Супер Этандаров" во время тренировочного полета во Франции. Лето 1981г.
Дозаправка «Супер Этандара» топливом в воздухе. Снимок периода войны 1982 г.
Пилотируемый теньете-де-навио Х.Барраса "Супер Этандар" дозаправляется незадолго до атаки контейнеровоза "Атлантик Конвейер"
‘Ace’ Super Etendard was ‘3-A-203’ which scored the ‘Sheffield’ and ‘Atlantic Conveyor’ kills. This historic aircraft was lost in an accident in May 1996.
One of five former French Super Etendards being lifted off the ship at dockside in Argentina wearing the protective covering applied for its journey as deck cargo.