Поиск по сайту:
Варианты
- Dassault - Etendard II / VI - 1956 - Франция
- Dassault - Etendard IV - 1957 - Франция
- Dassault - Super Etendard - 1974 - Франция
Dassault Super Etendard
В начале 1970-х годов ВМФ Франции заказал 100 новых палубных истребителей-штурмовиков, вместо первоначально планировавшихся поставок палубных истребителей-бомбардировщиков Jaguar M. В 1973 году был заключен контракт с фирмой "Dassault-Breguet" на поставку 60 модифицированных самолетов типа Etendard IV. Улучшенный вариант Super Etendard планировалось оснастить ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН при сохранении унификации по планеру с Etendard IV примерно на 90%. Новый профиль носка крыла и реконструированные закрылки обеспечили сохранение взлетно-посадочных характеристик, несмотря на увеличение взлетной массы.
Для расширения возможностей самолета Super Etendard по борьбе с кораблями, нанесению ударов по наземным целям и ведению воздушного боя его оснастили новой прицельно-навигационной системой ETNA, моноимпульсной РЛС Agave, инерциальной навигационной системой SKN602, вычислителем воздушных параметров Crouzet 66 и связанной с ним системой вывода данных на дисплей Crouzet 97, а также индикатором HUD. Перед кабиной пилота установили убирающуюся штангу дозаправки топливом.
Три прототипа создали из планеров Etendard IVM, первый полет состоялся 29 октября 1974 года. Затем сделали 71 серийный Super Etendard, первый из которых взлетел 24 ноября 1977 года. С июня 1978 года новый тип начал заменять Etendard IV и перехватчики Vought F-8E (FN) Crusader.
К началу войны на Фолклендах в апреле 1982 года аргентинский ВМФ (единственный экспортный заказчик самолетов Super Etendard) получил первые пять из 14 заказанных самолетов вместе с пятью ПКР AM39 Exocet. Эти самолеты впервые вступили в бой у Фолклендских островов 4 мая 1982 года, потопив английский эсминец "Шеффилд". 25 мая они уничтожили транспорт снабжения "Атлантик Конвейер". В октябре 1983 года Ирак арендовал пять Super Etendard и закупил большую партию ракет AM39 для ударов по иранским танкерам в ходе ирано-иракской войны.
В середине 1980-х годов запланировали программу модернизации 60 французских Super Etendard с целью увеличения дальности полета и повышения эффективности ударов по кораблям (ранее 53 машины уже были модифицированы для запуска ядерных ракет ASMP). Основными изменениями стали: модернизация БРЭО, реконструированная кабина с новым оборудованием, органами управления, соответствующими принципу HOTAS и новой РЛС Anemone с функциями сопровождения в режиме обзора, определения дальности "воздух-поверхность", наземной съемки и поиска.
Новые доработки включали также установку широкоугольного индикатора с телевизионным либо ИК-отображением, дисплей системы РЭБ Sherloc, контейнер для постановки помех Barem, более современную инерциальную навигационную систему, усовершенствованный компьютер СУВ и обработки параметров полета, а также возможность применения очков ночного видения. Доработки планера помогли продлить срок службы Super Etendard до 2008 года. Ведутся работы по дальнейшему удлинению срока службы, по крайней мере, до 2012 года.
Прототип модернизированного самолета Super Etendard впервые взлетел 5 октября 1990 года. Фирма "Dassault" модифицировала еще две машины для доводки.
В июле 1991 года расформировали флотилию 14F. Она так и не стала первой частью авиации ВМФ, перевооруженной самолетами Rafale M. Ее Super Etendard пошли на замену последних 11 разведчиков Etendard IVP в эскадрилье 59S. Самолеты Super Etendard использовались для тренировок французских морских летчиков после обучения посадкам на палубу на самолетах Aerospatiale Zephyr на той же базе. Самолеты Super Etendard непрерывно модифицировались по различным стандартам, например, машины версии Standard 5 могли полноценно использовать все функциональные возможности контейнера целеуказания Damocles.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Dassault Super Etendard
Тип: одноместный палубный ударный самолет
Силовая установка: ТРД SNECMA Atar 8K-50 тягой 49,03 кН
Летные характеристики: максимальная скорость 1380 км/ч (М=1,30) на высоте 11000 м; начальная скороподъемность 6000 м/мин; практический потолок более 13 700 м; боевой радиус действия 850 км в полете по профилю "большая - малая - большая высота" для удара по кораблям с одной ракетой AM39 Exocet и двумя сбрасываемыми баками
Масса: пустого самолета 6500 кг; максимальная взлетная 12000 кг
Размеры: размах крыла 9,60 м; длина 14,31 м; высота 3,86 м; площадь крыла 28,40 м2
Вооружение: две фиксированные стреляющие вперед 30-мм пушки DEFA 553 под воздухозаборниками, плюс до 2100 кг груза на двух узлах подвески под нижней частью фюзеляжа и на четырех подкрыльевых узлах подвески
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2008-01 / ??? - "Тайгер мит-2007"
"Тайгер Мит-2007"
-
Air International 2014-03 / J.Kraak - Etendard Excellence /Military/
A 17F mechanic performs post-flight checks to make sure that the jet is in optimal condition for the next sortie.
-
Air International 2014-03 / J.Kraak - Etendard Excellence /Military/
All maintenance is now carried out at BAN Landivisiau. Aeronavale mechanics perform scheduled maintenance work in the 17F hangar.
-
Air International 2014-03 / J.Kraak - Etendard Excellence /Military/
Super Etendard Modernise No.61 ready to fly out to the Charles de Gaulle after being checked over by 17F mechanics and technicians.
-
Air International 2014-03 / J.Kraak - Etendard Excellence /Military/
Four Super Etendard Modernises from 17F deployed to Kandahar in south-eastern Afghanistan for a four-month tour as part of Operation Pamir to support NATO’s ISAF mission.
-
Air International 2012-10 / H.-P.Grolleau, H.de Bonnaventure - In-depth Modernisation /Military/
Admiral Herve de Bonnaventure (left) and Captain Olivier Lebas, Charles de Gaulle's commanding officer.
-
Air International 2006-07 / H.-P.Grolleau - French Navy Nocturnal Tactics /Military/
With the advent of the Super Etendard Modernise Standard 4 and of the Damocles pod, the SEM became capable of delivering laser-guided bombs at night.
-
Air International 2014-03 / J.Kraak - Etendard Excellence /Military/
No.17F’s flight line at BAN Landivisiau.
-
Air International 1986-02 / ??? - France's Superior Standard
The Aeronavale has adopted a low-visibility finish for its Super Etendards, with a disruptive camouflage in two shades of blue-grey on the upper surfaces, following experience in the Lebanon in 1983/84. It is seen on aircraft No 50, second in the line-up, of Flottille 25 at Landivisiau. Nearest the camera, No 25 sports a small white bomb insignia just below the windshield, indicating its use in the Lebanon in 1983/84.
-
Air International 1988-01 / P.Jackson - Etendards over the Atlantique
Super Etendards aboard the "Foch". October 1986.
-
Air International 2012-10 / H.-P.Grolleau, H.de Bonnaventure - In-depth Modernisation /Military/
Typical activity on the Charles de Gaulle's busy flight deck: the aircraft at the aft end of the deck is preparing to taxi towards the waist and forward catapults.
Другие самолёты на фотографии: Dassault Rafale M - Франция - 1991
-
Air International 2006-07 / H.-P.Grolleau - French Navy Nocturnal Tactics /Military/
The real thing: a photograph of the Charles de Gaulle's flight deck at night, as seen through the lens of night vision goggles.
-
Air International 2012-03 / H.-P.Grolleau - Retex. The Marine Nationale and Operation Harmattan /Military/
A GBU-58 laser-guided bomb is manhandled onto this SEM's right centre wing hard point.
-
Air International 2014-03 / J.Kraak - Etendard Excellence /Military/
A boatswain’s mate moves away from the catapult after connecting it to a Super Etendard Modernise with the hold back bar.
-
Air International 2012-10 / H.-P.Grolleau, H.de Bonnaventure - In-depth Modernisation /Military/
Flottille 17F SEM No 11 fitted with two 625-litre drop tanks and one Barracuda jammer taxies towards the front catapult.
-
Air International 2016-01 / News
A Super Etendard Modernise armed with GBU-12s on a catapult on board the Charles de Gaulle on November 21, 2015.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Dassault Super Etendard.
-
Мировая Авиация 150
Super Etendard ранней постройки выруливает на старт. Самолет с бортовым номером "10" поступил на вооружение 11-й флотилии, первой в ВМС Франции получившей Super Etendard.
-
Air International 1986-02 / ??? - France's Superior Standard
The Aeronavale has adopted a low-visibility finish for its Super Etendards, with a disruptive camouflage in two shades of blue-grey on the upper surfaces, following experience in the Lebanon in 1983/84. It is seen on aircraft No 70 aboard "Clemenceau"
-
Air International 1986-02 / ??? - France's Superior Standard
Crewmen aboard the R-98 "Clemenceau” await the signal to attach the launch bridle to Super Etendard No 51.
-
Мировая Авиация 138
"Длинная рука" французского флота - Super Etendard с одной крылатой ракетой ASMP. После пуска твердотопливный ускоритель разгоняет ракету до двух скоростей звука, после чего включается маршевый жидкостный двигатель. Дальность пуска ракеты - около 250 км, боевая часть - ядерная, мощностью 300 кт, типа TN-80 или TN-81.
-
Мировая Авиация 150
Super Etendard останется основным ударным самолетом авиации ВМС Франции до тех пор, пока его не заменит Rafale. На фотографии - Super Etendard выполняет взлет с катапульты авианосца "Джон Стеннис" ВМС США, операция "Enduring Freedom", апрель 2007 года.
-
Air International 1995-11 / G.Paloszi-Horvath - Force de Frappe. French Air-Delivered Nuclear Weapons
Aeronavale Super Etendard armed with an ASMP fire-and-forget medium range nuclear air-to-surface missile. ASMP equips 20 Super Etendards and is expected to remain in service until around the year 2005.
-
Air International 2006-08 / D.Carrara - CAOC Warriors /Military/
CAOC 9's primary focus for Wycombe Warrior exercises is to provide high quality training to British squadrons and US units based in the UK. However, invitations are also sent to other countries as they often have aircraft with capabilities that would be useful for the exercise. France is a regular participant: this French Navy Super Etendard is about to take on fuel from an RAF VC.10 during a previous Wycombe Warrior.
-
Мировая Авиация 138
Super Etendard мог эффективно применять как высокоточное управляемое оружие, так и обычные авиационные средства поражения. Данный самолет, принадлежащий эскадрилье (флотилии) 14F авиации ВМС Франции, несет четыре блока НАР MATRA 155 - каждый с 18 ракетами SNEB калибра 68 мм.
-
Air International 2012-03 / H.-P.Grolleau - Retex. The Marine Nationale and Operation Harmattan /Military/
This SEM photographed from a C-135FR is armed with two GBU-58 125kg laser-guided bombs under the outer wing stations and carries three drop tanks (one of them under the fuselage) and an LL5081 decoy dispenser.
-
Air International 2012-03 / H.-P.Grolleau - Retex. The Marine Nationale and Operation Harmattan /Military/
Flottille 17F and its SEMs remain at the forefront of the French Navy combat force.
-
Мировая Авиация 150
Выбранный по политическим соображениям, в пику морскому варианту англо-французского Jaguar, Super Etendard обладает высокой скоростью, но малой продолжительностью полета.
-
Air International 1988-01 / P.Jackson - Etendards over the Atlantique
A quartet of Super Etendards from Flottille 11F at Landivisiau. Two aircraft (Nos 6 and 37) carry AN 52 tactical nuclear weapons whilst a third (No 38) displays the latest "toned-down"camouflage.
-
Air International 1986-02 / ??? - France's Superior Standard
Super Etendards of Flottille 11F in formation over Brittany. Note that No 38 displays the new, low-visibility finish.
-
Air International 2007-11 / M.Attrill - NATO Tiger Meet And Exercise Arctic Tiger 2007 /Military/
French Navy tiger squadron Flotille 11F at Landivisau, painted two of its Super Etendard Modernises 49 and 62, in this impressive and appropriately wintry tiger scheme for the event.
-
Мировая Авиация 147
Одной из самых знаменитых противокорабельных ракет стала французская ПКР Exocet - на фотографии изображен пуск ракеты штурмовиком Super Etendard. Вооруженные именно такими ракетами аргентинские Super Etendard потопили в 1982 году британские эсминец "Шеффилд" и авиатранспорт "Атлантик Конвейер".
-
Air International 2014-03 / J.Kraak - Etendard Excellence /Military/
Rafales provide air-refuelling capability to the Embarked Air Group. This image shows a Super Etendard Modernise air refuelling from a Rafale during a PEAN (period of naval air training) deployment aboard the French aircraft carrier Charles de Gaulle (R 91).
Другие самолёты на фотографии: Dassault Rafale M - Франция - 1991
-
Авиация и Космонавтика 2010-09
Другие самолёты на фотографии: Dassault Rafale M - Франция - 1991
-
Мировая Авиация 138
Даже после очередной модернизации - оснащения в 2010 году прицельным контейнером Damocles - самолеты Super Etendard существенно уступают Rafale, находящимся на вооружении ВМС Франции.
Другие самолёты на фотографии: Dassault Rafale M - Франция - 1991
-
Мировая Авиация 138
На фотографии - совместный полет "SuE" и Etendard IVPM, оснащенных автоматами постановки дипольных отражателей и ИК-ловушек Phimat. Наиболее существенное отличие между ними - новая РЛС. На закате карьеры Etendard IVPM использовались преимущественно для решения задач тактической разведки, в том числе в небе бывшей Югославии. Затем данная задача была возложена на SEM Standard 4.
Другие самолёты на фотографии: Dassault Etendard IV - Франция - 1957
-
Air Pictorial 1995-04 / A.Boxman, K.van der Mark - Aeronavale: France's naval air arm today (1)
12 декабря 1991г.: первый полет палубного истребителя Rafale М компании "Dassault" означал окончание эксплуатации в ВМС устаревших самолетов Vought F-8 Crusader и Dassault Super Etendard. На снимке: самолет, вооруженный УР Magic, и один из Super Etendard (на заднем плане), которые он должен был заменить.
Dassault Rafale M 01 formates with a Super Etendard, a type it will replace beginning in 1998.Другие самолёты на фотографии: Dassault Rafale M - Франция - 1991
-
Air International 2012-04 / News
Super Etendard Modernise 31 of 17F of the Aeronavale lines up on the approach as a pair of F/A-18 Hornets join the circuit at Albacete AB during TLP 2012-1.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F/A-18C Hornet - США - 1986
-
Air International 2014-03 / J.Kraak - Etendard Excellence /Military/
A Super Etendard Modernise from 17F assigned to the French carrier Charles de Gaulle (R 91) approaches the deck of USS Harry S Truman (CVN 75) during joint operations with units from French Task Force 473 in the Arabian Gulf.
-
Air Pictorial 1992-01 / J.Blackman - There's still life in Dassault's Etendard
Landing Signal Officers critically watch an 11F Super Etendard practise simulated carrier approaches at Landivisiau base.
-
Air International 2014-03 / J.Kraak - Etendard Excellence /Military/
A Super Etendard Modernise lands at BAN Landivisiau following an ASSP mission at BAN Lann-Bihoue.
-
Мировая Авиация 138
Super Etendard заходит на посадку на палубу авианосца "Фош", выпустив А-образный посадочный гак и перфорированные воздушные тормоза. "Фош", принятый в боевой состав флота в 1963 году, в 2000 году был списан и продан Бразилии. Сегодня ВМС Франции располагают только одним авианосцем - атомным авианосцем "Шарль де Голль".
-
Мировая Авиация 150
Программа "Super Etendard Modernise" запускалась для продления срока эксплуатации Super Etendard минимум до 2015 года и повышения их боевой эффективности. На фотографии - Super Etendard с прицельным контейнером Litening.
-
Мировая Авиация 103
Ракета AGM AS30L с лазерным наведением и связанный с ней контейнер целеуказания ATLIS придали самолету Super Etendard возможность нанесения мощных высокоточных ударов по наземным целям. По программе модернизации Standard 4 систему ATLIS заменили на систему Damocles, обеспечивающую возможность нанесения ночных ударов.
-
Air International 2012-10 / H.-P.Grolleau, H.de Bonnaventure - In-depth Modernisation /Military/
The Charles de Gaulle is currently the largest and most powerful warship in service in Europe. Despite much criticism following teething problems, the vessel has since proved extremely reliable and successful.
Другие самолёты на фотографии: Grumman E-2 Hawkeye - США - 1960
-
Авиация и Космонавтика 2020-01 / М.Никольский - "Томкэты" в Иране (2)
Арендованный Ираком у Франции самолет "Супер Этандар"
-
Мировая Авиация 138
Аргентина все еще располагает некоторым количеством годных к полетам Super Etendard, но после вывода в 1997 году из боевого состава ВМС Аргентины единственного авианосца самолеты "работают" только с американскими авианосцами. Super Etendard также могут действовать с бразильского авианосца "Сан-Паулу".
-
Мировая Авиация 150
Авианосец "Рональд Рейган" ВМС США выполнил поход вокруг Южной Америки в 2004 году - из Норфолка, где он строился, в Сан-Диего. В ходе похода с палубы авианосца выполняли полеты Super Etendard аргентинских ВМС.
-
Air Enthusiast 1998-09 / S.Huertas - San Carlos
During the Battle of San Carlos, Super Etendards achieved their most cost-effective mission destroying the ‘Atlantic Conveyor’ on May 25. The unit operated with four Super Etendards, with a fifth used as a spares source, but after the conflict the nine remaining jets were delivered.
-
Авиация и Космонавтика 2008-05
ВВС Аргентины
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / В.Морозов - Корабли под бомбами: ВВС Аргентины против Королевского флота Великобритании (2)
Подвеска ПКР «Экзосет». Снимок периода войны 1982 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / В.Морозов - Корабли под бомбами: ВВС Аргентины против Королевского флота Великобритании (2)
«Супер Этандар» из 2-й аэ ВМС Аргентины (снимок послевоенного периода).
-
Air International 1986-02 / ??? - France's Superior Standard
The third Super Etendard delivered to the Argentine Navy, shown here at Landivisiau before delivery, made two Exocet attacks on British targets during the Falklands conflict.
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / В.Морозов - Корабли под бомбами: ВВС Аргентины против Королевского флота Великобритании (2)
«Супер Этандар» из 2-й аэ ВМС Аргентины (снимок послевоенного периода). Самая знаменитая аргентинская машина №3-А-203, участвовавшая в потоплении «Шеффилда» и «Атлантик Конвейера», была потеряна в авиакатастрофе 29 мая 1996 г. Остальные летают по сей день
-
Air Enthusiast 1995-09 / S.Huertas - Sheffield in sight!
The aircraft carrier ARA 25 de Mayo turning into the wind for the start of a launch cycle - on her deck can be seen an S-2Es, two Super Etendards, an Alouette III, two SH-3Hs and one A-4Q.
Другие самолёты на фотографии: Grumman S-2 Tracker / TF-1 Trader - США - 1954McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954Sikorsky H-3 / S-61 Sea King - США - 1959Sud-Aviation Alouette III / SA.316 / SA.319 - Франция - 1959
-
Air International 2002-07 / Airscene
The former French Navy aircraft carrier Foch, which was officially transferred to the Brazilian Navy as the NAe Sao Paulo (A-12) in a ceremony at Brest on November 15, 2000, is seen here participating in the joint Argentine and Brazilian Navy exercise ARAEX IV between May 1-5, 2002. This was the first time the recently acquired carrier had participated in the annual ARAEX exercise. Operation of Argentine Navy Super Etendards and S-2T Turbo Trackers (both of which can be seen on the deck here) from the Brazilian carrier marked the first time that their pilots had been able to undertake arrested landings for some considerable time.
Другие самолёты на фотографии: Grumman S-2 Tracker / TF-1 Trader - США - 1954
-
Авиация и Космонавтика 2008-05
ВВС Аргентины
-
Мировая Авиация 49
Главной ударной силой аргентинской авиации являлись пять Super Etendard, вооруженных ПКР AM39 Exocet. Эти самолеты потопили ракетами два британских корабля.
Первая пятерка аргентинских "Супер Этандаров" во время тренировочного полета во Франции. Лето 1981г. -
Авиация и Космонавтика 2016-10 / В.Морозов - Корабли под бомбами: ВВС Аргентины против Королевского флота Великобритании (2)
Дозаправка «Супер Этандара» топливом в воздухе. Снимок периода войны 1982 г.
-
Авиация и Время 2000-01 / А.Котлобовский - Не числом, а умением /Авиация в локальных конфликтах/
Пилотируемый теньете-де-навио Х.Барраса "Супер Этандар" дозаправляется незадолго до атаки контейнеровоза "Атлантик Конвейер"
-
Air Enthusiast 1998-09 / S.Huertas - San Carlos
‘Ace’ Super Etendard was ‘3-A-203’ which scored the ‘Sheffield’ and ‘Atlantic Conveyor’ kills. This historic aircraft was lost in an accident in May 1996.
-
Air International 2019-08 / Airscene
One of five former French Super Etendards being lifted off the ship at dockside in Argentina wearing the protective covering applied for its journey as deck cargo.
Тип фотографий
- Боковые проекции (3)
- Цветные фото (72)
- Ч/б фото (28)
- Кабина (2)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (10)