Breda Ba.65
Варианты:
Breda - Ba.65 - 1935 - Италия
Страна: Италия
Год: 1935


Одноместный штурмовик
Описание:
Ba.65
Breda Ва 65
Фотографии

Ba.65

Штурмовик и легкий бомбардировщик. Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Сосьета итальяна Эрнесто Бреда" под руководством Дж. Панцери и А. Парано. Являлся развитием конструкции штурмовика Ba.64. Опытный экземпляр Ba.65 вышел на испытания 6 сентября 1935 г. Серийное производство начали в феврале 1937 г. Самолет строился заводами "Эрнесто Бреда" и "Капрони-Виццола". Изготовлено в общей сложности 219 экз. всех модификаций.
Двигатель IS K.14 (лицензия GR 14Krsd) - на ранних сериях, A.80RC.41 - на поздних. Экипаж 1-2 чел.
Самолет состоял на вооружении в Италии с 1937 г., Ираке -с 1938 г. Поставлялся также в Венгрию, Парагвай, Португалию и Чили.
Выпускались следующие основные модификации:
   - Ba.65, одноместный штурмовик с вооружением 2x12,7+2x7,69;
   - Ba.65bis, двухместный вариант, увеличенный объем бензобаков, вооружение 2x12,7+3x7,69;
   - Ba.65bisL, двухместный вариант с экранированной турелью Бреда L, вооружение 3x12,7+2x7,69;
   - Ba.65М, переделка Ba.65bis в пикирующий бомбардировщик, проводилась в 1942 г. заводом "Капрони-Виццола", модернизировано 40 самолетов.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 1000 кг. Производство прекращено в 1939 г.
Ba.65 были впервые применены в боевых действиях в Испании в конце 1937 г. С июня 1940 г. эти самолеты воевали в Северной Африке, в частности, против бронетехники англичан в Ливийской пустыне. Они также вели ближнюю разведку. Две штурмовые группы поддерживали наступление итальянской армии на Сиди-Баррани в сентябре 1940 г. Из-за больших потерь в феврале 1941 г. эти группы отвели с фронта и перевооружили на другую технику. Ba.65 участвовали также в войне против Греции в 1940-41 гг. и в захвате Югославии в апреле 1941 г.
Итальянские ВВС начали снимать Ba.65 с вооружения с мая 1942 г.; этот процесс завершился к моменту заключения Италией перемирия с союзниками в сентябре 1943 г.
Иракские Ba.65bisL участвовали в боевых действиях против англичан во время мятежа регента Рашида Али, в частности, в налетах на авиабазу Хаббания. Большинство иракских самолетов было уничтожено ответными ударами английской авиации на земле или сбито в воздухе.


Ba.65||
Размах:||11,95 м
Длина:||9,6 м
Моторы, количество х мощность:||1x900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2950 кг
Максимальная скорость:||429 км/ч
Практический потолок:||8300 м
Дальность:||550 км

Breda Ва 65

Прототип многоцелевого боевого самолета Ва 65, способного стать истребителем-перехватчиком, легким бомбардировщиком, разведчиком и штурмовиком, поднялся в воздух в сентябре 1935 года. Это был цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимися основными стойками шасси. Основой конструкции фюзеляжа являлась стальная ферма из труб, обшитая дюралем. Крыло имело закрылки и отклоняемые предкрылки Handley Page. Самолет мог использоваться как в одноместном, так и в двухместном варианте (со стрелком).
   В 1936 году был размещен заказ на 81 машину с двигателями Gnome-Rhone 14К мощностью 700 л .с. (522 кВт). 13 таких самолетов поступили на вооружение 65-й эскадрильи итальянского авиационного контингента, отправленного на поддержку франкистов во время гражданской войны в Испании. Эскадрилья принимала участие в операциях у Сантандера в августе 1937 года, затем у Теруэля и в боях у реки Эбро.
   Испанский опыт показал, что Ва 65 не подходит на роль истребителя, поэтому его поставили на вооружение двух штурмовых авиаполков итальянских ВВС (Regia Aeronautica). К июлю 1939 года была выпущена вторая серия из 137 машин с двигателями Fiat А.80. В 1938 году в Испанию в авиационный контингент отправили шесть Ва 65 с двигателем Fiat и четыре с двигателем Gnome-Rhone. После вступления Италии во Вторую мировую войну в июне 1940 года, Ва 65 воевали против англичан в Северной Африке. Самолет был плохо приспособлен к эксплуатации в пустынных условиях и продемонстрировал невысокие летные характеристики. Последняя машина была потеряна во время наступления англичан на Киренаику в феврале 1941 года.
   Большинство Ва 65, летавших в составе итальянских ВВС, были двухместными, над задней кромкой крыла в открытой кабине находился стрелок-наблюдатель. Небольшое число самолетов оборудовались закрытой турельной стрелковой установкой Breda L башенного типа, но в любом случае стрелок управлял пулеметом калибра 7,7 мм.
   В 1938 году 25 двухместных самолетов с двигателями Fiat продали в Ирак. Позднее в том же году 20 машин с двигателями Piaggio P.XI С.40 закупили чилийцы: 17 одноместных, остальные три - учебно-тренировочные с двойным управлением. В ноябре 1939 года 10 двухместных самолетов с двигателями Fiat и стрелковыми установками Breda L закупила Португалия. Серийный самолет, предназначенный под двигатель Fiat, в июне 1937 года испытывали с американским звездообразным двигателем Pratt & Whitney в ожидании возможного заказа от гоминдановского Китая, но поставка не состоялась.
   На основе концепции и конструкции Ва 65 был создан экспериментальный двухместный самолет-разведчик и штурмовик Ва 75, его прототип проходил испытания в 1939 году. Bа 75 был крупнее, чем Ва 65, из низкоплана он превратился в среднеплан, хвостовое колесо получило обтекатель, площадь киля увеличили и установили обширное остекление по бокам и в нижней части фюзеляжа для улучшения обзора.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Breda Ва 65/А.80 monoposto (одноместный)

   Тип: одноместный штурмовик
   Силовая установка: звездообразный двигатель Fiat А.80 RC.41 мощностью 1000 л.с. (746 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 430 км/ч на оптимальной высоте; набор высоты 6000 м за 11 мин 30 с; практический потолок 6300 м; дальность 550 км
   Масса: пустого самолета 2400 кг; максимальная взлетная 2950 кг
   Размеры: размах крыла 12,10 м; длина 9,30 м; высота 3,20 м; площадь крыла 23,50 м2
   Вооружение: два пулемета Breda-SAFAT калибра 12,7 мм и два пулемета той же марки калибра 7,7 мм, установленные в крыле, плюс до 300 кг бомб в отсеке вооружения и до 200 кг бомб на подкрыльевых узлах подвески
В 1938 году Ирак получил 25 двухместных Ва 65 с двигателями Fiat, среди них было два учебно-тренировочных со спаренным управлением, а остальные оборудовались стрелковыми установками Breda L. Изображенный самолет ограниченно применялся в действиях против британцев в 1940-1941 годах.
Breda Ba.65 из 5-й АЭ ВВС Ирака, а/б Аль-Рашид, май 1941г.
Single-seat
The Breda 65 Two-seat Light Bomber-Fighter Monoplane (870 h.p. Gnome-Rhone 14Krsd engine).
Первый прототип Ва.65 с двигателем "Изотта-Фраскини" К14, снятый с разных ракурсов на миланском аэродроме "Брессо"
"Бреды" в Испании с опознавательными знаками франкистских ВВС.
Ba.65 на полевом аэродроме, остров Пантиллерия, 1941 год
The double row of blisters (housing the cylinder valve gear) which characterised the cowling of the Isotta-Fraschini-built Gnome-Rhone 14K engine installed in some Breda Ba 65s may be clearly seen in this close-up photograph of an aircraft of the 94 Squadriglia, one of the component squadriglie of the 2 Stormo which operated in the fighter role.
"Бреды" в Испании с опознавательными знаками франкистских ВВС. У самолета на киле эмблема эскадрильи, а на борту, в черном круге, белая латинская буква "М" - монограмма Бенито Муссолини
The Piaggio P.32 bomber (left) has a peculiar high-lift device permitting a strikingly short span. On the right the golden Breda 65 fighter-attack machine is caught taking off at a very tail-up attitude.
Ва.65 А80 в процессе сборки на заводе "Бреда" в Милане
Линейка закупленных чилийскими ВВС Ва.65 с моторами "Пьяджо" P.XI и пулеметами "Мадсен" в ожидании отправки из Италии
A line-up of single-seat Chilean Ba.65s at the Breda factory in Milan in the summer of 1938. The aircraft were delivered in a natural-metal finish with fabric surfaces painted with a standard aluminium varnish. Each example was identified with a large number, from 1 to 20, in black on the rear fuselage.
A poor-quality but rare photograph of the Ba.65s at El Bosque Air Base near Santiago during an air force review and parade day held on March 21, 1939, shortly after their entry into service. By this time the aircraft had received white star insignia on their blue-painted rudders, and the FACh’s shield insignia on the undersides of the wings.
Two-seat
Ва. 65 К14 с выдвижной пулеметной турелью "Бреда" тип L
Ва. 65 из 102-й эскадрильи во время испытаний в Гуидонии с экранированной турелью типа М
Two-seat Breda Ba 65 with a 7.7 mm gun in a large dorsal turret.
Two-seat Breda Ba 65 bis with a 12.7 mm gun in a hydraulically operated dorsal turret.
Штурмовики Ba.65 в тренировочном полете над Италией, 1939 г.
Что бы там ни писали в послевоенной литературе, но до появления "Харрикейнов" на Средиземноморском ТВД действовавшие в этом регионе скоростные итальянские многоцелевые одномоторные "Бреды-65", могли наносить достаточно эффективные удары по наземным целям, а благодаря своему довольно мощному наступательному вооружению (два крупнокалиберных и два обычных пулемёта) они были опасными противниками почти для любых английских самолётов.
A formation of Breda 65 "assault" machines of the Italian Air Force. They are normally used as single-seaters but can carry a gunner if required.
Ва.65 К14 из 101-й эскадрильи 5-го "стормо" над окрестностями Рима
A Fiat A 80-powered Breda Ba 65 of the 101“ Squadriglie (5° Stormo)
Ва.65 А80 в полете над Ломбардией. Обратите внимание на разные типы камуфляжей, применявшиеся в 1930-е годы в итальянских ВВС
Основные стойки шасси, пулеметы "Бреда" SAFAT и подкрыльевая бомбовая подвеска Ва.65 К14
ITALIAN ATTACKERS: The flying arsenal, a portion of which is seen, is the Breda 65. Four fixed guns are mounted in the wing, each pair being staggered as shown, and there is a fifth gun for the observer in addition to fragmentation bombs.
Испытания механизма уборки-выпуска шасси Ва.65 на импровизированном аэродромном стенде
Пилот Ba.65 занимает свое место в кабине перед боевым вылетом, Северная Африка, 1940 год
In 1937 the RIAF placed an order for 15 Italian Breda Ba 65bis light bombers, much to the displeasure of the British, who reminded the Iraqis that, as a mandated territory, they were obliged to “buy British”. The Bredas began arriving in early March 1938, but most had become unserviceable by mid-1944. This example is serial 117.
Ba.65bisL португальских ВВС, февраль 1941 г.
A Ba 65bis 555 of the Portuguese Arma da Aeronautica with the Breda “L” dorsal turret and the Isotta-Fraschini-built Gnome-Rhone 14K engine, one of ten Breda Ba.65bis operated briefly 1939 to 1941.
One of the FACh’s three turret-equipped Ba.65Bis Tipo Ciles is rolled off the production line at Milan, with FACh engineer Raul Barros Alamos walking alongside the fuselage. The aircraft’s fin/rudder has been painted blue but is yet to receive its white star insignia. White roundels with “BA” are painted on the undersides of the wings.
With a single-seater in the background, one of the FACh’s three turret-equipped Ba.65s has its compass swung at the Breda works in Milan before delivery. Some 25 Ba.65s were acquired by the Royal Iraqi Air Force in 1938, the majority being fitted with the same Type M turret, which significantly hampered the type’s performance.
Officers of the FACh give members of the US Military Mission to Chile a review of the types then in service with the air arm at Los Cerrillos, Santiago, including a pair of Ba. 65s and one of the six Arado Ar 95B biplanes delivered to Chile before the outbreak of the war in Europe.
A member of the US Military Mission to Chile (left) discusses the cockpit equipment of a Chilean Breda Ba.65 with an officer of the Fuerza Aerea de Chile. The American mission resulted from the January 1942 Rio Conference.
 
Интерьер кабины пилота Ва. 65
The somewhat cramped cockpit of the Ba. 65. The control column, fitted with a spade grip, was equipped with a central lever for the compressed-air system that operated the undercarriage and weapons bay doors, and the smaller levers placed either side of the central lever were the firing buttons for the four wing-mounted guns.
The only surviving relic of Chile’s somewhat unsatisfactory relationship with the Ba.65 is this original Breda Type M turret and machine-gun, as briefly fitted to the FACh’s three examples of the Ba.65Bis. It is kept on display at the Museo Nacional Aeronautico y del Espacio (National Aeronautical & Space Museum) in the capital, Santiago de Chile.
Пулеметная турель "Бреда" тип L
Ва. 65 после вынужденной посадки на испанском аэродроме "Тудела"
Аварийная посадка Ва.65 на аэродроме "Кампино".
Аварийная посадка Ва.65 А80 с пулеметной башенкой, предназначенного для Ирака, на миланском аэродроме "Брессо". На самолете уже нанесены иракские опознавательные знаки и бортовой номер
Breda Ba. 65 No 10 was arguably the unluckiest of the FACh examples, experiencing a number of mishaps during its operational career, including this forced landing after hydraulic failure in November 1941. Although the variable-pitch propeller was destroyed, the airframe suffered only minimal damage.
The collapsed port undercarriage leg of No 10 after its forced landing in November 1941. Fortunately, the pilot was unharmed and the aircraft was repaired and returned to operational status. After Italy’s entry into the war in Europe in June 1940 the availability of spares for Chile’s Italian aircraft began to dwindle, and it became increasingly difficult to keep the Ba. 65s serviceable and operational.
Four months after its undercarriage mishap, No 10 was hobbled again when its pilot failed to follow the correct procedure to lower the undercarriage during a flight on March 20, 1942. This time the damage was more serious, the starboard wing taking the brunt of the crash; with the wing’s spars damaged beyond repair, the aircraft was written off.
Останки Ва.65 К14 из 168-й эскадрильи 12-й авиагруппы итальянских ВВС, уничтоженного при налете английской авиации на аэродром "Мармарика" в Северной Африке в 1941 году
The charred remains of Ba.65 No 5 (c/n 64186), which came to grief after engine failure during a gunnery practice flight on October 31, 1939. Thankfully, the pilot, Capt Hernan Lopez Angulo, was one of the more experienced FACh pilots and managed to execute a skilful forced landing in a field at Maipu, near El Bosque AB. The aircraft was destroyed in the ensuing fire, however.
An all-too-familiar sight by the end of 1939, the wreckage of yet another crashed Ba.65 is surveyed by locals after 2nd Lt Ramon Ortiz was killed in the crash of Ba.65 No 15 on November 3 that year. Ortiz, again an inexperienced pilot, got into trouble after an aborted landing at El Bosque and stalled, the resulting impact with the ground tearing the engine from its mounting.
The aftermath of the accident in which 2nd Lt Traub was killed on September 19, 1939, while participating in a nine-aircraft formation take-off from El Bosque during rehearsals for a parade. The Ba. 65 was not an easy type to master, and Traub was insufficiently experienced to cope with the type’s idiosyncratic handling characteristics.
The Breda 65 is a new "assault" type developed in Italy. It has a Gnome-Rhone Mistral Major engine of 800 h.p. and a maximum speed in the region of 250 m.p.h.
Breda 65 (Italy)
Breda 65 ground-attack machine (Italy).
The Breda Ba.65. Although similar in layout to the Ba.64, from which it was developed, the Ba.65 had a fuller fuselage, and a sliding canopy replaced the open cockpit. Three of the Chilean examples were fitted with Breda Type M turrets, but the other 17 of the FACh’s 20 examples were single-seat versions, as in this Aeromodeller three-view.
Breda Ba.65
This general arrangement drawing depicts the G-R 14K-powered single-seat Ba 65, the additional side views depicting the G-R 14K-powered Ba 65bis (centre) and the A 80-powered Ba 65bis.
Breda Ba.65bisL