
Описание
Страна : Франция
Год : 1913
Двухместный разведывательный и учебный самолет
Caudron G.2 и G.3
В мае 1914 года появился самолет Caudron G.3 (или G.III), созданный братьями Рене и Гастоном Кодрон. Ему предшествовали почти 20 различных проектов и около 150 построенных машин. Новый самолет во многом напоминал более ранний Type B.
G.3 представлял собой полутораплан, причем поперечное управление осуществлялось отклонением крыла (гошированием), и лишь на более поздних машинах для этой цели на верхнем крыле были установлены элероны. Самолет мог использоваться в качестве разведывательного - пилот и наблюдатель размещались в открытых кабинах по схеме тандем. G.3 был спроектирован на базе одноместного G.2, который также строился серийно и принимал участие в многочисленных авиасалонах в 1913-1914 годах.
Военное предназначение G.3 планировалось изначально, поэтому с началом Первой мировой войны на машину поступили крупные заказы - в первые два года войны самолет активно использовался для разведки и корректировки огня артиллерии. Но с появлением у противника скоростных истребителей и развитием тактики борьбы с аэропланами обладавший малой скоростью G.3 в середине 1916 года был снят с вооружения находившихся на фронте французских эскадрилий.
В общей сложности за годы войны во Франции были выпущены 2450 самолетов G.3, еще 233 самолета выпустила британская "British Caudron Co. Ltd", а расположенная около Турина компания AER собрала 166 самолетов.
Итальянские летчики активно использовали G.3 для разведывательных полетов вплоть до марта 1917 года, британцы также применяли эти машины для разведки и наблюдения, хотя Королевский авиакорпус имел несколько вооруженных пулеметами и легкими бомбами самолетов G.3 для атак германских позиций и колонн на марше. Из всех построенных в Великобритании G.3 в Королевский авиакорпус попали 124 машины, а 109 были переданы авиации флота, где они использовались в качестве учебных, а на начальном этапе войны - и в качестве перехватчиков германских дирижаблей. Королевский авиакорпус продолжал эксплуатировать G.3 до августа 1917 года.
В годы войны на вооружение союзных войск поступило несколько модификаций самолета: Cau 3A.2 - артиллерийский корректировщик, широко применялся на Западном фронте, в том числе и в составе бельгийских войск, в России и на Ближнем Востоке; Cau 3D.2 - учебный самолет с двойным управлением; Cau 3E.2 - учебный самолет начальной подготовки. Значительное количество G.3 переоборудовались в учебные после того, как снимались с вооружения фронтовых эскадрилий и проходили соответствующее переоборудование. На таких машинах прошли подготовку пилоты Американского экспедиционного корпуса во Франции, получившие 192 построенных во Франции самолета в 1917-1918 годах. Причем американцы и французы использовали также и специальную модификацию учебного самолета - Cau 3R.1 ("R" - "Rouleur", в переводе "буксируемый самолет"), представлявший собой одноместный самолет с "подрезанными" крыльями, не позволявшими ему подняться в воздух. Он использовался только для подготовки на наземных полигонах. Наконец, еще одной серийной модификацией G.3 стал Cau 3.12, на котором был установлен звездообразный двигатель Anzani мощностью 100 л. с.
После Первой мировой войны на самолетах G.3 было выполнено множество рекордных перелетов и опытов, наподобие посадки в январе 1919 года Жюля Ведрина на крышу знаменитой галереи "Galeries Lafayette" или установления в том же месяце женщиной-пилотом мадам де Ларош рекорда высоты для женщин (3900 м).
А одна из первых женщин-авиаторов Адриенна Болланд совершила на G.3 поистине уникальный для того времени перелет - 1 апреля 1921 года она преодолела на нем Анды по маршруту Тамаридос (Аргентина) - Сантьяго (Чили). А 31 июля 1921 года швейцарский пилот Ф. Дюрафур посадил свой G.3 на западный склон Монблана, самой высокой горы в Западной Европе, и затем совершил с него взлет.
Начиная с 1919 года, оставшиеся на хранении военные G.3 активно продавались частным владельцам, многие из которых были бывшими военными летчиками, а также передавались авиаклубам для учебно-тренировочных и туристических целей.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Caudron G.3
Тип: двухместный разведывательный и учебный самолет
Силовая установка: один ротативный двигатель Le Rhone мощностью 80 л. с. (60 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 108 км/ч; набор высоты 2000 м - за 27 мин; практический потолок 3000 м; продолжительность полета 3,5 ч
Масса: пустого 435 кг; максимальная взлетная 710 кг
Размеры: размах крыла 13,26 м; длина 6,89 м; высота 2,59 м; площадь крыльев 28,27 м1
Вооружение: наблюдатель мог брать пистолет или винтовку
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 2007-02 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (1)
Один из "Кодронов" G.III, принадлежавших наньюаньской летной школе. На крыльях и руле поворота машины нанесены эмблемы маньчжурских ВВС - пятицветные пятиконечные звезды.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / E.Ackery - Tales of an Indifferent Naval pilot (1)
Регистрационный номер : C4817 This Caudron G.III had the French official identity C4817 and an 80 h.p. Le Rhone rotary engine.
-
Мировая Авиация 85
Регистрационный номер : C4541 Двигатель Le Rhone, установленный в обтекателе в носовой части G.3, приводил во вращение двухлопастный тянущий воздушный винт. Некоторые машины оснащались другими ротативными двигателями той же мощности (Gnome или Clerget).
-
Air Enthusiast 1996-07 / C.Ashworth, P.Green - Bournemouth Bases
Caudron outside the buildings, 1918. The caption declares this to be a “70hp Renault”. Note the ‘show through’ of what seems to be a roundel on the upper starboard wing. Sopwith Pup to the left.
Другие самолёты на фотографии: Sopwith Pup - Великобритания - 1916
-
Aeroplane Monthly 1976-04 / Personal album
A Caudron G.III of the batch A3024-A3048, built by British Caudron in the late summer of 1916. Its engine is a 70 h.p. Renault, which apparently was commonly fitted to Caudrons of this batch as well as the previous batch (A1892-A1901).
-
Air Enthusiast 1996-07 / C.Ashworth, P.Green - Bournemouth Bases
“Lon Harrington with Instructor” was the original caption of this Caudron in Mr Harrington’s scrapbook. This, and the other photos in this feature was taken at ‘Bournemouth’ in 1918. It now seems certain this was Ensbury Park. The ornate lettering under the instructor’s ‘perch’ is ‘BA’ - for Bournemouth Aviation?
-
Air Enthusiast 1996-07 / C.Ashworth, P.Green - Bournemouth Bases
Another view of the Caudron trainer, giving a better view of the ‘BA’ lettering.
-
Air Enthusiast 1996-07 / C.Ashworth, P.Green - Bournemouth Bases
Another Caudron and clearly different from that previously illustrated. This was captioned “Dirty Dick” in the Harrington album. It this Anzani powered?
-
Aeroplane Monthly 1978-11 / Personal album
A well-worn, anonymous Caudron G.III with its characteristic "bath tub" accommodation for the pilot. By the time this picture was taken, the Caudron was an anachronism, with its single-surfaced wings aft of the rearmost struts (clearly visible here), and its unnecessarily cumbersome and complex empennage. This example has its 80 h.p. Anzani radial engine mounted on a greatly-extended nose, a very "unofficial" modification, perhaps to adjust the cg of the machine.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / E.Ackery - Tales of an Indifferent Naval pilot (1)
Регистрационный номер : N3066 [2] This Caudron G.III was probably N3066, from a batch of aircraft apparently delivered to Vendome, where this aircraft is known to have been in December 1916. The engine is a 100 h.p. Anzani.
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / 1986 UK Aircraft Collections and Museums Guide
Регистрационный номер : N3066 [2] Caudron G.III 3066 after restoration.
-
Aeroplane Monthly 1996-05 / J.Meadows - A matter of dress
A group of Royal Naval Air Service officers pose in front of a Caudron G.III at Chingford Aerodrome in 1915. The man in civvies in the middle of the front row is Flt Lt F. Warren Merriam, who later wrote the book First Through the Clouds.
-
История Авиации 36 / В.Зарецкий, Р.Грошев - Подготовка летных кадров русской авиации в годы Первой Мировой войны (1914-1918гг) /Ты помнишь, как все начиналось?../
"Кодрон G.3" из состава авиагруппы Гатчинской авиашколы, зима 1916-1917 гг.
-
АвиаМастер 2007-02 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (1)
Французский "Кодрон" G.III был самым распространенным самолетом в Китае вплоть до начала 1920-х годов. Он использовался как учебно-тренировочный, разведчик и даже в качестве легкого бомбардировщика.
-
АвиаМастер 2007-02 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (1)
Подготовка к учебному полету в наньюаньской летной школе. На снимке "Кодрон" G.III в варианте амфибии на оригинальном поплавковом шасси с колесами. Справа - группа французских техников и инструкторов.
-
АвиаМастер 2007-02 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (1)
Китайский летчик и французский авиамеханик в наньюаньской авиашколе перед тренировочным полетом на "Кодроне" G.III с бортовым номером "8".
-
Aeroplane Monthly 1986-05 / W.Morse - The Rotary Revolution (3)
Monosoupape applications: A Caudron seaplane of 1913
-
Air Enthusiast 1997-03 / A.Thomas - More from Mesopotamia
A 30 Squadron Caudron G.III at Magill, 1917.
-
Flight 1921-12 / Flight
CAUDRON AT THE PARIS SHOW: The old-timer used by Durafour for landing on Mont Blanc.
-
Flight 1923-01 / Flight
A Caudron Veteran: The type G.3, on which so many of our war pilots received their first tuition.
-
Aeroplane Monthly 1988-09 / Skywriters
C. R. Barnby’s photograph of a Caudron G.III of the RNAS taken at Gibraltar in 1915; at the time, his father was in command of Gibraltar Air Station Straits Patrol.
-
Aeroplane Monthly 1977-09
Регистрационный номер : F-PSYL Caudron G.3 reproduction F-PSYL, built by the late Jean Salis of France, al Ashford (Lympne) in September 1971.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / Personal album. Civil
Регистрационный номер : OO-ELA Caudron G.III OO-ELA at Lympne in 1936. Built in France and ferried from Belgium by Ken Waller on May 20, 1936, it was kept at Brooklands - retaining its Belgium registration though registered G- AETA. It was subsequently owned by Richard Nash and the Royal Aeronautical Society's collection, and today forms part of the RAF Museum's collection of static aircraft at Hendon.
-
Flight 1922-06 / Flight
MACHINE IN THE GET-OFF COMPETITION: Goron pulls up his antiquated Caudron.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / E.Ackery - Tales of an Indifferent Naval pilot (1)
A Caudron G.III flying at Geneva in July 1955.
-
Aeroplane Monthly 1981-11 / E.Ackery - Tales of an Indifferent Naval pilot (1)
The RNAS used the Caudron G.III for training purposes and 124 were used in the service, mainly at Vendome.
-
Flight 1936-06 / Flight
Some of the old types which will be seen at the R.A.F. Display at Hendon on Saturday: The Caudron biplane
-
Flight 1936-05 / Flight
The Caudron and the Moth in close company. Note Mr. Waller's perch at the extreme rear of the nacelle.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Gipsy Moth / Moth X - Великобритания - 1928
-
Flight 1936-09 / Flight
Mr. K. K. Brown, chief instructor of the Cinque Ports Club, flies Mr. Ken Waller's 1912 Caudron, while M. Guy Hansez provides a contrast with its 1935-1936 descendant, the Simoun.
Другие самолёты на фотографии: Caudron C.500 / C.520 / C.620 / C.630 Simoun - Франция - 1934
-
Flight 1936-06 / Flight
The ancient Caudron. Everything is sartorially in keeping save the telephone tubes, which were not used in 1912.
-
Flight 1920-04 / Flight
The line-up for the cross-country race at Bournemouth on Easter Monday. From left to right the machines are Caudron G.3 (70 h.p. Renault), F.E.2b (160 h.p. Beardmore), De H.6 (80 h.p. Renault), Avro (110 h.p. Le Rhone), Avro (110 h.p. Le Rhone), Avro (110 h.p. Le Rhone). The course was a double-circuit from the Bournemouth Aerodrome, round Christchurch Priory, a distance of 20 miles.
Другие самолёты на фотографии: Avro Avro 504 - Великобритания - 1913De Havilland D.H.6 - Великобритания - 1917RAF F.E.2 - Великобритания - 1914
-
Aeroplane Monthly 1993-08 / M.Oakey - Grapevine
The Salis Collection’s new Caudron G.III is nearing completion.
-
Flight 1922-12 / Flight
Caudron
- Фотографии