Caudron G.3
Страна: Франция
Год: 1913


Двухместный разведывательный и учебный самолет
Описание
Фотографии
Caudron G.2 и G.3

  В мае 1914 года появился самолет Caudron G.3 (или G.III), созданный братьями Рене и Гастоном Кодрон. Ему предшествовали почти 20 различных проектов и около 150 построенных машин. Новый самолет во многом напоминал более ранний Type B.
  G.3 представлял собой полутораплан, причем поперечное управление осуществлялось отклонением крыла (гошированием), и лишь на более поздних машинах для этой цели на верхнем крыле были установлены элероны. Самолет мог использоваться в качестве разведывательного - пилот и наблюдатель размещались в открытых кабинах по схеме тандем. G.3 был спроектирован на базе одноместного G.2, который также строился серийно и принимал участие в многочисленных авиасалонах в 1913-1914 годах.
  Военное предназначение G.3 планировалось изначально, поэтому с началом Первой мировой войны на машину поступили крупные заказы - в первые два года войны самолет активно использовался для разведки и корректировки огня артиллерии. Но с появлением у противника скоростных истребителей и развитием тактики борьбы с аэропланами обладавший малой скоростью G.3 в середине 1916 года был снят с вооружения находившихся на фронте французских эскадрилий.
  В общей сложности за годы войны во Франции были выпущены 2450 самолетов G.3, еще 233 самолета выпустила британская "British Caudron Co. Ltd", а расположенная около Турина компания AER собрала 166 самолетов.
  Итальянские летчики активно использовали G.3 для разведывательных полетов вплоть до марта 1917 года, британцы также применяли эти машины для разведки и наблюдения, хотя Королевский авиакорпус имел несколько вооруженных пулеметами и легкими бомбами самолетов G.3 для атак германских позиций и колонн на марше. Из всех построенных в Великобритании G.3 в Королевский авиакорпус попали 124 машины, а 109 были переданы авиации флота, где они использовались в качестве учебных, а на начальном этапе войны - и в качестве перехватчиков германских дирижаблей. Королевский авиакорпус продолжал эксплуатировать G.3 до августа 1917 года.
  В годы войны на вооружение союзных войск поступило несколько модификаций самолета: Cau 3A.2 - артиллерийский корректировщик, широко применялся на Западном фронте, в том числе и в составе бельгийских войск, в России и на Ближнем Востоке; Cau 3D.2 - учебный самолет с двойным управлением; Cau 3E.2 - учебный самолет начальной подготовки. Значительное количество G.3 переоборудовались в учебные после того, как снимались с вооружения фронтовых эскадрилий и проходили соответствующее переоборудование. На таких машинах прошли подготовку пилоты Американского экспедиционного корпуса во Франции, получившие 192 построенных во Франции самолета в 1917-1918 годах. Причем американцы и французы использовали также и специальную модификацию учебного самолета - Cau 3R.1 ("R" - "Rouleur", в переводе "буксируемый самолет"), представлявший собой одноместный самолет с "подрезанными" крыльями, не позволявшими ему подняться в воздух. Он использовался только для подготовки на наземных полигонах. Наконец, еще одной серийной модификацией G.3 стал Cau 3.12, на котором был установлен звездообразный двигатель Anzani мощностью 100 л. с.
  После Первой мировой войны на самолетах G.3 было выполнено множество рекордных перелетов и опытов, наподобие посадки в январе 1919 года Жюля Ведрина на крышу знаменитой галереи "Galeries Lafayette" или установления в том же месяце женщиной-пилотом мадам де Ларош рекорда высоты для женщин (3900 м).
  А одна из первых женщин-авиаторов Адриенна Болланд совершила на G.3 поистине уникальный для того времени перелет - 1 апреля 1921 года она преодолела на нем Анды по маршруту Тамаридос (Аргентина) - Сантьяго (Чили). А 31 июля 1921 года швейцарский пилот Ф. Дюрафур посадил свой G.3 на западный склон Монблана, самой высокой горы в Западной Европе, и затем совершил с него взлет.
  Начиная с 1919 года, оставшиеся на хранении военные G.3 активно продавались частным владельцам, многие из которых были бывшими военными летчиками, а также передавались авиаклубам для учебно-тренировочных и туристических целей.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Caudron G.3

  Тип: двухместный разведывательный и учебный самолет
  Силовая установка: один ротативный двигатель Le Rhone мощностью 80 л. с. (60 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 108 км/ч; набор высоты 2000 м - за 27 мин; практический потолок 3000 м; продолжительность полета 3,5 ч
  Масса: пустого 435 кг; максимальная взлетная 710 кг
  Размеры: размах крыла 13,26 м; длина 6,89 м; высота 2,59 м; площадь крыльев 28,27 м1
  Вооружение: наблюдатель мог брать пистолет или винтовку
Один из "Кодронов" G.III, принадлежавших наньюаньской летной школе. На крыльях и руле поворота машины нанесены эмблемы маньчжурских ВВС - пятицветные пятиконечные звезды.
This Caudron G.III had the French official identity C4817 and an 80 h.p. Le Rhone rotary engine.
Двигатель Le Rhone, установленный в обтекателе в носовой части G.3, приводил во вращение двухлопастный тянущий воздушный винт. Некоторые машины оснащались другими ротативными двигателями той же мощности (Gnome или Clerget).
Caudron outside the buildings, 1918. The caption declares this to be a “70hp Renault”. Note the ‘show through’ of what seems to be a roundel on the upper starboard wing. Sopwith Pup to the left.
A Caudron G.III of the batch A3024-A3048, built by British Caudron in the late summer of 1916. Its engine is a 70 h.p. Renault, which apparently was commonly fitted to Caudrons of this batch as well as the previous batch (A1892-A1901).
“Lon Harrington with Instructor” was the original caption of this Caudron in Mr Harrington’s scrapbook. This, and the other photos in this feature was taken at ‘Bournemouth’ in 1918. It now seems certain this was Ensbury Park. The ornate lettering under the instructor’s ‘perch’ is ‘BA’ - for Bournemouth Aviation?
Another view of the Caudron trainer, giving a better view of the ‘BA’ lettering.
Another Caudron and clearly different from that previously illustrated. This was captioned “Dirty Dick” in the Harrington album. It this Anzani powered?
A well-worn, anonymous Caudron G.III with its characteristic "bath tub" accommodation for the pilot. By the time this picture was taken, the Caudron was an anachronism, with its single-surfaced wings aft of the rearmost struts (clearly visible here), and its unnecessarily cumbersome and complex empennage. This example has its 80 h.p. Anzani radial engine mounted on a greatly-extended nose, a very "unofficial" modification, perhaps to adjust the cg of the machine.
This Caudron G.III was probably N3066, from a batch of aircraft apparently delivered to Vendome, where this aircraft is known to have been in December 1916. The engine is a 100 h.p. Anzani.
Caudron G.III 3066 after restoration.
"Кодрон G.3" из состава авиагруппы Гатчинской авиашколы, зима 1916-1917 гг.
Французский "Кодрон" G.III был самым распространенным самолетом в Китае вплоть до начала 1920-х годов. Он использовался как учебно-тренировочный, разведчик и даже в качестве легкого бомбардировщика.
Подготовка к учебному полету в наньюаньской летной школе. На снимке "Кодрон" G.III в варианте амфибии на оригинальном поплавковом шасси с колесами. Справа - группа французских техников и инструкторов.
Китайский летчик и французский авиамеханик в наньюаньской авиашколе перед тренировочным полетом на "Кодроне" G.III с бортовым номером "8".
Monosoupape applications: A Caudron seaplane of 1913
A 30 Squadron Caudron G.III at Magill, 1917.
CAUDRON AT THE PARIS SHOW: The old-timer used by Durafour for landing on Mont Blanc.
A Caudron Veteran: The type G.3, on which so many of our war pilots received their first tuition.
Caudron G.3 reproduction F-PSYL, built by the late Jean Salis of France, al Ashford (Lympne) in September 1971.
MACHINE IN THE GET-OFF COMPETITION: Goron pulls up his antiquated Caudron.
A Caudron G.III flying at Geneva in July 1955.
The RNAS used the Caudron G.III for training purposes and 124 were used in the service, mainly at Vendome.
Some of the old types which will be seen at the R.A.F. Display at Hendon on Saturday: The Caudron biplane
The Caudron and the Moth in close company. Note Mr. Waller's perch at the extreme rear of the nacelle.
Mr. K. K. Brown, chief instructor of the Cinque Ports Club, flies Mr. Ken Waller's 1912 Caudron, while M. Guy Hansez provides a contrast with its 1935-1936 descendant, the Simoun.
The ancient Caudron. Everything is sartorially in keeping save the telephone tubes, which were not used in 1912.
The line-up for the cross-country race at Bournemouth on Easter Monday. From left to right the machines are Caudron G.3 (70 h.p. Renault), F.E.2b (160 h.p. Beardmore), De H.6 (80 h.p. Renault), Avro (110 h.p. Le Rhone), Avro (110 h.p. Le Rhone), Avro (110 h.p. Le Rhone). The course was a double-circuit from the Bournemouth Aerodrome, round Christchurch Priory, a distance of 20 miles.
The Salis Collection’s new Caudron G.III is nearing completion.
Caudron